Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств с. Александров-Гай»
Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области
Экзаменационные билеты по предмету
«Занимательное сольфеджио»
отделения «Сольное пение. Эстрадный вокал»
(четырехлетнее обучение)
Автор-составитель:
Мамонова Нина Сергеевна
преподаватель первой квалификационной категории
с. Александров-Гай
2018 г.
Содержание
1. Краткая методическая записка.
2. Образцы билетов.
3. Вариант тестирования.
4. Используемая литература.
5. Приложение.
1. Краткая методическая записка.
Экзамен по предмету «Занимательное сольфеджио» состоит из двух частей - письменного и устного.
Письменный экзамен
Музыкальный диктант.
Запись одноголосного диктанта. Мелодия экзаменационного диктанта представлена в форме периода, различной структуры, объемом 8-10 тактов. Интонационные и ритмические трудности соответствуют программе сольфеджио выпускного 4 класса. Ритмические особенности: все пройденные длительности в размерах 2/4, ¾, 4/4; пунктирные ритм. Время записи диктанта – 20-25 минут, количество проигрываний мелодии - 9-10 раз
Письменная теоретическая работа:
Письменная работа, соответствующих курсу предмета «Занимательное сольфеджио», выполняющаяся в течение 45 минут и включает следующие задания:
- записать гаммы (мажорную и минорной) тональности (до четырёх знаков);
- построить интервалы от звука, обращения интервалов, тритоны в тональности с разрешением;
- построить последовательность аккордов в тональности состоящих из T53, T6, T64, S53, S6, S64, D53, D6, D64, D7;
- письменная работа по теоретическим вопросам (составлена и проводится в форме тестирования , охватывающая объем курса предмета «Занимательное сольфеджио». )
Устный экзамен
Устная часть экзамена включает в себя следующие формы работы:
Пение одноголосной мелодии наизусть с дирижированием;
Пение одноголосной мелодию с листа;
Определение на слух интервалов (от ч.1 до ч.8) и аккордов (Б53, Б6, Б64, М53, М6, М64, Ув53, Ум53, Д7). Слуховой анализ может быть самым разнообразным и зависит от желания преподавателя и уровня подготовки обучающихся.
2. Образцы билетов.
Билеты обычно составляет сам преподаватель, учитывая при этом уровень подготовки своих обучающихся и программные требования к экзамену.
Билет №1
1. Построить D-dur- натуральный, a-moll - гармонический
2. Построить интервалы от звука «до» м.2, б.7, ч.4, м3, ч1.
3. Построить аккордовую последовательность в тональности h-moll
t64 – s6- D35 – D6 – t35 –s64 – t6 – s35-D7 – t3
4. Спеть № 11 наизусть с дирижированием (Сольфеджио 4 класс
Е. Давыдова)
5. Чтение с листа
6. Слуховой анализ
7. Письменный тест по теоретическим вопросам.
Билет №2
1. Построить C-dur - натуральный h-moll, - гармонический
2. Построить интервалы от звука «ре» б.2, б.6, ч.5, ч.8, м3.
3. Построить аккордовую последовательность в тональности a-moll
s6 – t64 – D6 – t35 – s64 – D35 – D7 – t3
4. Спеть № 13 наизусть с дирижированием (Сольфеджио 4 класс
Е. Давыдова)
5. Чтение с листа
6. Слуховой анализ
7. Письменный тест по теоретическим вопросам.
Билет №3
1.Построить G-dur - натуральный, c-moll - мелодический
2. Построить интервалы от звука «ми» б.3, м.6, ч.1, ч.5, м.2.
3. Построить аккордовую последовательность в тональности G-dur
T35 – S64 – D6 – T35 – T6 – S6 – D7 – T3
4. Спеть № 14 наизусть с дирижированием (Сольфеджио 4 класс
Е. Давыдова)
5. Чтение с листа
6. Слуховой анализ
7. Письменный тест по теоретическим вопросам.
Билет №4
1. Построить Es-dur - натуральный, e-moll - гармонический.
2. Построить интервалы от звука «фа» м.3, б.6, б.2, м.7, ч.5.
3. Построить аккордовую последовательность в тональности Es-dur
T6 – S35 – D64 – T6 – T64 – S6 – T64 – D7 – T3
4. Спеть № 16 наизусть с дирижированием (Сольфеджио 4 класс
Е. Давыдова)
5. Чтение с листа
6. Слуховой анализ
7. Письменный тест по теоретическим вопросам.
Билет №5
1. Построить B-dur. – натуральный, fis-moll - мелодический
2. Построить интервалы от звука «соль» м.2, б.3, ч.4, м.6, ч.1.
3. Построить аккордовую последовательность в тональности g-moll
s35 – t6 – D35 – t64 – s35 – s6 – D64 – t35 – s35- D35 – D7 – t3
4. Спеть № 55 наизусть с дирижированем (Сольфеджио 4 класс Е. Давыдова)
5. Чтение с листа
6. Слуховой анализ
7. Письменный тест по теоретическим вопросам.
Билет №6
1. Построить A-dur - натуральный, h-moll - гармонический
2.Построить интервалы от звука «ля» б.3, м.7, ч.5, б6, ч.8.
3 Построить аккордовую последовательность в тональности A-dur
D6 – T35 – D64 – T6 – T64 – S6 – T64 – D35 – D7 – T3
4. Спеть № 56 наизусть с дирижированием (Сольфеджио 4 класс
Е. Давыдова)
5. Чтение с листа
6. Слуховой анализ
7. Письменный тест по теоретическим вопросам.
Билет №7
1. Построить Е-dur – натуральный, fis-moll - мелодический
2. Построить интервалы от звука «си» б.3, м.7, ч.1, м.2, б.6.
3. Построить аккордовую последовательность в тональности fis-moll
t64 – s6- D35 – D6 – t35 –s64 – t6 – s35-D7 – t3
4.Спеть № 76 наизусть с дирижированием (Сольфеджио 4 класс
Е. Давыдова)
5. Чтение с листа
6. Слуховой анализ
7. Письменный тест по теоретическим вопросам.
Билет №8
1. Построить As-dur – натуральный, cis-moll – гармонический
2. Построить интервалы от звука «фа» м.3, б.6, ч.8, ч.4, б.2.
3. Построить аккордовую последовательность в тональности As-dur
T64 – S6 – S64 – D6 – T35 – D64 – T6 – S53 –D35 – D7 – T3
4. Спеть № 93 наизусть с дирижированием (Сольфеджио 4 класс
Е. Давыдова)
5. Чтение с листа
6. Слуховой анализ
7. Письменный тест по теоретическим вопросам.
Билет №9
1. Построить В – dur – натуральный, f-moll - мелодичексий
2. Построить интервалы от звука «ре» м.3, б.7, ч.4, б6, м.2.
3. Построить аккордовую последовательность в тональности f-moll
s35 – t6 – D35 – t64 – s35 – s6 – D64 – t35 – s35- D35 – D7 – t3
4. Спеть № 272 наизусть с дирижировапнием (Сольфеджио 4 класс Е. Давыдова)
5. Чтение с листа
6. Слуховой анализ
7. Письменный тест по теоретическим вопросам.
3. Вариант теста.
1. | Случайные знаки: А.Знаки альтерации, написанные справа от ключа. Б.Знаки альтерации, написанные перед нотами | 2. | Бекар: А. Понижает звук на полтона. Б. Отменяет диез и бемоль. |
3. | Тактовая черта: А. Ставится после сильной доли. Б. Ставиться перед сильной долей. | 4. | Пауза: А. Повторение мелодии. Б. Знак молчания в музыке. |
5. | Мелодический минор: А. Повышаются VI и VII ступени. Б. Повышается VI ступень. | 6. | Гармонический минор: А. Повышается VI ступень. Б. Повышается VII ступень. |
7. | Строение мажорной гаммы: А.Тон – полутон – тон – полутон – тон – тон – тон. Б. Тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон. | 8. | Строение натурального минора: А.Тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон. Б.Тон – полутон – тон – тон – тон – полутон – тон. |
9 | Одноименные тональности: А. ре мажор – си минор Б. фа мажор – фа минор | 10 | Параллельные тональности: А.Тональности с одинаковой тоникой. Б.Тональности с одинаковыми знаками. |
11 | Тритон – это: А. Трезвучие на III ступени Б. Интервал, в котором 3 тона В. м.3 и б.3 | 12 | Измерение интервалов: А. Количеством диезов и бемолей. Б. Количеством ступеней и тонов |
13. | Диез это: А. Повышение звука на полтона Б. Понижение звука на полтона. | 14. | Интервал это: А. Созвучие из нескольких звуков Б. Расстояние между двумя звуками. В. Расстояние между полутонами. |
15. | Нижний звук интервала называется: А.Прима Б.Вершина В.Основание | 16. | Звуки интервала, взятые одновременно образуют: А.Гармонический интервал Б.Натуральный интервал В.Мелодический интервал |
17. | Интервал измеряется: А. Двумя величинами Б. Одной величиной В.Тремя величинами | 18. | Обращением интервала называется: А. Перенесение верхнего звука на октаву вверх Б. Перенесение нижнего звука на октаву вниз В. Перенесение вершины интервала на октаву вниз, или основания интервала на октаву вверх |
19. | Разрешение звуков это: А. Переход устойчивых ступеней в неустойчивые Б. Переход неустойчивых ступеней в устойчивые. | 20. | Ключевые знаки в ми миноре: А. Фа# , до# , соль#, ре# Б. Фа# |
21. | Ключевые знаки в Си Ь мажоре: А. Си Ь Б. Си Ь , Ми Ь . | 22. | Гамма это: А. Отрезок звукоряда от тоники до тоники. Б. Фортепианная клавиатура В. Звуки выстроенные в ряд |
23. | Измерение интервалов: А. Количеством диезов и бемолей. Б. Количеством ступеней и тонов. В. Количество ступеней. | 24. | Сколько ступеней в секунде: А. Три ступени. Б. Одна ступень. В. Пять ступеней. |
25. | Сколько тонов в малой терции: А. Три тона. Б. Полтора тона. В. Шесть тонов. | 26. | Чистая квинта: А. Соль – ре. Б. Соль – ре#. В. Соль – до#/ |
25. | Тоническое трезвучие: А. Строится на I ступени. Б. Строится на III ступени. | 26. | Виды трезвучий: А. Устойчивое и неустойчивое. Б. Мажорное, минорное, увеличенное, уменьшенное. |
27. | Секстаккорд: А. Второе обращение трезвучия. Б. Первое обращение трезвучия. | 28. | Состав мажорного трезвучия: А. б.3 + м.3 Б. м.3 + б.3 |
29. | Консонанс это: А. Резкозвучащий интервал. Б. Мягкозвучащий интервал. В. Неустойчивый интервал. | 30. | Субдоминантовое трезвучие строится: А. На V ступени. Б. На IV ступени. |
31. | Доминантовый секстаккорд: А. Строится на VII ступени. Б. Строится на VI ступени. | 32. | Секвенция это: А. Перемещение одинаковых звуков от разных нот. Б. Перемещение мелодии от разных нот. В. Перемещение неустойчивых звуков в устойчивые. |
33. | Ключевые знаки в тональности A – dur: A. Фа#, до#, соль# Б. Фа#, до# | 34. | Мажорная и минорная тональности с четырьмя диезами при ключе: A. A – dur, fis – moll Б. E – dur, cis – moll |
35. | Ув.4 строится на: А. IV ступени натурального минора. Б. VII# ступени гармонического минора. В. Все ответы неверны . | 36. | Размер ¾ используется обычно в: А. Польке. Б. Вальсе. В. Марше. |
37. | В размере 2/4 каждая доля длится… А. Одну восьмую Б .Одну четверть В. Одну шестнадцатую | 38. | Какой аккорд состоит из б3+м.3+ м.3? А. М 5/3 Б. D7 В. Все ответы неверны |
4. Используемая литература
1. Учебник «Сольфеджио 4 класс» автор Е. Давыдова (М. «МУЗЫКА» 2007г).
2. Учебник «Чтение с листа на уроках сольфеджио» автор Фридкин Г. (Москва «Музыка» 1982 г.)
3. Учебник «Сольфеджио. Одноголосие ч.1» авторы Б.Калмыков и Г.Фридкин (М. «Музыка» 1971г.)
4. Г.Калинина «Рабочие тетради по сольфеджио» 1-4 классы (М. 2001-2003г.)
5. Общеразвивающая рабочая программа по учебному предмету ПО.02.УП.01 «Занимательное сольфеджио».
5. Приложение.
Ф.И. обучающегося | № билета | на слух | чтение с листа | от звука | наизусть | Двух - голосие | Теория | общая оценка | Диктант | итоговая оценка |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
Для подготовки к экзаменам так же удобно использовать различные «таблицы-шпаргалки». Использование данного материала экономит время для подготовки к экзамену и способствует лучшему усвоению материала. 











