МАОУ Сладковская СОШ, учитель начальных классов В.Н.Мухина
Библиотечный урок в 1 классе «Путешествие домовёнка Кузи»
Цель деятельности: создать условия для работы по сказке Т.Александровой о домовёнке Кузьке, развития умений выражать свое отношение к героям произведения и произведению в целом, ориентироваться в структуре книги.
Планируемые результаты (УУД):
личностные: ориентируются в прочитанном произведении; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное; высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника;
метапредметные: регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия, оценивают правильность их выполнения; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; познавательные – осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности, овладевают основами смыслового чтения текстов, умеют выделять существенную информацию из текста, осуществлять процессы анализа, синтеза, сравнения; коммуникативные – составляютнебольшие устные монологические высказывания, различаютвиды текста;
предметные: научатся правильно называть произведение, указывать фамилию автора, заглавие, жанр; получат возможность научитьсянаходить в тексте информацию о героях произведений.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, карточки – задания для групп.
Ход урока:
Учитель:
Прозвенел уже звонок, Начинаем наш урок.
Будем вместе мы трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы – ученики.
Каждый наш урок начинается со стихотворения или вопроса, в котором спрятана загадка о том, что станет предметом нашего разговора на уроке. Итак, прошу внимания на экран.
Звучит мелодия «В гостях у сказки», на экране проецируются кадры из мультфильмов, учитель читает стихотворение:
Сказки гуляют по свету,
Ночь запрягая в карету.
Сказки живут на полянах,
Бродят по зорьке в туманах.
Принц Белоснежку полюбит,
жадность Кощея погубит…
Пусть Зло на проделки хитро,
Но всё ж побеждает Добро!
Мир озарив чудесами,
Сказки летят над лесами,
На подоконник садятся,
В окна, как в речки, глядятся.
А Золушку выручит фея,
Не станет Горыныча-змея…
Пусть Зло на проделки хитро,
Но всё ж побеждает Добро!
Сказки со мною повсюду,
Их никогда не забуду.
Стоит сомкнуть мне ресницы —
Вмиг Сивка-Бурка приснится.
А месяц засветит ясный
В глазах Василисы Прекрасной.
Пусть Зло на проделки хитро,
Но всё ж побеждает Добро!
Учитель: Ребята, как вы думаете, о чём на сегодняшнем уроке пойдёт речь?
Предположения ребят (будем говорить о сказках)
Учитель: сказки идут рядом с вами с самого детства, их вам рассказывали мамы и бабушки, с ними вы знакомились в детском саду, а сегодня вы их читаете уже сами. Как же можно познакомиться нам с новыми сказками?
Ребята предполагают, что источник сказок – книги
Библиотекарь:
Как бы жили мы без книг?
(С. В. Михалков)
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б все исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До веселых повестей…
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Потянул за книжкой руку,
А ее на полке нет!
- ребята, представили вы себе такую ситуацию? Как вы думаете, что бы тогда произошло?
Ответы детей.
Библиотекарь (продолжение):
Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник,
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.
На сегодняшнем уроке нашими главными героями будут книги.
Учитель: наш каждый урок всегда имеет свою тему, я предлагаю первоклассникам помочь нам определить, кто сегодня будет нашим книжным героем.
На доске слайд с пустыми окошками на фоне деревенской комнаты.
Учитель: у каждой группы на столе лежат загадки. Ваше первое задание – прочитать загадку, отгадать её, выйти к доске и прикрепить на неё букву, с которой начинается отгадка.
Работа в группах. После появления на доске всех букв слова ребята составляют слово «домовой».
Учитель:
По древнему русскому поверью в каждом доме живёт добрый дух, хранитель дома - Домовой. Не смотря на то, что в стихах домовой сравнивается с сучком на потолке, или со старым ворчливым старичком, каждый из вас видит его по – разному. На выставке ваших рисунков домовой изображён добродушным, забавным, весёлым. А совсем недавно мы с вами познакомились с маленьким домовёнком. Я предлагаю вам найти в тексте описание домовёнка, как он выглядит по представлению автора? (работа ребят с текстом, зачтение описания).
Библиотекарь:Ребята, как же зовут нашего героя?
Ответы ребят.
После разгадки появляется на слайде изображение домовёнка Кузи.
Библиотекарь: автор, придумавший забавного персонажа – Домовёнка Кузю – Татьяна Александрова.
Краткое сообщение об авторе (фото на слайде)
Подскажите, к какому жанру относится это произведение? Что волшебного, сказочного встретилось вам в этой сказке?
Ответы ребят.
Библиотекарь: правильно, это действительно волшебная сказка с юмором, шутками, пословицами и прибаутками. Наш герой любит побаловаться, попроказничать, поболтать, попутешествовать, обожает пирожные и умеет дружить. Это не просто сказка, это – игра – сказка. Ребята, давайте вместе вспомним некоторые события сказки.
На слайдах иллюстрации, ребята рассказывают, какое событие сказки на них изображено. На последней – пожар дома.
Библиотекарь: Вот домовёнок и остался в лесу. И я предлагаю вам скорее отправиться в путь вместе с Кузей и помочь отыскать ему дом друзей.
Слайд с изображением Кузи в лесу.
Библиотекарь: ребята, посмотрите, где оказался наш герой? (в лесу). Какой лес его окружает? (тёмный, дремучий) Как вы думаете, страшно ему здесь (да) я предлагаю вам поскорее помочь Кузе найти дорогу к своему дому. Итак, наше путешествие начинается.
На слайде пролетает птица, падает конверт на землю.
Библиотекарь: вот и первое наше задание. Ребята, возьмите в руки книги, которые лежат у вас на столе. Рассмотрите обложку. Скажите, как называется ваша книга?
Ответы ребят.
Библиотекарь: найдите на обложке и прочитайте имя и фамилию автора сказки.
Ответы ребят.
Библиотекарь: где можно прочитать, какое издательство выпустило вашу книгу? Назовите его.
Ответы ребят.
Библиотекарь: сколько в ваших книгах страниц? Можно ли при чтении загибать уголки книги, чтобы не потерять, где ты остановился? (и др.) ребята, давайте посмотрим на слайд, справились ли мы с заданием, если справились, то Кузя нам какой - нибудь сигнал пошлёт.
На слайде сигнал Кузи, меняется лес.
Учитель: благодаря вашей работе домовёнок Кузя продвинулся ближе к дому, но он по - прежнему нуждается в вашей помощи.
На слайде вырастают грибы.
Учитель: ребята, посмотрите, какой гриб не следует срывать Кузе и почему?
Ответы ребят.
На слайде пропадает мухомор, а вместо него появляется клубочек.
Учитель: а вот и клубочек, который нам покажет дорогу ещё одно задание мы с вами должны выполнить, чтобы помочь вернуться Кузе домой. А у клубочка загадка для вас
В лохмотьях, заросший, седой,
С вечно всклокоченной бородой.
В лесу он обитает,
Грибников заманивает и пугает
Ответ ребят «леший».
А леший хочет поиграть с вами в игру «Мой вопрос, ваш ответ».Каждая команда должна ответить на его вопрос. Готовы?
Итак, вопрос первой команде:
Какой волшебный предмет был у домовёнка Кузи? (сундучок)
вопрос второй команде:
какое место для жилья Кузька нашёл себе в квартире Наташи в первый раз? (шкафчик, где стояло мусорное ведро)
вопрос третьей команде: Где девочка Наташа купала домовёнка? ( В раковине.)
вопрос четвёртой команде: Что нужно сделать, по словам Кузьки, прежде чем у добра молодца выспрашивать: кто он и откуда? (Сперва добра молодца в баньке попарь, накорми, напои, а потом и спрашивай»)
вопрос пятой команде: как назывались любимые пирожные Кузи? (олелюшечки)
вопрос шестой команде: где в доме находится самое любимое место домового? (за печкой)
Учитель: молодцы, хорошо знаете сказку. Посмотрите, а Кузя уже продвинулся дальше. Каким стал лес? (светлым) Какие деревья в лесу вы узнали? (берёзы) Слышите, кто – то торопится к нашему герою, я шаги слышу, но не вижу, давайте попробуем угадать
Лесом катится клубок
У него колючий бок,
Он охотится ночами
За жуками и ежами (ёж)
Видимо он нам следующее задание подскажет.
Посмотрите, на ваших партах лежат узелки, развяжите, прочитайте первое слово, что это? (физминутка). Физминутка:
Раз, подняться, потянуться,
Два, нагнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре – руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
Учитель: И с этим заданием ребята успешно справились. А где же Кузя?
На слайде меняется изображение, Кузя на поляне, на ней большое дерево, за деревом спрятана избушка Бабы Яги.
Библиотекарь: мне кажется, что за вековым дубом кто- то спрятался. Попробуйте, ребята, отгадать:
В дремучем лесу затерялась избушка.
В избушке живет непростая старушка -
Берет помело, да в ступу садится,
И тут же над лесом взлетает, как птица!
Ответы детей.
На слайде исчезает дуб, появляется избушка бабы яги и она сама.
Библиотекарь. Ребята, баба Яга решила нас сбить с пути, придумала сказку, а в нейперепутала всех героев и решила, если мы не угадаем герои каких сказок появились у нас на пути, то не добраться Кузе до дома.
(Проводится игра «Сказочная путаница»)
Группы вместе с библиотекарем зачитывают по очереди предложения из горшочков на столе, в конце нужно назвать сказки, из которых прозвучали отрывки.
Ведущий. Итак, жил - был домовёнок Кузя…
1-я группа. Решил построить он себе домиз соломы. Красивый получился дом, весело танцевал Кузя возле него и напевал…
2-я группа. Козлятушки, ребятушки, отворитесь, отопритесь, ваша мать пришла, молочка принесла...
Ведущий. А Кузя ей отвечает...
3-я группа. Кто-кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет...
Ведущий. Это я, домовёнок Кузя...
4-я группа. А еще я, Аленушка и мой братец Иванушка…
Ведущийа кто в дверь стучится?- спрашивает Кузя.
5-я группадедка, за мной бабка, за бабкой внучка, за внучкой Жучка, за Жучкой кошка, за кошкой мышка.
Ведущий впустил Кузя гостей в дом и все вместе стали они петь песенку:
6-я группа Нам не страшен серый волк, серый волк, серый волк, гдеты ходишь глупый волк, старый, страшный волк.
Ребята, их каких сказок эти герои?
Ответы ребят.
Учитель: Посмотрите, баба Яга вновь решила нас запутать, она на полянке два домика выстроила. Один для хорошего настроения, другой – для плохого настроения. В эти домики Яга предлагает пригласить сказочных персонажей. Ребята, я вам предлагаю называть героев, которых вы пригласите в домики, но объясните, почему.
Ответы ребят, краткое объяснение причин приглашения героев в домик.
Библиотекарь: ребята, посмотрите – ка, на полянке появился наконец – то домик нашего героя. Мы с вами проделали длинный путь и помогли нашему герою оказаться дома. Кузя предлагает Вам выполнить последнее задание.
Вместе рисовали,
Вместе мы читали,
Книгу в классе дружно
Вместе обсуждали,
А теперь друзей бери
И мозаику собери.
Библиотекарь: за вашу работу на уроке Кузя приготовил каждому подарок – это закладка, которая поможет вам вспомнить нашего героя и правила обращения с книгой.
Учитель: каждое произведение нас чему – либо учит. Ребята, чему научил вас наш герой сказки домовёнок Кузька?
Ответы ребят
Прочитайте начало предложений на слайде и продолжите их:
Я расскажу дома...
Мне запомнилось...
Я предлагаю ребята вам оценить работу на уроке. На столе лежат квадратные фишки, если вы считаете, что работали отлично, наградите себя красными фишками, если хорошо – жёлтыми.
Самооценка
Учитель: (на фоне музыки) сегодня мы вспомнили только небольшую часть увлекательных приключений Кузи, он будет ждать вас в библиотеке, и расскажет на страницах своих книг много интересных историй.
Библиотекарь:
Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Учитель:
Ну как же на уроке обойтись без подарков? Сегодня на память о нашем сказочном герое и как напоминание о правильном обращении с книгой Кузя дарит Вам закладки, которые вам пригодятся при чтении книг. А мы благодарим ребят за работу на уроке.
Физминутка Физминутка
Физминутка Физминутка
Физминутка Физминутка
11