СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Биография и творчество А.С. Пушкина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к лекции № 2 по дисциплине ОДБ.02 "Литература" для студентов, обучающихся на базе основного общего образования по специальности "Сестринское дело"

Просмотр содержимого документа
«Биография и творчество А.С. Пушкина»

ГБОУ СПО «Камчатский медицинский колледж» Пушкин Александр Сергеевич Очерк жизни и творчества Преподаватель литературы: Гагарина Е.С.

ГБОУ СПО «Камчатский медицинский колледж»

Пушкин Александр Сергеевич

Очерк жизни и творчества

Преподаватель литературы: Гагарина Е.С.

Основные периоды жизни и творчества Лицейский период (1813—1816 гг.) – период творческих поисков и ученичества: заимствует темы, образы, лексику, использует «модные жанры» ( ода, элегия, послание )  подражает Державину, Радищеву, Карамзину, Жуковскому, Вольтеру, Руссо; Лицеисты на прогулке. Художник А. Иткин. 1967

Основные периоды жизни и творчества

  • Лицейский период (1813—1816 гг.) – период творческих поисков и ученичества:
  • заимствует темы, образы, лексику, использует «модные жанры» ( ода, элегия, послание )
  • подражает Державину, Радищеву, Карамзину, Жуковскому,

Вольтеру, Руссо;

Лицеисты на прогулке. Художник А. Иткин. 1967

Ведущие мотивы:  прославление дружбы, любви, радостей  жизни (анакреонтика);  патриотические (« Воспоминания в Царском Селе »),  политические - протест против крепостничества (« Лицинию ») ,  вольнолюбивые и сатирические (« Городок ») Пушкин на лицейском акте. И. Репин. 1911

Ведущие мотивы:

  • прославление дружбы, любви, радостей

жизни (анакреонтика);

  • патриотические

Воспоминания в Царском Селе »),

  • политические - протест против

крепостничества Лицинию ») ,

  • вольнолюбивые и сатирические Городок »)

Пушкин на лицейском акте.

И. Репин. 1911

2. Петербургский период (1817—1820 гг.) –  формирование своего стиля. Основные мотивы:  анакреонтические (« Торжество Вакха »);  политические мотивы выливаются в создание «вольнолюбивых стихов» (« К Чаадаеву», «Вольность», «Деревня» ); А.С. Пушкин. Е. Гейтман. 1822

2. Петербургский период (1817—1820 гг.) –

формирование своего стиля.

Основные мотивы:

  • анакреонтические (« Торжество Вакха »);
  • политические мотивы выливаются в создание «вольнолюбивых стихов» К Чаадаеву», «Вольность», «Деревня» );

А.С. Пушкин.

Е. Гейтман. 1822

В произведениях заметно влияние идей французских просветителей, оды «Вольность» А.Н.Радищева, очарование личностью Петра Чаадаева и юношеский максимализм. Сравните строки стихотворений этого периода. От каких Пушкин в более зрелом возрасте мог бы отказаться и почему? Самовластительный злодей! Пока свободою горим, Тебя, твой трон я ненавижу, Пока сердца для чести живы, Твою погибель, смерть детей Мой друг, отчизне посвятим С жестокой радостию вижу. Души прекрасные порывы! («Вольность», 1817) («К Чаадаеву», 1818) Очень скоро поэт для себя определил, что «гений и злодейство две вещи несовместимые».

В произведениях заметно влияние идей французских просветителей, оды «Вольность» А.Н.Радищева, очарование личностью Петра Чаадаева и юношеский максимализм.

Сравните строки стихотворений этого периода. От каких Пушкин в более зрелом возрасте мог бы отказаться и почему?

Самовластительный злодей!

Пока свободою горим,

Тебя, твой трон я ненавижу,

Пока сердца для чести живы,

Твою погибель, смерть детей

Мой друг, отчизне посвятим

С жестокой радостию вижу.

Души прекрасные порывы!

(«Вольность», 1817)

(«К Чаадаеву», 1818)

Очень скоро поэт для себя определил, что «гений и злодейство две вещи несовместимые».

3. Период Южной ссылки (1820-1824 гг.) Время написания цикла романтических поэм: «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» - героями которых становятся сильные личности,  находящиеся в разладе с обществом. Иллюстрация к поэме «Бахчисарайский фонтан»

3. Период Южной ссылки (1820-1824 гг.)

Время написания цикла романтических поэм:

«Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» -

героями которых становятся сильные личности,

находящиеся

в разладе

с обществом.

Иллюстрация к поэме «Бахчисарайский фонтан»

В лирике:  преобладают романтические жанры ( элегия – «Погасло дневное светило» ; дружеское послание - «К Баратынскому» , баллада – «Песнь о вещем Олеге»);  усиливаются вольнолюбивые мотивы – «Узник» (1822), «Демон» (1823). В мае 1823 г. начинает роман в стихах «Евгений Онегин» Пушкин на берегу моря. Л. Пастернак. 1896

В лирике:

  • преобладают романтические жанры ( элегия«Погасло дневное светило» ; дружеское послание - «К Баратынскому» , баллада«Песнь о вещем Олеге»);
  • усиливаются вольнолюбивые мотивы – «Узник» (1822), «Демон» (1823).

В мае 1823 г. начинает роман в стихах «Евгений Онегин»

Пушкин на берегу моря.

Л. Пастернак. 1896

4. Период ссылки в Михайловское (1824-1826 гг.)  творческий метод – реализм;  интерес к истории (реалистическая драма «Борис Годунов» );  любовная лирика психологична;   3-6 главы романа «Евгений Онегин» Основные темы лирики:  любви - «К *** » («Я помню чудное мгновенье») ;  природы - «Зимний вечер», «Буря» ;  поэта и поэзии - «Пророк».

4. Период ссылки в Михайловское (1824-1826 гг.)

  • творческий метод – реализм;
  • интерес к истории

(реалистическая драма «Борис Годунов» );

  • любовная лирика психологична;

3-6 главы романа

«Евгений Онегин»

Основные темы лирики:

  • любви - «К *** »

(«Я помню чудное мгновенье») ;

  • природы - «Зимний вечер»,

«Буря» ;

  • поэта и поэзии - «Пророк».
«К *** » («Я помню чудное мгновенье») Название стихотворения – криптоним (тайное имя). В стихотворении отразились две встречи с Анной Петровной Керн – 1819 и 1825 гг. После смерти Пушкина Михаил Иванович Глинка написал романс, посвятив его дочери А.П.Керн. А.П. Керн. Неизвестный художник. 1820-е

«К *** » («Я помню чудное мгновенье»)

Название стихотворения – криптоним (тайное имя).

В стихотворении отразились две встречи с Анной Петровной Керн – 1819 и 1825 гг.

После смерти Пушкина Михаил Иванович Глинка написал романс, посвятив его дочери А.П.Керн.

А.П. Керн.

Неизвестный художник. 1820-е

5. Творчество II половины 20-х гг. (1826-1830 гг.)  реалистический период;  в произведениях размышляет о  современности и прошлом («Анчар») ;  центральным образом творчества  становится образ Петра I («Арап Петра Великого», «Полтава» );  продолжает развивать тему предназначения поэта («Поэт и толпа»)

5. Творчество II половины 20-х гг. (1826-1830 гг.)

  • реалистический период;
  • в произведениях размышляет о

современности и прошлом («Анчар») ;

  • центральным образом творчества

становится образ Петра I

(«Арап Петра Великого», «Полтава» );

  • продолжает развивать тему

предназначения поэта

(«Поэт и толпа»)

6. Болдинская осень (3 месяца1830 г.)  - самый плодотворный период творчества.  «Повести Белкина»;  последние главы «Евгения Онегина»;  философско-психологический цикл «Маленькие трагедии» - окс ю морон (жанр трагедии предполагает обращение к эпохальному событию, героический пафос – у Пушкина же показаны «мелкие» страсти – алчность, зависть, страх – приводящие к трагическим последствиям ;  «История села Горюхина», а также более 30 стихотворений

6. Болдинская осень (3 месяца1830 г.)

- самый плодотворный период творчества.

  • «Повести Белкина»;
  • последние главы «Евгения Онегина»;
  • философско-психологический цикл «Маленькие трагедии» - окс ю морон (жанр трагедии предполагает обращение к эпохальному событию, героический пафос – у Пушкина же показаны «мелкие» страсти – алчность, зависть, страх – приводящие к трагическим последствиям ;
  • «История села Горюхина»,

а также более 30 стихотворений

7. Творчество 30-х годов (1831-1836 гг.) Ведущие темы:  тема истории («История Петра», «История Пугачёва», «Медный всадник», «Капитанская дочка» ;  философская тема («Пора, мой друг, пора!», «Вновь я посетил») ;   гражданская тема («Клеветникам России»)  Обращается к жанру сказки («Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане»)

7. Творчество 30-х годов (1831-1836 гг.)

Ведущие темы:

  • тема истории

(«История Петра», «История Пугачёва», «Медный всадник», «Капитанская дочка» ;

  • философская тема

(«Пора, мой друг, пора!», «Вновь я посетил») ;

  • гражданская тема

(«Клеветникам России»)

Обращается к жанру сказки («Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане»)

Выучить одно из предложенных стихотворений А.С. Пушкина (Срок сдачи – две недели): «Деревня» «Во глубине сибирских руд...» «Поэт» «К Чаадаеву» «Песнь о вещем Олеге» «К морю» «К***» («Я помню чудное мгновенье…») «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…») «Бесы» «Разговор книгопродавца с поэтом» «Свободы сеятель пустынный…» «Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...») «...Вновь я посетил…».

Выучить одно из предложенных стихотворений А.С. Пушкина (Срок сдачи – две недели):

«Деревня»

«Во глубине сибирских руд...»

«Поэт»

«К Чаадаеву»

«Песнь о вещем Олеге»

«К морю»

«К***» («Я помню чудное мгновенье…»)

«19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»)

«Бесы»

«Разговор книгопродавца с поэтом»

«Свободы сеятель пустынный…»

«Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал…»)

«Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»)

«...Вновь я посетил…».

1) Прочитать поэму А.С. Пушкина «Медный всадник». 2) Письменно подготовить сообщения-размышления по проблемным вопросам:  А) Кто, по вашему мнению, является главным героем поэмы «Медный всадник»?**  Б) Обвиняет или прославляет А.С. Пушкин Петра Великого?  В) Что такое Петербург Пушкина: слава или предостережение?**  Г) Докажите, что «Медный всадник» — социально-философская поэма. 3) Составить понятийный словарь по теме «А.С.Пушкин».*

1) Прочитать поэму А.С. Пушкина «Медный всадник».

2) Письменно подготовить сообщения-размышления по проблемным вопросам:

А) Кто, по вашему мнению, является главным героем поэмы «Медный всадник»?**

Б) Обвиняет или прославляет А.С. Пушкин Петра Великого?

В) Что такое Петербург Пушкина: слава или предостережение?**

Г) Докажите, что «Медный всадник» — социально-философская поэма.

3) Составить понятийный словарь по теме «А.С.Пушкин».*


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!