«Не покидай, сотканный из света Ангел - хранитель мой»
Цель урока:
- углубить понимание детьми понятий «добро» и «зло»;
- расширить знания детей об образе Ангела в христианстве и литературе;
- познакомить с основными моментами жизни Михаила Архангела;
- развивать и обогащать лексику учащихся, образное мышление;
- способствовать формированию культуроведческой компетенции
учащихся.
Тип урока: бинарный.
Оборудование: выставка книг по теме; рисунки учащихся; «Колокольные звоны» (исполняют звонари Владимиро-Суздальского музея – заповедника, аудиокассета); символические фигурки ангелов; репродукции картин и икон с изображением ангелов.
ЭПИГРАФ: Ангела Бог при крещенье мне дал.
Пусть я его никогда не видал,
Знаю и верю, что день ото дня
Он от беды защищает меня!
Ход урока
I. Мотивация темы и цели урока
II. Основная часть урока
1. Рассказ учителя. «Сказка о том, как появились колокола» (см. приложение 1). Рассказ сопровождается колокольными звонами.
- А знаете ли вы, милые дети, что у каждого из вас, кто крещен в церкви, есть свой собственный Ангел-хранитель? Ну-ка, кто из вас здесь сидящих знает, что его крестили в храме? Вот видите, довольно много детей у нас крещено, а остальные тоже скоро, я думаю, покрестятся. Кто же это такой – Ангел-хранитель?
Прежде чем Бог сотворил наш прекрасный мир, он создал себе помощников – Ангелов. Посмотрите, как их рисуют на иконах и картинах (преподаватель показывает картины и иконы с изображением Ангелов). Ангелы выполняют различные поручения Бога, иногда они спускаются на землю к людям, чтобы известить их о чем-либо. Так, Архангел Гавриил был послан Богом к Богородице Деве Марии, чтобы сказать ей, что у нее родится Иисус Христос. А еще, когда человек принимает крещение – такое таинство, то Бог посылает к нему одного из Ангелов. И такой Ангел охраняет человека, защищает от всяких болезней и недугов. Со своим Ангелом-хранителем человек тоже может, как и Бог, разговаривать, молиться ему.
Тогда неслышно взмахнет крыльями рядом с вами Ангел-хранитель, и станет мирно, тепло и спокойно на душе. Так, как, наверное, у этого мальчика на картинке. Он спит, а над изголовьем кроватки висит иконка Ангела-хранителя. (Чтение стихотворения).
БОЖИЙ ДЕНЬ
За окошком солнце встало,
Ходят блики по стене,
Лезет кот на одеяло,
Что ж, пора вставать и мне.
Чтобы никогда не злиться,
Папу с мамой слушать,
Надо утром помолиться,
А потом покушать.
Под окном ребячий гам,
Только ни к чему игра.
Потому что в Божий храм
Собираться нам пора.
В небе колокольный звон!
В церкви – тихие огни…
Помолюсь я у икон:
-Всех нас, Господи, храни.
Раньше я шалил без меры
И теперь, конечно, каюсь.
«Отче наш» и «Символ веры»
Я со всеми петь стараюсь.
Запах ладана приятный
И над нами благодать,
Вот молебен водосвятный
Начал батюшка читать.
Нет усталости и лени,
Даже больше стало сил,
Потому что нас священник
Всех водичкой окропил.
Папа, я, сестренка, мама –
Вместе мы идем из храма.
Знаю я один секрет:
Будет праздничный обед.
После вкусного обеда
В гости я иду к соседу.
Там с ребятами играю,
Никого не обижаю.
Вот и солнце закатилось
Улица дождем умылась.
Птички кончили летать
И пора ложиться спать.
Тихо светится лампадка,
Засыпаю сладко-сладко.
Славно так на свете жить!
Мама шепчет: - Спи, мой милый,
Будет Ангел белокрылый
И во сне тебя хранить.
2. Словесное рисование (рассказы детей о том, какими они представляют
ангелов; рисунки детей).
3. Изображение ангелов на иконах и картинах (сообщение по
репродукциям, оформленным на выставке).
4. Работа с литературными произведениями.
(Стихотворение П. Вяземского «Молитва ангелу хранителю»).
Научи меня молиться,
Добрый ангел, научи!
Уст твоих благоуханьем
Чувства черствые смягчи!
Да во глубь души проникнут
Солнца вечного лучи,
Да в груди моей забьются
Благодатных слез ключи!
Дай молитве крылья,
Дай полет мне в высоту;
Дай мне веры безусловной
Высоту и теплоту!
Неповинных, безответных
Дай младенцев простоту
И высокою, святою
Нищих духом чистоту!
Дай стряхнуть земные узы
С прахом страннических ног,
Дай во мне угаснуть шуму
Битв житейских и тревог!
Да откроется тобою
Мне молитвенный чертог,
Да в одну сольются думу
Смерть, бессмертие и Бог.
Беседа по содержанию и словарная работа .
- К кому обращается поэт в стихотворении?
- О чем он просит?
- Все ли слова понятны?
- Каким настроением проникнуто стихотворение?
- Попробуем проследить за движением поэтической мысли в нем.
Оно начинается с обращения к ангелу с просьбой научить героя молиться.
Мысль продолжает свое развитие. В финале стихотворения поэт приходит к
широким поэтическим обобщениям.
- Найдите в стихотворении эпитеты, которые передают настроение автора,
его отношение к тому, о чем он пишет.
- Попробуйте выразить словами свое впечатление от стихотворения.
5. Слово учителя.
- 21 ноября – большой православный праздник, веселый и светлый – Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных – ангелов, сотворенных Богом прежде человека и обычно недоступных земному зрению. Человеку, принявшему святое крещение, Богом дается на всю жизнь Ангел-хранитель. Поэтому праздник этот считается вторым днем ангела всех православных христиан.
Михаил в переводе с еврейского – «Кто яко Бог». Он верный служитель Божий, совершивший множество подвигов во славу Господа. С древних времен архистратиг Михаил известен своими чудесами. Это особо почитаемый на Руси святой. На иконах он изображается попирающим ногами диавола, в левой руке он держит зеленую финиковую ветвь, в правой – копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан крест.
Архистратиг Михаил – духовный заступник России, покровитель ряда полков и кораблей. Святой архангел Михаил был покровителем такого рода оружия, как инженерные войска русской армии. Его изображение было на гербе Киева, в честь него назван Архангельск. В почитание архистратига Михаила строились по России многочисленные храмы, в том числе Архангельский собор Московского Кремля, его скульптура венчает Александрийский столп в Санкт-Петербурге.
(Рассказ сопровождается показом репродукций с изображением Михайло-Архангельского монастыря).
6. Чтение наизусть стихотворения И. Бунина «Михаил».
Архангел в сияющих вратах
И с красным мечом из огня
Стоял в клубах синеватых
И дивно глядел на меня.
Порой в алтаре он скрывался,
Светился на двери косой –
И снова народу являлся,
Большой, по колено босой.
Ребенок, я думал о боге,
А видел лишь кудри до плеч,
Да крупные бурые ноги,
Да римские латы и меч…
Дух гнева, возмездия, кары!
Я помню тебя, Михаил,
И храм этот, темный и старый.
Где ты мое сердце пленил!
7. Анализ стихотворения.
- Кому посвящено стихотворение?
- Какой образ возникает у вас, когда вы слушаете стихотворение?
- Представьте себе, что у вас в руках кисти и краски. Как вы изобразили бы
героев этого стихотворения?
- Чем привлекает это стихотворение?
III Подведение итогов
Заключительное слово учителя о работе детей на уроке, объявление оценок.
Микрофон.
Продолжить предложения:
IV Домашнее задание
Рассказать дома то, о чем узнал сегодня на уроке.
Приложение 1
Сказка о том, как появились колокола
Давным-давно, в небольшом городе жил епископ Паулин. Служил он в старом храме. Храм стоял на красивой площади, и все птицы слетались к нему, а люди спешили по своим делам. Епископ Паулин все время призывал прихожан прийти помолиться, но все напрасно. Один говорил: «Прости, я купил землю. Мне надо пахать». Другой говорил: «Я купил волов и иду испытывать их». Третий радостно кричал: «Я женился!», и побежал дальше. Так и служил Паулин литургию в полупустом храме, молясь за всех.
И вот однажды Паулин возвращался домой по большому красивому полю, где росло множество цветов. Трещали кузнечики, летали стрекозы и бабочки. Высоко в небе пел жаворонок. Устал Паулин, лег на траву и уснул.
День клонился к вечеру. Вдруг слышит Паулин, будто кто-то в колокольчик звонит, да так мелодично, звонко, радостно. И слышит он голос: «Вставай Паулин, а то на службу опоздаешь!» И увидел Паулин маленького белого ангела. Это он раскачивал полевой колокольчик. Цветок звонит так, что сердце замирает. Вскочил епископ и поторопился на службу.
Долго Паулин не мог забыть ангела с колокольчиком. И вот тогда пришла ему мысль – сделать большой колокол и повесить на башенке в Храме. А однажды утром из Храма раздался колокольный звон, и люди, услышав его, бросили все дела и поспешили в церковь. С тех пор храм никогда не пустовал.
Приложение 2
Литература
1. Библейская азбука. М. Олма-Пресс Гранд, 2003
2. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Слова поучения. Проповеди.
Изд-во Московской Патриархии, 1998.
3. В.Н. Вишневская. Программа духовно-нравственного воспитания детей
Свет Руси». М., 2004
4. Жития святых для детей.
5. Закон Божий для самых маленьких.
6. Молитвослов М. Благовест, 2001
7. Наш любящий Бог. «Библия для всех», С-П, 2001.
8. Русское искусство X – н.XX в. М., «Искусство», 1989
9. Ростово-Суздальская живопись XII – XVI . Изд-во искусство; 1970.
10. С. Афанасьева. Основы христианской культуры.
11. С.Ф. Иванов. Введение во храм слова. М., 2004.
Приложение 3
1. Алтарь – 1. Главная восточная часть церкви (в православной церкви отделяется от общего помещения иконостасом -покрытая иконами стена, отделяющая алтарь в православной церкви).
2. Ангел – 1. В религиозной мифологии: сверхъестественное существо, посланец бога, якобы покровительствующий человеку (изображается крылатым отроком, юношей).
3. Благодать – 1. Изобилие земных благ, благодатное место.
2. В религиозных представлениях: ниспосланная выше сила.
4. Благодатный – 1. Приносящий довольство, радость, полный благ.
2. Исполненный благодати.
5. Возмездие – оплата, кара за преступление, за зло.
6. Гнев – Чувство сильного возмущения, негодования.
7. Кара – Наказание, возмездие.
8. Пленил – Покорил своей прелестью.
9. Странник – Человек, странствующий пешком, обычно на богомолье.
10. Узы – 1.Оковы, кандалы.
2. То, что связывает, соединяет.
11. Храм – Здание для богослужения, церковь.
12. Чертог – (устар.) Пышное, великолепное помещение или здание, дворец.