Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым «Керченская специализированная школа- интернат с углубленным изучением отдельных предметов»
Беседа с элементами тренинга
«День толерантности»
Мероприятие ориентировано на обучающихся 9 класса
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/09/s_589c7082e3225/552191_1.jpeg)
Воспитатель: Селезнева Ю.В.
Керчь, 2016 год
Цель мероприятия:
нравственное воспитание учащихся;
сформировать у учащихся понятие толерантности;
рассмотреть принципы толерантного поведения;
формирование толерантного поведения по отношению друг к другу.
Оборудование и материалы: компьютер, проектор, презентация, методическая разработка мероприятия, социальный ролик «Толерантность», памятки, карточки.
Интернет ресурсы:
-http://x-carp.narod.ru/Arhiv/lec/toleranty.htm
-https://www.youtube.com/watch?v=aShmN2dKEf0
-http://festival.1september.ru/articles/613241/
-http://uchkopilka.ru/vne-deyat/klassnye-chasy/item/2585-klassnyj-chas-v-9--klasse-na-temu-tolerantnost-eto-tvoj-zhiznennyj-put
-http://alekseevkashkola.ru/article378
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Воспитатель:
Сегодняшний воспитательный час мне хотелось бы начать старинной легендой.
Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:
-Как ты уродлив, негр! Как будто весь сажей вымазан!
Черный презрительно сощурился и сказал:
-Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!
Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти
к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому:
- Посмотри, как красив твой черный брат. Он черен, как южная ночь, и в ней,подобно звездам, сияют глаза его...
Затем мудрец обратился к чернокожему:
- А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий
белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его - цвета солнца...
Негр и белый устыдились своего спора и помирились.
А мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина... Кружатся в веселом хороводе, танцуя и распевая песни, белые, черные, желтые люди. С любовью смотрят они друг на друга. И перекрывает звуки музыки и песен чей-то молодой голос:
- Как хорошо, что все мы разные! А то жить было бы так скучно!
Как вы считаете, о чём сегодня пойдёт речь?
Версии учащихся
Об отношении к людям.
О равенстве и братстве народов.
Об уважении друг к другу.
Воспитатель: все вы правы. Все то, о чем вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом «толерантность».
Как вы думаете, почему именно эту тему мы с вами обсуждам, чем она актуальна??
Версии учащихся
Все верно, проблема толерантности очень актуальна в наше время, я думаю, что в нашем классе не все и не всегда относятся с пониманием друг к другу.
Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия, теракт, война…
В сегодняшнем обществе происходит активный рост агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственно стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения.
Мне кажется, очень уместны и точны в этой ситуации слова Б.Шоу
Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди.
Информационное сообщение «Толерантный человек»
Ученик 1. В 1995 году на 28 сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО ее участники провозгласили 16 ноября Международным днем толерантности. С тех пор этот день ежегодно отмечается в странах - членах этой организации.
Сейчас толерантность - яркий показатель степени демократичности каждого отдельного государства и одно из условий его развития. Толерантность как черта характера человека - условие для успешного общения для достижения результата в любой деятельности.
Понятие «толерантность» впервые встречается в XVIII в. В своем «Трактате о веротерпимости» известный французский философ Вольтер писал, что «безумием является убеждение, что все люди могут одинаково думать об определенных вещах.
Сейчас толерантность понимается как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание прав других на свои мысли и взгляды. Итак, толерантность – это прежде всего, принятие других такими, какие они есть и взаимодействие с ними на основе согласия.
Ученик 2. Деление людей на толерантных и не толерантных достаточно условно. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные так и не толерантные поступки. Но способность вести себя толерантно может стать личностной чертой, а следовательно - обеспечить успех в общении. Толерантные люди больше знают о своих недостатках и преимущества. Они критически относятся к себе и не стремятся во всех бедах обвинить других. Они не перекладывают ответственность на других. Толерантный человек не делит мир на два цвета - черный и белый. Он не акцентирует на различиях между «своими» и «чужими», а потому готов выслушать и понять другие точки зрения.
Чувство юмора и способность посмеяться над своими слабыми сторонами - особая черта толерантного человека. У того, кто способен к этому - меньшая потребность свысока относиться к другим.
Толерантная личность знает и правильно оценивает себя. Ее доброе отношение к себе сосуществует с положительным и доброжелательным отношением к другим.
3 Упражнение «Ассоциативный ряд»
Цель: усвоить понятие «толерантность», расширить его содержание.
Ребята делятся на 5 групп. Для того, чтобы расширить свои знания о толерантности предлагаю выполнить упражнение «Ассоциативный ряд». Каждая группа получает задание:
На листе А4, который вы получили, где записано слово «толерантность», нужно записать характеристики человека, которые ассоциируются с содержанием понятия «толерантность» и начать с буквы вертикального ряда.
На выполнение 3 мин.
Т - терпеливый
О - осторожный, оптимистичный, объективный
Л - лояльный, любезный
Е - эмпатийный (обращение к толковому словарю), естественный
Р - расчетливый, рассудительный
А - адекватный, аккуратный
Н - ненавязчивый
Т - тактичный
Н - нежный
О - общительный
С - сдержанный, сочувственный
Т – талантливый
Ь - мягкость - символ толерантности
Каждая группа зачитывает свои версии.
Обсуждение:
Какая из характеристик присуща каждому из вас?
Воспитатель: неумение понять другого, уверенность, что ваше мнение единственно правильное, нежелание увидеть ситуацию глазами другого - кратчайший путь к недоразумению, а часто и к возникновению конфликта.
Итак, если вы хотите эффективно общаться, необходимо вести себя так, чтобы не обижать партнера, уважать точку зрения другого и его личность, независимо от социального положения, национальности, индивидуальных особенностей, предпочтений и т.д. Такое общение называется толерантным.
Просмотр на слайде, затем обсуждение.
(На слайде: признаки толерантного человека
Толерантный человек:
- Хорошо сотрудничает с другими на основе партнерства
- Готов считаться с мнениями других
- Уважает человеческое достоинство
- Уважает права других
- Воспринимает другого таким, какой он есть
- Способен поставить себя на место другого
- Уважает право быть другим
- Признает разнообразие
- Признает равенство других
- Терпим к чужим мнениям, верованиям, поведению
- Отказывается от доминирования и насилия).
Выдача памяток.
Упражнение «Как же научиться быть толерантным?»
Дети делятся на 5 команд, им раздаются задания. Необходимо раскрыть смысл данного выражения.
Воспитатель: как же научиться быть толерантными?
Не стремиться подчинить себе другого, т.е. толерантность строится только на основе некоторого равенства позиций. Это понятие обязательно включает уважение достоинства каждого, право на наличие и сохранение индивидуальности.
Изучать другого. Незнание, как известно, нередко порождает непонимание. Знакомство с культурой, традициями, образом жизни представителей других национальностей позволит перевести присущую многим людям оценочную деятельность в познавательную.
Принимать другого таким, какой он есть. Это условие означает, что субъекты по взаимодействию должны стремиться не переделывать друг друга, а воспринимать другого как нечто целое со всеми индивидуальными особенностями.
Акцентировать внимание на объединяющих факторах. Для достижения толерантного взаимодействия важно найти то, что объединяет партнеров, а не разъединяет их. Поэтому необходимо сначала выделять общее и лишь, потом фиксировать внимание на противоположном.
Чувство юмора. Способность посмеяться над собой - важная черта толерантной личности. У того, кто может посмеяться над собой, меньше потребность чувствовать превосходство над другими.
Игра «Комплимент»
Каждому человеку приятно слышать добрые слова в свой адрес, комплименты делают общение более тёплым, располагают собеседников друг к другу. А умеете ли вы делать комплименты? Давайте попробуем.
Символ комплимента – любая весёлая мягкая игрушка. Передавая её кому-либо, говорим ему комплимент
В результате каждому учащемуся говорится по комплименту.
Просмотр социального ролика «Толерантность»
Обсуждение видеоролика. Закрепление воспитательного часа.
Подведение итогов
Воспитатель: Завершая на воспитательный час, давайте подведём итоги. Мы все с вами разные, но живём на одной планете Земля. И для того чтобы наша жизнь была лучше, счастливее, безопаснее нужно быть терпимее, принимать людей такими, какими, какие они есть, не смотря на все наши различия. И тогда мы будем жить в мире.