«Живы герои, когда их помнят»
Библиотечный урок ко дню Героев Отечества
Цели: сформирование представления о Дне Героя России, его истории; воспитание чувство патриотизма и гордости за свою страну, узнать о героизм народа; знать и чтить память героев страны.
Образовательная: выяснить, кто такие герои военного и мирного времени
Задачи: создать условия для уточнения образа героя на примерах современной жизни, развивать умения высказывать собственное мнение, дать характеристику героев, учить рассуждать на нравственные темы и познакомить с основными понятиями урока «герой», «подвиг», «жертвы».
Развивающая: развивать познавательные и коммуникативные способности Задачи: развивать связную речь; развивать мышление учащихся; обогатить слов запас детей с помощью пословиц, толкованием слов из словаря.
Воспитательная: воспитывать любовь к Родине, патриотизм, совершенствовать качества личности обучающихся, пробудить интерес к совершению добрых дел и поступков.
Задачи: воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости и уважения к людям, достойным его, должное отношение к памятникам и памятным знакам.
Оборудование:
- интерактивная доска,
- книжная выставка «Герои Отечества»
• карточки с пословицами о героизме и героях,
• словари: «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, «Толковый словарь русского языка» В.И. Даля, «Толковый словарик русского языка» Н.М. Неусыповой», «Школьный толковый словарь русского языка» М.С. Лапатухина,
Библиотекарь: Здравствуйте ребята.
Что на земле имеет ценность?
Конечно, это жизнь, любовь,
Здоровье, мама, дети, верность,
Семья и защищенный кров.
Надежда в сердце, вера в Бога,
Души безгрешность, красота,
Любимый труд, домой дорога,
Мир на земле и доброта.
Родных и близких берегите,
Храня их счастье и покой,
Минуту каждую цените,
Что вам дарована судьбой.
Сегодня мы будем говорить о героях нашей Родины. Если говорить об истории возникновения праздника День Героев Отечества то, по преданию, именно 9 декабря святой Георгий Победоносец, почитаемый на Руси как покровитель русского воинства, одержал победу над змеем. В 1036 году Ярослав Мудрый в честь окончательной победы над печенегами повелел чествовать этого святого. В 1769 году Екатерина II учредила военный орден Святого Георгия, ставший высшей боевой наградой империи. С 1849 года имена кавалеров ордена заносились на мраморные доски в Георгиевском зале Кремля. С начала Первой мировой войны праздник получил название День Героев. В 1917 году все ордена царской России были отменены, праздник забылся. Появились новые награды, которыми награждались герои советской союза. Современная Россия, начиная с 1992 года, насчитывает около 1000 человек, удостоенных званий Героев Российской Федерации. Среди этих людей есть и те, кто до сегодняшнего дня продолжают служить в рядах Вооруженных Сил России.
-Давайте разберемся: кто же сегодня для нас является Героем.
Ребята, как вы думаете – кто такой герой? (ответы детей)
Чтобы иметь четкое, правильное представление о значении слова «герой», давайте обратимся к толковым словарям
Работа со словарем в группах.
1 группа Толковоый словарь русского языка С.И. Ожегова.
Герой – выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.
Герой - человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества.
2 группа Словарь Даля
Герой – витязь, храбрый воин, доблестный воитель, богатырь, чудо-воин, доблестный сподвижник вообще, в войне и мире, самоотверженец.
3 группа Толковый словарь русского языка Неусыповой Н.М.
Герой – храбрый, доблестный, самоотверженный человек, который совершает подвиг.
4 группа Школьный толковый словарь русского языка М.С. Лапатухина
Герой - человек, отличающихся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью и совершающий подвиги.
- Правы ли вы были, когда говорили, кто такой герой? Ответы ребят.
Библиотекарь: - Что такое подвиг? (героический поступок) Ответы ребят.
Библиотекарь: Как мы уже сказали, что герои совершают подвиги не только в военное, но и в мирное время.
Подвиг -это героический, самоотверженный поступок.
Говоря о подвиге сегодня, мы имеем в виду поступок человека, совершенный с преодолением страха за собственную жизнь во благо службы, во имя долга и выполнения обязанностей.
- Всякий ли поступок можно назвать подвигом? Ответы ребят.
Пример: молодые люди поспорили, кто сможет спрыгнуть с высоты 5 этажа. Один из них сделал это, чтобы показать смелость свою и решительность. Это подвиг?
Нет. Не всякое проявление смелости и решительности есть подвиг. Подвиг может совершаться только в благородных целях.
Сейчас я предлагаю вам прочитать отрывок из повести Бориса Васильева «Летят мои кони»
Работа с текстом: - 5 минут.
Библиотекарь: Как вы думаете, почему я предложила вам прочитать этот фрагмент? Этот человек был награжден золотой звездой? (примерные ответы: Доктор Янсен, не задумываясь, отдал свою жизнь, чтобы спасти детей. Нет, он не был награжден)
- Подвиг человека в повести заключается лишь в том, что он спас детей? Найдите в тексте и зачитайте фрагмент. (нет, он каждый день совершая достойные поступки.)
- Действительно, как уже было отвечено ранее, подвиги совершают не только военные и в военное время, но и люди мирных профессий. Просто потому, что выполняют свой долг пред Родиной - быть настоящим гражданином. Любить свою землю, отчий дом, быть преданным своей профессии.
Сегодня что это может быть?
Как вы думаете, есть ли место героизму в наши мирные дни? Ответы ребят.
Библиотекарь: А может совершить подвиг ребенок? Ответы ребят.
Значит, герои могут жить рядом с нами?
- Назовите качества, которые на ваш взгляд необходимы человеку для совершения подвига.
- Ребята называют качества людей. (смелость, доблесть, отвага и др)
Библиотекарь: Так кто же такой герой? Есть ли у него национальность, пол или социальный статус?
Герои России и их подвиги многочисленны. Следует помнить и знать не только героев прошлого, но и тех, кто живет в настоящем, тех, кто отдает жизнь будущим поколениям. Только тогда мы сможем стать по-настоящему великой державой, достойной всех своих героев.
В заключение нашего урока я предлагаем вам выбрать пословицу, которая больше всего, на ваш взгляд, отражает тему нашего урока.
Ребята выбирают пословицу и озвучивают ее.
1. Герой никогда не умрет, он вечно в народе живет.
2. Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит.
3. Пример героя зовет на подвиг.
4. Звание героя дают не за красоту, а за доблесть.
5. Богатырь умрет – имя его останется.
Молодцы ребята. Спасибо всем за урок.
Приложение.
о докторе Янсене из повести Б.Васильева «Летят мои кони».
Я уже смутно помню этого сутулого худощавого человека, всю жизнь представлявшегося мне стариком. Опираясь о большой зонт, он неутомимо от зари до зари шагал по обширнейшему участку. Это был район бедноты, сюда не ездили извозчики, да у доктора Янсена на них и денег-то не было. А были неутомимые ноги, великое терпение и долг. Неоплатный долг интеллигента перед своим народом. И доктор бродил по доброй четверти губернского города Смоленска без выходных и без праздников, потому что болезни тоже не знали ни праздников, ни выходных, а доктор Янсен сражался за людские жизни. Зимой и летом, в слякоть и вьюгу, днём и ночью.
Врачебный и человеческий авторитет доктора Янсена был выше, чем можно себе вообразить в наше время. Он обладал редчайшим даром жить не для себя, думать не о себе, заботиться не о себе, никогда никого не обманывать и всегда говорить правду, как бы горька она ни была. Такие люди перестают быть только специалистами: людская благодарная молва приписывает им мудрость, граничащую со святостью. И доктор Янсен не избежал этого. Человек, при жизни возведенный в ранг святого, уже не волен в своей смерти, если, конечно, этот ореол святости не создан искусственным освещением. Доктор Янсен был святым города Смоленска, а потому и обреченным на особую, мученическую смерть. Нет, не он искал героическую гибель, а героическая гибель искала его.
Доктор Янсен задохнулся в канализационном колодце, спасая детей.
В те времена центр города уже имел канализацию, которая постоянно рвалась, и тогда рылись глубокие колодцы. Над колодцами устанавливался ворот с бадьей, которой откачивали просочившиеся сточные воды. Процедура была длительной, рабочие в одну смену не управлялись, все замирало до утра, и тогда бадьей и воротом завладевали мы. Нет, не в одном катании — стремительном падении, стоя на бадье, и медленном подъеме из тьмы — таилась притягательная сила этого развлечения.
Провал в преисподнюю, где нельзя дышать, где воздух перенасыщен метаном, впрямую был связан с недавним прошлым наших отцов, с их риском, их разговорами, их воспоминаниями. Наши отцы прошли не только гражданскую, но и мировую, «германскую» войну, где применялись реальные отравляющие вещества.
И мы, сдерживая дыхание, с замирающим сердцем летели в смрадные дыры, как в газовую атаку.
Обычно на бадью становился один, а двое вертели ворот. Но однажды решили прокатиться вдвоем, и веревка оборвалась. Доктор Янсен появился, когда возле колодца метались двое пацанов. Отправив их за помощью, доктор тут же спустился в колодец, нашел уже потерявших сознание мальчишек, сумел вытащить одного и, не отдохнув, полез за вторым. Спустился, понял, что еще раз ему уже не подняться, привязал мальчика к обрывку веревки и потерял сознание. Мальчики пришли в себя быстро, но доктора Янсена спасти не удалось.
Так погиб последний святой города Смоленска, ценою своей жизни оплатив жизнь двух мальчиков, и меня потрясла не только его смерть, но и его похороны. Весь Смоленск от мала до велика хоронил своего Доктора.
Список литературы:
Борис Васильев. Летят мои кони…Авторский сборник. М.: Советский писатель, 1984 г.
https://topwar.ru/87555-9-dekabrya-den-geroev-otechestva.html
https://www.syl.ru/article/378277/geroi-otechestva-imena-i-ih-podvigi-kogda-otmechayut-den-geroev-otechestva
http://rosgeroika.ru/podvigi-v-nasledstvo