СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Библиотечно-библиографическое занятие. 3 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Библиотечно-библиографическое занятие.

Цель: познакомить обучающихся с понятием периодические издания, видами этих изданий, их многообразием; воспитывать интерес к чтению.

Просмотр содержимого документа
«Библиотечно-библиографическое занятие. 3 класс.»

«За «Нотициэ скриттэ» всего одна газетта…»

Газеты и журналы для детей

Библиотечно-библиографическое занятие. 3 класс.

Оленева Татьяна Геннадьевна,

педагог - библиотекарь,

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7»

г.Котлас

Класс /возраст: обучающиеся 3 класса.

Форма проведения

Библиотечно-библиографическое занятие.

Цель:

Цель: познакомить обучающихся с понятием периодические издания, видами этих изданий, их многообразием; воспитывать интерес к чтению.

Задачи:

1) образовательные: создать каждому участнику условия для практической реализации своих способностей, интеллектуальных умений, расширения кругозора; умение работать с текстом периодических изданий;

2) развивающие: способствовать развитию у учащихся интеллектуального, творческого и духовного потенциала; познавательного интереса;

3) воспитательные: воспитывать интерес к чтению, стремление получать новые знания через чтение периодических изданий.

Ожидаемые результаты:

В ходе проведения занятия обучающиеся получат следующие УУД:

- Постановка цели, индивидуальная и групповая деятельность, организация деятельности.

- Усвоение информации с помощью компьютера, работа с периодическими изданиями, анализ деятельности, систематизация знаний.

- Умение рассуждать, отвечать на вопросы, слушать и слышать собеседника, задавать вопросы на понимание и обобщение

- Самопознание, самооценка, личная ответственность, умение найти выход из незнакомой ситуации.

План мероприятия

1) Вступительное слово педагога - библиотекаря (об истории появления газет и журналов) – 10 мин.

2) Физкультминутка – 2 мин.

2) Презентация «Вести со всей планеты»(с элементами игровой деятельности) - 8 мин.

3) Работа с журналом «Мурзилка» (рубрика «Галерея искусств «Мурзилки») – 12 мин.

4) Проверка работы с текстом – 8 мин.

5) Газеты и журналы, которые читают в твоей семье. – 2 мин.

5) Подведение итогов занятия, домашнее задание - 3 мин.

Технические средства для занятия: средства демонстрации презентации (компьютер, мультимедийный проектор, экран), ретро журналы, выставкажурналов, выписываемых школьной библиотекой, раздаточный материал («Галерея искусств «Мурзилки»).

Предварительная подготовка

Познакомиться с газетами и журналами, которые читают в семье.

Ход мероприятия

Здравствуйте, ребята, наше занятие сегодня называется «За «Нотициэ скриттэ» всего одна газетта…». Как вы думаете, чему оно посвящено? (Ответы ребят). Действительно сегодня мы поговорим о газетах и журналах. Они по-прежнему занимают в жизни современного человека особое место. Печатное слово кажется более весомым, чем информация услышанная или увиденная, потому что даёт возможность не спеша подумать над прочитанным вернуться к нему ещё раз если есть необходимость.

А задавались ли вы когда-нибудь вопросом: какими журналы и газеты были век или два тому назад? Как вообще появились они на свет? Когда? Где?

История эта очень интересная и давняя. И начинается она задолго до того, как был придуман печатный станок. Газета – более раннее изобретение человечества, чем журнал. Как и многое другое, появились они неспроста. Как вы думаете почему они появились? (Ответы ребят). Правильно, потому что была в них насущная необходимость.

Во все времена человеку нужно было знать новости, «владеть информацией», говоря современным языком. Каковы цены на ярмарке в соседнем городе? Что происходит на границах с соседними государствами? Где побывали путешественники? Однако до чего же трудно распространялась в старину информация! Новости разносили странники, которые зачастую и узнавали их не от очевидцев, а от таких же, как они сами. Так что за достоверность никто не отвечал. Вести о важных событиях, случившихся в дальних краях, доходили через месяцы, а то и годы. Повеления владык доставляли в дальние концы государств гонцы и оглашали их на городских площадях, но услышать их, конечно, доводилось далеко не всем.

Так что очень удачной оказалась идея одного безымянного человека, решившего, что неплохо бы собирать все новости в каком-нибудь определённом месте, чтобы с ними мог ознакомиться каждый желающий. Так появилась однажды на городской площади специальная доска, где постоянно стали вывешивать письменные сообщения о событиях, достойных внимания, распоряжения властей, ценах и прочих интересных событиях.

К сожалению, не только имени изобретателя мы не знаем, но и точного времени и места, где это произошло. Однако идея быстро распространилась. Во всех античных городах, в странах Востока регулярно появлялись такие сводки новостей. Ну чем не газета?

Но всё-таки хорошо бы не ходить куда-то за новостями, а всегда иметь их под рукой в случае необходимости! И со временем «стенную газету», вывешенную на площади, стали переписывать и распространять среди горожан. История сохранила названия этих самых первых рукописных газет. В Древнем Риме это была «Акта Диурна» («События дня»); в Древнем Китае «ТчиньПао» («Новости столицы»).

Однако есть на свете город, жители которого не согласны с тем, что газету изобрели где-то на стороне. Ведь именно здесь газета впервые стала именоваться газетой. Город этот – Венеция. Рукописный листок с новостями назывался в Венеции "НотциэСкриттэ» («Письменные новости») и выпускало его в 16 веке правительство Венеции. А «газетта» - это название венецианской монеты того времени. Ровно столько платили за «НотициэСкриттэ», и в конце концов саму рукопись стали именовать газетой.

В 1631 году в Париже было основано издание листка новостей, назвали его с лёгкой руки венецианцев «Газетой» и это слово начало путешествие по другим странам. И хоть позже выпускам новостей давались самые разные названия, сам тип такого оперативного издания до сих пор именуется газетой. Французская газета была уже не рукописной, а напечатанной в типографии.

В 1665 году произошло ещё одно примечательное событие: в Париже вышел из печати первый номер периодического издания под названием «Журналь де Саван». Это был первый в мире журнал.

Ну а когда же появились периодические издания в нашей стране? Сложилось мнение, что основоположником был, как и во многом другом царь Пётр Великий. Однако, оказывается, ещё в 70-х годах 17 века царь Алексей Михайлович распорядился по налаженной почтовой связи доставлять в Россию только-только появлявшиеся печатные иностранные газеты. Тогда же по приказу царя появились «Куранты» - рукописная газета, представлявшая собой свод важнейших зарубежных новостей. Но первая печатная газета «Ведомости» стала печататься в Москве, с января 1703 года по указу Петра I. Выходили «Ведомости» через 2-3 дня и представляли собой лист (иногда несколько) форматом меньше теперешней школьной тетрадки. Первый номер газеты правил сам царь. Первый же российский журнал вышел уже после Петра. Он издавался как приложение к правительственной газете «Санкт-Петербургские новости».

Ребята, скажите почему наше занятие названо «За «Нотициэ скриттэ» всего одна газетта…»?(Ответы ребят).

А сейчас небольшая физкультминутка!

Отдохнули? Продолжаем занятие. Я предлагаю посмотреть презентацию «Вести со всей планеты».

В ходе просмотра дети знакомятся с понятиями: периодическая печать; отличие газеты от журнала; журналист, редколлегия, тираж, экземпляр. Периодические издания для детей: литературно-художественные, научно-популярные, юмористические и развлекательные. Подробнее остановимся на журналах, которые выписывает школьная библиотека: «Мурзилка», «GEOлёнок», «Том и Джерри».

А сейчас небольшое практическое задание. Я раздам вам вкладку из журнала «Мурзилка» - «Галерея искусств Мурзилки», в этой рубрике рассказывается о знаменитых русских и зарубежных художниках, их картинах, о народном творчестве, о предметах искусства. Ваша задача: внимательно прочитать небольшой текст, посмотреть иллюстрации и ответить на вопросы.

У кого возникнут вопросы в ходе выполнения задания, поднимайте руки, помогу! Успешной работы!

Ребята, кто хочет поделиться своей работой? Что нового узнали из текста? (Ответы ребят).

Я просила вас узнать дома какие газеты и журналы читают ваши родители, братья, сёстры, бабушки, дедушки. Какой ваш любимый журнал? Выписывают ли дома периодические издания? (Ответы ребят).

Рефлексия

В конце занятия подведём итог. Давайте расскажем Мурзилке (игрушка), что нового, интересного вы сегодня узнали. Ребята передают игрушку друг другу и делятся впечатлениями.

На следующем занятии мы с вами продолжим тему периодики: отправимся на экскурсию в наш пресс-центр, где выпускается школьная газета «Шар и К». Ребята познакомят вас со своей работой. Так же я прошу вас объединиться в группы или индивидуально подумать над выпуском собственной газеты или журнала. Придумать название, тематику, обязательная рубрика «Я умею делать…», подобрать необходимый иллюстративный материал для выпуска собственного периодического издания.

На этом занятие окончено. До свидания!

Список литературы:

1. Библиотечные уроки и мероприятия [электронный ресурс]. – Электрон.дан. – Волгоград: Учитель, 2010. – 1 электрон.опт.диск (CD – ROM). – Загл. с экрана.

2. Игорев В. За «НотициэСкриттэ» всего одна газетта…/ В.Игорев// А почему?. – 1996. - № 10. – с. 22-23.

3. Информационные компетенции младших школьников: библиотечно-библиографические уроки/авт.-сост. М.А.Багаева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 247 с.







Приложение

Работы обучающихся 3 класса.









































































Рубрика «Галерея искусств «Мурзилки»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!