СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Биоадекватный урок по химии в 7 классе (ноосферная тежнология)

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка биоадекватного урока по химии примерная и помогает учителю познакомиться с общей технологией организации и проведения биоадекватного урока по ноосферной технологии обучения

Просмотр содержимого документа
«Биоадекватный урок по химии в 7 классе (ноосферная тежнология)»

Урок химии по теме «Составление химической формулы бинарного соединения по валентности элементов»

в 7 классе

Составила учитель химии

Донецкой гимназии № 6

Волошина Ольга Олеговна

Данная разработка урока примерная и предполагает знакомство учителей с основной технологией организации и проведения биоадекватного урока в технологии ноосферного образования.

Цели урока:

- формирование субъективного образа объективной реальности;

- развитие творческого мышления учащихся;

- решать познавательные задачи по распознаванию объектов;

- формирование образа ранее воспринимаемого объекта или образа, созданного продуктивным воображением;

- применять знания в нестандартных условиях.

Тип урока:

формирование умений и навыков.

Аудиальное (звуковое) сопровождение: шум прибоя, шум капель дождя, релаксационная музыка.

Визуальное сопровождение: слайды с изображением морской, океанской глади, капель воды, морскими жителями.

Материальное обеспечение: компьютер, медиапроектор, экран, ауди-видеозаписи, слайдовая презентация.

Оборудование и реактивы: химические стаканы, штативы с пробирками, колбы с водой.

1 этап. Релаксация и первичное слово-образное восприятие учебной информации

15 мин

(звучит шум морского прибоя)

Здравствуйте, ребята! Прислушайтесь к звукам. Давайте создадим тишину, расслабимся и поразмыслим о природе. Что вы слышите? (шум моря, океана, прибоя). Правильно. Если всё, что мы с вами знаем уподобить островку, то неизвестное нам - это бесконечный океан, окружающий наш островок. Давайте представим себя на берегу тёплого, ласкового моря. Море спокойно, мы ощущаем с вами дуновение лёгкого ветерка – морского бриза. Посмотрите, какая прозрачная и чистая морская вода. Как плавно и осторожно морская вода наплывает на прибрежный песок. Давайте представим, что вода касается наших босых ног. Ощутите её прохладу и нежность. Коснитесь ладошками поверхности воды. Она такая простая, доверчивая и добрая. Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Мало сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь.

Давайте прикоснёмся к воде, услышим звук её движения. (Учитель показывает детям действия с химической посудой и жидкостями). Перед вами стоят частички водного океана Земли. Возьмите химические стаканы с водой и медленно, аккуратно перелейте её в пробирки. Слышите, как ласково, но настойчиво журчит вода. Правда, она бесподобна? Капните каплю воды из пробирки себе на ладошку. Посмотрите на каплю воды. Давайте попробуем сказать, какая она? (Лёгкая, чистая, прозрачная, нежная, вкусная, совершенная, добрая).

В каждой частице мира заключен весь мир. Морская вода может быть всего лишь каплей. По ней не сможет проплыть корабль, она не может (хоть и умеет) быть волной, и, тем не менее, она - море, как бы странно это не звучало. Представим себе, что химия – это безбрежный океан воды. Море и небо – два символа бесконечности. Весь океан – это безмерное количество капель воды (которые состоят из молекул воды). Один мудрый человек сказал: «Каждая капля воды имеет шанс когда-нибудь попасть в океан». Наука химия – это океан. Океан знаний, истин, находок, открытий. Каждая капля в нём – это то, чему научился или научится ученик. В нескольких метрах от берега, там, куда заплывают даже дети, море может оказаться для начинающего… местом самых заманчивых и увлекательных приключений, если только он будет знать, как обращаться со своим снаряжением…». Снаряжение для вас – это ваши знания, открытия, умения, достижения в изучении науки химии.

(звучит шум дождя)

Ребята, что мы слышим? (Идёт дождь, падают капли воды и т.п.). Да, это капли воды. Капля редко догадывается о том, как много она может знать о море...

Сегодня каждый из вас создаст свою Каплю. Каплю океана Химия. Капля состоит из молекул воды. Посмотрите, какими их можно представить – овальные, обтекаемые, как сама вода. Каждая капля состоит из множества молекул воды, но они не беспорядочны. Они связаны одна с другой химической связью. Пожалуйста, представьте каждый себе свою каплю Опишите нам, какая она на цвет, чем она будет полезна вам (голубая, синяя, бесцветная. прозрачная, блестящая алмазная и т.п.), (она мне поможет, она будет учить меня. она будет сохранять мои знания, она будет моей подсказкой и т.п.).

  Капля, которую мы создаём, будет содержать алгоритм, порядок действий, необходимый для выполнения химического умения – умения составлять химические формулы бинарных соединений по валентности элементов. В каждой молекуле воды написано необходимое действие.

Алгоритм представляет собой чёткую последовательность действий.

(на экране демонстрируется слайдовая электронная презентация «Алгоритм составления химической формулы бинарного соединения по валентности элементов»)

1. Записываем символы атомов химических элементов.

2. Надписываем валентности (учащиеся пользуются фреймовой таблицей валентности элементов).

3. Находим НОД (наименьшее общее делимое) для значений валентностей (умножаем показатели валентностей).

4. Делим полученное НОД на валентность первого химического элемента (ХЭ№1).

5. Записываем полученную цифру индексом возле ХЭ№1.

6. Делим полученное НОД на валентность второго химического элемента (ХЭ№2).

7. Записываем полученную цифру индексом возле ХЭ№2.

8. Если цифры полученных индексов кратны, сокращаем их.

Получилась формула бинарного химического соединения. Молекула Н2О представляет собой диполь, поэтому схематично её принято изображать:



Давайте соединим все молекулы воды стрелочками, показывая последовательность алгоритма и связь в капле её молекул.

2 этап. Периодичность учебной деятельности (инициация физической активности)

5 мин

А сейчас предлагаю всем поплавать в тёплом, ласковом море и прочитать хором стихотворение (учащиеся выполняют руками движения пловца)

(На экране текст стихотворения)

Мы сидим на берегу и глядим на море.
Волны синие бегут на морском просторе.

Кто же там еще живет, в глубине скрываясь?
Вот зайдем и поглядим, плавая, купаясь.

Вот медуза проплыла. Ты ее не трогай,
можешь пальчики обжечь! Пусть плывет своей дорогой.

Под камешками морской еж. Осторожно обойдешь.
На него не наступай, он колючий, так и знай.

Рыбки плавают, ныряют, их не бойся задевать.
Посмотри они играют, ты попробуй их поймать.

Это маленькие рыбки, а в открытом море -
Там большие рыбы, крабы и дельфины, и киты,
Осьминоги и кальмары, рыбы дивной красоты.

Ну что, поплавали? Да рыбки – это химические элементы, осьминоги и кальмары – это химические задачи, крабы и дельфины – химические уравнения. Как интересна химия!

3 этап. Обмен мнениями (рефлексия)

10 мин

1. Расскажите, кто видел море? Какое оно?

2. Какие эмоции и ощущения у вас возникали?

3. Какой вы представили себе Каплю? Опишите одним словом.

4. Что мы видели и слышали сегодня на уроке о Капле – алгоритме?

5. Как вы будете создавать свою каплю по теме урока?

6. Какими подсказками из памятки вы будете пользоваться?

7. Легко ли будет создать свою Каплю «Алгоритм составления химической формулы бинарного соединения по валентности элементов»? Почему?

4 этап. Закрепление учебного материала

13 мин

Предлагаю всем, используя уже просмотренный нами алгоритм, выполнить тренировочные упражнения. (7 учащихся выполняют задания на доске, остальные записывают в тетрадях по химии, учитель сопровождает и корректирует деятельность учащихся).

5 этап. Итог урока. Домашнее задание.

2 мин

Оценивание деятельности учащихся на уроке. Домашнее задание – сделать рисунок Капли в альбоме, записать в тетрадь алгоритм, расположить его на рисунке Капли, читать материал учебника. выполнить упражнения из учебника.

Заключительное слово учителя.

Понять воду, значит понять Вселенную. Проявите творчество в создании своего образона «Капля». Желаю вдохновения и успехов!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!