Тема: «Путешествие в страну Языкстания».
Цель: создать условия для развития познавательных мотивов к изучению русского языка.
Задачи:, способствовать выявлению эмоционально- выразительных достоинств фразеологизмов, способствовать систематизации знаний учащихся о фразеологизмах, их употреблении в речи;
воспитывать ответственное отношение к качеству речи; развивать деловое сотрудничество и партнерство.
Оборудование: проектор, презентации, плакаты с высказываниями о роли языка, раздаточный материал. Словари фразеологизмов. Толковый словарь
Ход урока.
Библиотекарь: Ребята, вы все знаете, что 22 сентября наша республика отмечала День языков народа Казахстана. К этому празднику подготовлено и это мероприятие «Путешествие в страну Языкстанию». Хотите побывать в стране Языкстании? Жить в ней очень интересно и весело.(слайд 1)
Учитель. Определение темы урока.
Учитель задает лингвистическую загадку (слайд 2):
Его носят на плече, когда устают; его проглатывают, держат на привязи и за зубами, не желая говорить; за него тянут, дёргают и даже ломают.
Учащиеся определяют предмет разговора: «язык».
Значение слова «Язык» (выступление подготовленных учащихся (Гулим) (слайды 3-60
У слова «язык2 много значений
Язык – металлический стержень в колоколе.
Язык – орган во рту человека, животного.
Язык – речь, способность говорить.
Язык – система звуков, слов, грамматических средств.
Библиотекарь:
Зачем нужен человеку язык, какова его роль в жизни человека? Язык возник в глубокой древности в процессе совместной трудовой деятельности людей. Он помогал людям понимать друг друга, обмениваться накопленным опытом и знаниями. Без языка люди не могут обойтись нив быту, ни в учебе и ни в работе.
У жителей страны Языкстании – языкстанцев – язык существует не только для того, чтобы его высовывать и дразниться. (СЛАЙД 7) Что же ещё они делают с помощью языка? (СЛАЙД 8)
Учитель: когда человек говорит красиво – его приятно слушать. Особую красоту речи придают пословицы и фразеологизмы. А что такое фразеологизмы?
(Ответы учащихся: Фразеологизм – устойчивое сочетание слов, имеющие образное значение. (СЛАЙД 9)
Прочитаем фразеологизмы, что они обозначают?
А сегодня мы поговорим о фразеологизмах со словом «ЯЗЫК».
Давайте прочитаем фразеологизмы об языке. (Слайд 10 )
Разделимся на 2 команды «Речистые» и «Языкастые» (СЛАЙД 11)
ДЕВИЗ:
ХОРОШУЮ РЕЧЬ И СЛУШАТЬ ПРИЯТНО
ДЕВИЗ:
КТО ХОРОШО ГОВОРИТ, ТОТ ХОРОШО И ДУМАЕТ
Задание 1. Работают с карточками.
Соотнести фразеологизм и его значение.
Задание 2.
Изобразить фразеологизм пантомимой. Другая команда отгадывает
Задание 3. Добавьте в предложение подходящий фразеологизм
Задание 4. Найдите в словаре значение фразеологизма.
Библиотекарь: молодцы, вы хорошо поработали, знаете фразеологизмы о языке.
А теперь занимательно о языках. (СЛАЙДЫ 12-18)
1. Язык – щетка. Есть щеткоязычные попугаи. У них язык на нижней стороне заканчивается коготками, а на верхней имеет щеточку, которая служит для сбора пыльцы.
2. Язык – стрелка. Язык хамелеона выстреливает на расстояние в полтора раза превышающее длину тела своего хозяина. А клейкая слизь на кончике языка помогает хамелеону удержать, подтянуть и отправить в рот не только подстреленных насекомых, но иногда птиц или даже ящериц.
3. Язык – рогатина. У змей язык как рогатина – раздвоенный на конце. Часто его ошибочно называют жалом. Змеи определяют им вкус и запах, а также используют для предупреждения противника.
4. Язык – приманка. В пресных водах Северной Америки живет самая крупная черепаха этой части света – каймановая. Когда она хочет кушать, то раскрывает рот и выставляет подвижную приманку – червеобразный язычок. Обычно он белый, а во время охоты на рыб становится красным, устремившись за «красным червячком» рыба заплывает прямо в рот черепахе. Остается только закрыть пасть
5. Язык – дворник. Некоторые ящерицы-гекконы могут протирать языком свои глаза от пыли и соринок.
6. Среди зверей самый большой язык у синего кита. Он весит шесть тонн. Самый маленький язык у карликовой бурозубки. Она сама-то весит 3 грамма, а уж язычок-то у нее совсем крохотный.
7. Но только язык человека способен создать речь.
Подведем итоги.
А В ЗАКЛЮЧЕНИИ НАШЕГО УРОКА МЫ ПОСМОТРИМ ВИДЕОРОЛИК «12 ФАКТОВ О ЯЗЫКЕ»
История в картинках
Ведущий:
Для чего человеку язык? Чтобы его высовывать и дурачиться! Однако с помощью языка можно делать и еще кое-что. А что именно? Об этом мы вам сейчас расскажем и покажем.
Картинка 1
Если у вас язык запинается, то лучше держать язык на привязи, а то будете себя потом корить: «Черт дернул меня за язык!»
Картинка 2
Если кто-то будет чесать языком о вашем друге, то следует наступить им на язык. И вы тут же увидите, что их как корова языком слизала.
Картинка 3
Если же вы сами попадаете на язык злым языкам, то не бегайте от них высунув язык, а скажите им прямо в глаза: «Типун вам на язык»
Картинка 5
Когда вы захотите найти общий язык с незнакомым человеком, то не надо тянуть его за язык. Может быть язык у него на плече? Лучше прикусите язык и дайте человеку отдохнуть.