СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Билеты для переводного экзамена по Истории в 7 классе

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по истории предназначена для изучения курса всеобщей истории и истории России в 7х классах общеобразовательной школы. Рабочая программа составлена в соответствии с Историко-культурным стандартом, разработанным в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 мая 2012 г. № Пр. -1334, Концепции нового учебно-методического комплекса. В связи с переходом на новую, линейную систему изучения истории, рабочая программа по истории составлена в соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. № 1/15). В основу данной рабочей программы положены:

- Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6—9 классы (основная школа) : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. — М. : Просвещение, 2016. — 77 с.

- Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [В.И. Уколова, В.А. Ведюшкин, Д.Ю. Бовыкин и др.] — М.: Просвещение, 2013. — 176 с.

Просмотр содержимого документа
«Билеты для переводного экзамена по Истории в 7 классе»

Утверждаю:

« » ___________2019г.

Руководитель ШМО ___________

Е.Б. Костина

Утверждаю:

« » ___________2019г.

Зам. директора по УВР ___________

О.Н. Васильцова

Утверждаю:

« » ___________2019г.

Директор школы ___________

Л.А. Паздникова





Для служебного пользования



Экзаменационный материал для проведения переводных

экзаменов по истории

для учащихся 7 класса

МОУ СОШ с углубленным изучением предметов

художественно-эстетического цикла №23

г. Комсомольска-на-Амуре

Хабаровского края

в 2018-2019 учебном году


учитель: Дорошенко Иван Александрович


Билеты для проведения переводного экзамена 7 классов общеобразовательных учреждений по предмету «История»

в устной форме

в 2018 – 2019 учебном году


Экзаменационные билеты охватывают содержание курса «История. Новое время» и «История России в XVI- XVII веках». Вопросы и требования к ответам ориентированы на базовые знания и умения учащихся. Таким образом, билеты могут использоваться независимо от учебников, по которым велось преподавание.

Ответы на все вопросы экзаменационных билетов даются в устной форме.

Предлагаемые билеты отличаются от традиционных билетов устного экзамена по истории тем, что содержат типологически разные вопросы, каждый из которых позволяет проверить и оценить определенные стороны подготовки учащихся. Билеты рассчитаны на комплексную проверку подготовки учащихся 7 классов в соответствии с требованиями образовательного стандарта.

В число проверяемых элементов подготовки входят:

  • знание важнейших дат, фактов, понятий и терминов;

  • понимание причинно-следственной обусловленности исторических событий, их места в ряду (контексте) исторических явлений и процессов;

  • умения составлять историческое описание (рассказ), систематизировать факты, соотносить единичный факт (событие) и общее явление или процесс, проводить сравнение событий и явлений, объяснять их причины и следствия, извлекать информацию из исторических текстов (источников).

Структура экзаменационных билетов

Каждый билет включает 2 вопроса.

Первый вопрос. Предполагает описание значительного исторического события, внутренней или внешней политики указанного периода по истории России в XVI- XVII веках

Второй вопрос. Предполагает практическую работу с исторической картой, источником, понятиями, схемами

В этом случае проявляются и оцениваются умения выпускников анализировать материал, применять знания в заданной познавательной ситуации, отвечать на проблемный вопрос.

Рекомендуемое время на подготовку ответа – 20–30 минут. При устной форме ответа экзаменуемые могут предварительно составлять письменный план ответа, тезисы.

Оценка их выполнения в основном определяет общую экзаменационную отметку.

При выведении итоговой отметки результат определяется по принципу среднего арифметического из результатов ответов на все вопросы экзаменационного билета.



критерии оценки знаний учащихся



Из статьи «Проблема оценивания в истории» доцента Федеральной академии повышения квалификации, кандидата исторических наук Андрея Наумовича Иоффе. / «Преподавание истории в школе» №1.2006г. Ниже приведены критерии оценивания, которые предлагает автор для использования оценки знаний на общественных дисциплинах.



Вышеприведенное высказывание взято из статьи «Проблема оценивания в обществознании» доцента Федеральной академии повышения квалификации, кандидата исторических наук Андрея Наумовича Иоффе. Проблема оценивания знаний учащихся по истории и обществознанию достаточно актуальна на сегодняшний день, поэтому предлагаем познакомиться с материалами статьи в журнале «Преподавание истории в школе» №1.2006г. Ниже приведены критерии оценивания, которые предлагает автор для использования оценки знаний на общественных дисциплинах.

Вышеприведенное высказывание взято из статьи «Проблема оценивания в обществознании» доцента Федеральной академии повышения квалификации, кандидата исторических наук Андрея Наумовича Иоффе. Проблема оценивания знаний учащихся по истории и обществознанию достаточно актуальна на сегодняшний день, поэтому предлагаем познакомиться с материалами статьи в журнале «Преподавание истории в школе» №1.2006г. Ниже приведены критерии оценивания, которые предлагает автор для использования оценки знаний на общественных дисциплинах.

Критерии

5 (ОТЛ.)

4 (ХОР.)

3 (УД.)

2 (НЕУД.)

1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение)

Удачное использование правильной структуры ответа (введение -основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5. Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания

6. Причинно-следственные связи

Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность

Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности

Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности

Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности







Утверждаю.

Директор школы

_________________________

« » ___________2019г.


БИЛЕТ 1

1. Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий

2. Задание по карточке 1


БИЛЕТ 2

1. Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.

2. Задание по карточке 2


БИЛЕТ 3

1. Формирование единых государств в Европе и России

2. Задание по карточке 3


БИЛЕТ 4

1. Российское государство в первой трети XVI в.

2. Задание по карточке 4


БИЛЕТ 5

1. Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в.

2. Задание по карточке 5


БИЛЕТ 6

1. Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады

2. Задание по карточке 6


БИЛЕТ 7

1. Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.

2. Задание по карточке 7


БИЛЕТ 8

1. Внешняя политика России во второй половине XVI в.

2. Задание по карточке 8


БИЛЕТ 9

1. Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые»

2. Задание по карточке 9

БИЛЕТ 10

1. Опричнина: причины, цели, хронология, итоги

2. Задание по карточке 10


БИЛЕТ 11

1. Россия в конце XVI в.

2. Задание по карточке 11


БИЛЕТ 12

1. Церковь и государство в XVI в.

2. Задание по карточке 12


БИЛЕТ 13

1. Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в.

2. Задание по карточке 13


БИЛЕТ 14

1. Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII в.

2. Задание по карточке 14


БИЛЕТ 15

1. Смута в Российском государстве

2. Задание по карточке 15


БИЛЕТ 16

1. Экономическое развитие России в XVII в.

2. Задание по карточке 16


БИЛЕТ 17

1. Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве

2. Задание по карточке 17


БИЛЕТ 18

1. Изменения в социальной структуре российского общества

2. Задание по карточке 18


БИЛЕТ 19

1. Народные движения в XVII в.

2. Задание по карточке 19


БИЛЕТ 20

1. Россия в системе международных отношений в XVII в.

2. Задание по карточке 20


БИЛЕТ 21

1. «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России

2. Задание по карточке 21


БИЛЕТ 22

1. Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол

2. Задание по карточке 22


БИЛЕТ 23

1. Русские путешественники и первопроходцы XVII в.

2. Задание по карточке 23


БИЛЕТ 24

1. Культура народов России в XVII в.

2. Задание по карточке 24


БИЛЕТ 25

1. Народы России в XVII в. Cословный быт и картина мира русского человека в XVII в.

2. Задание по карточке 25



Карточки

Карточка 1



1. Напишите название войны, события которой отражены на карте

2. Напишите название города, в который был совершён карательный поход правительственных войск, сопровождавшийся массовыми убийствами.

3. Напишите цифру, которая обозначает «неофициальную столицу» государства после отъезда царя из Москвы.

4. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Россия победила в этой войне.

2) Во время войны правительство сняло ограничения на право перехода крестьян к другому хозяину.

3) Противником России в войне была Швеция.

4) Во время войны образовалось новое государство Речь Посполитая.

5) В ходе войны произошло ужесточение внутренней политики.

6) Война проходила в завершающий период образования единого Русского государства.


Карточка 2



Напишите имя правителя, осуществившего поход, обозначенный на схеме стрелками.

Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

Укажите название обозначенной цифрой 2 земли, где в период данного похода существовало кочевое государство, образовавшееся в результате распада Золотой Орды, фактически с 1557 г. добровольно вошедшего в сферу политического и экономического влияния Русского централизованного государства.

Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) для завоевания столицы ханства была предпринята серия военных походов: второй из них увенчался успехом

2) в 1559 году московский царь в третий раз осадил столицу ханства

3) после взрыва городских стен заложенным в тайно сделанных подкопах порохом, город был взят штурмом, значительная часть населения перебита, а сам город сгорел

4) в результате событий, обозначенных на схеме, ханство прекратило своё существование, и Среднее Поволжье в значительной своей части было присоединено к России, в итоге возникли предпосылки для освоения русскими переселенцами Поволжья, дальнейшего продвижения на Урал и в Сибирь

5) одним из последствий событий, обозначенных на схеме, было начало раздробленности Золотой Орды

6) в память о взятии столицы и победе над ханством был построен Собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве


Карточка 3


1. Напишите имя и отчество правителя России, при котором заштрихованная территория вошла в состав России.

2. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

3. Напишите цифру, обозначающую город, в котором от лица местного населения было принято решение о присоединении данной земли к России.

4. Какие суждения, относящиеся к событиям, связанным с присоединением указанных территорий, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Присоединение данных территорий относится к XVII в.

2) Присоединению данных территорий способствовало восстание местных жителей против прежней власти.

3) До присоединения к России данные территории принадлежали Османской империи.

4) Указанные территории при присоединении получили автономные права.

5) Договор о признании данных территорий за Россией был заключён в Смоленске.

6) Война, которую Россия вела за эти территории, получила название Смоленской.

Карточка 4


1. Напишите название периода русской истории, события которого изображены на схеме.

2. Назовите русского царя, в правление которого разразился страшный голод, ставший одной из причин событий, изображённых на схеме.

3. Напишите прозвище самозванца, которое он получил из-за того, что расположил свой лагерь в подмосковном селе, обозначенном цифрой «2».

4. Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Участниками событий, изображённых на схеме, были К. Булавин и протопоп Аввакум.

2) Староста посада обратился с призывом к сбору средств на борьбу с интервентами в городе, обозначенном на схеме цифрой «4».

3) Следствием событий, изображённых на схеме, стала утрата Россией заштрихованных на схеме территорий.

4) Одной из причин событий, изображённых на схеме, стало пресечение царствующей династии Рюриковичей.

5) Поход на Москву, обозначенный на схеме точечными стрелками, возглавлял самозванец, известный как Григорий Отрепьев.

6) Древний русский город, обозначенный на схеме цифрой «1», отбил все попытки интервентов захватить его.

Карточка 5



1. Заполните пропуск в предложении: «Перемирие, по которому России передавался сроком на два года город, обозначенный на схеме цифрой «2», было подписано в тысяча шестьсот ______ году». Ответ запишите словом (словосочетанием).

2. Укажите название государства, территория которого обозначена на схеме цифрой «4», в период, когда сложилась историческая ситуация, показанная на схеме.

3. Назовите фамилию украинского гетмана, с именем которого непосредственно связано событие, отмеченное на схеме флажком.

4. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Цифрой «1» на схеме обозначен г. Смоленск.

2) В период, когда происходили события, обозначенные на схеме стрелками, российским царём был Алексей Михайлович.

3) В период, к которому относится данная схема, в Европе шла Столетняя война между Францией и Англией.

4) Цифрой «5» на схеме обозначен город, вошедший в состав России в том же веке, к которому относятся события, обозначенные на схеме.

5) В том же веке, в котором произошли события, обозначенные на схеме стрелками, Россия создала Черноморский флот.

6) На схеме обозначено место подписания перемирия, по которому была установлена граница между Россией и Речью Посполитой, обозначенная на схеме.

Карточка 6


1. Укажите век, когда в состав российского государства вошёл город, обозначенный на схеме цифрой «5». Ответ запишите в виде слова.

2. Назовите монарха, при котором установилась западная граница России, обозначенная на схеме.

3. Заполните пропуск в предложении: «Одна из крупнейших ярмарок в России в XVII-XVIII вв. — ______ — обозначена на схеме цифрой «4»».

4. Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Город, обозначенный на схеме цифрой «1», в период Смуты был центром формирования Первого ополчения.

2) Горизонтальной штриховкой на схеме обозначены основные районы производства товарного хлеба.

3) Точечным узором на схеме обозначены районы кочевого скотоводства.

4) Иван Калита был князем в городе, обозначенном на схеме цифрой «3».

5) Река, обозначенная на схеме цифрой «6», была переименована в XVIII в.

6) В том веке, когда в состав России вошёл город, обозначенный на схеме цифрой «3», морская торговля России со странами Запада велась через порт, обозначенный на схеме цифрой «2».

Карточка 7



1. Напишите название государства, обозначенного на схеме цифрой «1».

2. Назовите российского государя, при котором происходила война, события которой обозначены на схеме.

3. Укажите век, когда произошли события, обозначенные на схеме. Ответ запишите словом.

4 Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.

1) В тот же период, к которому относятся события войны, отображенные на схеме, Россия воевала со Швецией.

2) Современником войны, события которой отображены на схеме, был патриарх Филарет.

3) В царствование правителя Русского государства, при котором произошла война, события которой отображены на схеме, был завоёван выход в Балтийское море.

4) По условиям перемирия, завершившего данную войну, Россия должна была вернуть через два года противнику город, обозначенный на схеме цифрой «2».

5) Перемирие, завершившее войну, события которой отображены на схеме, было заключено в селении Андрусово.

6) Во время войны, события которой отображены на схеме, произошло сражение при деревне Лесной.

Карточка 8



1. Назовите государя, к концу правления которого сложились отображённые на схеме границы Российского государства, при котором были присоединены заштрихованные на схеме территории.

2. Укажите век (словом), к которому относится правление государя, при котором сложились обозначенные на схеме границы Российского государства.

3. Напишите название государства, обозначенного на схеме цифрой «3».

4. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.

1) Государь, к концу правления которого сложились отображённые на схеме границы Российского государства, ввёл опричнину.

2) В том же веке, к которому относится присоединение к Российскому государству заштрихованных на схеме территорий, произошло присоединение территории, обозначенной на схеме цифрой «2».

3) Государь, к концу правления которого сложились отображённые на схеме границы Российского государства, был сыном Ивана III.

4) Государство, обозначенное на схеме цифрой «3», было одним из «осколков» Золотой Орды.

5) К тому же веку, к которому относится присоединение к Российскому государству заштрихованных на схеме территорий, относится Северная война.

6) Государство, обозначенное на схеме цифрой «4», на протяжении всего столетия, к которому относится присоединение к Российскому государству заштрихованных на схеме территорий, было союзником Российского государства.


Карточка 9


Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента.


Пропущенные элементы:


1) учереждение коллегий

2) введение опричнины

3) Алексей Михайлович

4) XVIII в.

5) начало Реформации

6) XV в.

7) XVI в.

8) Екатерина II

9) Ян Гус

Карточка 10


Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.


Пропущенные элементы:

 

1) Вильгельм Завоеваль

2) XVI в.

3) Дмитрий Донской

4) XV в.

5) ограничение крестьянского перехода Юрьевым днём

6) проведение всеобщей поземельной переписи

7) введение патриаршества

8) XIII в.

9) княгиня Ольга



Карточка 11


Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.



Пропущенные элементы:


1) Иван IV

2) Фёдор Иванович

3) Михаил Федорович

4) 1462−1505 гг.

5) 1558−1603 гг.

6) 1645−1676 гг.

7) создание Приказа тайных дел

8) переписка с Иваном Грозным

9) принятие указа о заповедных «летах»


Карточка 12


Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.



Пропущенные элементы:


1) первая русско-турецкая война

2) Жанна де Арк

3) А. Н. Куропаткин

4) Семилетняя война

5) 1558–1583 гг.

6) Смоленская война

7) 1337−1453 гг.

8) А. М. Курбский

9) 1654–1667 гг.


Карточка 13


Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.



Пропущенные элементы:


1) захват Киева князем Андреем Боголюбским

2) принятие Великой хартии вольностей в Англии

3) XII в.

4) битва на реке Калке

5) XVI в.

6) XVII в.

7) съезд князей в Любече

8) III Крестовый поход

9) казнь английского короля Карла I


Карточка 14


Прочтите отрывок из исторического источника.

«В июне месяце... снова вспыхнул пожар в Москве, и большая часть её снова сделалась жертвою пламени; много людей погибло в этом бедствии. Кроткая царица Анастасия, уже страдающая тяжкою болезнью, была вынесена из Кремля через пылающие улицы Москвы; но её здоровье не устояло против этого потрясения, и 7 августа кончила она свою богоугодную жизнь. Так разорвана была последняя цепь, связывавшая царя; так разрушилась святыня семейного счастья, в котором его бурная душа находила успокоение. Первым делом его было возвращение к прежней буйной жизни; вторым — допущение бесстыдной клеветы на Сильвестра и Адашева, будто отравителей царицы: первый был сос.лан в Соловецкий монастырь, второй заключён в темницу в Юрьеве (нынче Дерпте), ещё недавно покорённом русскими войсками; оба, по воле Божией, умерли в течение года и не видали страшных бедствий России. Ливония была снова отнята у русских Литвою и её великим королём Стефаном Баторием. Царь должен был слушать униженно наглые ругательства литовских послов. Крымцы, недавно ожидавшие конечной гибели от России, разграбили и сожгли Москву; Новгород, Тверь, Торжок, Коломна были опустошены царём так, как никогда не были опустошены неприятелем. Россия была полита кровью, бояре её перерезаны, народ измучен, Москва лишилась трёх четвертей своих обывателей, а всё тот же державный государь сидел на престоле».


Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Сильвестр и Адашев входили в круг близких царю людей, который получил название Избранная рада.

2) Разорение Новгорода и Твери, о котором говорится в отрывке, произошло в 1569-1570 гг.

3) Король Стефан Баторий в ходе войны, о которой говорится в отрывке, захватил Псков.

4) Автор считает смерть царицы Анастасии одной из причин репрессивной политики царя, о котором говорится в тексте.

5) Пожар Москвы, о котором говорится в тексте, произошёл в 1447 г.

6) Автор одобряет действия царя, о которых говорится в отрывке.

Карточка 15


Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.



Пропущенные элементы:


1) битва на р. Шелони

2) начало создания Русской Правды

3) XII в.

4) Аугсбургский религиозный мир

5) XIII в.

6) распад Франкской империи

7) битва на Косовом поле

8) XIV в.

9) включение в состав Московского государства Смоленска


Карточка 16


Установите соответствие между терминами и их определениями.

 

ТЕРМИНЫ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

A) барщина

Б) посад

B) рада

Г) былина

1) народное сказание о подвигах героев

2) совет знати в Великом княжестве Литовском

3) труд зависимых крестьян в хозяйстве землевладельца

4) община у восточных славян

5) торгово-ремесленная часть города



Напишите пропущенное понятие (термин).

В XVII в. лично свободных крестьян, владевших общинными землями, нёсших государственные повинности, называли _______.



Какие три события из перечисленных ниже связаны с царствованием Ивана Грозного? Соответствующие цифры запишите в ответ.

 

1) «Стояние на реке Угре»

2) деятельность Избранной рады

3) присоединение Тверского княжества к Москве

4) созыв церковного собора (Стоглав)

5) присоединение Астраханского ханства

6) Соловецкое восстание

Карточка 17


Установите соответствие между определениями и понятиями.

 ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ПОНЯТИЯ

А) плата, взимавшаяся с крестьянина при переходе от одного владельца к другому

Б) земли, даваемые Иваном Грозным в личное пользование служилым людям на условиях службы государю

В) годы, в которые запрещался переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день

Г) часть земли, выделенная Иваном Грозным в управление боярам

1) заповедные лета

2) земщина

3) опричнина

4) пожилое

5) поместье



Запишите понятие, о котором идёт речь.

«Основная часть территории России, не включённая в опричнину Иваном IV Грозным».



Выберите из списка три характеристики хозяйственного развития России в XVII в. и запишите номера, под которыми они указаны, в ответ.

 

1) товарная специализация районов

2) железнодорожное строительство

3) создание мануфактур

4) развитие ярмарочной торговли

5) уничтожение внутренних таможенных пошлин

6) начало промышленного переворота

Карточка 18


Установите соответствие между определениями и понятиями.

 ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ПОНЯТИЕ

А) высший совещательный орган при царе (великом князе)

Б) придворный боярин великого князя

В) правитель дел несовершеннолетнего государя

Г) чиновник центральных органов управления в XV–XVII вв.

1) регент

2) Боярская дума

3) Избранная рада

4) постельничий

5) подьячий



Напишите пропущенное слово.

Важный в истории России процесс, характеризуемый понятиями «Юрьев день», «урочные лета», «бессрочный сыск беглых крестьян», называется ______________ крестьян.



Какие три черты из перечисленных ниже характеризовали правление царя Алексея Михайловича? Соответствующие цифры и запишите их в ответ.


1) церковный раскол

2) начало деятельности Земских соборов

3) обмирщение культуры

4) угасание деятельности Земских соборов

5) раздел Речи Посполитой

6) создание коллегий


Карточка 19


Установите соответствие между определениями и понятиями.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ПОНЯТИЯ

А) часть города, населенная ремесленниками одной специальности

Б) часть города в Древнем Новгороде, отграниченная рекой Волхов

В) торгово-ремесленная часть города

Г) центральная укреплённая часть города

1) кремль

2) конец

3) сторона

4) слобода

5) посад



Напишите пропущенное слово.

После свержения Василия Шуйского в России находилось у власти боярское правительство, вошедшее в историю под названием______________



Какие события из перечисленных ниже относятся к правлению царя Михаила Фёдоровича? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) создание полков «нового строя»

2) Соляной бунт

3) Смоленская война

4) освобождение Москвы от поляков

5) заключение Ништадтского мирного договора

6) заключение Столбовского мирного договора


Карточка 20


Установите соответствие между именами русских царей и событиями, относящимися ко времени их правления. Соответствующие цифры запишите в ответ.

ИМЕНА

СОБЫТИЯ

А) Федор Алексеевич

Б) Василий Шуйский

В) Михаил Романов

Г) Иван IV

1) завершение Смуты

2) восстание Ивана Болотникова

3) отмена местничества

4) битва на реке Калке

5) Ливонская война



Запишите термин, о котором идёт речь.

Система содержания должностных лиц (наместников и волостелей) за счёт местного населения, отменённая в результате реформ Избранной рады.



Какие три исторических деятеля были участниками событий Смуты? Cоответствующие цифры и запишите в ответ.

1) Андрей Курбский

2) Иван Болотников

3) Фёдор Ртищев

4) Прокопий Ляпунов

5) Александр Меншиков

6) Дмитрий Трубецкой


Карточка 21

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.


ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ


А) «А какие города и земли в прошлой войне от короны Польской и Великого княжества Литовского завоеваны были, остаются во владении и в Державе его царского величества, се есть Смоленск со всею Северскою землею, с городами и с уездами…

А сам город Киев с …монастырями Печорским и с иными при Киеве оставленными околицами… с которыми наперед сего Киев в сторону Царского Величества принят… в сторону его Королевского Величества и Речи Посполитой имеет быть отдан… в два года, от нынешнего договора считая…»

Б) «Ответ наяснейшего Сигизмунда Третьего, Божьею милостью короля Польского и великого князя Литовского, Московского государства бояром, окольничим, дворянам, дьякам, думным и всем остальным на артикулы и просьбы их:

1. Написали: когда даст бог великий господарь король его милость в Московском государстве… захочет великим господарем царём и великим князем учинить сына своего Владислава, дабы его милость великий государь царь и великий князь на Московское государство короновался и венчался венцом царским… в Москве, от руки патриарха Московского, стародавным обычаем, как прошлые великие государи Московские… короновались. – На то его королевская милость изволили ответить: когда господь бог волю и час свой за успокоеньем доскональным того государства пошлет…»

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

1) Появление данного документа относится к Смутному времени.

2) Данный документ завершил войну Русского государства с Польшей, которая длилась более 10 лет.

3) Современником появления данного документа был А. Ф. Адашев.

4) В период появления данного документа в Москве власть принадлежала «семибоярщине».

5) В период появления данного документа во главе украинских казаков стоял гетман Иван Мазепа.

6) Царь, к правлению которого относится появление данного документа, — Алексей Михайлович.


Фрагмент А

Фрагмент Б







Карточка 22

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

 

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

 

А) «…собрались боярские люди и крестьяне, к ним же пристали украинные посадские люди, стрельцы и казаки и начали по городам воевод хватать и сажать по темницам. Бояр же своих дома разоряли и имущество грабили… Старшим у них был человек князя Андрея Андреевича Телятевского Ивашка Болотников. Собрался [он] со многими людьми и пришёл под Кромы; и воеводы от Кром отошли. Слышали же бояре под Ельцом, что под Кромами возмутились, отошли от Ельца прочь и пошли все к Москве. Ратные же люди, отъехав в Москву, разъехались все по своим домам, царь же… в Москве остался с небольшим войском».

Б) «В нынешнем [году] мая в 10 день писали к нам, великому государю, з Дону атаманы и казаки Корней Яковлев с товарыщи... что они, казаки, совокупясь единомышленно во всех городках и служа нам, великому государю, ходили ис Черкаского городка под Когольник для промыслу на воров и изменников на Стеньку Разина с товарищи. И милостию всесильного господа бога... они... под Когольником воров многих побили и тово вора и изменника Стеньку Разина и ево единомышленников, которые с ним пришли в Кагальник с Царицына и на Дону к ево воровству пристали, взяли. И ево, Стеньку, привезли в Черкаской и заковали в кандалы и отдали стеречь за крепкую сторожу. А товарыщев ево единомышленников воров же в Кагальнику и в Черкаском всех побили и перевешали, а ево, вора Стеньку, послали... к Москве с атаманом с Корнеем Яковлевым…»

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

1) Описываемые в источнике события относятся к 1671 г.

2) Царём, от имени которого составлен документ, был Иван Грозный.

3) Документ описывает времена Смуты.

4) События, описываемые в документе, относятся к XVI в.

5) Царь, к правлению которого относятся описываемые события, лишился престола в результате заговора.

6) В то же царствование, к которому относятся описываемые в документе события, произошёл Соляной бунт.


Фрагмент А

Фрагмент Б








Карточка 23

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

 

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

 

А) «Божиею милостию мы, великий государь царь и великий князь… щедротами и человеколюбием славимого бога и за молением всего освященного собора, и по челобитью и прошению всего православного христианства, учинилися есьмя (ныне) на отчине прародителей наших, на Российском государстве царём и великим князем, [который даровал] бог прародителю нашему Рюрику… И поволил есми яз, царь и великий князь… целовати крест на том, что мне, великому государю, всякого человека, не осудя истинным судом з бояры своими, смерти не предати, и вотчин, и дворов, и животов у братии их, и у жён и у детей не отъимати… На том на всём, что в сей записи написано, аз царь и великий князь… целую крест…»

Б) «Божиим благоволением благоверный государь царь и великий князь ____________ всея Руси самодержец, по совету и по благословению Царьграда патриарха Иеремея, и со отцом своим митрополитом всея Руси и со архиепископы и епископы и с архимандриты и игумены и со вселенским собором и со всеми бояры уложили и поставили на патриаршество на… град Москву митрополита Иова. Сей бысть первый патриарх на Москве».

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

1) Государь, от имени которого составлен документ, взошел на престол по избранию, а не по порядку наследования.

2) Документ относится к XVI веку.

3) Современником государя, от имени которого составлен документ, был протопоп Аввакум.

4) Государь, в царствование которого был издан документ, — Фёдор Иоаннович.

5) В царствование государя от имени которого составлен документ, произошло восстание Стеньки Разина.

6) Государь, от имени которого составлен документ, потерял престол в результате заговора бояр.


Фрагмент А

Фрагмент Б








Карточка 24

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

 

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

 

А) «Из всех городов в одном городе, называемом Нижний Новгород, те нижегородцы, поревновав о православной христианской вере и не желая видеть православной веры в латинстве, начали мыслить, как бы помочь Московскому государству. Один из них нижегородец, имевший торговлю мясную, Козьма Минин, прозываемый Сухорук, возопил всем людям: «Если мы хотим помочь Московскому государству, то нам не пожалеть имущества своего, да не только имущества своего, но и не пожалеть дворы свои продавать и жен и детей закладывать, и бить челом, кто бы вступился за истинную православную веру и был бы у нас начальником». Нижегородцам же всем его слово было любо, и придумали послать бить челом к стольнику ко князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому архимандрита Печерского монастыря Феодосия да из всех

чинов лучших людей».

Б) «...Когда все успокоились, Борис приступил к осуществлению своего намерения... Прежде же всего необходимо было избавиться от юного царевича Дмитрия, ибо весьма опасались, что удобное время упущено, ибо Дмитрию было десять лет и по своему возрасту он был очень умён, часто говоря: «Плохой какой царь, мой брат. Он не способен управлять таким царством», и нередко спрашивал, что за человек Борис Годунов, державший в своих руках всё управление государством, говоря при этом: «Я сам хочу ехать в Москву, хочу видеть, как там идут дела, ибо предвижу дурной конец, если будут столь доверять недостойным дворянам, поэтому надо позаботиться заблаговременно».

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

1) Описываемые события произошли в период правления Василия Шуйского.

2) Один из исторических деятелей, упомянутых в отрывке, был царём в России.

3) Описываемые события произошли в период правления Фёдора Ивановича.

4) Один из исторических деятелей, упомянутых в отрывке, стал родоначальником царской династии Романовых.

5) На Красной площади в Москве установлен памятник историческим личностям, упомянутым в данном отрывке.

6) Описываемые события произошли после прихода к власти Семибоярщины.


Фрагмент А

Фрагмент Б








Карточка 25

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

 

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

 

А) «В четвёртый день после убийства расстриги пришёл на Лобное место боярин князь Василий Иванович Шуйский со многими иными и собрал весь народ для избрания патриарха. Народ же закричал, что прежде следует избрать царя на царство, а потом будет и патриаршее избрание. От того же боярина, от князя Василия, многие друзья и советники были отправлены в народ, чтобы агитировать за князя Василия. Эти люди научили народ кричать, чтобы новым царём стал Василий Шуйский. Таким образом, он и был избран, а народ разошёлся по домам. Названный царь Василий пошёл в Кремль, в соборную церковь Пресвятой Богородицы, помолился и пролил слёзы перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы Владимирской. Потом пошёл в царские покои и стал там жить. Бояре же и все вельможи вместе с народом стали почитать его, как и прежних царей».

Б) «А января в 3 день прислал царь и великий князь из Слободы... к Афанасию митрополиту всея Руси ...список, а в нём писаны измены боярские... И царь и великий князь гнев свой положил… на архиепископов и епископов, и на архимандритов, и на игуменов, и на бояр своих…

И царь и государь и великий князь... не хотя их многих изменных дел терпеть, оставил своё государство…

Все бояре и окольничие, и казначеи, и дворяне, и приказные люди многие... поехали...в Александровскую слободу... бить челом и плакаться царю и великому князю о его царской милости.

...Челобитье же государь царь и великий князь архиепископов и епископов принял на том, чтобы ему своих изменников, которые измены ему, государю, делали и в чём ему, государю, были непослушны, на тех опалу свою класть, а иных казнить… а учинить ему на своём государстве себе опричнину...»

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

1) События, о которых говорится в источнике, относятся к XV в.

2) Упоминаемый в тексте источника расстрига — Гришка Отрепьев.

3) К периоду правления царя, о котором говорится в источнике, относится Ливонская война.

4) Царь, о котором говорится в тексте, стал основателем новой династии.

5) События, о которых говорится в источнике, относятся к XVII в.

6) Царь, о котором говорится в тексте источника, первый, кто венчался на царствие.


Фрагмент А

Фрагмент Б












Утверждаю.

Директор школы

_________________________

« » ___________2019г.

Билет 1

1. Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий

2. Задание по карточке 1

Утверждаю.

Директор школы

_________________________

« » ___________2019г.

Билет 2

1. Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.

2. Задание по карточке 2

Утверждаю.

Директор школы

_________________________

« » ___________2019г.

Билет 3

1. Формирование единых государств в Европе и России

2. Задание по карточке 3

Утверждаю.

Директор школы

_________________________

« » ___________2019г.

Билет 4

1. Российское государство в первой трети XVI в.

2. Задание по карточке 4

Утверждаю.

Директор школы

_________________________

« » ___________2019г.

Билет 5

1. Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в.

2. Задание по карточке 5

Утверждаю.

Директор школы

_________________________

« » ___________2019г.

Билет 6

1. Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады

2. Задание по карточке 6

Утверждаю.

Директор школы

_________________________

« » ___________2019г.

Билет 7

1. Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.

2. Задание по карточке 7

Утверждаю.

Директор школы

_________________________

« » ___________2019г.

Билет 8

1. Внешняя политика России во второй половине XVI в.

2. Задание по карточке 8

Утверждаю.

Директор школы

_________________________

« » ___________2019г.

Билет 9

1. Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые»

2. Задание по карточке 9

Утверждаю.

Директор школы

_________________________

« » ___________2019г.

Билет 10

1. Опричнина: причины, цели, хронология, итоги

2. Задание по карточке 10

Утверждаю.

Директор школы

_________________________

« » ___________2019г.

Билет 11

1. Россия в конце XVI в.

2. Задание по карточке 11

Утверждаю.

Директор школы

_________________________

« » ___________2019г.

Билет 12

1. Церковь и государство в XVI в.

2. Задание по карточке 12

Утверждаю.

Директор школы

_________________________

« » ___________2019г.

Билет 13

1. Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в.

2. Задание по карточке 13

Утверждаю.

Директор школы

_________________________

« » ___________2019г.

Билет 14

1. Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII в.

2. Задание по карточке 14

Утверждаю.

Директор школы

_________________________

« » ___________2019г.

Билет 15

1. Смута в Российском государстве

2. Задание по карточке 15

Утверждаю.

Директор школы

_________________________

« » ___________2019г.

Билет 16

1. Экономическое развитие России в XVII в.

2. Задание по карточке 16

Утверждаю.

Директор школы

_________________________

« » ___________2019г.

Билет 17

1. Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве

2. Задание по карточке 17

Утверждаю.

Директор школы

_________________________

« » ___________2019г.

Билет 18

1. Изменения в социальной структуре российского общества XVII в.

2. Задание по карточке 18

Утверждаю.

Директор школы

_________________________

« » ___________2019г.

Билет 19

1. Народные движения в XVII в.

2. Задание по карточке 19

Утверждаю.

Директор школы

_________________________

« » ___________2019г.

Билет 20

1. Россия в системе международных отношений XVII в.

2. Задание по карточке 20

Утверждаю.

Директор школы

_________________________

« » ___________2019г.

Билет 21

1. «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России

2. Задание по карточке 21

Утверждаю.

Директор школы

_________________________

« » ___________2019г.

Билет 22

1. Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол

2. Задание по карточке 22

Утверждаю.

Директор школы

_________________________

« » ___________2019г.

Билет 23

1. Русские путешественники и первопроходцы XVII в.

2. Задание по карточке 23

Утверждаю.

Директор школы

_________________________

« » ___________2019г.

Билет 24

1. Культура народов России в XVII в.

2. Задание по карточке 24

Утверждаю.

Директор школы

_________________________

« » ___________2019г.

Билет 25

1. Народы России в XVII в. Cословный быт и картина мира русского человека в XVII в.

2. Задание по карточке 25



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!