СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бианковские чтения "Учимся писать лимерики"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научит писать детей ирландские пятистишия очень просто! Произведения В.Бианки в этом помогут.

Просмотр содержимого документа
«Бианковские чтения "Учимся писать лимерики"»

VII Бианковские чтения

«Литературная гостиная»

Цель:

* развивать устную и письменную речь учащихся, развивать интерес к родному слову, интерес к изучению творчества В. Бианки;

* развивать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова, воспитывать ответственность за свою работу, воспитывать умение слушать и слышать окружающих;

* развивать чувства товарищества, сопереживания и ответственности, умения взаимодействовать и сотрудничать.

Оборудование: портрет В. Бианки,

текст рассказа В. Бианки «Кто чем поет?»,

иллюстрации к рассказу.


Приветствие

- Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему…
- Привет!
- С улыбкой солнце дарит свет, нам, посылая свой…
- Привет!
- При встрече через много лет, вы крикните друзьям…
- Привет!
- И улыбнутся вам в ответ от слова доброго…
- Привет!
- И вы запомните совет: дарите всем друзьям…
- Привет!
- Давайте дружно, все в ответ, друг другу скажем мы…
- Привет!

Знакомство

- Ребята! При встрече, мне помнится,

Обязательно надо познакомиться!

И теперь ваша помощь, ребята, нужна:

Назовите-ка ваши имена!

(дети называют)- одновременно.


-Ой-ой-ой! Ничего не поняла! Нет, так не пойдет. Так у нас ничего не получится. Сделаем так: я называю имя, а те, кому оно принадлежит, отзываются. Договорились? Начали! Саши! Оли! Наташи! Коли! Вани! Пети! Оксаны! Тани... и т.п.

Постановка цели


Поздоровались прекрасно,
Познакомились классно,
Теперь работать надо начинать.

Нам предстоит стихи сочинять.




Поэзия возникла раньше прозы. Самые древнейшие произведения писались только в стихах.


Во многих развитых культурах умение сочинять стихи считалось обязательным для хорошо образованного человека. Государственные чиновники в Древнем Китае сдавали экзамены по стихосложению. Японские самураи наряду с боевыми искусствами изучали искусство сочинения стихов. «Все они герои, все они таланты, все они поэты», – так характеризует Б. Окуджава блестящих молодых людей из свиты русского царя.

Сочинение стихов способствует развитию речи, литературного и, вообще, художественного вкуса. Развивается образное мышление, повышается общий интеллектуальный уровень. «Колоссальным ускорителем мышления» назвал поэзию И. Бродский.


Стихосложение учит внимательнее относиться к слову, что, в свою очередь, способствует повышению грамотности. Причём грамотность понимается здесь в широком смысле – не только как орфография и пунктуация, но и как стилистическая грамотность, как умение правильно пользоваться всеми богатствами русского языка.


Творческий поиск

Ты можешь сказать простую фразу: «Я вчера смотрел кино, мне оно понравилось». А можешь сказать ту же самую фразу иначе:

Я вчера смотрел кино,

Мне понравилось оно.

Что получилось?

Теперь твоя фраза превратилась в стихи. Почему?

Во-первых, стихотворение должно быть разделено на небольшие части примерно равной длины. Каждая такая часть пишется с новой строки, обычно – с большой буквы, и называется стих. Первый стих – «Я вчера смотрел кино», второй стих – «Мне понравилось оно».

Во-вторых, в стихотворении (правда, не во всяком) есть рифмы. В первом примере это слова «кино» и «оно».

В-третьих, в стихотворении должен быть ритм. Он зависит от чередования ударных и неударных слогов. . А пока просто сравни два примера:

Я вчера смотрел кино,

Мне понравилось оно.

И –

Я позавчера смотрел кино,

Мне не очень понравилось оно.

Во втором примере ритм нарушен, и он звучит хуже первого. Но ритм в первом примере можно нарушить и простой перестановкой слов:

Вчера смотрел я кино,

Понравилось мне оно.

Итак, важные признаки стихотворения, по которому его можно отличить от прозы (проза – всё то, что не является стихами), это: 1) разделение на небольшие, примерно одинаковые по длине строчки – стихи; 2) наличие рифм; 3) наличие ритма.

1.      Упражнение 

Определи, какой отрывок написан стихами, а какой прозой. Объясни свой выбор.

А)  Из густых ёлок вышел под берёзу заяц и остановился, увидя большую поляну. Не посмел прямо идти на ту сторону. Вот он остановился, прислушался.

М. Пришвин

Б)  Росинка дрожала

На тонком листке.

Речонка дышала,

Шурша в тростнике.

К. Бальмонт

2.      Упражнение 

В этом упражнении стихотворные отрывки записаны в строчку и не разделены на стихи. Ты должен отличить стихотворные отрывки от прозаических. Потом выписать стихотворные отрывки, разделяя их на стихи и записывая каждый стих с новой строчки и с большой буквы.

А)  У охотника жили в комнате два маленьких лисенка. Это были шустрые и беспокойные зверьки. (Е. Чарушин)

Б)  Осень! Осыпается  весь наш бедный сад, листья пожелтелые по ветру летят;


3.      Упражнение 

Сочини своё четверостишье, если слова в нём оканчиваются на

ЗОЛОТАЯ – ЗЛАЯ, ХОЛОДАТЬ – МЕЧТАТЬ.

А из слов окошко – лукошко, двор – мухомор?


А сейчас даю заданье вам загадки на вниманье:

В лесу, уж позабыл в котором,

Однажды птицы пели… (хором)

Усевшись крепко на суку

Петух кричал ….(кукареку)

И каждый раз в ответ ему


Корова нежно отвечала… (му-му)

А рядом крошке снегирю

Шептала свинка …(хрю-хрю-хрю)

Не разобрать никак слова

Кричат лягушки… (ква-ква-ква)


И, улыбнувшись сам себе

Козел ответил нежно… (ме-ее)

Сказать певцам хотела «браво!»,

Но вышло лишь у кошки … (мяу)

Собачки лают гав гав- гав.


А теперь Загадки - перевертыши...(будьте внимательны):


Вышел зайчик погулять,

Лап у зайца ровно...(не пять, а четыре)


У меня собачка есть,

У нее хвостов аж...(не 6, а 1)


Есть веселая примета:

Выпал снег - встречайте...(зиму)


Вьюга воет, словно дрель,

На дворе стоит... (не апрель, а февраль)


День рожденья на носу,

Испекли мы ... (не колбасу, а торт)


У Иринки и Оксанки

Трёхколесные есть ...(не санки, а велосипед)

Игра «переставлялочка»

Воробей

В.Степанов


Осень заглянула в сад-

Улетели птицы

За окном шуршат с утра

Жёлтые метели.


Под ногами первый лёд

Крошится, ломается.

Воробей вздохнёт в саду,

А стесняетсязапеть –


Заглянула осень в сад-

Птицы улетели.

За окном с утра шуршат

Жёлтые метели.

Под ногами первый лёд

Крошится, ломается.

Воробей в саду вздохнёт,

А запеть –

Стесняется.


Тучка прячется за лес,
Смотрит солнышко с небес.
И такое чистое,
Доброе, лучистое.
Если б мы его достали,
Мы б его расцеловали.


Если мы хотим вырастить мыслящих людей, а не заторможенных исполнителей чужих распоряжений, то мы никак не должны лишать детей такого “витамина роста”, как игровые стихи с юмором, парадоксами, небывальщиной, лимерики. Что такое лимерик? Это короткое стихотворение из 5-ти строк. Оно должно быть немного сказочным, загадочным, в нём можно использовать непонятные слова, элементы нелепицы и небывальщины. Лимерики начали придумывать в ирландском городе Лимерик. Английский поэт и художник Эдвард Лир был страстный любитель весёлой чепухи. Свою любовь к чепухе воплощал в лимериках, которые сам иллюстрировал смешными рисунками.

Модель составления лимерика.

1.Жил-был (объект)

2.Какой (сравнение или указание на свойства предмета)

3.Что делал? (действие или взаимодействие с др. предметами)

4.С кем общался?

5.Вывод: мораль или утверждение

“В одном лесу жила сова,

Очень старая была.

Днём на веточке дремала,

Ночью на охоту вылетала!

Ну очень странная птица!


“Жил-был гусь,

Всем он говорил: “Боюсь!”

Плавать в речке он боялся!

Никогда он не купался!

Вот какой гусь-Трусишка!”

Проводится физкультминутка «Осень».


Ветер по лесу летал, Дети поднимаются и опускаются

Ветер листики считал, на носочки, машут руками, имитируя полет.

Вот дубовый, Останавливаются, считают,

Вот кленовый, загибаяпо одному пальцу.

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой.

Вот последний лист с осинки Разводят резко руки в стороны,

Ветер бросил на тропинку. имитируя бросание листьев.


4. Самостоятельная творческая работа.


Саранча в траве жила,

Скрипочка зеленая у неё была.

Она на ней играла,

Всех на лугу развлекала.

Веселая была Саранча.



Жил-был Шмель усатый,

Большой, пушистый, полосатый.

Вокруг цветка жужжал,

Всех насекомых собирал.

Он любил карнавал.



Прилетел Дятел на сук,

На нем пестренький сюртук.

Он деревья лечит.

Постучит – им легче.

Лесной доктор – добрый дятел.



Жил в лесу воробей,

Был он всех веселей.

Много летал по зеленым лугам,

Веселые песни пел друзьям.

Любил своих друзей воробей.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!