Южно-Уральский государственный
гуманитарно-педагогический университет
Библиотерапия в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
Выполнили: Никитченко Т.Г.
Горчакова С.В.
Библиотерапия (от лат. biblio – книга и гр. therapia – лечение, уход за больным) – метод психотерапии, использующий литературу как одну из форм лечения словом.
Корректирующее воздействие чтения
проявляется в том, что те или иные восприятия, связанные с ними чувства, мысли, желания,
усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений,
заполняют болезненные мысли и чувства или направляют их по новому руслу, к новым целям.
Библиотерапия позволяет
- улучшить понимание ребенком своего поведения или мотиваций,
- определить свои интересы и склонности, облегчить последствия стресса,
- помочь ребенку более свободно обсуждать проблему,
- видеть пути выхода из сложных ситуаций,
- спланировать правильный путь действий в решении проблемы.
Одна из основных задач Библиотерапии – научить детей слушать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, уметь находить какие-то параллели с реальной действительностью, извлечь в какой - то степени уроки житейской мудрости.
Произведения могут заразить позитивом, жизнелюбием, успокоить, отвлечь помочь избавиться от стресса, показать новые необъятные возможности, можно обрести ненавязчивого умного собеседника и преданного друга.
Основные цели библиотерапии:
- достижение лучшего понимания детей с ОВЗ своих проблем,
- расширение возможностей вербализации этих проблем и включение их в контекст общественно выработанного опыта.
Классическая художественная литература, в том числе русская
Юмористическая и сатирическая литература
Сборники афоризмов
Фольклор (в том числе сказки)
Научно-фантастическая литература
Детективная и приключенческая литература
Книги о природе, животном мире
Этапы проведения мероприятий
1.Начало «Погружение в тему», (использование музыки, песни, видео клипа, создание позитивной атмосферы; например, просмотр видеоролика по данной тематике)
2. Вводная часть.
Вступительная беседа (знакомство с биографией автора, отражение эпохи в которой он жил и создавал свои произведения, о самых значимых его произведениях).
3 Основная часть: ознакомление с художественным произведением (сказкой, рассказом, стихотворением, притчей, басней);
• обсуждение произведения (оценка положительных и отрицательных качеств персонажей, связь с жизнью, опыт учащихся, использование пиктограм).
• пересказ;
4 Физминутка (подвижные игры, сидя на месте в зависимости от возможностей детей с ОВЗ должны быть сюжетными, связанные с содержанием мероприятия).
5.Просмотр видеоролика, отрывка из фильма по мотивам его произведений.
6.Проведение мини- викторин для закрепления прочитанного произведения.
7. Практическая часть (рисунок, поделка, аппликация, мастер-классы, театрализация, квест-игра, ораторское чтение и.т.д.)
8. Разбор воспитательных и образовательных моментов.
9.Подведение итогов занятия.
Метод библиотерапии – один из самых эффективных методов для развития эмоциональной отзывчивости, совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать, рассказывать, импровизировать.
Борис Сергеевич был уже на месте, и Люся объявила дикторским голосом:
– Начинаем выступление «Пионерского Сатирикона» на злободневные темы. Текст Андрея Шестакова, исполняют всемирно известные сатирики Миша и Денис! Попросим!
И мы с Мишкой вышли немножко вперед. Мишка был белый как стена. А я ничего, только во рту было сухо и шершаво, как будто там лежал наждак.
Борис Сергеевич заиграл. Начинать нужно было Мишке, потому что он пел первые две строчки, а я должен был петь вторые две строчки. Вот Борис Сергеевич заиграл, а Мишка выкинул в сторону левую руку, как его научила Люся, и хотел было запеть, но опоздал, и, пока он собирался, наступила уже моя очередь, так выходило по музыке. Но я не стал петь, раз Мишка опоздал. С какой стати!
Мишка тогда опустил руку на место. А Борис Сергеевич громко и раздельно начал снова.
Он ударил, как и следовало, по клавишам три раза, а на четвертый Мишка опять откинул левую руку и наконец запел:
Папа у Васи силен в математике,
Учится папа за Васю весь год.
Я сразу подхватил и прокричал:
Где это видано, где это слыхано,
Папа решает, а Вася сдает?!
Все, кто был в зале, рассмеялись, и у меня от этого стало легче на душе. А Борис Сергеевич поехал дальше. Он снова три раза ударил по клавишам, а на четвертый Мишка аккуратно выкинул левую руку в сторону и ни с того ни с сего запел сначала:
Папа у Васи силен в математике,
Учится папа за Васю весь год.
Я сразу понял, что он сбился! Но раз такое дело, я решил допеть до конца, а там видно будет. Взял и допел:
Где это видано, где это слыхано, –
Папа решает, а Вася сдает?!
Слава богу, в зале было тихо – все, видно, тоже поняли, что Мишка сбился, и подумали: «Ну что ж, бывает, пусть дальше поет».
А музыка в это время бежала все дальше и дальше. Но Мишка был какой-то зеленоватый.
И когда музыка дошла до места, он снова вымахнул левую руку и, как пластинка, которую «заело», завел в третий раз:
Папа у Васи силен в математике,
Учится папа за Васю весь год…
Мне ужасно захотелось стукнуть его по затылку чем-нибудь тяжелым, и я заорал со страшной злостью:
Где это видано, где это слыхано, –
Папа решает, а Вася сдает?!
Мишка, ты, видно, совсем рехнулся! Ты что в
третий раз одно и то же затягиваешь? Давай
про девчонок!
А Мишка так нахально:
– Без тебя знаю! – И вежливо говорит
Борису Сергеевичу: – Пожалуйста, Борис Сергеевич,
дальше!
Борис Сергеевич заиграл, а Мишка вдруг осмелел,
опять выставил свою левую руку и на четвертом ударе заголосил как ни в чем не бывало:
Папа у Васи силен в математике,
Учится папа за Васю весь год…
Тут все в зале прямо завизжали от смеха, и я увидел в толпе, какое несчастное лицо у Андрюшки, и еще увидел, что Люся, вся красная и растрепанная, пробивается к нам сквозь толпу. А Мишка стоит с открытым ртом, как будто сам на себя удивляется. Ну, а я, пока суд да дело, докрикиваю:
Где это видано, где это слыхано, –
Папа решает, а Вася сдает?!
Тут уж началось что-то ужасное. Все хохотали как зарезанные, а Мишка из зеленого стал фиолетовым. Наша Люся схватила его за руку и утащила к себе. Она кричала:
– Дениска, пой один! Не подводи!.. Музыка! И!..
А я стоял у рояля и решил не подвести.
Я почувствовал, что мне стало все равно, и, когда дошла музыка, я почему-то вдруг тоже выкинул в сторону левую руку и совершенно неожиданно завопил:
Папа у Васи силен в математике,
Учится папа за Васю весь год…
Я даже плохо помню, что было дальше. Было похоже на землетрясение. И я думал, что вот сейчас провалюсь совсем под землю, а вокруг все просто падали от смеха – и няни, и учителя, все, все…
Я даже удивляюсь, что я не умер от этой проклятой песни.
Я наверно бы умер, если бы в это время не зазвонил звонок…
Не буду я больше сатириком!
Физкультминутка
Отрывок из произведения
Виктора Юзефовича Драгунского
«Где это видано, где это слыхано»
Спасибо за внимание!