СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Библиотечный урок «Информационные ресурсы общества и информационная культура» 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Библиотечный урок для 7 класса научит ориентироваться в различных видах информационных ресурсов, типах и видах документов, необходимых для успешной учебы; сложить представление о библиотеках и Интернете как важнейших источниках информационных ресурсов общества.

Просмотр содержимого документа
«Библиотечный урок «Информационные ресурсы общества и информационная культура» 7 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №49 ГОРОДА МАКЕЕВКИ»













Библиотечный урок

«Информационные ресурсы общества и информационная культура»

7 класс





Разработала: Галаган Е.Н.,

библиотекарь














Макеевка 2019


Библиотечный урок

«Информационные ресурсы общества и информационная культура»

7 класс


Цель: сформировать у учащихся представление о месте и роли информации в жизни человека, информационных ресурсах общества, их составе и способах преобразования.

Задачи: научить ориентироваться в различных видах информационных ресурсов, типах и видах документов, необходимых для успешной учебы; сложить представление о библиотеках и Интернете как важнейших источниках информационных ресурсов общества.

Оборудование: раздаточный материал, компьютер, презентация к уроку.

Текст беседы

Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались с вами в библиотеке, чтобы побеседовать о том, что же такое информационные ресурсы общества и информационная культура. Ребята, давайте вспомним, что такое информация и ответим на вопросы:

  1. Что вы знаете об информации?

  2. Что может быть источником информации?

  3. Как вы понимаете термин «информационная культура?»

Действительно, существует много определений слова «информация». Информация  (от латинского  information – «сведения, разъяснения, изложение») – это знания человека, которые он получает из окружающего мира и реализует с помощью определенных действий и операций. Проще говоря, это создание, передача, обработка и хранение данных. (Слайд 2)

История человечества неразрывно связана с информацией. В те времена, когда люди ещё не умели читать и писать, они хранили информацию в памяти и передавали своим потомкам, используя сигналы, жесты, рисунки и звуки. (Слайд 3). Позднее, с появлением письменности, люди стали искать удобный и долговечный материал для сохранения и передачи знаний. Так, в обиходе древних жителей появились каменные плиты, глиняные таблички, папирусные свитки, пальмовые и бамбуковые пластины, восковые таблички, берестяные грамоты, пергаментные книги-кодексы. (Слайд 4)

Долгое время люди использовали бумагу и считали её удобным и сравнительно недорогим материалом для письма. Всем хорошо знакомы книги, журналы, газеты, брошюры, альбомы с картинами и фотографиями, атласы. Мы и сейчас большую часть информации храним на бумаге. Вы удивитесь, ребята, если узнаете, что даже после изобретения бумаги, ученые не перестали изобретать новые носители информации. Например, несколько десятилетий назад были популярны пластинки, а позднее аудио- и видеокассеты с магнитной плёнкой (Слайд 5). 

Информационная культура  – это умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы. Существует множество признаков, по которым классифицируют информацию. Рассмотрим виды информации по степени общественной значимости и их источники. (Слайд 6, 7). По данным ЮНЕСКО, в начале 19-го века во всем мире выходило около 100 научных журналов, в 1850г. – 1000, в 1900 – более 10 тысяч, в настоящее время свыше 100 тысяч. Книг за последние 25 лет выпушено столько же, сколько за предыдущие 500 лет. Лавинообразный рост объемов информации во 2-ой половине XX века породил хорошо известное всем явление, характеризующееся метафорой «информационный взрыв».

Информация и знания становятся основным продуктом производства и потребления; такими же или даже еще более значимыми ресурсами общества, как природные богатства, труд и капитал. В ХХI веке именно от уровня информационной культуры во многом зависит успех во всех сферах деятельности человека, а также социальной защищенности личности в информационном обществе. С появлением компьютеров увеличилось количество информации, но и возможностей для её хранения и распространения стало больше. Появились так называемые цифровые носители информации: дискеты, CD-диски, DVD-диски, карты памяти (флешки). Компьютер имеет в своем составе устройства, выполняющие функции мыслящего человека (Слайд 8):

- устройства ввода информации;

- устройства памяти;

- процессор;

- устройства вывода информации

С помощью компьютера возможно создание и хранение новой информации любых видов, для чего служат специальные программы, используемые на компьютерах, и устройства ввода информации. Документ - это материальный носитель с зафиксированной информацией, предназначенный для ее хранения и передачи во времени и в пространстве. Может содержать текстовую, цифровую, графическую, аудио информацию (Слайд 9).

Условно документы разделяются на первичные и вторичные (Слайд 10):

- первичные документы - документы, содержащие непосредственные результаты научных исследований и разработок; новые научные сведения, факты, идеи;

- вторичные документы - оперативно извещают о появлении первичных документов и в сжатом виде излагают основное их содержание.

На Слайде 11 представлены виды документов по характеру оформления и полиграфического исполнения. В основном документы представлены различными видами изданий. Среди них выделяют  периодические издания — выходят через определенный промежуток времени, не повторяются по содержанию, ограничены числом номеров, постоянным для каждого года; одного формата и оформления (журналы, газеты, сборники). Основные виды журналов представлены на Слайде 12.

В настоящее время широко используются электронные документы - документы, информация в которых зафиксирована в виде электронных данных, включая обязательные реквизиты документа. Электронный документ может быть создан, передан, сохранен и обработан электронными средствами в визуальную форму. Как мы уже говорили, вторичные документы образуются в результате свертывания информации, существуют различные виды свертывания (Слайд 13).

Аннотация – краткая обобщенная характеристика книги или статьи, иногда включающая и ее оценку; наиболее краткое изложение содержания первичного документа, дающее общее представление о его теме. Основное назначение аннотаций – сформировать некоторое общее представление о книге (статье, научной работе). Это нужно,  чтобы определить целевую аудиторию книги, рекомендовать ее определенному кругу читателей. Она отвечает на вопрос: "О чем говорится в первичном тексте?" – и дает представление об основной теме текста и перечне вопросов, затрагиваемых в нем. По характеру аннотации могут быть двух видов (Слайд 14).

  1. Справочные аннотации – обычно не содержат критической оценки произведения, только его четкую и краткую характеристику.

Цель справочной аннотации – обратить внимание читателя на особенности издания, теоретический или художественный уровень текста, наличие и характер приложений, иллюстраций, списка первоисточников и т.д.

  1. Рекомендательные аннотации – содержат критическую оценку текста, обосновывают значимость произведения для его целевой аудитории. Это не просто информация о первоисточнике, а перечень аргументов в пользу того, что источник нужно изучить. Обычно рекомендательная аннотация включает в себя:

- рассказ о том, что именно в этой книге должно привлечь внимание читателя;

- суждения на тему, почему книга (статья) будет полезна и интересна читателю.

При поиске нужной нам информации мы прежде всего обращаемся в библиотеку. На сегодняшний момент основная задача библиотеки — научить, как правильно отобрать и отыскать нужную информацию. Каждая библиотека предоставляет свои продукты и услуги (Cлайд 15):

1.  Справки:

- адресные («есть ли книга?»)

- тематические (подбор литературы по теме)

- фактографические справки (уточняют какой-то факт/событие)

- уточняющие (уточнение элемента библиографического содержания)

2.  Выставки:

- подбор литературы по определенной теме, выставленной на открытый доступ

3.  Индивидуальное информирование:

-  рекомендательные списки

- библиографические обзоры

Средствами ориентирования в информационных ресурсах детской библиотеки являются электронный каталог и систематическая картотека статей. Электронный каталог (ЭК) – это библиотечный справочно-поисковый аппарат, который объединяет и систематизирует ресурсы библиотеки и предлагает их читателям в доступном логическом виде.  Образно говорят, ЭК - это мозг и память библиотеки.

Обращаться к ЭК следует в том случае:

- если нужно узнать о наличии книги в библиотеке;

- уточнить название книги, если известен автор;

- узнать какие произведения известного автора есть в библиотеке.

В справочно-библиографический аппарат библиотеки кроме каталогов входит система картотек. Она представлена:

      -   систематической картотекой статей;

      -   краеведческая картотека;

    -   специальные картотеки

Если вам нужна оперативная информация, публикуемая на страницах журналов, газет, сборников, обращайтесь в систематическую картотеку статей. Систематическая картотека статей раскрывает фонд периодических изданий по содержанию. Особым видом информации в настоящее время можно считать информацию, представленную в глобальной сети Интернет (Слайд 16,17). Здесь используются особые приемы хранения, обработки, поиска и передачи распределенной информации больших объемов и особые способы работы с различными видами информации. Постоянно совершенствуется программное обеспечение, обеспечивающее коллективную работу с информацией всех видов.

Во многих библиотеках уже сегодня установлены компьютеры, создаются электронные каталоги; используется и готовые библиографические базы данных, например, «ЛИКС-Изборник» – электронный рекомендательный указатель (создан ГРДБ), который очень популярен среди детей 5–15 лет. Программа названа так неслучайно. «ЛИКС» – локальная информационная компьютерная система, а «изборником» еще в XVI веке называли на Руси лучшие сочинения, собранные вместе. «ЛИКС – Изборник» совмещает в себе текст и видеоряд, возможность игры и выбора. В «ЛИКС – Изборнике» собрано около 20000 книг всех жанров, лучших авторов на различные темы. С помощью программы можно не только подобрать литературу, которая будет соответствовать возрасту читателя, его настроению, составить индивидуальный список чтения, но и найти информацию о выдающихся людях, писателях, сказочных героях.

Этой же библиотекой в 1998 году была закончена работа над мультимедийной версией, которая названа «Час книги». Это не электронный каталог, гарантирующий исчерпывающую информацию. Этот выпуск компьютерной программы не просто иллюстрирован и озвучен. Самые младшие ребята могут теперь послушать любимую сказку или веселое стихотворение.

Рефлексия (Слайд 18)

1. На уроке я узнал…

2. Самым интересным на занятии было …

3. В свою жизнь с сегодняшнего занятия возьму…

Этот урок будет для вас путеводителем для самостоятельного поиска информации, и помните, что рядом с вами надежный проводник и хранитель сокровищ – библиотекарь, который всегда придет на помощь.

Приложение 1

Тест

1. Определите значение слова «информация», каков его перевод с латинского языка?

а) письмо

б) разъяснение, сообщение

в) известие

2. Назовите книжный источник информации

а) дискета

б) брошюра

в) видеокассета

3. Назовите машиночитаемый источник информации

а) книга

б) CD-ROM диск

в) альбом

4. Библиотечный справочно-поисковый аппарат, который объединяет и систематизирует ресурсы библиотеки и предлагает их читателям в доступном логическом виде – это:

а) картотека

б) электронный каталог

в) аннотация

5. По характеру аннотации бывают:

а) периодические, непериодические

б) первичные, вторичные

в) справочные, рекомендательные


Приложение 2


«Волшебный сундучок»


Библиотекарь вынимает из сундучка различные источники информации и просит учащихся правильно их назвать:

1) Видеокассета

2) Книга-кодекс

3) Глиняная табличка

4) Дискета

5) Аудиокассета

6) CD-ROM диск

7) Береста

8) Пластинка










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!