СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бессоюзные сложные предложения. Вводный урок-практикум по русскому языку 9 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока

 

Изучение нового материала

 

Оборудование

учебники, рабочие тетради, мультимедийная презентация для урока, рабочий компьютер учителя, рабочий лист урока, диагностический лист самоанализа знаний, умений и навыков, индивидуальные карточки для учащихся.

 

Цели урока

 

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:
  • Изучить правила постановки знаков препинания в БСП
  • Совершенствование пунктуационных навыков по данной теме.
  • Познакомить учащихся со сложными предложениями с бессоюзной связью;
  • Показать различие между предложениями союзными и бессоюзными, а также между предложениями сложными бессоюзными и предложениями простыми с однородными членами предложения;

2. РАЗВИВАЮЩАЯ: 

  • Развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях;
  • Развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать;
  • Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
  • Развитие умения аргументировать, доказывать и делать выводы.

3.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:

  • Воспитывать способность видеть, чувствовать, понимать красоту окружающего мира, осознавать эстетическую ценность языковых явлений в художественном тексте
  • наблюдательность,
  • настойчивость, приучая терпеливо преодолевать трудности в работе.

 

Просмотр содержимого документа
«Бессоюзные сложные предложения. Вводный урок-практикум по русскому языку 9 класс.»

Тема урока

Бессоюзные сложные предложения. Вводный урок-практикум по русскому языку 9 класс.

Тип урока


Изучение нового материала


Оборудование

учебники, рабочие тетради, мультимедийная презентация для урока, рабочий компьютер учителя, рабочий лист урока, диагностический лист самоанализа знаний, умений и навыков, индивидуальные карточки для учащихся.


Цели урока


  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:

  • Изучить правила постановки знаков препинания в БСП

  • Совершенствование пунктуационных навыков по данной теме.

  • Познакомить учащихся со сложными предложениями с бессоюзной связью;

  • Показать различие между предложениями союзными и бессоюзными, а также между предложениями сложными бессоюзными и предложениями простыми с однородными членами предложения;

2. РАЗВИВАЮЩАЯ:

    • Развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях;

    • Развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать;

    • Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;

    • Развитие умения аргументировать, доказывать и делать выводы.

3.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:

  • Воспитывать способность видеть, чувствовать, понимать красоту окружающего мира, осознавать эстетическую ценность языковых явлений в художественном тексте

  • наблюдательность,

  • настойчивость, приучая терпеливо преодолевать трудности в работе.


Ход урока.

I.Вступительное слово.

Добрый день дорогие ребята, уважаемые гости.

Разминка

  1. Все, что прекрасно, нравственно. (...)
    Гюстав Флобер

  2. Вся нравственность человека заключается в его намерениях. (...)
    Жан Жак Руссо

  3. Мелких чувств на свете не бывает – мелкими бывают только души.(…)

Достоевский Ф.М

  1. Нравственно только то, что совпадает с вашим чувством красоты и с идеалом, в котором вы ее воплощаете. (…)

  2. Есть люди, которые относятся к нравственности, как некоторые архитекторы к домам: на первый план ставится удобство. (...)
    Люк де Клапье Вовенарг.

Работа с предложениями, какую тему затрагивают предложения? Какой общей мыслью объединены предложения? (Темы нравственности)

Как вы понимаете нравственность? (ответы)


Что же такое нравственность? — Это нормы, принципы поведения, мотивы поступков. В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) — нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)».


- Разбор предложений. Какие эти предложения? (простые, сложные: союзные и бессоюзные; обособленные).


Каким образом в человеке держится сила духа?

Вспоминается интервью, в котором ветеран рассказывает о своей военной профессии: он был фотографом и кинооператором, а ещё солдатом-смертником.

Всю предлежащую жизнь он видел через прицел снайперской винтовки, и, по его словам, приходилось общаться только с мертвецами.

Как в существе, в котором еле теплится жизнь, зарождаются думы о чести и достоинстве, о смысле и ценности жизни, о подвиге?

Это признание точно и ёмко передаёт всю полноту человеческого ужаса и бесстрашия.



Задание:

- Прочитайте предложения и скажите, что их объединяет? (Тема).

- Можно ли эти предложения назвать текстом? (Нельзя).

- Расположите эти предложения в соответствии с кодом и прочитайте получившийся текст.

ПП – СПП – ? – ССП – ПП

( Учащиеся называют виды предложений, располагают их в соответствии с кодом, используя при этом карточки).



- Какое предложение должно быть вместо вопроса? Объясните знаки препинания в этом предложении. Постройте схему.

Учитель знакомит учащихся с темой урока и выясняет, какие задачи они должны решить к концу урока.








II. Целеполагания урока.

Определим цели нашего урока

(ребята сами должны сказать цель урока) изучим правила постановки знаков препинания в БСП.










III. Задания на карточке в парах.


Определить вид предложения. Бессоюзные сложные предложения записать в тетрадь

1) Искры полетели огненной метелью, избы загорелись.

2) Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал.

3) В глазах у меня потемнело, голова закружилась.

4) Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал.

5) В поле шла жатва, листья на деревьях стали желтеть.

6) Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.

7) Валить на товарища собственную вину-подлость в кубе.

8) Алешка поднялся - заря еще не занималась.

9) В молодости своей служил он в гвардии, вышел в отставку в начале 1797 года, уехал в деревню и с тех пор он оттуда не выезжал.

Бессоюзные предложения: 1,3,5,6,8.




IV. Фронтальный опрос.

- Приведём в систему наши знания о БСП

Учитель. Давайте определим, что вы знаете по теме урока.

Учащиеся:

- Сложные предложения делятся на три группы: сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные.

Все сложные предложения состоят из нескольких простых.

В сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются при помощи союзов и союзных слов.

Название третьей группы говорит о том, что в бессоюзных предложениях простые соединены без союзов и союзных слов. А каким образом, мы не знаем.

2. Чтение нового текста (заранее распечатанного в нужном количестве), пытаются найти ответы на поставленные ими вопросы.

Понятие сложного бессоюзного предложения.

Бессоюзное сложное предложение – это предложение, части которого соединены по смыслу и с помощью интонации. Части бессоюзного сложного предложения находятся между собой в различных смысловых отношениях, что отражается в постановке знаков препинания на письме, а в устной речи – интонацией. В бессоюзном сложном предложении ставится запятая, точка с запятой, тире и двоеточие на письме.
Смысловые отношения в них выражаются менее четко, чем в союзных.

Примеры предложений с различной интонационной связью:


1. Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер. (Перечисление.)

2.Мелких чувств на свете не бывает – мелкими бывают только души. (Противопоставление.)

3.Ечевин понял одно : боязнь самостоятельного мнения, страх взять на самого себя ответственность стали причиной его поступков. (Пояснение.)

Учитель:

- Какие знаки препинания ставится в БСП?

- Расстановка ЗП зависит от чего? (от значения)


Тренировочные упражнения.

Индивидуальное задание сильному ученику, который демонстрирует работу на экране через ноутбук и проектор.

Определить на слух, сложное это предложение или простое с однородными членами или с обособлениями. Номера бессоюзных сложных предложений записать в тетрадь. Проверить.

1. Пока живешь, творить добро спеши.

2.Большего не может быть счастья, чем несчастным приносить счастье.

3.Не рой другому яму – сам споткнешься.

4.Добро не купишь.

5. Слабые люди выжидают благоприятных случаев – сильные духом их создают.

6.Плод, полученный терпением, сахару подобен.

7.И у моря есть дно, и у терпения есть предел.

8.Я знаю в жизни только два действительных счастья: угрызения совести и болезнь.

9. Нынешнее усердие – завтрашнее облегчение.

10. На дне терпения оседает золото

11. Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство


  • Какие предложения называются бессоюзными? (БСП – простые предложения связаны между собой при помощи интонации при произношении, а на письме знаками препинания) В БСП велика роль интонации, которая придаёт синтаксической конструкции «жизнь», диктует необходимость постановки определённых знаков препинания.

  • Какую роль играют БСП в тексте?

Придают динамичность, эмоциональность, выразительность. БСП позволяют лаконично, ёмко выразить глубокое содержание текстов, помогают избежать излишней загруженности текста союзами.

Какой раздел науки о языке мы повторили?










V. Практическая работа по тексту№1.

Изучение нового материала.



I. Запись предложения на доске и в тетрадях. Анализ предложения.



Примечательно, как восприняли жуткую весть очевидцы: дневниковые сообщения коротки, в них с леденящей чёткостью осязается пульс войны, прочитывается растерянность.



Задание:

Проанализировать предложение.



Алгоритм анализа.



  1. Найдите основы, разделите на части.

  2. Определите вид связи, союзная или бессоюзная.

  3. Вид союзной связи: сочинительная и подчинительная.

  4. В бессоюзном сложном предложении – смысловые отношения и, следовательно, знаки препинания.

  5. Нарисовать схемы.

  6. Охарактеризуйте вид связи.

  7. По схемам проверьте знаки препинания.



II. Работа в парах. Взаимопроверка.



(Задание дано по вариантам. В предложении необходимо расставить знаки препинания, прописать буквы, определить грамматические основы, определить вид предложений, составить схемы).

  1. Сила памяти влечёт птиц из дальних краёв к месту, где они родились, она всю жизнь согревает человеческое сердце, делает его счастливым.

  2. Много говорим о красоте земли, но бережём плохо то, что надо непременно беречь.


Учащиеся работают в группе, выписывая и обсуждая предложения из текста в тетрадь.



Закрепление изученного материала.

Работа с текстом.

1.В годы Великой Отечественной войны стихотворение в прозе «Русский язык» Ивана Сергеевича Тургенева укрепляло веру людей в победу, призывало добиваться её любой ценой. 2. Рассказывают, что к коменданту оккупированного Орла пришла молоденькая девушка, учительница русского языка, она попросила разрешения открыть музей И. С. Тургенева. 3. Разрешение комендант дал, выделив для этого маленькую комнатку.4. И вот музей открыт. 5.Люди первое время не понимали, к чему эта затея, но прошло несколько дней и посетителей становилось всё больше и больше. 6. Побывав в музее, они словно преображались: светлел взгляд, твёрже становилась походка, выше поднята голова. 7. Первое, что видел каждый, были слова: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»



Анализ текста (вопросы по содержанию).



Задание по вариантам:

1в. – Найти сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью.

2в. – Найти предложение с подчинительной и сочинительной связью.

Объяснить знаки препинания.




VII. Работа по карточкам.

Работа с заданиями ГИА.

Среди предложений … найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью.



Учащиеся сами определяют задание. Выполняют индивидуально.



VIII.

1.Толстые сосульки свисали с крыши и обтаивали на солнце.

2.Капли падали с них, звонко ударяли о лед, по всем улицам пели песню весны.

Замените в первом предложении одно из однородных сказуемых обособленным определением, выраженным причастным оборотом, во втором - обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

Составьте из получившихся предложений:

1 ряд - сложносочиненное предложение,

2 ряд - сложноподчиненное предложение,

3 ряд - бессоюзное сложное предложение.

1.Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце, и капли, падая с них, звонко ударяли о лед, по всем улицам пели песню весны.

2.Если толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце, капли, падая с них, звонко ударяли о лед, по всем улицам пели песню весны.

3.Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце; капли падая с них, звонко ударяли о лед, по всем улицам пели песню весны.



.


IX. Итог урока. Рефлексия.

- Итак, пришла пора подвести итоги.


- Наш урок заканчивается. Осталось поставить последнюю точку.


- Как вы думаете, мы на сегодняшнем уроке реализовали цели, которые поставили в начале урока?


- На уроке мы узнали о БСП.


- Какими словами описали бы вы своё состояние после урока?

1. Я разобрался с этой темой и чувствую себя комфортно и уверенно при выполнении заданий по этой теме. (зелёный)

2. К сожалению, я обнаружил пробелы в своих знаниях. (жёлтый)

3. Я испытываю большие затруднения при выполнении заданий по этой теме. (красный)

Учащиеся оценивают свою работу, давая своё объяснение.



















№10

X. Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру на тему:

«Почему преображались люди, прочитав слова Тургенева о русском языке?»

«Стоит ли былое вспоминать?»

Как вы понимаете слова М. Дудина: «Павшие умели побеждать, живые обязаны помнить».

Как вы понимаете пословицу: «Кто для себя живёт, тот умер для других».

Используя БСП в ответе.

Учащиеся записывают д/з.



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!