СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Биоэнергопластика – как способ речевого развития»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Биоэнергопластика – как способ речевого развития»»

«Биоэнергопластика – как способ речевого развития»

Как хорошо, когда ребенок слышит, видит,
Еще прекрасней, когда чисто говорит,
Когда все звуки речи произносит
Ну впрямь как диктор знаменитый говорит.

Очень важно своевременно указать родителям на имеющиеся трудности в формировании компонентов устной речи детей, важно объяснить, что недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребёнка в своих силах, спровоцировать возникновение различных психологических проблем, которые будут иметь далеко идущие негативные последствия. Существует несколько этапов логопедического воздействия на детей с речевой патологией. Одним из этапов, способствующим формированию звукопроизношения, является артикуляционная гимнастика. Известно, что при правильном произнесении артикулем органы речевого аппарата принимают специальное положение, которое свойственно определённому звуку. Неправильное расположение органов артикуляции приводит к дефектному произношению звуков речи.

Ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому мы обратились к необычному методу и к нестандартному выполнению артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики. Био- человек, энергия – сила, пластика-движение

Биоэнергопластика- это содружественное взаимодействие руки и языка; соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Такое совместное движение руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Использование данного метода ускорит исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмических движений кистью и пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, будет способствовать, улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения. Еще один аргумент в пользу биоэнергопластики – положительные структурные изменения в организме, в результате которой улучшаются внимание, память и речь Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, повышает мотивационную готовность детей, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребёнка на протяжении всего занятия. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих учёных.

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» (И. П. Павлов)

Целью работы – является – создание игровой мотивации, интереса у детей от 3-х до 5-ти лет к работе по формированию правильного звукопроизношения путём использования игровых артикуляционных упражнений с применением биоэнергопластики.

Система логопедической работы состоит из 4 этапов.

Это: — Диагностический — подробное обследование строения и подвижности органов артикуляции;

На втором (подготовительном) этапе проводим занятия, на которых знакомим детей с органами артикуляции. Выполняем артикуляционную гимнастику перед зеркалом с использованием сказок о Язычке. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, логопед сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Таким образом, ребенок привыкает к движениям руки и запоминает их. Рука ребенка в упражнения не вовлекается.

На третьем (основном) этапе артикуляционная гимнастика выполняется с подключением руки ребенка (что позволяет более сильно стимулировать работу головного мозга), постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционные упражнения или удерживает позу и одновременным движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата.

Задачи: — Создать условия для организации динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной деятельности в данном направлении.

- Развивать и совершенствовать артикуляционную и пальчиковую моторику, фонематические процессы.

- Автоматизировать звуки.

- Развивать познавательные процессы.

- Повышать мотивационную готовность детей, длительно удерживать интерес ребенка.

- Поддерживать положительный эмоциональный настрой детей на протяжении всего занятия.

На заключительном этапе, когда ребенок полностью освоил упражнения, логопед рассказывает сказку, (Приложение№1), а ребенок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движением рук.

Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой необходимо выполнять ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись более эффективно. При этом важным аспектом является ритмичность и чёткость выполнения упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки.

Правила биоэнергопластики:

1. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за один раз. 2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9 х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Риск проекта: (частые пропуски детей без причины, болезни, карантин).

Таким образом, применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления, речи.

Приложение. №1

Сборник сказок в стихах с применением артикуляционной гимнастики и биоэнергопластики.

Интересным направлением для развития пальцевой моторики является биоэнергопластика. Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Использование на занятиях игрового метода укрепляют и развивают мышцы артикуляционного аппарата, улучшается память, внимание, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.

Цель: Отработка полноценных движений пальцев и кистей рук и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Развитие памяти, мышления, внимания.

Задачи для педагога:

Формировать умения действовать по словесным инструкциям.

Развивать пальцевую моторику с помощью различных игр;

Развивать речь детей, расширять словарный запас

Подготовить методический материал по данной теме, (картотеку артикуляционных упражнений с описанием движений кистей и пальцев рук).

Показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики для родителей;

Задачи для детей:

Развивать мелкую моторику пальцев рук детей,

Развивать речевые способности.

Задачи для родителей:

Помочь родителям освоить в игровой форме артикуляционную гимнастику, способствующую формированию артикуляционных движений и поз, необходимых для правильного произношения звуков

Учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;

Создавать в семье благоприятные условия для проведения пальчиковой гимнастики.

Правша и Левша.

Две ладошки у меня

Есть Правша и друг Левша

Братья весело живут

Мне покоя не дают

Поочерёдно сжимать в кулачки и разжимать пальцы двух рук.

Можно чередовать – то правая, то левая

Целый день они в заботах

Ищут всё себе работу

Кончиком большого пальца правой руки поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать обеими руками

То крупу переберут,

То замочек расстегнут

И мозайку по картинке

Эти братья соберут

Любят братья мастерить,

Рисовать, писать, лепить. Поочерёдно сгибать и разгибать все пальцы начиная с мизинца

Смастерили братья дом

В нём живут они вдвоём

Соединить правую и левую ладонь в виде крыши

Сочиняют сказки детям

И показывают в нём

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют «колечко»«Колечки» поднести к глазам.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!