СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Биография А.С.Пушкина. Лицейские годы.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит сведения биографии поэта. Широко представлена информация об обучении поэта в Царскосельском лицее.

Просмотр содержимого документа
«Биография А.С.Пушкина. Лицейские годы.»

Пушкин Сергеевич Александр Детство. Лицейские годы .

Пушкин

Сергеевич

Александр

Детство. Лицейские годы .

Семья Сергей Львович Пушкин, отец поэта Надежда Осиповна Пушкина, мать поэта

Семья

Сергей Львович Пушкин, отец поэта

Надежда Осиповна Пушкина, мать поэта

 Пушкин родился 26 мая (6 июня) 1799 г. в Москве.

Пушкин родился 26 мая (6 июня) 1799 г. в Москве.

Когда Пушкину исполнилось 12 лет, в его жизни началась новая пора - Лицей

Когда Пушкину исполнилось 12 лет, в его жизни началась новая пора - Лицей

19 октября 1811 года В системе высшего образования императорской России особое место занимал Императорский лицей . Это высшее учебное заведение было открыто 19 октября 1811 году недалеко от столицы в Царском Селе с целью подготовки дворянских детей для государственной службы. Утвержденное императором Александром I постановление о Лицее (от 12 августа 1810 г.) уравнивало его в правах и преимуществах с российскими университетами. На учебу принимались физически здоровые мальчики а возрасте 10-12 лет после предварительных испытаний в начальных знаниях по русскому, французскому и немецкому языкам, арифметике, физике, географии и истории.

19 октября 1811 года

  • В системе высшего образования императорской России особое место занимал Императорский лицей . Это высшее учебное заведение было открыто 19 октября 1811 году недалеко от столицы в Царском Селе с целью подготовки дворянских детей для государственной службы.
  • Утвержденное императором Александром I постановление о Лицее (от 12 августа 1810 г.) уравнивало его в правах и преимуществах с российскими университетами. На учебу принимались физически здоровые мальчики а возрасте 10-12 лет после предварительных испытаний в начальных знаниях по русскому, французскому и немецкому языкам, арифметике, физике, географии и истории.
Царское Село  Для Лицея был выделен новый четырехэтажный флигель Царскосельского дворца

Царское Село

Для Лицея был выделен новый четырехэтажный флигель Царскосельского дворца

 Шесть лет Пушкин провёл в Царскосельском Лицее.  Здесь он обрел друзей, здесь впервые открылся и был высоко оценён его поэтический дар.  Воспоминания о годах, проведённых в Лицее, о лицейском братстве навсегда остались в душе поэта.

Шесть лет Пушкин провёл в Царскосельском Лицее.

Здесь он обрел друзей, здесь впервые открылся и был высоко оценён его поэтический дар.

Воспоминания о годах, проведённых в Лицее, о лицейском братстве навсегда остались в душе поэта.

 Царскосельский лицей являлся закрытым вузом, а его воспитанники находились на полном пансионе. Выезд из Лицея во время учебного года запрещался. Все лицеисты подчинялись строгому распорядку дня, за которым наблюдали директор, штатные надзиратели и преподаватели.

Царскосельский лицей являлся закрытым вузом, а его воспитанники находились на полном пансионе.

Выезд из Лицея во время учебного года запрещался.

Все лицеисты подчинялись строгому распорядку дня, за которым наблюдали директор, штатные надзиратели и преподаватели.

 Обучение было рассчитано на 6 лет и состояло из двух курсов по 3 года в каждом. Первый курс включал следующие предметы: изучение языков (российского, латинского, французского и немецкого), закон Божий, философия и основы логики, арифметика, геометрия, тригонометрия, алгебра и физика, история российская, история иностранная, география и хронология, избранные места из лучших писателей и правила риторики, рисование, чистописание, танцы, фехтование, верховая езда, плавание. Второй курс охватывал науки нравственные, физические, математические, исторические, словесность, изящные искусства и гимнастические упражнения.

Обучение было рассчитано на 6 лет и состояло из двух курсов по 3 года в каждом.

  • Первый курс включал следующие предметы: изучение языков (российского, латинского, французского и немецкого), закон Божий, философия и основы логики, арифметика, геометрия, тригонометрия, алгебра и физика, история российская, история иностранная, география и хронология, избранные места из лучших писателей и правила риторики, рисование, чистописание, танцы, фехтование, верховая езда, плавание.
  • Второй курс охватывал науки нравственные, физические, математические, исторические, словесность, изящные искусства и гимнастические упражнения.
Принципиальное значение имело комплектование Лицея, куда принимались лучшие представители дворянского происхождения. В августе 1811 году из 38 претендентов были отобраны 30 юношей, составивших первый курс. Первый список учащихся утвердил император.

Принципиальное значение имело комплектование Лицея, куда принимались лучшие представители дворянского происхождения. В августе 1811 году из 38 претендентов были отобраны 30 юношей, составивших первый курс. Первый список учащихся утвердил император.

Бакунин Александр Павлович Броглио Силъверий Францевич Волъховский Владимир Дмитриевич, Суворочка. Горчаков Александр Михайлович, Франт. Гревениц Павел Федорович, Бегребниц. Гурьев Константин Васильевич Данзас Константин Карлович, Медведь, Кабуд. Дельвиг Антон Антонович, Тося. Есаков Семен Семенович Илличевский Алексей Демьянович, Олосенька. Комовений Сергей Дмитриевич, Лисичка, Смола. Корнилов Александр Алексеевич, Мосье. Корсаков Николай Александрович Корф Модест Андреевич, Модинька, Дьячок Мордан. Костенский Константин Дмитриевич (1797-1830), Старик.
  • Бакунин Александр Павлович
  • Броглио Силъверий Францевич
  • Волъховский Владимир Дмитриевич, Суворочка.
  • Горчаков Александр Михайлович, Франт.
  • Гревениц Павел Федорович, Бегребниц.
  • Гурьев Константин Васильевич
  • Данзас Константин Карлович, Медведь, Кабуд.
  • Дельвиг Антон Антонович, Тося.
  • Есаков Семен Семенович
  • Илличевский Алексей Демьянович, Олосенька.
  • Комовений Сергей Дмитриевич, Лисичка, Смола.
  • Корнилов Александр Алексеевич, Мосье.
  • Корсаков Николай Александрович
  • Корф Модест Андреевич, Модинька, Дьячок Мордан.
  • Костенский Константин Дмитриевич (1797-1830), Старик.
16. Кюхельбекер Вильгельм Карлович, Кюхля. 17. Ломоносов Сергей Григорьевич, Крот. 18. Малиновский Иван Васильевич, Казак. 19. Мартынов Аркадий Иванович. 20. Маслов Дмитрий Николаевич, Карамзин. 21. Матюшкин Федор Федорович, Федернелке, Плыть хочется. 22. Мясоедов Павел Николаевич, Мясожоров. 23. Пушкин Александр Сергеевич, Француз, Егоза. 24. Пущин Иван Иванович, Большой Жанно, Иван Великий. 25. Ржевский Николай Григорьевич, Дитя, Кис. 26. Саврасов Петр Федорович, Рыжий, Рыжак. 27. Стевен Федор Христианович, Швед, Фрицка. 28. Тырков Александр Дмитриевич, Кирпичный брус. 29. Юдин Павел Михайлович. 30. Яковлев Михаил Лукьянович, Паяс. Наиболее тесными были дружеские связи с Дельвигом , Пущиным , Малиновским и Кюхельбекером . Это была дружба на всю жизнь, оставившая глубокий след в душе Пушкина .

16. Кюхельбекер Вильгельм Карлович, Кюхля.

17. Ломоносов Сергей Григорьевич, Крот.

18. Малиновский Иван Васильевич, Казак.

19. Мартынов Аркадий Иванович.

20. Маслов Дмитрий Николаевич, Карамзин.

21. Матюшкин Федор Федорович, Федернелке, Плыть хочется.

22. Мясоедов Павел Николаевич, Мясожоров.

23. Пушкин Александр Сергеевич, Француз, Егоза.

24. Пущин Иван Иванович, Большой Жанно, Иван Великий.

25. Ржевский Николай Григорьевич, Дитя, Кис.

26. Саврасов Петр Федорович, Рыжий, Рыжак.

27. Стевен Федор Христианович, Швед, Фрицка.

28. Тырков Александр Дмитриевич, Кирпичный брус.

29. Юдин Павел Михайлович.

30. Яковлев Михаил Лукьянович, Паяс.

Наиболее тесными были дружеские связи с Дельвигом , Пущиным , Малиновским и Кюхельбекером .

Это была дружба на всю жизнь,

оставившая глубокий след в душе Пушкина .

 Лицей — маленький, четырехэтажный городок.  В нижнем этаже флигеля располагались правление лицея и больница, квартиры инспекторов, гувернеров, хозяйственное управление.  Второй этаж — классы младшего курса, столовая, канцелярия, знаменитый конференц-зал (именно здесь Пушкин будет читать стихи Державину).

Лицей — маленький, четырехэтажный городок.

В нижнем этаже флигеля располагались правление лицея и больница, квартиры инспекторов, гувернеров, хозяйственное управление.

Второй этаж — классы младшего курса, столовая, канцелярия, знаменитый конференц-зал (именно здесь Пушкин будет читать стихи Державину).

 Библиотека занимала двухсветную галерею, составлявшую арку над улицей.  Третий этаж — учебный: классы, кабинет физики, кабинет для газет и журналов, библиотека, «рекреационная зала», то есть место для отдыха.

Библиотека занимала двухсветную галерею, составлявшую арку над улицей.

Третий этаж — учебный: классы, кабинет физики, кабинет для газет и журналов, библиотека, «рекреационная зала», то есть место для отдыха.

Верхний этаж занимали спальни.  Иван Пущин – комната № 13 Александр Пушкин – комната № 14

Верхний этаж занимали спальни.

Иван Пущин – комната № 13

Александр Пушкин – комната № 14

Комната Александра Пушкина

Комната Александра Пушкина

На всех этажах и на лестницах горели лампы (разумеется, не электрические). В двух средних этажах были паркетные полы. В зале — огромные зеркала во всю стену, и мебель обита штофом — тяжелым узорчатым шелком...

На всех этажах и на лестницах горели лампы (разумеется, не электрические).

В двух средних этажах были паркетные полы. В зале — огромные зеркала во всю стену, и мебель обита штофом — тяжелым узорчатым шелком...

 Во дворе располагалась церковь, а за ней был большой сад.

Во дворе располагалась церковь, а за ней был большой сад.

 Лицей был закрытым воспитательным учебным заведением. По предписанию министра ученикам запрещалось покидать Лицей, а родные могли навещать только по праздникам. Распорядок жизни здесь был строго регламентирован.

Лицей был закрытым воспитательным учебным заведением. По предписанию министра ученикам запрещалось покидать Лицей, а родные могли навещать только по праздникам.

Распорядок жизни здесь был строго регламентирован.

Распорядок дня.  В 6 часов утра объявлялся общий подъем. Нужно было одеться, умыться, затем воспитанники шли на утреннюю молитву, после чего повторяли задания своих преподавателей.  В 7 часов начинались занятия, продолжавшиеся два часа.  В 9 — чай с белой булкой.  С 10 до 11-ти —небольшая прогулка в парке.  С 11 до 12 часов в Лицее предусматривался второй урок в классах  В 12 отправлялись на прогулку, по окончании которой повторяли уроки.  Во втором часу обедали. После обеда – три часа занятий.  От 14 до 15 — чистописанье или рисованье.  От 15 до 17 — класс.   В 17 часов — чай.  До 18 — третья прогулка, игры и гимнастические упражнения.

Распорядок дня.

В 6 часов утра объявлялся общий подъем. Нужно было одеться, умыться, затем воспитанники шли на утреннюю молитву, после чего повторяли задания своих преподавателей.

В 7 часов начинались занятия, продолжавшиеся два часа.

В 9 — чай с белой булкой.

С 10 до 11-ти —небольшая прогулка в парке.

С 11 до 12 часов в Лицее предусматривался второй урок в классах

В 12 отправлялись на прогулку, по окончании которой повторяли уроки.

Во втором часу обедали. После обеда – три часа занятий.

От 14 до 15 — чистописанье или рисованье.

От 15 до 17 — класс.

В 17 часов — чай.

До 18 — третья прогулка, игры и гимнастические упражнения.

 С 19 до 20 часов – повторение уроков, или «вспомогательный класс», то есть дополнительные занятия для отставших.  С 20 часов учащиеся шли на ужин, потом были прогулка в парке и повторение уроков.  После вечерней молитвы, в 22 часа , все воспитанники ложились спать. Во всех арках, в коридоре горели ночники. Дежурный дядька мерными шагами ходил по коридору.  Занимались воспитанники в общей сложности семь часов в день. Часы занятий чередовались с отдыхом и прогулками. Прогулки совершались в любую погоду в Царскосельском саду. Каникулы устраивались раз в году: с 1 июля по 1 августа.

С 19 до 20 часов – повторение уроков, или «вспомогательный класс», то есть дополнительные занятия для отставших.

С 20 часов учащиеся шли на ужин, потом были прогулка в парке и повторение уроков.

После вечерней молитвы, в 22 часа , все воспитанники ложились спать. Во всех арках, в коридоре горели ночники. Дежурный дядька мерными шагами ходил по коридору.

Занимались воспитанники в общей сложности семь часов в день. Часы занятий чередовались с отдыхом и прогулками. Прогулки совершались в любую погоду в Царскосельском саду.

Каникулы устраивались раз в году:

с 1 июля по 1 августа.

 Отдых воспитанников – это занятия изящными искусствами и гимнастическими упражнениями. Среди физических упражнений в то время особенно популярны были плавание, верховая езда, фехтование, зимой – катание на коньках. Предметы, способствующие эстетическому развитию, – рисование, чистописание, музыка, пение.  Продуманный распорядок дня способствовал ускоренному развитию лицеистов, которые к 16—18 годам становились физически крепкими, закаленными, трудолюбивыми, нравственно здоровыми людьми.

Отдых воспитанников – это занятия изящными искусствами и гимнастическими упражнениями. Среди физических упражнений в то время особенно популярны были плавание, верховая езда, фехтование, зимой – катание на коньках. Предметы, способствующие эстетическому развитию, – рисование, чистописание, музыка, пение.

Продуманный распорядок дня способствовал ускоренному развитию лицеистов, которые к 16—18 годам становились физически крепкими, закаленными, трудолюбивыми, нравственно здоровыми людьми.

 В будущих государственных деятелях старались развить чувство собственного достоинства и уважения к личности другого человека. Им внушали, что

В будущих государственных деятелях старались развить чувство собственного достоинства и уважения к личности другого человека.

Им внушали, что "все воспитанники равны, а потому никто не может презирать других или гордиться перед прочими чем бы то ни было"; что преподавателям и гувернерам нужно всегда говорить правду.

Запрещалось кричать на обслуживающий персонал или бранить их.

В Лицее не было телесных наказаний и казенной муштры, но воспитанники могли быть наказаны «арестом» в своей комнате.

Характеристика Александра Пушкина  «Пушкин Александр, 13-ти лет. Имеет более блистательные, нежели основательные, дарования, более пылкой и тонкой, нежели глубокой ум. Прилежание его к учению посредственно, ибо трудолюбие еще не сделалось его добродетелью. Читав множество французских книг, но без выбора, приличного его возрасту, наполнил он память свою многими удачными местами известных авторов; довольно начитан и в русской словесности, знает много басен и стишков. Знания его вообще поверхностны, хотя начинает несколько привыкать к основательному размышлению. Самолюбие вместе с честолюбием, делающее его иногда застенчивым, чувствительность с сердцем, жаркие порывы вспыльчивости, легкомысленность и особенная словоохотливость с остроумием ему свойственны. Между тем приметно в нем и добродушие; познавая свои слабости, он охотно принимает советы с некоторым успехом. Его словоохотливость и остроумие восприняли новый и лучший вид с счастливой переменою образа его мыслей, но в характере его вообще мало постоянства и твердости».

Характеристика Александра Пушкина

«Пушкин Александр, 13-ти лет. Имеет более блистательные, нежели основательные, дарования, более пылкой и тонкой, нежели глубокой ум. Прилежание его к учению посредственно, ибо трудолюбие еще не сделалось его добродетелью. Читав множество французских книг, но без выбора, приличного его возрасту, наполнил он память свою многими удачными местами известных авторов; довольно начитан и в русской словесности, знает много басен и стишков. Знания его вообще поверхностны, хотя начинает несколько привыкать к основательному размышлению. Самолюбие вместе с честолюбием, делающее его иногда застенчивым, чувствительность с сердцем, жаркие порывы вспыльчивости, легкомысленность и особенная словоохотливость с остроумием ему свойственны. Между тем приметно в нем и добродушие; познавая свои слабости, он охотно принимает советы с некоторым успехом. Его словоохотливость и остроумие восприняли новый и лучший вид с счастливой переменою образа его мыслей, но в характере его вообще мало постоянства и твердости».

На экзамене

На экзамене

 Закончил обучение с хорошими, весьма хорошими и превосходными знаниями по 19 предметам.

Закончил обучение с хорошими, весьма хорошими и превосходными знаниями по 19 предметам.

Домашнее задание  Подготовить рассказ о лицейских годах А.Пушкина.

Домашнее задание

Подготовить рассказ о лицейских годах А.Пушкина.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!