СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Библиотечный урок "Живы герои, когда их помнят"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие сформирует представления о Дне Героя России, его истории, воспитывает чувство патриотизма и гордости за свою страну.

Просмотр содержимого документа
«Библиотечный урок "Живы герои, когда их помнят"»

«Живы герои, когда их помнят»

Библиотечный урок ко дню Героев Отечества



Цели: сформирование представления о Дне Героя России, его истории; воспитание чувство патриотизма и гордости за свою страну, узнать о героизм народа; знать и чтить память героев страны.

Образовательная: выяснить, кто такие герои военного и мирного времени

Задачи: создать условия для уточнения образа героя на примерах современной жизни, развивать умения высказывать собственное мнение, дать характеристику героев, учить рассуждать на нравственные темы и познакомить с основными понятиями урока «герой», «подвиг», «жертвы».

Развивающая: развивать познавательные и коммуникативные способности Задачи: развивать связную речь; развивать мышление учащихся; обогатить слов запас детей с помощью пословиц, толкованием слов из словаря.

Воспитательная: воспитывать любовь к Родине, патриотизм, совершенствовать качества личности обучающихся, пробудить интерес к совершению добрых дел и поступков.

Задачи: воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости и уважения к людям, достойным его, должное отношение к памятникам и памятным знакам.

 Оборудование: 

- интерактивная доска,

- книжная выставка «Герои Отечества»

• карточки с пословицами о героизме и героях,

• словари: «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, «Толковый словарь русского языка» В.И. Даля, «Толковый словарик русского языка» Н.М. Неусыповой», «Школьный толковый словарь русского языка» М.С. Лапатухина,



Библиотекарь: Здравствуйте ребята.

Что на земле имеет ценность?

Конечно, это жизнь, любовь,

Здоровье, мама, дети, верность,

Семья и защищенный кров.

Надежда в сердце, вера в Бога,

Души безгрешность, красота,

Любимый труд, домой дорога,

Мир на земле и доброта.

Родных и близких берегите,

Храня их счастье и покой,

Минуту каждую цените,

Что вам дарована судьбой.

Сегодня мы будем говорить о героях нашей Родины. Если говорить об истории возникновения праздника День Героев Отечества то, по преданию, именно 9 декабря святой Георгий Победоносец, почитаемый на Руси как покровитель русского воинства, одержал победу над змеем. В 1036 году Ярослав Мудрый в честь окончательной победы над печенегами повелел чествовать этого святого. В 1769 году Екатерина II учредила военный орден Святого Георгия, ставший высшей боевой наградой империи. С 1849 года имена кавалеров ордена заносились на мраморные доски в Георгиевском зале Кремля. С начала Первой мировой войны праздник получил название День Героев. В 1917 году все ордена царской России были отменены, праздник забылся. Появились новые награды, которыми награждались герои советской союза. Современная Россия, начиная с 1992 года, насчитывает около 1000 человек, удостоенных званий Героев Российской Федерации. Среди этих людей есть и те, кто до сегодняшнего дня продолжают служить в рядах Вооруженных Сил России.

-Давайте разберемся: кто же сегодня для нас является Героем.

Ребята, как вы думаете – кто такой герой? (ответы детей)

Чтобы иметь четкое, правильное представление о значении слова «герой», давайте обратимся к толковым словарям

Работа со словарем в группах.

1 группа  Толковоый словарь русского языка С.И. Ожегова. 

Герой – выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.

Герой - человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества.

2 группа  Словарь Даля

Герой – витязь, храбрый воин, доблестный воитель, богатырь, чудо-воин, доблестный сподвижник вообще, в войне и мире, самоотверженец.

3 группа Толковый словарь русского языка Неусыповой Н.М.

Герой – храбрый, доблестный, самоотверженный человек, который совершает подвиг.

4 группа Школьный толковый словарь русского языка М.С. Лапатухина

Герой - человек, отличающихся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью и совершающий подвиги.

- Правы ли вы были, когда говорили, кто такой герой? Ответы ребят.



Библиотекарь: - Что такое подвиг? (героический поступок) Ответы ребят.



Библиотекарь: Как мы уже сказали, что герои совершают подвиги не только в военное, но и в мирное время.

Подвиг -это героический, самоотверженный поступок.

Говоря о подвиге сегодня, мы имеем в виду поступок человека, совершенный с преодолением страха за собственную жизнь во благо службы, во имя долга и выполнения обязанностей.

- Всякий ли поступок можно назвать подвигом? Ответы ребят.



Пример: молодые люди поспорили, кто сможет спрыгнуть с высоты 5 этажа. Один из них сделал это, чтобы показать смелость свою и решительность. Это подвиг?

Нет. Не всякое проявление смелости и решительности есть подвиг. Подвиг может совершаться только в благородных целях.



Сейчас я предлагаю вам прочитать отрывок из повести Бориса Васильева «Летят мои кони»

Работа с текстом: - 5 минут.



Библиотекарь: Как вы думаете, почему я предложила вам прочитать этот фрагмент? Этот человек был награжден золотой звездой? (примерные ответы: Доктор Янсен, не задумываясь, отдал свою жизнь, чтобы спасти детей. Нет, он не был награжден)

- Подвиг человека в повести заключается лишь в том, что он спас детей? Найдите в тексте и зачитайте фрагмент. (нет, он каждый день совершая достойные поступки.)

- Действительно, как уже было отвечено ранее, подвиги совершают не только военные и в военное время, но и люди мирных профессий. Просто потому, что выполняют свой долг пред Родиной - быть настоящим гражданином. Любить свою землю, отчий дом, быть преданным своей профессии.

Сегодня что это может быть?

Как вы думаете, есть ли место героизму в наши мирные дни? Ответы ребят.

Библиотекарь: А может совершить подвиг ребенок? Ответы ребят.

Значит, герои могут жить рядом с нами?

- Назовите качества, которые на ваш взгляд необходимы человеку для совершения подвига.

Ребята называют качества людей. (смелость, доблесть, отвага и др)

Библиотекарь: Так кто же такой герой? Есть ли у него национальность, пол или социальный статус?

Герои России и их подвиги многочисленны. Следует помнить и знать не только героев прошлого, но и тех, кто живет в настоящем, тех, кто отдает жизнь будущим поколениям. Только тогда мы сможем стать по-настоящему великой державой, достойной всех своих героев.

В заключение нашего урока я предлагаем вам выбрать пословицу, которая больше всего, на ваш взгляд, отражает тему нашего урока.

Ребята выбирают пословицу и озвучивают ее.

1. Герой никогда не умрет, он вечно в народе живет.

2. Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит.

3. Пример героя зовет на подвиг.

4. Звание героя дают не за красоту, а за доблесть.

5. Богатырь умрет – имя его останется.

Молодцы ребята. Спасибо всем за урок.

 

Приложение.

о докторе Янсене из повести Б.Васильева «Летят мои кони».

Я уже смутно помню этого сутулого худощавого человека, всю жизнь представлявшегося мне стариком. Опираясь о большой зонт, он неутомимо от зари до зари шагал по обширнейшему участку. Это был район бедноты, сюда не ездили извозчики, да у доктора Янсена на них и денег-то не было. А были неутомимые ноги, великое терпение и долг. Неоплатный долг интеллигента перед своим народом. И доктор бродил по доброй четверти губернского города Смоленска без выходных и без праздников, потому что болезни тоже не знали ни праздников, ни выходных, а доктор Янсен сражался за людские жизни. Зимой и летом, в слякоть и вьюгу, днём и ночью.

Врачебный и человеческий авторитет доктора Янсена был выше, чем можно себе вообразить в наше время. Он обладал редчайшим даром жить не для себя, думать не о себе, заботиться не о себе, никогда никого не обманывать и всегда говорить правду, как бы горька она ни была. Такие люди перестают быть только специалистами: людская благодарная молва приписывает им мудрость, граничащую со святостью. И доктор Янсен не избежал этого. Человек, при жизни возведенный в ранг святого, уже не волен в своей смерти, если, конечно, этот ореол святости не создан искусственным освещением. Доктор Янсен был святым города Смоленска, а потому и обреченным на особую, мученическую смерть. Нет, не он искал героическую гибель, а героическая гибель искала его.

Доктор Янсен задохнулся в канализационном колодце, спасая детей.

В те времена центр города уже имел канализацию, которая постоянно рвалась, и тогда рылись глубокие колодцы. Над колодцами устанавливался ворот с бадьей, которой откачивали просочившиеся сточные воды. Процедура была длительной, рабочие в одну смену не управлялись, все замирало до утра, и тогда бадьей и воротом завладевали мы. Нет, не в одном катании — стремительном падении, стоя на бадье, и медленном подъеме из тьмы — таилась притягательная сила этого развлечения.

Провал в преисподнюю, где нельзя дышать, где воздух перенасыщен метаном, впрямую был связан с недавним прошлым наших отцов, с их риском, их разговорами, их воспоминаниями. Наши отцы прошли не только гражданскую, но и мировую, «германскую» войну, где применялись реальные отравляющие вещества.

И мы, сдерживая дыхание, с замирающим сердцем летели в смрадные дыры, как в газовую атаку.

Обычно на бадью становился один, а двое вертели ворот. Но однажды решили прокатиться вдвоем, и веревка оборвалась. Доктор Янсен появился, когда возле колодца метались двое пацанов. Отправив их за помощью, доктор тут же спустился в колодец, нашел уже потерявших сознание мальчишек, сумел вытащить одного и, не отдохнув, полез за вторым. Спустился, понял, что еще раз ему уже не подняться, привязал мальчика к обрывку веревки и потерял сознание. Мальчики пришли в себя быстро, но доктора Янсена спасти не удалось.

Так погиб последний святой города Смоленска, ценою своей жизни оплатив жизнь двух мальчиков, и меня потрясла не только его смерть, но и его похороны. Весь Смоленск от мала до велика хоронил своего Доктора.







Список литературы:

Борис Васильев. Летят мои кони…Авторский сборник. М.: Советский писатель, 1984 г.

https://topwar.ru/87555-9-dekabrya-den-geroev-otechestva.html

https://www.syl.ru/article/378277/geroi-otechestva-imena-i-ih-podvigi-kogda-otmechayut-den-geroev-otechestva

http://rosgeroika.ru/podvigi-v-nasledstvo





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!