IV. Фронтальный опрос. - Приведём в систему наши знания о БСП Учитель. Давайте определим, что вы знаете по теме урока. Учащиеся: - Сложные предложения делятся на три группы: сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные. Все сложные предложения состоят из нескольких простых. В сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются при помощи союзов и союзных слов. Название третьей группы говорит о том, что в бессоюзных предложениях простые соединены без союзов и союзных слов. А каким образом, мы не знаем. 2. Чтение нового текста (заранее распечатанного в нужном количестве), пытаются найти ответы на поставленные ими вопросы. Понятие сложного бессоюзного предложения. Бессоюзное сложное предложение – это предложение, части которого соединены по смыслу и с помощью интонации. Части бессоюзного сложного предложения находятся между собой в различных смысловых отношениях, что отражается в постановке знаков препинания на письме, а в устной речи – интонацией. В бессоюзном сложном предложении ставится запятая, точка с запятой, тире и двоеточие на письме. Смысловые отношения в них выражаются менее четко, чем в союзных. Примеры предложений с различной интонационной связью: 1. Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер. (Перечисление.) 2.Мелких чувств на свете не бывает – мелкими бывают только души. (Противопоставление.) 3.Ечевин понял одно : боязнь самостоятельного мнения, страх взять на самого себя ответственность стали причиной его поступков. (Пояснение.) Учитель: - Какие знаки препинания ставится в БСП? - Расстановка ЗП зависит от чего? (от значения) Тренировочные упражнения. Индивидуальное задание сильному ученику, который демонстрирует работу на экране через ноутбук и проектор. Определить на слух, сложное это предложение или простое с однородными членами или с обособлениями. Номера бессоюзных сложных предложений записать в тетрадь. Проверить. 1. Пока живешь, творить добро спеши. 2.Большего не может быть счастья, чем несчастным приносить счастье. 3.Не рой другому яму – сам споткнешься. 4.Добро не купишь. 5. Слабые люди выжидают благоприятных случаев – сильные духом их создают. 6.Плод, полученный терпением, сахару подобен. 7.И у моря есть дно, и у терпения есть предел. 8.Я знаю в жизни только два действительных счастья: угрызения совести и болезнь. 9. Нынешнее усердие – завтрашнее облегчение. 10. На дне терпения оседает золото 11. Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство Какие предложения называются бессоюзными? (БСП – простые предложения связаны между собой при помощи интонации при произношении, а на письме знаками препинания) В БСП велика роль интонации, которая придаёт синтаксической конструкции «жизнь», диктует необходимость постановки определённых знаков препинания. Какую роль играют БСП в тексте? Придают динамичность, эмоциональность, выразительность. БСП позволяют лаконично, ёмко выразить глубокое содержание текстов, помогают избежать излишней загруженности текста союзами. Какой раздел науки о языке мы повторили? |