СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Библейские сюжеты в картинах Эрмитажа

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

В собрании Эрмитажа в зале  Рембранта есть две картины, сюжет которых связан с Давидом.

Просмотр содержимого документа
«Библейские сюжеты в картинах Эрмитажа»

Библейские сюжеты в картинах Эрмитажа. Цикл лекций. Часть IV 

ДАВИД

Дави́д — второй царь Израиля. Царствовал 40 лет: семь лет и шесть месяцев был царём Иудеи, затем 33 года — царём объединенного царства Иудеи и Израиля (со столицей в Иерусалиме). Образ Давида является образом идеального властителя, из рода которого (по мужской линии), согласно еврейскому преданию, выйдет Мессия, что уже осуществилось, согласно христианской Библии, где подробно описано происхождение Мессии — Иисуса Христа от царя Давида.

  В собрании Эрмитажа в зале  Рембранта есть две картины, сюжет которых связан с Давидом.




Рембрандт Харменс Ван Рейн "Давид и Ионафан"

Царь Саул завидовал молодому полководцу Давиду, чья военная слава превзошла его собственную, и велел сыну Ионафану убить его. Но Ионафан, любивший Давида, известил его об этом. Они договорились встретиться после того, как Ионафан попытается умилостивить царя. Но Саул, после разговора с сыном, разозлился еще больше. Теперь Давиду оставалось одно - бежать из страны. Перед расставанием друзья встретились у камня Азель, где прятался Давид.


На картине плачущий Давид уткнул лицо в грудь Ионафана. Обликом и поведением он больше напоминает женщину. А Ионафану Рембрандт придал свои черты. Возможно, изображая прощание двух библейских героев, художник рассказывал о своей утрате. Летом 1642 года после долгой болезни, медленно угасая, умерла Саския. Темные облака на картине затягивают солнце.

 
Но существует и другая версия по поводу персонажей этой картины. Ведь Давид и Ионафан были друзьями, то есть людьми примерно одинаковыми по возрасту. Давид был молод, значит, молод был и Ионафан. Однако человек, стоящий к нам лицом, явно уже в преклонных годах, он по возрасту не похож на сына живущего - и очень активно живущего - царя Саула. И объятия этих людей напоминают больше не объятия двух товарищей, отважных воинов, которых разлучает судьба, а объятия отца с сыном. Это картина написана на излюбленный художником сюжет: возвращение блудного сына, точнее, его варианта, взятого из Ветхого Завета. Один из них действительно Давид, но это тот, который стоит к нам лицом. А припадающий к его груди юноша - его бунтующий сын Авессалом. В трагической истории их взаимоотношений был эпизод, когда Авессалом пришел каятся к отцу, и тот его простил. Очевидно, такое понимание картины больше соответствует ее содержанию, чем то, которое принято. И называться она должна "Давид и Авессалом".

 

Другая картина  написана на сюжет, который лег в основу не одного художественного произведения - Давид, Версавия и Урия



Рембрандт (1606—1669) Давид и Урия

На вершине своего могущества, Давид впал в грех. Увидев красивую купающуюся женщину и узнав, что это Вирсавия, жена Урии, одного из его храбрых воинов, Давид, несмотря на это, послал за нею.

Вирсавия была вынуждена подчиниться. Когда царю стало известно, что она ждет от него ребенка, он вызвал её мужа из похода. Однако Урия перед всем двором отказался войти в свой дом, чем спутал планы Давида, надеявшегося, что с прибытием Урии беременность Вирсавии будет связываться с именем её мужа. Давид послал приказ отправить Урию в такое место, где бы тот погиб в сражении. Урия пал в бою. Вирсавия официально сделалась женою Давида и родила ему сына. Тогда Бог послал к царю пророка Нафана, который объявил приговор: не отступит меч от дома Давида вовеки, и жёны его будут открыто отданы другому. Действительно, так и произошло. Их первый ребёнок прожил всего несколько дней. Давид позже раскаивался в содеянном. Эта история послужила сюжетом для многих известных живописных полотен. Сын его должен умереть, но смертный приговор самому Давиду будет отменён, ибо он признал свой грех. Прощение распространилось и на брак с Вирсавией, от которой теперь родился преемник Давида — Соломон.



 

В картине Рембрандта на первом плане – Урия, покидающий царские покои. Побледневшее лицо, полузакрытые глаза, жест руки лаконично и выразительно говорят о душевном состоянии человека, предпочитающего смерть бесчестию.

Неизвестны в точности ни дата написания, ни сюжет этой прекрасной картины, что стало поводом для различных предположений. По одной версии, эта работа связана с «Артаксерксом, Аманом, и Эсфирью». Считается, что здесь изображено отстранение Амана от дел или же момент, когда он получает у царя позволение истребить всех иудеев.

Стоит отметить, что не только эти две картины Рембранта оказались предметом споров искусствоведов. Знаменитая «Даная» - одна из самых спорных его картин именно из-за сюжета. Изучение содержания картины искусствоведами продолжалось многие десятилетия: одни утверждали, что художник изобразил не Данаю, а Мессалину - жену римского императора Клавдия, известную своим распутством. Другие считали, что на картине - античная богиня любви и красоты Венера, ожидающая на своем ложе бога войны Марса. Выдвигалась версия, что героиня Рембрандта - Вирсавия, жена полководца Урии, ожидающая в роскошных покоях царя Давида. Версий было выдвинуто больше десятка, однако по тем или иным причинам они последовательно отвергались.

Вирсавия за туалетом.(1619) Эрмитаж.
Ластман, Питер

Вирсавия у фонтана. ок. 1635
Рубенс, Питер Пауль

В Книге Царств есть рассказ о царе Иеровоаме, который был виновником разделения еврейской монархии после смерти Соломона на два царства — Иудейское и Израильское — и основателем первой Израильской династии. Апогеем его политики стала религиозная реформа. На границе с Иудейским царством  были установлены идолы золотых тельцов, причем он сам совершал им жертвоприношения.


 Экхаут, Гербрандт Янс ван ден - Жертвоприношение Иеровоама в Вефиле

ЭСФИРЬ

В той части Ветхого завета, которая называется Писания, есть Книга Эсфирь, рассказывающая об одной из знаменитых библейских женщин, спасшей свой народ в эпоху владычества персидского царя Ксеркса (именуемого в Библии Артаксерксом). Эсфирь, так же как и Версавия, стала героиней многих театральных постановок,  музыкальных произведений и живописных полотен. Художники итальянского Ренессанса Боттичелли, Мантенья и Тинторетто отразили на своих полотнах те или иные события, связанные с её жизнью. Её писали Рубенс и Рембрандт, ей посвятил свою ораторию Гендель, а великий французский драматург Расин написал трагедию «Эсфирь».

Эсфирь была родственницей и воспитанницей еврея Мардохея,однажды спасшего жизнь персидскому царю Артаксерксу. Когда царь выбирал себе новую жену,  выбор его пал на Эсфирь. Эсфирь была не только красива. Это была тихая, скромная, но энергичная и горячо преданная своему народу и своей религии женщина.

Возвышение иудейки возбудило и зависть и злобу у некоторых придворных и особенно у Амана — амаликитянина, пользовавшегося властью с крайним высокомерием и деспотизмом. Раздражённый тем, что Мардохей относился к нему без раболепства, Аман решил погубить не только его самого, но и весь его народ, и добился согласия царя на издание указа об истреблении евреев. Узнав об этом, Мардохей потребовал от Эсфири, чтобы она заступилась перед царём за свой народ. Мужественная Эсфирь под страхом потерять своё положение и жизнь, вопреки строгому придворному этикету явилась к царю без приглашения и убедила его посетить приготовленный ею пир, во время которого и обратилась к нему с просьбой о защите. Узнав в чём дело, царь приказал повесить Амана на той виселице, которую он приготовил было для Мардохея, а в отмену указа об истреблении иудеев разослан был новый указ: о праве их противиться исполнению первого. В силу этого указа иудеи, с оружием в руках, восстали на защиту своей жизни и избили множество врагов, причём и десять сыновей

Амана подверглись одной участи со своим отцом.

Пуссен, Никола - Эсфирь перед Артаксерксом




Пуссен, Никола - Эсфирь перед Артаксерксом

 

Стен, Ян - Эсфирь перед Артаксерксом

 

Лефевр, Валантен - Эсфирь перед Артаксерксом.

ТОВИТ

Товит — израильтянин, о котором рассказывается в Книге ТовитаКогда и кем написана эта книга — неизвестно. В еврейском тексте Библии её нет. Она принадлежит  к числу второканонических книг Ветхого Завета.

Тавит отличался праведностью в своей родной стране и не оставил благочестивого образа жизни и в плену.В Книге рассказывается об ослепшем Товите и его сыне Товии, чьим проводником был ангел Рафаил.

В плену иудеев подвергали  гонениям, причём им под страхом смерти запрещали погребать согласно религиозному ритуалу казнённых единоверцев. Благочестивый Товит, пренебрегая опасностью, хоронил тела мучеников; он тратил свои скудные средства на помощь всем нуждающимся и, в конце концов, сам впал в полную нищету. Ко всем своим бедам он ещё и ослеп.

Товит молит Бога о близкой смерти, но прежде, чем умереть, ему надо позаботиться о своём сыне Товии. Отец посылает мальчика в далёкую Мидию (местность в пределах нынешнего Ирана), где у него остались кое какие сбережения. В долгом и опасном пути его сопровождают верный пёс Нимврод и некий Азария. В волнах реки Тигр мальчик вступил в бой с напавшей на него огромной рыбиной. Из схватки он вышел победителем и вытащил свою добычу из воды. Азария велел Товии взять с собой желчный пузырь рыбы.

Когда с серебром, принесенным из Мидии, все трое вернулись в Ниневию, мальчик, по совету Азарии, смазал рыбьей желчью глаза отца, от чего тот немедленно прозрел. Полные благодарности Товит с сыном просят Азарию взять себе половину принесенных денег, но тот отказывается. Приняв свой настоящий вид, он превращается в архангела Рафаила, специально посланного Богом, чтобы спасти праведника и его семью.


Строцци, Бернардо - Исцеление Товита


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!