СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бинарный урок на тему: «Злодеяния немецко-фашистских захватчиков в Крыму».

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Бинарный урок на тему: «Злодеяния немецко-фашистских захватчиков  в Крыму». Посвященный подвигу советского народа и его отражения в литературе. Конспект урока + презентация.

Просмотр содержимого документа
«Бинарный урок на тему: «Злодеяния немецко-фашистских захватчиков в Крыму».»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Первомайская школа № 1 Первомайский район Республика Крым»









ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА

(история + литература)


ТЕМА УРОКА:

«Злодеяния немецко-фашистских захватчиков

в Крыму».














Составители урока:

учитель истории и обществознания Секретарь Валентина Алексеевна

учитель русского языка и литературы Верведа Ольга Дмитриевна



ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА

(история + литература)


ТЕМА УРОКА: Злодеяния немецко-фашистских захватчиков в Крыму.


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: создать условия для того, чтобы учащиеся могли доказать с помощью исследования жестокое отношение фашистов и их сообщников к населению Крыма. Познакомить обучающихся со стихотворением И. Сельвинского «Я это видел!», поэмой А. Вознесенского «Ров»; анализируя проблематику поэтических текстов подвести обучающихся к тревожной мысли: нравственная деградация общества грозит гибелью цивилизации и духовности.

ТИП УРОКА: урок-исследование.


ХОД УРОКА


  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

- создание трёх «лабораторий» (групп)

- выбрать старшего «лаборатории», наделить его полномочиями оценивать работу своей «лаборатории».


II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Слово учителя: ребята, сегодня на уроке мы с вами проведём исследование.

Известно, что стихи, особенно патриотические имеют большую силу.

Не случайно, отражение всех значимых исторических событий мы можем найти в литературных произведениях.

В чём же заключается эта сила нам и предстоит разобраться.

Сегодня мы исследуем один из значительных эпизодов истории нашей малой родины Крым, дни фашистской оккупации и деяний оккупантов на территории Крыма.

На уроке работает три «исследовательских лаборатории».

Давайте ещё раз перелистаем некоторые страницы Великой Отечественной войны.

ЗАДАНИЕ (устно по очереди задавать вопросы для каждой «лаборатории»)

  1. «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!» кто, когда впервые сказал эти слова? (Защитники Брестской крепости)

  2. Какими словами начинались радиосообщения о положении на фронтах Великой отечественной войны? С голосом какого выдающегося артиста связаны воспоминания об этих радиосводках? («Говорит Москва». Артист Ливитан)

  3. История донесла до нас память о полях ратной славы русского народа (Куликовская битва, Бородинское сражение, оборона Севастополя в 19 веке). Какое поле ратной славы оставила в народной памяти Великая Отечественная война (Оборона Севастополя, Сталинградская битва, Курская дуга, битва за Москву)

  4. Кто, где и когда произнёс слова. Превратившиеся в крылатое выражение и стало девизом защитников Москвы («Позади Москва, а отступать некуда» Панфилов)

  5. Как назывался план немецкого командования нападения на СССР. («Барбаросса»)

  6. Где и когда состоялась Ялтинская конференция, кто принимал участие? (февраль 1943г. , главы трёх государств – Сталин (СССР), Рузвельт США), Черчель (Великобритания))


7.Назовите авторов следующих стихотворных строк:

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне…

Час мужества пробил на наших часах

И мужество нас не покинет. ( А. Ахматова)

******

Я убит подо Ржевом,

В безымянном болоте,

В пятой роте, на левом,

При жестоком налёте. ( А. Твардовский )

*****

Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат,

Всего, друзья, солдат простой

Без званий и наград.


Слова учителя: Страшное слово война крымчане услышали 22 июня 1941года. На защиту Отечества встали все народы Крыма разных национальностей, профессий и возраста.

12 сентября 1941года вражеские части подошли к Перекопу, началась ожесточённая война за Крым. Несмотря на упорное сопротивление, враг продвигался в глубь полуострова и к середине ноября весь Крым, кроме Севастополя, был оккупирован. Но он не покорился врагу. Вместе со всем народом крымчане сражались с оккупантами.

«Крым должен быть освобождён от всех чужаков и заселён немцами» - заявил Гитлер на совещании в ставке 19 июля 1941года.

За время оккупации крымчане подверглись чудовищному отношению со стороны фашистов.

Зверствам фашистов не было предела. Вам было дано опережающее задание на дом.

Сегодня мы поговорим о трёх массовых казнях мирного населения Крыма.

(Каждая группа рассказывает о зверствах фашистов.)



ЧУБАРОВСКИЙ КОЛОДЕЦ

На территории Октябрьского сельского совета имеется памятное место, где были заживо погребены мирные жители.

В народе его называют «Чубаровский колодец», который находится в 1,5 км. на запад от села Октябрьское в поле недалеко от насосной станции.

По решению исполкома от 22 июня 2002 года № 45 установлен памятный знак.

В первые дни войны немцы согнали всех евреев в один дом. Взрослых отделили от детей. Родителей и стариков погнали к «Чубаровскому колодцу» (раньше там было селение Чубары, постепенно люди перешли в село, которое потом стало называться Октябрьское, а колодец существует до сих пор) и расстреляли. Кто пытался убежать тех ловили, избивали прикладами и ещё живыми бросали в колодец. Всё это происходило на глазах детей. Всего было сброшено в колодец -30 человек.

Немцы поставили возле колодца часовых, что бы жители села не могли помочь ещё живым людям.

Когда немцы гнали евреев к колодцу, одна из женщин попросила воды напиться, жители села опускали глаза от стыда, что они не могут ей помочь, а немцы смеялись и говорили, что напьётся она на том свете.

Какую задачу ставило перед собой немецкое командование на оккупированной территории Крыма?


В связи с этим случаем родилась легенда.

Обезумевшая женщина прокляла село на безводье. Толи по этому, то ли нет в районе Октябрьска летние дожди очень и очень редкие. И если стоит неимоверная жара и начинается засуха, старожилы несут в бидончиках и ведрах воду и выливают её в колодец, чтобы эта женщина напилась воды и тогда идет дождь. (если будет время можно рассказать)


ГОРЕ ГОРОДА СТАРЫЙ КРЫМ

Невиданные злодеяния творили оккупанты на территории захваченного Крыма.

В течении одной ночи зарезали, застрелили и замучили около 600 человек – стариков , женщин и детей. Уничтожение мирных советских жителей этого города началось на улицах Северной, Сулу-Даре и Полины Осипенко с 4 часов вечера 12 апреля 1944 года и продолжалось всю ночь. Гитлеровцы вламывались в дома и квартиры, избивали людей прикладами, выгоняли на улицу и тут же расстреливали. Применяли ножи, штыками и различное холодное оружие, детей просто выбрасывали в окна.

Одновременно с этими зверствами по некоторым улицам двигались танки и стреляли в дома мирного населения из пушек.

Определите перспективы существования народов Крыма в условиях оккупации?


БАГЕРОВО

Багерова – посёлок в 12 км. К западу от Керчи. После освобождения Керченского полуострова зимой 1941-1942 годов от фашистских захватчиков в противотанковом рву близ с.Багерово было найдено свыше 7 тысяч трупов расстрелянных фашистами женщин, детей, стариков и военнопленных.

К чему, на ваш взгляд, подталкивало местное население жестокое обращение фашистов?

Слово учителя литературы

Очевидцем содеянного фашистскими оккупантами в Багерово стал наш земляк - поэт Илья Сельвинский.

(краткая биографическая справка сообщается заранее подготовленным уч- ся, получившим опережающее задание)

Биография

Могила Сельвинского на Новодевичьем кладбище Москвы.

Илья Сельвинский родился 12 (24) октября 1899 года в Симферополе в крымчакской семье. Его дед, Элья (Элиогу) Шелевинский, был кантонистом Фанагорийского полка. Отец, Лейба Эльшаелович (Лев Ильич) Сельвинский, участвовал в Русско-турецкой войне 1877 года, затем торговал мехами и пушниной. Мать Ильи — Надежда Борисовна Пиастро (Пиастрян), наполовину крымчачка, наполовину армянка. Как писал сам Илья Львович в автобиографии (1967), его отец «был меховщиком, а затем, разорившись, превратился в скорняка»[4].

Будущий литератор учился в Евпаторийском начальном училище, а в 1915 — 1919 годах — в гимназии. С 1915 года начал публиковать свои произведения (в частности, в газете «Евпаторийские новости»).

В годы революции принимал участие в революционном движении, во время гражданской войны воевал в составе РККА. Сменил множество профессий (был грузчиком, натурщиком, репортером, цирковым борцом и т. п.).

В 1923 году Сельвинский окончил факультет общественных наук 1-го Московского государственного университета. Фактический лидер группы конструктивистов. В 1926 году выпустил первый сборник стихов. В конце 1920-х писал экспериментальные эпические поэмы.

Здесь же, у расстрельного рва, он написал стихотворение «Я это видел!». Оно было отпечатано в виде листовок и распространено среди бойцов на многих фронтах.

Выразительное чтение 1 части стихотворения.


Можно не слушать народных сказаний,

Не верить газетным столбцам,

Но я это видел. Своими глазами.

Понимаете? Видел. Сам.


Вот тут дорога. А там вон - взгорье.

Меж нами вот этак - ров.

Из этого рва поднимается горе.

Горе без берегов.


Нет! Об этом нельзя словами...

Тут надо рычать! Рыдать!

Семь тысяч расстрелянных в мерзлой яме,

Заржавленной, как руда.


Кто эти люди? Бойцы? Нисколько.

Может быть, партизаны? Нет.

Вот лежит лопоухий Колька -

Ему одиннадцать лет.


Тут вся родня его. Хутор "Веселый".

Весь "Самострой" - сто двадцать дворов

Ближние станции, ближние села -

Все заложников выслали в ров.


Лежат, сидят, всползают на бруствер.

У каждого жест. Удивительно свой!

Зима в мертвеце заморозила чувство,

С которым смерть принимал живой,



И трупы бредят, грозят, ненавидят...

Как митинг, шумит эта мертвая тишь.

В каком бы их ни свалило виде -

Глазами, оскалом, шеей, плечами

Они пререкаются с палачами,

Они восклицают: "Не победишь!"


Парень. Он совсем налегке.

Грудь распахнута из протеста.

Одна нога в худом сапоге,

Другая сияет лаком протеза.

Легкий снежок валит и валит...

Грудь распахнул молодой инвалид.

Он, видимо, крикнул: "Стреляйте, черти!"

Поперхнулся. Упал. Застыл.

Но часовым над лежбищем смерти

Торчит воткнутый в землю костыль.

И ярость мертвого не застыла:

Она фронтовых окликает из тыла,

Она водрузила костыль, как древко,

И веха ее видна далеко.


Бабка. Эта погибла стоя,

Встала из трупов и так умерла.

Лицо ее, славное и простое,

Черная судорога свела.

Ветер колышет ее отрепье...

В левой орбите застыл сургуч,

Но правое око глубоко в небе

Между разрывами туч.

И в этом упреке Деве Пречистой

Рушенье веры десятков лет:

"Коли на свете живут фашисты,

Стало быть, бога нет".


Рядом истерзанная еврейка.

При ней ребенок. Совсем как во сне.

С какой заботой детская шейка

Повязана маминым серым кашне...

Матери сердцу не изменили:

Идя на расстрел, под пулю идя,

За час, за полчаса до могилы

Мать от простуды спасала дитя.

Но даже и смерть для них не разлука:

Невластны теперь над ними враги -

И рыжая струйка из детского уха

Стекает в горсть материнской руки.


Как страшно об этом писать. Как жутко.

Но надо. Надо! Пиши!

Фашизму теперь не отделаться шуткой:

Ты вымерил низость фашистской души,

Ты осознал во всей ее фальши

"Сентиментальность" пруссацких грез,

Так пусть же сквозь их голубые вальсы

Торчит материнская эта горсть.


Иди ж! Заклейми! Ты стоишь перед бойней,

Ты за руку их поймал - уличи!

Ты видишь, как пулею бронебойной

Дробили нас палачи,

Так загреми же, как Дант, как Овидий,

Пусть зарыдает природа сама,

Если все это сам ты видел

И не сошел с ума…


1942, Керчь

Работа с текстом в исследовательских лабораториях

Прочитайте данный отрывок стихотворения. Какие образы в нем вас особенно поразили? Какие поэтические средства использует автор для создания этих образов?

«Мозговой штурм»

Почему автор пишет о произошедшей трагедии нарочито просто, почти протокольным языком, не используя тропы?

Слово учителя литературы

Через 40 лет другой поэт - Андрей Вознесенский - пишет еще об одном массовом захоронении времен Великой Отечественной войны – знаменитом Симферопольском рве, где в 1941 году было расстреляно 12 тысяч мирных жителей. (Краткая биографическая справка сообщается заранее подготовленным уч- ся, получившим опережающее задание)

Симферопольский ров.


11-го декабря (по еврейскому календарю 20 Кислева) исполняется 70 лет со дня жуткой бойни, устроенной фашистами на печально знаменитом 10-м километре Феодосийского шоссе города Симферополя.

Эта трагедия была одна из самых больших на юге Советского Союза по объему массового уничтожения. С 11 по 13 декабря 1941 года (всего лишь за 3 дня!) фашистскими оккупантами было расстреляно около 14 тыс. мирных жителей.

Операция по «окончательному решению еврейского вопроса» в Симферополе была осуществлена 683-й дивизией, состоящей, в основном, из музыкантов. Большинство из них были детьми священнослужителей…

За несколько дней до 9 декабря всем евреям города было приказано явиться на площадь им. Карла Маркса. Они должны были взять с собой только ценные вещи, документы и теплое белье…

Люди думали, что их просто перевозят в другое место…

Никто из них не мог предположить, что их ждет…

Их доставили под конвоем на 10-11 км, за город, где находилась противотанковая траншея, оставшаяся после Красной Армии.

Люди, лишенные права на выбор между жизнью и смертью, проходили через двойной коридор вооруженных извергов…

Фашисты изощрялись в жестокости: безоружных и беззащитных людей гнали на смерть, избивая железными прутьями, натравливали на них специально обученных овчарок…

Их заставили снять обувь…

Мужчин отделили от женщин и детей.

Потом их заставили полностью раздеться.

И, наконец, они дошли до траншеи…

Фашисты, разбитые на группы по 12 человек, открыли огонь разной частоты по жертвам. Раненых педантично добивали. Еврейская рабочая команда, стоя в траншее, аккуратно складывала тела, освобождая место для следующей партии.

За три дня было уничтожено примерно 14.000 евреев. Точную цифру никто не знает, т.к. целью фашистов было тотальное уничтожение.

Среди этих 14 тыс. были мои дедушка и бабушка (Борис и Эмилия — Малка), две моих тети (Сара, 18 лет, и Рахель, 20 лет) и все родственники по линии отца (Вайнерман).

Страшная история семейной трагедии дедушкиной сестры Ривки:

Её муж – Матвей, известный адвокат, не был евреем. Но он очень любил свою жену и предпочел разделить ее участь…

Они были убиты вместе…

Эта трагедия ознаменовала раннюю стадию Холокоста.

Поэму Андрей Вознесенский назвал «Ров»

Не тащи меня, рок,

в симферопольский ров.

Степь. Двенадцатитысячный взгляд.

Чу, лопаты стучат

благодарных внучат.

Геноцид заложил этот клад.

- Задержите лопату!

- Мы были людьми.

- На, возьми! Я пронёс бриллиант.

- Ты, папаша, не надо

костями трясти.

Сдай заначку и снова приляг.

Хорошо людям первыми

радость открыть.

Не дай бог первым вам увидать

эту свежую яму,

где череп открыт.

Валя! Это была твоя мать.

Это быль, это быль,

это быль, это быль,

золотая и костная пыль.

Со скелета браслетку снимал нетопырь,

а другой, за рулём, торопил.

Это даль, это даль,

запредельная даль.

Череп. Ночь. И цветущий миндаль.

Инфернальный погромщик

спокойно нажал

после заступа на педаль.

Бил лопаты металл.

Кто в свой череп попал?

Но его в темноте не узнал.

Тощий, как кочерга,

Гамлет брал черепа

и коронок выдёргивал ряд.

Человек отличается от червя.

Черви золото не едят.

Ты куда ведёшь, ров?

Ни цветов, ни сирот.

Это кладбище душ - геноцид.

Степью смерч несётся из паспортов.

И никто не принёс гиацинт.


Проблемный вопрос

Какой смысл вкладывает в название поэмы автор?


Выразительное чтение главы «Послесловие»

Работа с текстом в исследовательских лабораториях

1. Глава «Ров»

Глава начинается диалогом. Кто его участники? Что дает использование такого приема? Как вы понимаете фразу: «Человек отличается от червя. Черви золото не едят.» Ров называется автором «кладбищем душ». Только ли души умерших имеет ввиду автор?

2. Главы «Дело», «Исповедь дисплейбоя»

Что за дело №1586? Кто они, эти гробокопатели? Каковы жизненные принципы этих людей? Что заставило людей совершить кощунство? Как оценивают свой поступок гробокопатели? Кто погасил свет добра в их душах, почему они стали такими?

3. Глава «Алчь. Прежний пролог»,

Дайте лексическое значение авторского неологизма «алчь». Чем можно бороться с ней, по мнению автора?

Выразительное чтение главы «Эпилог»

Беседа по вопросам:

- Почему Вознесенский сочетает поэзию и прозу?

- Объясните смысл рефрена поэмы: «Ты куда ведешь, ров?»

- В чем смысл названия? Почему поэма носит подзаголовок «Духовный процесс»?

- Почему в наше время поэма звучит особенно актуально? Объясняет ли она процессы, происходящие на Украине?

- Готовы ли вы сегодня взять на себя ответственность за все, что происходит вокруг?

ИТОГ:

День 9 мая 1944 года является для Крыма знаменательной датой. Красное знамя победы, водружённое над Крымом, возвестило о конце почти четырёхлетней его оккупации немецко-фашистскими войсками.

Наша победа над германским фашизмом не есть только военная победа. Это победа сил прогресса над силами реакции. Это победа демократии и гуманизма, победа идеи равенства народов, победа идеи справедливости.

Поражение фашисткой Германии в войне – это не только военное поражение фашизма. Это поражение всей идеологии гитлеризма. Это поражение идей расового терроризма. Это поражение идей мирового господства расы господ над народами мира.



Миллионы невинно убитых, чей прах зарыт в землю либо развеян по полям и дорогам, верили в пришествие часа возмездия. В свои последние минуты, стоя на краю братской могилы, переступая порог газовой камеры, приближаясь к костру, обречённые обращали к палачам слова проклятия, напоминали им о неминуем возмездии.

И возмездие пришло. Наступило торжество справедливости после страшных лет гитлеровского владычества.

Рефлексия

Сочинение-миниатюра «Зачем нам помнить о войне?»

Презентация к уроку прилагается.









Приложение

Фото 1-2. Учителя Секретарь В.А. и Верведа О.Д.



Фото 3-4. Работа в группах




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!