СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бинарный урок музыки и литературы «Образы природы в поэзии и музыке» 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Бинарный урок музыки и литературы для обучающихся 7 класса. программа В.Я.Коровиной.

Просмотр содержимого документа
«Бинарный урок музыки и литературы «Образы природы в поэзии и музыке» 7 класс»

МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»

Льговский район Курская область

Бинарный урок музыки и литературы

«Образы природы в поэзии и музыке»

7 класс

Учитель русского языка и

литературы Курбатова Г.Н.





2020 год



Цели:

  1. Учить сопоставлять разные по настроению стихотворения и музыкальные картины, находить образы этих произведений.

  2. Развивать творческое воображение, эмоциональную сферу.

  3. Воспитывать чувство прекрасного, бережное отношение к природе, родине.

Музыкальный материал:

С.Рахманинов «Островок», «Весенние воды», «Мир зелёный» муз.В.Голикова, сл.В.Семернина.

Литературный материал: тексты стихотворений И.Бунина.

Оборудование:

  • Экран, мультимедиапроектор, музыкальный центр;

  • Презентация;

  • Карточки с музыкальными терминами, словами романсов «Островок», «Весенние воды», текст песни «Мир зелёный».

  • Тексты стихотворений И.Бунина.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, уважаемые гости!

Сегодня у нас не просто урок, а интегрированный урок музыки и литературы, т.е. урок объединения двух предметов. И вести его будем мы: Галина Николаевна и Людмила Викторовна. Цель нашего урока состоит в том, чтобы показать, как два самостоятельных искусства – литература и музыка – дополняют друг друга, делая произведения более выразительными, красочными, интересными; расширить ваши представления о поэзии И.А.Бунина и музыке Рахманинова С.В.

Учитель литературы:

Заливистый школьный звонок

Опять позвал на урок.

Будьте все внимательны,

А ещё старательны!


Учитель музыки.


Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.



- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на классную доску. Здесь вы видите 2 портрета и картину о природе. Кто эти люди? Что за картина? Как всё это взаимосвязано? А как нам определить тему нашего урока?

(Ответы учащихся).

Учитель литературы.

Мир полон звуков, мир чуда ждёт.

С листа берёзы капля упадёт

Почти без стука в мягкий плащ травы.

Мир полон звуков и ещё любви.

Наверное, каждый человек на земле ощущает и понимает, в той или иной степени, «Душу природы», её «язык», как выразился замечательный русский поэт Ф.И.Тютчев. Но наиболее глубоко и тонко проникаются этим чувством люди творческие – художники, поэты ,композиторы.

Именно в изображении природы особенно близко сходятся два вида искусства: литература и музыка.

На фоне «Вокализа» С.Рахманинова ученица читает стихотворение И.Ивенсена «Музыка»

Послушай: музыка вокруг:

Она во всём – в самой природе,

И для бесчисленных мелодий

Она сама рождает звук.

Ей служат ветер, плеск волны.

Раскаты грома, звон капели.

Птиц несмолкаемые трели

Среди зелёной тишины.

И дятла дробь, и поездов

Гудки, чуть слышные в дремоте,

И ливень песенкой без слов –

Всё на одной звенящей ноте –

И снега хруст, и треск костра!

И металлическое пенье,

И звон пилы и топора!

И проводов степных гуденье!

(продолжает читать учитель музыки)

Вот почему-то иногда

Почудится в концертном зале,

Что нам о солнце рассказали.

О том, как плещется вода,

Как ветер шелестит листвою.

Как, заскрипев, качнулись ели.

А это арфы нам напели,

Рояль, и скрипка, и гобой.

Учитель музыки.

Ребята, сегодня на уроке мы поговорим об образах природы в музыке и поэзии. И обратимся мы к творчеству вам уже известного русского композитора С.В.Рахманинова.

Давайте вспомним немного биографию композитора.

Родился С.В.Рахманинов 1 апреля1873 года в имении Онега Новгородской губернии. Русский композитор, пианист-виртуоз, дирижёр. Музыке он обучался с 4-х лет под руководством матери. Успешно окончил Московскую консерваторию. Революцию 1917 года горячо поддерживал, но не понял ее и уехал за границу. Жил во Франции, Швейцарии, Америке. С 1935 года окончательно поселился в США.

В 1943 году умер в Америке в Беверли-Хилз. Но, несмотря на это, считал себя русским композитором, и все его произведения пронизаны интонациями русской народной музыки, любовью к природе, к родине.

«Он пел Россию от земли до неба, он пел Россию трепетом всех пальцев: её дожди, крыльцо под белым снегом, и осень рыжую с кочующим багрянцем». М.Румянцев.

Сейчас мы послушаем романс «Островок» С.В.Рахманинова для голоса с фортепиано.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно.

Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно.

Слушание романса «Островок» С.В.Рахманинова.

Учитель музыки.

Что характерно для музыкального языка этого произведения?

(Ответы учащихся: фортепианное сопровождение непрерывно движется, но создается лишь иллюзия движения, оно никуда не ведет. Все время возвращается к исходному, самому устойчивому звуку. Всё это подчеркивает ощущение полной неподвижности).

Учитель музыки.

На каких словах заметно небольшое, едва заметное колебание в музыке?

(На словах: «Здесь еле дышит ветерок, гроза сюда не долетает», «отголосок ветерка слышен и в последних тактах музыке романса).

Учитель музыки.

Какое построение романса?

(Ответ: одночастное).

Учитель музыки.

Сколько образов?

(Ответ: один – образ тишины и покоя).

Учитель музыки.

Какие слова романса говорят о стремлении к полному покою, к абсолютной тишине?

(Ответ: «безмятежный островок всё дремлет, засыпает).

Учитель музыки.

Необычайно простыми музыкальными средствами нарисовал С.Рахманинов картину такого островка и выразил соответствующие этой картине чувства. М.Горький говорил про С. Рахманинова: «Как хорошо он слышит тишину», вы согласны с его высказыванием?

(Ответы детей).

Учитель музыки.

Итак, в этом произведении С.Рахманинов создал образ «тишины в природе, неподвижности и покоя». А сейчас мне хочется обратиться к ещё одному произведению С.Рахманинова. вам оно известно с 5 класса, это романс «Весенние воды». Послушаем и вспомним его.

Слайд № 8.

Слушание романса «Весенние воды» С.Рахманинова.

Учитель музыки.

Какую природу показал в этом произведении композитор?

(Природа весной, всё проснулось от зимнего сна; всё тянется навстречу солнцу, новому дню, воды бурлят, бегут, хлопочут).

Учитель музыки.

В чём вы это услышали?

(В фортепианном сопровождении).

Учитель музыки.

Какое настроение в музыке?

(Радостное, приподнятое, торжествующее, ликующее; звучание детского хора придаёт музыке особенно приподнятое, радостное, светлое звучание).

Учитель музыки.

Какой, по-вашему, музыкальный образ в этом произведении?

(Образ стремительных безудержных юных сил весны).

Учитель литературы.

Картины русской природы волновали сердца не только композиторов, но и многих русских поэтов. Звуки, движения, образы возникают под пером известных поэтов, но поэтический язык – особенный, таинственный. Не каждому дано понимать язык стиха, а мы с вами попробуем угадать, что таится за волшебными строками стиха. Какие образы вам представятся, какие строки придут на ум, какие чувства возникнут?

1.Рассыпался чертог из янтаря –

Из края в край сквозит аллея к дому.

Холодное дыханье сентября

Разносит ветер по саду пустому.

2.У берегов в воде застыли скалы,

Под ними светит жидкий изумруд.

3.А белые берёзы роняют тихий дождь

Своих алмазных слёз и улыбаются сквозь слёзы.

4.А мрамор белый с синими разводами.

5.И фосфором дымится он,

И видно, как мерцает нежно,

Как ледяной душистый мех,

На плечи кинутый небрежно.

6.Как меч, блеснувший на мгновенье.

7.Разлил свой пышный пламень небосвод.

8.И под ветвистыми дубами стеклом расплавленным бежит.

Учитель литературы.

Эти необыкновенные поэтические образы, поражающие нас своей красотой, музыкальностью были созданы русским поэтом – Иваном Алексеевичем Буниным.

Учитель литературы.

Судьбы этих великих людей – Сергея Рахманинова и Ивана Бунина – в чём-то похожи. Сходно их восприятие природы и красоты, оба пронзительно и беззаветно любили Родину, тяжело переживали разлуку с ней. «Малая родина» Бунина – орловская земля, хуторок Бутырки, затерявшейся в степи.

Учитель литературы.

Здесь, среди моря хлебов, трав и цветов, в вечной тишине полей провёл своё детство будущий писатель. Здесь он учился видеть и слышать мир, понимать природу. Судьба Бунина сложилась трагически: около 30 лет он провёл на чужбине, во Франции. В Россию писатель так и не вернулся, хотя очень хотел этого. Мысль о Родине была главной в его жизни. У Бунина много стихотворений о природе; тепло, задушевно он пишет о всех временах года. Пейзажная лирика Бунина музыкальна, живописна, неповторима. Постараемся увидеть мир природы его глазами, почувствовать гармонию этого мира, услышать музыку поэтического слова.

Чтение учащимися стихотворения «Бушует полая вода».

Беседа о стихотворении.

Учитель литературы.

Какое время года описано в стихотворении?

(ранняя весна)

По каким признакам вы это определили?

(бушует вода, кричат грачи, тает снег)

Сколько строф в стихотворении?

(6 строф).

Какими звуками наполнена природа весной?

(Шумит вода, кричат грачи).

Какие это звуки, какое настроение они рождают?

(Волнение и радость).

Прочтите 2 строфу.

Какое время суток изображено?

(Утро).

Как вы понимаете выражение «дымятся черные бугры»? как можно сказать по-другому? (пар поднимается от проталин).

Чем наполнен этот пар?

(теплом и светом).

Перечитаем 3 строфу.

Какое время суток описано?

(полдень)

Почему слово «зайчики» автор взял в кавычки?

(Они употребляются в переносном значении).

Какие «зайчики» трепещут в комнате?

(Солнечные).

Куда переносится взгляд автора в 4 строфе? Прочтите ее.

(Автор любуется небом и ласковым солнышком).

Какие непонятные слова встретились в этой строфе?

(Слово гумно).

Гумно – это большое помещение, где молотили и хранили зерно.

Прочтите 5 строфу.

Какими запахами наполнен воздух?

(«И слышен свежий запах сада и теплый запах талых крыш»).

Чем могут пахнуть талые крыши?

(Возможно, щепой или прелой соломой).

Прочтём заключительную строфу стихотворения.

Обратите внимание, как автор передает краски и звуки весны: журчит, сверкает вода, звучит крик петухов. А что еще чувствуем мы своей кожей?

(Мы ощущаем прикосновение мягкого и сырого ветра).

Итак, как автор обогатил наше преставление о приходе весны?

(Мы не только увидели ее цвета и краски, не только услышали весенние звуки, но и почувствовали аромат весны, ощутили ее прикосновение своей кожей.)

С каким музыкальным произведением созвучно это стихотворение?

Ответ_______________________________________________________________

Чтение учащимися стихотворения «Родина».

Беседа по стихотворению.

Учитель литературы.

Нетрудно понять, какова тема стихотворения, хотя данное поэтическое произведение лаконично и, на первый взгляд незамысловато. Задумывались вы над тем, почему обыкновенные простые слова в стихотворениях становятся многозначными, весомыми, а строки автора очень ёмкими, создающими почти зрительные образы?

Какое время года рисует поэт?

(Иван Алексеевич рисует зиму.)

С чем в народном представлении связывается это время года?

(Зима в народном представлении связывается с такими понятиями, как ночь, мрак, тучи, смерть. Снега сравниваются с белым саваном, которым покрывалась земля до весны, жизнь как бы в эту пору замирает.)

Назовите цветовые эпитеты-прилагательные, которые сопровождают следующие слова:

Небо (мертвенно-свинцовое), даль (сумрачная), туман (молочно-синий). Миша

С чем связано нагнетение мрачных тонов?

(Здесь изображается тоскливая, безысходная зима).

Какими средствами достигает Бунин выразительности этих картин?

(Эпитетами, сравнениями, метафорами).

Какое настроение преобладает в передаче картин природы?

(Тоска, одиночество, безысходность, печаль, безлюдье).

Какими словами Бунин передает это состояние?

(День угрюмо меркнет – всё вокруг темнеет; нет конца лесам – нельзя видеть, где заканчивается лес; далеко до деревень, снежная пустыня).

Что значит «далеко до деревень»?

(Нет близко людей, тепла, света).

Что передает выражение «снежная пустыня»?

(Одиночество, холод).

Что значит «кроткая печаль»?

(Тихая, покорная, терпеливая).

Это сравнение выводит нас на философский уровень. Смысл, вложенный в него, говорит, что речь идет не о конкретных вещах, а о чем-то более обобщенном, важном.

Вернемся к названию стихотворения. Почему Бунин назвал такое печальное стихотворение «Родина»?

(такие поэтические приемы: цветовые эпитеты, сравнение-метафора, олицетворение – позволяют Бунину высказать мысль о печальной красоте Родины. Я думаю, что через печальную красоту зимнего пейзажа Бунин говорит о невесёлой жизни народа. Вот такой и видел свою Родину Бунин: грустной, одинокой, незащищенной. Главная мысль стихотворения – печальная красота Родины. Поэт заставляет и нас почувствовать эту красоту.)

О чём заставило вас задуматься стихотворение?

Бунин заставляет нас всем существом подумать о том, что нельзя любить только сказочные картины. Родину человек любит такой, какой она есть. Мы учимся у поэта видеть и слышать. Чувствовать, как это умел он. Учимся ценить Слово.

Стихотворение очень музыкально. Как вы думаете почему?

У Бунина возник такой образ Родины: свинцовое небо, бескрайние сосновые леса, снежная пустыня, сумрак. А у вас? Продолжите ассоциативный ряд: Родина.

(Ответы учащихся).

Учитель литературы.

Попробуем сравнить настроения, звуки, краски, образы двух стихотворений Бунина. Поделитесь впечатлениями.

Какой вы увидели природу в стихах Бунина?

(ответы учащихся).

Учитель литературы.

Союз слова и музыкальных интонаций составляет неразрывное единство в создании образов природы. Как часто и глубоко проникает природа в искусство, как тесно он связаны друг с другом! Почувствовали вы это? Что вам хочется сказать об услышанном, чем поделиться?

Учитель литературы.

Литература и музыка, слово и музыка – два великих начала, две стихии искусства. На протяжении многих веков они непрерывно взаимодействуют,

Нередко спорят и борются, нередко приходят к согласию и взаимопониманию. Их столкновение и примирение порой рождают шедевры – песни, романсы.

Учитель музыки.

Поэтический текст способен придать музыке новое звучание; он обогащает её смыслом, оттенками чувств, красочностью тембров, а музыка наоборот оживляет слова, придает им характерные черты, вызывает чувства и эмоции. Но не каждое стихотворение может стать основой музыкального произведения: оно должно быть по- особенному мелодичным и ритмичным, должно состоять из благозвучных слов, которые легко поются. Творчество композитора превращает стихотворение в музыкальное произведение, так поэзия становится частью музыки. Стихи многих поэтов стали основой музыкальных произведений.

(Ответы детей).

Исполнение песни «Мир зелёный» сл.В.Голикова, муз.В.Семернина.

Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение стихотворения И.А.Бунина.



















Синквейны

Бунин Иван Алексеевич

Талантливый, почётный

Печатался, ненавидел, эмигрировал

Писатель первой волны русской эмиграции

Писатель.



Бунин Иван Алексеевич

Русский, талантливый

Писал, переводил, высказывался

Лауреат Нобелевской премии по литературе

Писатель.



Музыка Рахманинова

Прозрачная, чистая

Покоряет, окрыляет, вдохновляет

Льется, как прекрасный ручей

Красота!



Рахманинов…

Виртуозный, прекрасный

Радует, будит, поет

Все вокруг преображается

Тайна…









МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»
Льговский район Курская область



Самоанализ

интегрированного урока по теме:

«Образы природы в поэзии и музыке»



Учитель музыки Швецова Л.В.

Учитель литературы

Курбатова Г.Н.

































2020 год

Тип урока: интегрированный. Характеризуется межпредметной интеграцией: литература, музыка.

Особенности горизонтального интегрирования:

  • Предметом анализа выступает многоплановый объект, информация о сущности которого содержится в различных учебных дисциплинах;

  • Сохраняется самостоятельность каждого предмета (цели, задачи, пронрамма);

  • В процессе познания включаются все анализаторы (зрительные, слуховые, осязательные, тактильно-двигательные), что обеспечивает прочность образования условных связей.

Форма урока: урок – беседа.

Форма организации образовательного процесса на основе интеграции содержания: пластообразная – наслоение различных видов деятельности (познавательных, художественно-эстетических, коммуникативных и т.п.), содержание которых пронизано одним объектом познания.

Образ весны

Звук

Слово

Цвет, свет




Музыкальное искусство

Литературное чтение





Образ весны, раскрываясь в литературе, отображается чрез художественные средства выразительности в тексте; в музыке – через звуки природы, песни и т.п.

Комбинированная структура урока

Тема урока: «Образы природы в поэзии и музыке».

Цель урока: определить, каким языком каждый вид искусства раскрывает образ весны, весеннюю природу.

Образовательные цели: вспомнить творчество русского поэта Бунина И.А.: обогатить словарный запас учащихся; учить слушать и слышать музыку; показать связь изучаемых предметов с жизнью.

Развивающие: развитие кругозора учащихся, расширение представления об окружающем мире.

Воспитывающие: воспитание эстетического вкуса учащихся, любви к искусству, природе, к Родине.

На данном уроке планировалось формировать у учащихся целостный образ природы, опираясь на жизненный опыт учащихся. Предполагалось заинтересовать учащихся произведениями разных видов искусств, которые в совокупности раскрывают основное содержание урока. Роль этого материала важна в дальнейшем при изучении последующих тем данных предметов.

Учащиеся на данном уроке должны были систематизировать и закрепить свои представления об образном языке искусств.

Учащиеся должны были осуществлять такие учебные действия как:

  • Постановка проблемы;

  • Чтение и анализ стихотворений И.А.Бунина «Родина», «Бушует полая вода».

  • Слушание музыкального произведения Рахманинова С.В. «Островок» и «Весенние воды»

  • Составление синквейна.

Как был осуществлен урок, исходя из его замысла?

Урок был построен методически верно, своих целей достиг, так как достиг целей и задач каждый из его этапов.

Форму урока составляли комбинированные структурные компоненты.

Организационный момент имел мобилизующий характер, был реализован в стихотворной форме. Он же способствовал положительному эмоциональному настрою с самого начала урока.

Проведение урока в форме беседы помогло поддержать сюжетную линию урока, позволило включить в урок сведения, способствовавшие повышению познавательной активности учащихся, развитию кругозора.

Минутка релаксации была специально подобрана для данного урока с использованием музыки Ф.Шопена.

На уроке были использованы личностно-ориентированная технология и ИКТ.

Методы работы: словесный, иллюстративный, частично-поисковый.

Считаем поставленные задачи решенными, а цель достигнутой.

На уроке царила рабочая, деловая атмосфера.

В течение урока чередовались формы работы: фронтальная и индивидуальная.

Прослеживался индивидуальный, дифференцированный подход в обучении.

Оценка целостности урока.

Содержание коллективно-распределительной деятельности на уроке включало элементы развивающего обучения. Творческий характкр осуществления коллективно-распределительной деятельности, а также учебной деятельности учащихся положительно повлиял на освоение понятий, на положительный эмоциональный настрой учащихся.

Анализ самооценки воспитательной стороны урока.

Мы старались быть эмоциональными и интересно преподнести детям материал. Это способствовало созданию положительного эмоционального климата на уроке и помогло достижению его цели.

В процессе организации учебной деятельности уделялось внимание формированию ценностной ориентации учащихся, их отношению к нравственным аспектам, которые всегда присутствуют на уроках литературы и музыки: люди, сам ребенок, окружающий мир







17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!