СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Беер-Шева -столица пустыни Негев от Авраама до наших дней

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Около 200000 жителей проживают в наши дни в южном административном центре государства Израиль – Беэр-Шеве. Сегодня это крупный промышленный и культурный населенный пункт, и тем более интересно проследить начало пути города, история которого уходит корнями в далекое прошлое.

Халколит или медно-каменный век

Семь объектов эпохи энеолита сохранились от культуры, существовавшей на берегах сухих речных русел (вади) данного региона еще в 4-3 тысячелетии до нашей эры и известной как «беер-шевская». Представьте, что 3 из этих объектов долины вади Беэр-Шева: руины Батар, колодец Цафад и колодец Абу-Матар – можно увидеть в пределах современного города! Мнения ученых разделились: одни считают реликвии остатками не связанных ничем поселений, другие утверждают, что это сохранившиеся части одной деревни, разбросанные и специализировавшиеся на изготовлении различных орудий производства. Например, в Цафад создавали вещи из слоновой кости, камня и кости, а в Абу-Матар уже умели плавить металл (это самые древние на территории Израиля свидетельства знаний людей об основах металлургии).

Археологи обратили внимание на особенности жилых помещений на разных этапах беер-шевской культуры. Сначала люди здесь, по преимуществу, обитали под землей, выкапывая для ночлега большие залы, служившие также хранилищами. Вход в подземные помещения шел от дворика, где трудились ремесленники, расположенного на склоне холма. Для реалий Палестины устройство подземных складов и приютов абсолютно не характерно, исследователи полагают, что такие жилища строили поселенцы, пришедшие из других мест и сталкивавшиеся ранее с совершенно другим типом почвы. Вскоре мягкая и рыхлая горная порода здешнего региона дала о себе знать, своды обширных залов рушились, и в дальнейшем жители, продолжая устраиваться под землей, создавали уже небольшие помещения, соединявшиеся узкими переходами. Впоследствии все эти объекты на некоторое время были заброшены, а потом на местах обрушения подземелий стали устраивать круглые землянки – полуподземные строения. Еще позже возникли надземные каменные дома, куда более надежные в здешних условиях.

Ряд археологических находок, сделанных в Беэр-Шеве, свидетельствует о связи региона с северной Финикией (древним Ханааном), о чем говорят найденные при раскопках базальтовые инструменты, которые не могли быть сделаны туземцами; а также с Африкой и Египтом, откуда доставлялась слоновая кость. Отметим такие находки, как статуэтки из этого материалы: «беер-шевскую Венеру» — женщину с четко выделенными половыми органами, и мужчину с лицевыми углублениями, символизирующими, возможно, волосы.

Древняя беер-шевская культура основывалась в своей экономике на разведении коз и овец, выращивании ржи и пшеницы. Она завершилась примерно в 3150 году до нашей эры, а затем почти 2 тысячи лет в бронзовом веке эта территория была полностью заброшена.

Период от 1200 до 500 года до нашей эры

Однако история города не прервалась, как феникс из пепла, он возродился вновь, и мы встречаем упоминания о нем в Библии. Необходимо только учитывать, что это самое южное поселение, принадлежащее колену Иуды, находилось восточнее нынешнего города Беэр-Шевы. Современные ученые раскопали курган Тель-Беэр-Шева и вскрыли его культурные слои. Теперь мы знаем, что приблизительно в 12 веке до н.э. люди здесь жили и работали в ямах, специально прорубленных в каменистой породе холма, но рядом возводились уже и каменные постройки.

В 11-ом столетии до н.э. поселение начало превращаться в крепость, к стенам которой изнутри прилегали жилые дома, а затем город стал разрастаться в сторону колодца, уже за пределы укрепления. К началу 10-го века, в правление царя Давида тель разровняли, и возник на нем в пустыне Негев настоящий укрепленный город – религиозный и административный центр. Колодец с драгоценной для пустыни водой оставили за городскими стенами, чтобы им могли пользоваться и прохожие, и караваны.

Проживало в той Вирсавии (так называлась Беэр-Шева библейских времен) 500 человек, расселившихся в 60-ти домах. Святилище и система водоснабжения, склады, улицы и укрепления — занимали остальную территорию. Удачное расположение на верхушке холма обеспечивало городу безопасность, возможность обороны и наблюдения. Лучшая для той эпохи планировка была представлена одной улицей, идущей по окружности, и другими, веером расходящимися от главных ворот. Суды, торговля, разнообразные общественные мероприятия проводились на центральной городской площади. А самым роскошным строением являлся 2-ух этажный дворец правителя.

Специально разработанная дренажная система отводила дождевую воду с улиц за пределы поселения – прямо в колодец. Эта система предотвращала также угрозу разрушения глинобитных домов.

Раскопки в Тель-Беэр-Шева раскрыли одну из археологических загадок: о непонятном назначении 3-ех зальных зданий, которые находили во многих городах Израиля и считали конюшнями или, ориентируясь на кольца для привязывания скота, помещениями для домашних животных. Находки в кургане Вирсавии рассказали о действительном использовании такого помещения: это оказалось самым главным зданием библейского города – складом для хранения зерна, с 2-мя боковыми вместилищами и средним проходом.

В 701 году до нашей эры ассирийский царь Санхериба во время похода разрушил город, и лишь через 300 лет здесь было возведено персидское укрепление, а до того времени территория пустовала.

Мы ненадолго отвлечемся от хронологии и задумаемся о том, как появилось у древнего поселения его название, которое переводится с иврита словами «колодец клятвы» или «колодец семерых». А началось все, по библейскому преданию, с Авраама и Исаака, которые вырыли на этой земле колодцы. И еще заключил здесь Исаак союз с царем Герары – Авимелехом, а в знак верности принес клятву и 7-ых овец в жертву. Вот такая легенда. Или правда? Во всяком случае, на месте, где был когда-то живительный колодец, сегодня работает музей. А город Беэр-Шева, как и во времена Авраама, сохраняет позицию транспортного узла дорог к Палестине, Египту и Красному морю.

Вернемся теперь в эпоху до нашей эры, в 63 год.

Эра эллинизма

Храм и небольшой сторожевой пост – вот то, что осталось от цветущего укрепления в эллинистическую эпоху.

В византийский и римский периоды Беэр-Шева уже не была региональным центром, уступив это звание городу набатеев Мемфису и филистимской Газе. Но поселение не исчезло окончательно, географически располагаясь между набатейскими районами и Иудейским царством, в 63-64 годах до н.э., после захвата Иудеи Помпеем, оно стало пограничным римским городом, а чуть позднее – частью укрепленного барьера на границе Римской империи. В регионе начала процветать торговля, после 268 года н. э. здесь находился центр епархии, район считался достаточно безопасным.

Все изменилось в конце византийского периода, когда Палестину ослабило разрушительное персидское вторжение 614 года, а беэр-шевское поражение было наиболее значительным. Через 16 лет – в 630 году – арабские завоеватели довершили уничтожение города Беэр-Шевы, следы которого исчезли с карты. Руины соборов и домов встречались путешественникам еще и в 19-ом столетии.

На холме Тель-Беэр-Шева археологи раскопали остатки разрушенной византийской церкви.

Период Османской империи

Седьмой век, после вторжения арабов, унес с собой даже память о бывшей Версавии, и в течение длительного времени европейцы не знали ее реального местоположения, которое только в 1806 году точно определил ученый Зетцен.

Османская империя, владевшая Палестиной в 19-ом веке, в 1900 году решила основать город на прежнем месте. Почему так важен именно этот район? Объяснения этому имеются:

- прежде всего, благодаря высокому уровню грунтовых вод, на территории сосредоточено большое количество колодцев, что является в пустыне фактором определяющим, а беэр-шевские колодцы поили, по-прежнему, и кочевников-бедуинов, и местных жителей, и проходящие караваны.

- главные дороги в Газу, Хеврон, Араву, Ницану, Египет, Синай и Акабу – все также пересекаются в этой местности;

- как раз в данном регионе проходили границы между крупными племенами бедуинов: Тарабина на западе, Тиаха на востоке и Азазме на юге;

- самое удобное место для переправы через временные речные долины (вади Беэр-Шева) — тоже находится здесь.

Водоносный подземный слой дал туркам возможность возвести чудесный город с фонтанами и садами, который вплоть до самого создания государства Израиль обходился только местными водными ресурсами.

Итак, решение об основании в Негеве административно-экономического центра было в 1900 году официально принято турецкими властями, и строительство современного города закипело. Камни для постройки брались чаще всего из византийских развалин, что, кстати, позже значительно затруднило археологические исследования.

Первым зданием нового центра стала мэрия (Сарайя). Это 2-ухэтажное здание 1901 года сохранилось до нашего времени и сегодня используется в качестве полицейского участка. К 1903 году город Беэр-Шева насчитывал уже 38 домов полностью готовых, еще двенадцать – строились, здесь проживало 300 человек, а на главной улице открылось 12 торговых лавок. Прошло еще 9 лет, и население выросло более чем в 3 раза: в 1912 году оно составляло 1000 человек. Город оброс общественными зданиями, появились дом наместника и мечеть, выстроенная в 1906 году; с 1913 года работала школа для детей бедуинов, провели железнодорожную магистраль в Дамаск и Иерусалим, возвели железнодорожную станцию.

Противостояние во время Первой мировой войны турок и британцев, дислоцировавшихся в Египте, способствовало еще большему развитию Беэр-Шевы, превратившейся на тот момент в южную турецкую военную базу. Строительство новых дорог, железнодорожных веток и укреплений служило тогда ратным целям.

Атака британских войск под командованием генерала Алленби привела в 1917 году к захвату южного города и поражению осман.

Время Британского мандата

Период между двумя мировыми войнами оказался для беэр-шевской экономики откровенно упадническим: связи с окружающими племенами были нарушены, организации, необходимые в военное время, больше не функционировали, вскоре остро встал «водный» вопрос. В конце концов, английские власти вынуждены были заняться восстановлением колодцев и разрушенных боями инфраструктур.

Значение торгового центра город не утерял даже в ту тяжелую эпоху. По средам здесь действовал базар, на который съезжались не только окрестные торговцы, но и купцы из Ирака, Саудовской Аравии и Египта. Но очередной толчок беэр-шевскому расцвету опять дала война – Вторая мировая. Теперь вновь возникла нужда в военных базах и человеческом потенциале. Если в 1922 году в городе Беэр-Шеве насчитывалось 2356 жителей, то в 1946-ом их стало почти в 3 раза больше – 6490 человек.

Современная Вирсавия

Стихли последние раскаты кровавой бойни 20-го века, и страны начали возвращаться к мирной жизни. Ноябрьское решение ООН 1947 года предусматривало раздел Палестины и создание 2-ух новых независимых государств для арабского и еврейского народов. Бывшая древняя Вирсавия, по плану Организации Объединенных Наций, должна была принадлежать арабскому государству, но 21 октября 1948 года, в ходе Войны за независимость Израиля, Беэр-Шева перешла в руки Армии обороны молодого еврейского государства и стала его частью.

Начался новый виток истории города. Сначала в нем селили демобилизованных солдат, затем – новых репатриантов, которых в период Большой алии (в 90-ые годы прошлого столетия) появилось здесь почти 35000 человек.

Если возраст этого города исчислять от первого упоминания в Пятикнижии Моисеевом (Торе), то получается, что ему уже 3700 лет! Тель Беэр-Шева или Библейская Вирсавия лежит чуть в стороне от современной «южной столицы» государства, северо-западнее нынешнего города.

В 2005 году ЮНЕСКО присвоил городу Беэр-Шеве в Израиле статус одного из объектов Всемирного наследия.

Современная столица Негева славится вторым по величине лечебным заведением страны – больницей Сорока. Этот университетский медцентр располагает инновационным оборудованием, здесь работает отделение трансплантации искусственно созданных суставов и филиал лечения, диагностики и изучения эпилепсии.

Если говорить о медицине, то не забудем и о целой сети израильских клиник, объединенных названием Sun, которые производят диагностику и лечение в 9 медицинских сферах и знамениты на весь мир применением самых передовых инструментов и новейших методов лечения. Центральное отделение Sun находится в Тель-Авиве, а среди крупнейших филиалов – беэр-шевский и отделение в Ришон ле-Ционе, в парке «Ган А-ир».

Беэр-Шеву по карте страны мы находим в северной части ближневосточной пустыни Негев. Город отстоит:

• от Иерусалима — на 81 км;

• от Тель-Авива — на 115 км;

• от Эйлата – на 240 км;

• от Хайфы – на 174 км.

Благодаря сухому климату погода в Беэр-Шеве хоть и стоит жаркая круглый год, но переносится все же легче, чем в приморских районах, хотя летняя дневная температура воздуха может подняться до 46 градусов.

Достопримечательности и культурные объекты города

С 2002 года в Беэр-Шеве работает музей изобразительных искусств Негев, открывшийся в бывшем доме наместника. Беэр-Шевский театр, основанный в 1973 году, считается одним из ведущих в стране, его репертуар составлен пьесами мировой классики и произведениями местных драматургов.

Репатриантами из бывшего СССР в городе создан шахматный клуб, в котором играют 8 гроссмейстеров, здесь уже состоялся чемпионат мира по шахматам, и проходят международные шахматные турниры. Имеется в городе Беэр-Шеве и симфонический оркестр, неоднократно выступавший на известных зарубежных сценах – в Амстердаме, Лондоне, Нью-Йорке.

В Старом городе туристам покажут тот самый Колодец, выкопанный, по бедуинскому преданию, праотцем Авраамом. Этот объект – один из известнейших, постоянно тиражируемый на фото Беэр-Шевы и, действительно, старинный, но…. Реальную дату его возникновения историки относят к значительно более позднему византийскому периоду. А путешественники все-таки верят легендам, и тянутся сюда, потому что так хочется прикоснуться к настоящей Древности!

Туристам то и дело являются трогательные контрасты: Дворец молодежи в … Старом городе, высотки современного дизайна и совсем рядом — крохотные зеленые улочки и старые здания турецких времен. Если собрать вместе все фотографии, сделанные в южной столице – презабавная выйдет мозаика! Судите сами:

 

 

Научные и образовательные учреждения

Множество учебных заведений, сосредоточенных на юге страны, являются именно беэр-шевскими, что неудивительно, ведь мы говорим о центре большого региона. В городе открыты для детей и подростков 44 средние и 54 начальные школы. Имеются, конечно, и специализированные колледжи. В некоторых из них, кроме учебной, ведется и исследовательская работа. Таков, например, педагогический колледж «Кей», существующий в городе с 1954 года. Студенты-заочники имеют возможность обучаться в Открытом университете «Бейт Яцив», являющемся филиалом центрального кампуса ОУИ, размещенного в Раанане.

Университет имени первого премьер-министра страны Давида Бен-Гуриона также расположен в Беэр-Шеве, где он был официально утвержден правительством в 1969 году и открыт – в 1970-ом. До основания этого учебного заведения в городе уже проводились лекции профессоров хайфского Техниона, иерусалимского Еврейского университета и НИИ им. Вейцмана из Реховота. Однако пустыня Негев, занимающая 60% территории всего государства, виделась Бен-Гуриону очень перспективным районом, за которым, не сомневался министр, будущее Израиля. С целью развития пустыни и основывался Негевский университет. Сегодня в составе этого ВУЗа: инженерный факультет, факультеты естественных наук, медицины и здравоохранения, общественных и гуманитарных наук. Структура Университета Бен-Гуриона включает Международный институт изучения пустыни, национальный институт биотехнологий, исследовательские учреждения по изучению сионизма и Израиля. При Университете проводятся курсы пенсионеров-волонтеров, готовых работать в консультационных службах для пожилых людей. Подобные курсы функционируют также в Бар-Иланском университете Рамат-Гана, в колледжах Иорданской долины и в ряде университетов других городов.

Жители современной столицы Негева надеются, что бесконечные войны, которые пережил город на протяжении своей более чем 3,5-тысячной истории, навсегда отошли в прошлое. Сегодня новости Беэр-Шевы пестрят мирными сообщениями о создании собачьего «луна-парка» и действиях городского «Зеленого патруля», о новом строительстве и решениях муниципалитета по защите окружающей среды, об открытии бизнес-центра высоких технологий и т.д., и т.п. Люди верят, что так будет теперь всегда, а поминовение жертв терактов превращается в страстную молитву об окончательном и вечном прекращении кровопролития.

Просмотр содержимого документа
«Беер-Шева -столица пустыни Негев от Авраама до наших дней»

Около 200000 жителей проживают в наши дни в южном административном центре государства Израиль – Беэр-Шеве. Сегодня это крупный промышленный и культурный населенный пункт, и тем более интересно проследить начало пути города, история которого уходит корнями в далекое прошлое.

Халколит или медно-каменный век

Семь объектов эпохи энеолита сохранились от культуры, существовавшей на берегах сухих речных русел (вади) данного региона еще в 4-3 тысячелетии до нашей эры и известной как «беер-шевская». Представьте, что 3 из этих объектов долины вади Беэр-Шева: руины Батар, колодец Цафад и колодец Абу-Матар – можно увидеть в пределах современного города! Мнения ученых разделились: одни считают реликвии остатками не связанных ничем поселений, другие утверждают, что это сохранившиеся части одной деревни, разбросанные и специализировавшиеся на изготовлении различных орудий производства. Например, в Цафад создавали вещи из слоновой кости, камня и кости, а в Абу-Матар уже умели плавить металл (это самые древние на территории Израиля свидетельства знаний людей об основах металлургии).

Археологи обратили внимание на особенности жилых помещений на разных этапах беер-шевской культуры. Сначала люди здесь, по преимуществу, обитали под землей, выкапывая для ночлега большие залы, служившие также хранилищами. Вход в подземные помещения шел от дворика, где трудились ремесленники, расположенного на склоне холма. Для реалий Палестины устройство подземных складов и приютов абсолютно не характерно, исследователи полагают, что такие жилища строили поселенцы, пришедшие из других мест и сталкивавшиеся ранее с совершенно другим типом почвы. Вскоре мягкая и рыхлая горная порода здешнего региона дала о себе знать, своды обширных залов рушились, и в дальнейшем жители, продолжая устраиваться под землей, создавали уже небольшие помещения, соединявшиеся узкими переходами. Впоследствии все эти объекты на некоторое время были заброшены, а потом на местах обрушения подземелий стали устраивать круглые землянки – полуподземные строения. Еще позже возникли надземные каменные дома, куда более надежные в здешних условиях.

Ряд археологических находок, сделанных в Беэр-Шеве, свидетельствует о связи региона с северной Финикией (древним Ханааном), о чем говорят найденные при раскопках базальтовые инструменты, которые не могли быть сделаны туземцами; а также с Африкой и Египтом, откуда доставлялась слоновая кость. Отметим такие находки, как статуэтки из этого материалы: «беер-шевскую Венеру» — женщину с четко выделенными половыми органами, и мужчину с лицевыми углублениями, символизирующими, возможно, волосы.

Древняя беер-шевская культура основывалась в своей экономике на разведении коз и овец, выращивании ржи и пшеницы. Она завершилась примерно в 3150 году до нашей эры, а затем почти 2 тысячи лет в бронзовом веке эта территория была полностью заброшена.

Период от 1200 до 500 года до нашей эры

Однако история города не прервалась, как феникс из пепла, он возродился вновь, и мы встречаем упоминания о нем в Библии. Необходимо только учитывать, что это самое южное поселение, принадлежащее колену Иуды, находилось восточнее нынешнего города Беэр-Шевы. Современные ученые раскопали курган Тель-Беэр-Шева и вскрыли его культурные слои. Теперь мы знаем, что приблизительно в 12 веке до н.э. люди здесь жили и работали в ямах, специально прорубленных в каменистой породе холма, но рядом возводились уже и каменные постройки.

В 11-ом столетии до н.э. поселение начало превращаться в крепость, к стенам которой изнутри прилегали жилые дома, а затем город стал разрастаться в сторону колодца, уже за пределы укрепления. К началу 10-го века, в правление царя Давида тель разровняли, и возник на нем в пустыне Негев настоящий укрепленный город – религиозный и административный центр. Колодец с драгоценной для пустыни водой оставили за городскими стенами, чтобы им могли пользоваться и прохожие, и караваны.

Проживало в той Вирсавии (так называлась Беэр-Шева библейских времен) 500 человек, расселившихся в 60-ти домах. Святилище и система водоснабжения, склады, улицы и укрепления — занимали остальную территорию. Удачное расположение на верхушке холма обеспечивало городу безопасность, возможность обороны и наблюдения. Лучшая для той эпохи планировка была представлена одной улицей, идущей по окружности, и другими, веером расходящимися от главных ворот. Суды, торговля, разнообразные общественные мероприятия проводились на центральной городской площади. А самым роскошным строением являлся 2-ух этажный дворец правителя.

Специально разработанная дренажная система отводила дождевую воду с улиц за пределы поселения – прямо в колодец. Эта система предотвращала также угрозу разрушения глинобитных домов.

Раскопки в Тель-Беэр-Шева раскрыли одну из археологических загадок: о непонятном назначении 3-ех зальных зданий, которые находили во многих городах Израиля и считали конюшнями или, ориентируясь на кольца для привязывания скота, помещениями для домашних животных. Находки в кургане Вирсавии рассказали о действительном использовании такого помещения: это оказалось самым главным зданием библейского города – складом для хранения зерна, с 2-мя боковыми вместилищами и средним проходом.

В 701 году до нашей эры ассирийский царь Санхериба во время похода разрушил город, и лишь через 300 лет здесь было возведено персидское укрепление, а до того времени территория пустовала.

Мы ненадолго отвлечемся от хронологии и задумаемся о том, как появилось у древнего поселения его название, которое переводится с иврита словами «колодец клятвы» или «колодец семерых». А началось все, по библейскому преданию, с Авраама и Исаака, которые вырыли на этой земле колодцы. И еще заключил здесь Исаак союз с царем Герары – Авимелехом, а в знак верности принес клятву и 7-ых овец в жертву. Вот такая легенда. Или правда? Во всяком случае, на месте, где был когда-то живительный колодец, сегодня работает музей. А город Беэр-Шева, как и во времена Авраама, сохраняет позицию транспортного узла дорог к Палестине, Египту и Красному морю.

Вернемся теперь в эпоху до нашей эры, в 63 год.

Эра эллинизма

Храм и небольшой сторожевой пост – вот то, что осталось от цветущего укрепления в эллинистическую эпоху.

В византийский и римский периоды Беэр-Шева уже не была региональным центром, уступив это звание городу набатеев Мемфису и филистимской Газе. Но поселение не исчезло окончательно, географически располагаясь между набатейскими районами и Иудейским царством, в 63-64 годах до н.э., после захвата Иудеи Помпеем, оно стало пограничным римским городом, а чуть позднее – частью укрепленного барьера на границе Римской империи. В регионе начала процветать торговля, после 268 года н. э. здесь находился центр епархии, район считался достаточно безопасным.

Все изменилось в конце византийского периода, когда Палестину ослабило разрушительное персидское вторжение 614 года, а беэр-шевское поражение было наиболее значительным. Через 16 лет – в 630 году – арабские завоеватели довершили уничтожение города Беэр-Шевы, следы которого исчезли с карты. Руины соборов и домов встречались путешественникам еще и в 19-ом столетии.

На холме Тель-Беэр-Шева археологи раскопали остатки разрушенной византийской церкви.

Период Османской империи

Седьмой век, после вторжения арабов, унес с собой даже память о бывшей Версавии, и в течение длительного времени европейцы не знали ее реального местоположения, которое только в 1806 году точно определил ученый Зетцен.

Османская империя, владевшая Палестиной в 19-ом веке, в 1900 году решила основать город на прежнем месте. Почему так важен именно этот район? Объяснения этому имеются:

- прежде всего, благодаря высокому уровню грунтовых вод, на территории сосредоточено большое количество колодцев, что является в пустыне фактором определяющим, а беэр-шевские колодцы поили, по-прежнему, и кочевников-бедуинов, и местных жителей, и проходящие караваны.

- главные дороги в Газу, Хеврон, Араву, Ницану, Египет, Синай и Акабу – все также пересекаются в этой местности;

- как раз в данном регионе проходили границы между крупными племенами бедуинов: Тарабина на западе, Тиаха на востоке и Азазме на юге;

- самое удобное место для переправы через временные речные долины (вади Беэр-Шева) — тоже находится здесь.

Водоносный подземный слой дал туркам возможность возвести чудесный город с фонтанами и садами, который вплоть до самого создания государства Израиль обходился только местными водными ресурсами.

Итак, решение об основании в Негеве административно-экономического центра было в 1900 году официально принято турецкими властями, и строительство современного города закипело. Камни для постройки брались чаще всего из византийских развалин, что, кстати, позже значительно затруднило археологические исследования.

Первым зданием нового центра стала мэрия (Сарайя). Это 2-ухэтажное здание 1901 года сохранилось до нашего времени и сегодня используется в качестве полицейского участка. К 1903 году город Беэр-Шева насчитывал уже 38 домов полностью готовых, еще двенадцать – строились, здесь проживало 300 человек, а на главной улице открылось 12 торговых лавок. Прошло еще 9 лет, и население выросло более чем в 3 раза: в 1912 году оно составляло 1000 человек. Город оброс общественными зданиями, появились дом наместника и мечеть, выстроенная в 1906 году; с 1913 года работала школа для детей бедуинов, провели железнодорожную магистраль в Дамаск и Иерусалим, возвели железнодорожную станцию.

Противостояние во время Первой мировой войны турок и британцев, дислоцировавшихся в Египте, способствовало еще большему развитию Беэр-Шевы, превратившейся на тот момент в южную турецкую военную базу. Строительство новых дорог, железнодорожных веток и укреплений служило тогда ратным целям.

Атака британских войск под командованием генерала Алленби привела в 1917 году к захвату южного города и поражению осман.

Время Британского мандата

Период между двумя мировыми войнами оказался для беэр-шевской экономики откровенно упадническим: связи с окружающими племенами были нарушены, организации, необходимые в военное время, больше не функционировали, вскоре остро встал «водный» вопрос. В конце концов, английские власти вынуждены были заняться восстановлением колодцев и разрушенных боями инфраструктур.

Значение торгового центра город не утерял даже в ту тяжелую эпоху. По средам здесь действовал базар, на который съезжались не только окрестные торговцы, но и купцы из Ирака, Саудовской Аравии и Египта. Но очередной толчок беэр-шевскому расцвету опять дала война – Вторая мировая. Теперь вновь возникла нужда в военных базах и человеческом потенциале. Если в 1922 году в городе Беэр-Шеве насчитывалось 2356 жителей, то в 1946-ом их стало почти в 3 раза больше – 6490 человек.

Современная Вирсавия

Стихли последние раскаты кровавой бойни 20-го века, и страны начали возвращаться к мирной жизни. Ноябрьское решение ООН 1947 года предусматривало раздел Палестины и создание 2-ух новых независимых государств для арабского и еврейского народов. Бывшая древняя Вирсавия, по плану Организации Объединенных Наций, должна была принадлежать арабскому государству, но 21 октября 1948 года, в ходе Войны за независимость Израиля, Беэр-Шева перешла в руки Армии обороны молодого еврейского государства и стала его частью.

Начался новый виток истории города. Сначала в нем селили демобилизованных солдат, затем – новых репатриантов, которых в период Большой алии (в 90-ые годы прошлого столетия) появилось здесь почти 35000 человек.

Если возраст этого города исчислять от первого упоминания в Пятикнижии Моисеевом (Торе), то получается, что ему уже 3700 лет! Тель Беэр-Шева или Библейская Вирсавия лежит чуть в стороне от современной «южной столицы» государства, северо-западнее нынешнего города.

В 2005 году ЮНЕСКО присвоил городу Беэр-Шеве в Израиле статус одного из объектов Всемирного наследия.

Современная столица Негева славится вторым по величине лечебным заведением страны – больницей Сорока. Этот университетский медцентр располагает инновационным оборудованием, здесь работает отделение трансплантации искусственно созданных суставов и филиал лечения, диагностики и изучения эпилепсии.

Если говорить о медицине, то не забудем и о целой сети израильских клиник, объединенных названием Sun, которые производят диагностику и лечение в 9 медицинских сферах и знамениты на весь мир применением самых передовых инструментов и новейших методов лечения. Центральное отделение Sun находится в Тель-Авиве, а среди крупнейших филиалов – беэр-шевский и отделение в Ришон ле-Ционе, в парке «Ган А-ир».

Беэр-Шеву по карте страны мы находим в северной части ближневосточной пустыни Негев. Город отстоит:

• от Иерусалима — на 81 км;

• от Тель-Авива — на 115 км;

• от Эйлата – на 240 км;

• от Хайфы – на 174 км.

Благодаря сухому климату погода в Беэр-Шеве хоть и стоит жаркая круглый год, но переносится все же легче, чем в приморских районах, хотя летняя дневная температура воздуха может подняться до 46 градусов.

Достопримечательности и культурные объекты города

С 2002 года в Беэр-Шеве работает музей изобразительных искусств Негев, открывшийся в бывшем доме наместника. Беэр-Шевский театр, основанный в 1973 году, считается одним из ведущих в стране, его репертуар составлен пьесами мировой классики и произведениями местных драматургов.

Репатриантами из бывшего СССР в городе создан шахматный клуб, в котором играют 8 гроссмейстеров, здесь уже состоялся чемпионат мира по шахматам, и проходят международные шахматные турниры. Имеется в городе Беэр-Шеве и симфонический оркестр, неоднократно выступавший на известных зарубежных сценах – в Амстердаме, Лондоне, Нью-Йорке.

В Старом городе туристам покажут тот самый Колодец, выкопанный, по бедуинскому преданию, праотцем Авраамом. Этот объект – один из известнейших, постоянно тиражируемый на фото Беэр-Шевы и, действительно, старинный, но…. Реальную дату его возникновения историки относят к значительно более позднему византийскому периоду. А путешественники все-таки верят легендам, и тянутся сюда, потому что так хочется прикоснуться к настоящей Древности!

Туристам то и дело являются трогательные контрасты: Дворец молодежи в … Старом городе, высотки современного дизайна и совсем рядом — крохотные зеленые улочки и старые здания турецких времен. Если собрать вместе все фотографии, сделанные в южной столице – презабавная выйдет мозаика! Судите сами:

Научные и образовательные учреждения

Множество учебных заведений, сосредоточенных на юге страны, являются именно беэр-шевскими, что неудивительно, ведь мы говорим о центре большого региона. В городе открыты для детей и подростков 44 средние и 54 начальные школы. Имеются, конечно, и специализированные колледжи. В некоторых из них, кроме учебной, ведется и исследовательская работа. Таков, например, педагогический колледж «Кей», существующий в городе с 1954 года. Студенты-заочники имеют возможность обучаться в Открытом университете «Бейт Яцив», являющемся филиалом центрального кампуса ОУИ, размещенного в Раанане.

Университет имени первого премьер-министра страны Давида Бен-Гуриона также расположен в Беэр-Шеве, где он был официально утвержден правительством в 1969 году и открыт – в 1970-ом. До основания этого учебного заведения в городе уже проводились лекции профессоров хайфского Техниона, иерусалимского Еврейского университета и НИИ им. Вейцмана из Реховота. Однако пустыня Негев, занимающая 60% территории всего государства, виделась Бен-Гуриону очень перспективным районом, за которым, не сомневался министр, будущее Израиля. С целью развития пустыни и основывался Негевский университет. Сегодня в составе этого ВУЗа: инженерный факультет, факультеты естественных наук, медицины и здравоохранения, общественных и гуманитарных наук. Структура Университета Бен-Гуриона включает Международный институт изучения пустыни, национальный институт биотехнологий, исследовательские учреждения по изучению сионизма и Израиля. При Университете проводятся курсы пенсионеров-волонтеров, готовых работать в консультационных службах для пожилых людей. Подобные курсы функционируют также в Бар-Иланском университете Рамат-Гана, в колледжах Иорданской долины и в ряде университетов других городов.

Жители современной столицы Негева надеются, что бесконечные войны, которые пережил город на протяжении своей более чем 3,5-тысячной истории, навсегда отошли в прошлое. Сегодня новости Беэр-Шевы пестрят мирными сообщениями о создании собачьего «луна-парка» и действиях городского «Зеленого патруля», о новом строительстве и решениях муниципалитета по защите окружающей среды, об открытии бизнес-центра высоких технологий и т.д., и т.п. Люди верят, что так будет теперь всегда, а поминовение жертв терактов превращается в страстную молитву об окончательном и вечном прекращении кровопролития.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!