ГБОУ СПО «Камчатский медицинский колледж»
Пушкин Александр Сергеевич
Очерк жизни и творчества
Преподаватель литературы: Гагарина Е.С.
Основные периоды жизни и творчества
- Лицейский период (1813—1816 гг.) – период творческих поисков и ученичества:
- заимствует темы, образы, лексику, использует «модные жанры» ( ода, элегия, послание )
- подражает Державину, Радищеву, Карамзину, Жуковскому,
Вольтеру, Руссо;
Лицеисты на прогулке. Художник А. Иткин. 1967
Ведущие мотивы:
- прославление дружбы, любви, радостей
жизни (анакреонтика);
(« Воспоминания в Царском Селе »),
- политические - протест против
крепостничества (« Лицинию ») ,
- вольнолюбивые и сатирические (« Городок »)
Пушкин на лицейском акте.
И. Репин. 1911
2. Петербургский период (1817—1820 гг.) –
формирование своего стиля.
Основные мотивы:
- анакреонтические (« Торжество Вакха »);
- политические мотивы выливаются в создание «вольнолюбивых стихов» (« К Чаадаеву», «Вольность», «Деревня» );
А.С. Пушкин.
Е. Гейтман. 1822
В произведениях заметно влияние идей французских просветителей, оды «Вольность» А.Н.Радищева, очарование личностью Петра Чаадаева и юношеский максимализм.
Сравните строки стихотворений этого периода. От каких Пушкин в более зрелом возрасте мог бы отказаться и почему?
Самовластительный злодей!
Пока свободою горим,
Тебя, твой трон я ненавижу,
Пока сердца для чести живы,
Твою погибель, смерть детей
Мой друг, отчизне посвятим
С жестокой радостию вижу.
Души прекрасные порывы!
(«Вольность», 1817)
(«К Чаадаеву», 1818)
Очень скоро поэт для себя определил, что «гений и злодейство две вещи несовместимые».
3. Период Южной ссылки (1820-1824 гг.)
Время написания цикла романтических поэм:
«Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» -
героями которых становятся сильные личности,
находящиеся
в разладе
с обществом.
Иллюстрация к поэме «Бахчисарайский фонтан»
В лирике:
- преобладают романтические жанры ( элегия – «Погасло дневное светило» ; дружеское послание - «К Баратынскому» , баллада – «Песнь о вещем Олеге»);
- усиливаются вольнолюбивые мотивы – «Узник» (1822), «Демон» (1823).
В мае 1823 г. начинает роман в стихах «Евгений Онегин»
Пушкин на берегу моря.
Л. Пастернак. 1896
4. Период ссылки в Михайловское (1824-1826 гг.)
- творческий метод – реализм;
- интерес к истории
(реалистическая драма «Борис Годунов» );
- любовная лирика психологична;
3-6 главы романа
«Евгений Онегин»
Основные темы лирики:
(«Я помню чудное мгновенье») ;
- природы - «Зимний вечер»,
«Буря» ;
- поэта и поэзии - «Пророк».
«К *** » («Я помню чудное мгновенье»)
Название стихотворения – криптоним (тайное имя).
В стихотворении отразились две встречи с Анной Петровной Керн – 1819 и 1825 гг.
После смерти Пушкина Михаил Иванович Глинка написал романс, посвятив его дочери А.П.Керн.
А.П. Керн.
Неизвестный художник. 1820-е
5. Творчество II половины 20-х гг. (1826-1830 гг.)
- реалистический период;
- в произведениях размышляет о
современности и прошлом («Анчар») ;
- центральным образом творчества
становится образ Петра I
(«Арап Петра Великого», «Полтава» );
- продолжает развивать тему
предназначения поэта
(«Поэт и толпа»)
6. Болдинская осень (3 месяца1830 г.)
- самый плодотворный период творчества.
- «Повести Белкина»;
- последние главы «Евгения Онегина»;
- философско-психологический цикл «Маленькие трагедии» - окс ю морон (жанр трагедии предполагает обращение к эпохальному событию, героический пафос – у Пушкина же показаны «мелкие» страсти – алчность, зависть, страх – приводящие к трагическим последствиям ;
- «История села Горюхина»,
а также более 30 стихотворений
7. Творчество 30-х годов (1831-1836 гг.)
Ведущие темы:
(«История Петра», «История Пугачёва», «Медный всадник», «Капитанская дочка» ;
(«Пора, мой друг, пора!», «Вновь я посетил») ;
(«Клеветникам России»)
Обращается к жанру сказки («Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане»)
Выучить одно из предложенных стихотворений А.С. Пушкина (Срок сдачи – две недели):
«Деревня»
«Во глубине сибирских руд...»
«Поэт»
«К Чаадаеву»
«Песнь о вещем Олеге»
«К морю»
«К***» («Я помню чудное мгновенье…»)
«19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»)
«Бесы»
«Разговор книгопродавца с поэтом»
«Свободы сеятель пустынный…»
«Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал…»)
«Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»)
«...Вновь я посетил…».
1) Прочитать поэму А.С. Пушкина «Медный всадник».
2) Письменно подготовить сообщения-размышления по проблемным вопросам:
А) Кто, по вашему мнению, является главным героем поэмы «Медный всадник»?**
Б) Обвиняет или прославляет А.С. Пушкин Петра Великого?
В) Что такое Петербург Пушкина: слава или предостережение?**
Г) Докажите, что «Медный всадник» — социально-философская поэма.
3) Составить понятийный словарь по теме «А.С.Пушкин».*