Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 206
Биография. Н.В.Гоголь
«Заколдованное место» Н.В.Гоголь
Смирнова Елена Александровна
библиотекарь
Санкт-Петербург
2020
Содержание
1. Цели и задачи.
2. Н.В.Гоголь. Биография.
3. История создания «Вечеров на хуторе близ Диканьки».
4. «Заколдованное место» в литературе.
5. Работа со словарем.
6. Рассказчики в «Заколдованном месте».
7. Работа с текстом по вопросам.
8. Особенности и существа заколдованного места.
9. Художественные средства.
10. Чем закончились поиски клада.
Цели и задачи
- Организовать работу по осознанному восприятию художественного произведения.
- Учить определять тему и главную мысль произведения.
- Дать первоначальное понимание различия между автором произведения и рассказчиком.
- Учить пониманию роли художественных средств в произведении.
- Создать благоприятную обстановку для обмена мнениями с аргументацией.
Николай Васильевич Гоголь (Яновский)
Николай Васильевич Гоголь
(1809 – 1852) — прозаик и
драматург, классик русской
литературы.
Автор поэмы «Мертвые
души» , пьесы «Ревизор» ,
сборников повестей «Вечера
на хуторе близ Диканьки» ,
«Петербургские повести» .
Родители писателя
Отец писателя Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский (1777 – 1825), служил при Малороссийском почтамте.
Василий Афанасьевич был разносторонне одаренным человеком: талантливым рассказчиком и писателем – автором остроумных комедий, постановщиком пьес и актером.
Родители писателя
Мать , Мария Ивановна
Косяровская (1791 – 1868),
происходила из помещичьей
семьи. По преданию, она
была первой красавицей на
Полтавщине.
Замуж вышла в 14 лет.
В семье, помимо Николая,
было ещё 11 детей.
«Марья Ивановна женщина
необыкновенная… Она вся
исполнена самоотверженной
и тихой любви к своим
детям…» - писал С.Т.Аксаков.
Дом, в котором проживала семья Гоголей в Васильевке (Большие Сорочинцы)
Детство писателя прошло в Васильевке, имении родителей.
«Дом небольшой, но поместительный, обширный и живописный сад и пруд…» - так описывали современники обстановку усадьбы, которая стала центром общественности.
Впоследствии впечатления жизни в Васильевке – ярмарки, забавы молодежи, страшные рассказы деревенских балагуров - легли в основу повестей Гоголя.
Нежинская гимназия
Гоголь учился в Гимназии
высших наук в Нежине с
1821 по 1828 год. Писатель обладал прекрасной памятью, делал успехи в рисовании и русской словесности. Гимназисты затеяли свой рукописный журнал, в котором Гоголь много писал
в стихах.
Ещё в детстве Гоголь полюбил театр, и в училище он был участником почти каждой театральной постановки.
С особым успехом исполнял роли комических старух.
Гоголь в Петербурге
В декабре 1828 года Гоголь переехал в Санкт-Петербург. Здесь впервые ждало его жестокое разочарование: в актёры не приняли; служба оказалась скучной и
бессодержательной. Тем сильнее привлекало его литературное поприще.
Гоголь знакомится с Жуковским и Пушкиным. В журналах печатают его первые произведения.
«Вечера на хуторе близ Диканьки»
Работать над «Вечерами»
Гоголь начал еще в 1829
году. В письмах домой он
просил свою мать писать
ему «о поверьях, обычаях
малороссиан, сказках,
преданьях», описать наряд
сельского дьячка,
свадебный обряд.
Вся работа уложилась в
три года и была закончена
в 1832 году.
Смысл названия «Вечеров…»
Вечер – время отдохновения, располагающего к задумчивости, мечтательности; время таинственного, чудесного.
Хутор - так, в противоположность деревне, называется отдельная усадьба, которая расположена на обособленном участке земли, состоящем в пользовании данного хозяина.
Диканька – нечто удаленное от центра, от «света», сохранившее самобытность, далекое от цивилизации. Но в то же время Диканька – и нечто невероятное, «дикие речи, вздор, враки, пустяки» (значение слова «дичь» в словаре Даля), и не только пустяки, но и невероятно страшное, пугающее.
Роды и жанры литературы
- Изображают действия, в которых участвуют герои. Предназначены для постановки на сцене.
- Повествуют о событиях, происходящих с героями произведений.
- Передают чувства, мысли, переживания человека.
рассказы, повести, романы
стихотворения
пьесы,сценки
- К какому роду и жанру относится произведение?
Какие произведения вошли в «Вечера на хуторе близ Диканьки» (эпическое произведение) ?
- Сорочинская ярмарка
- Вечер накануне Ивана Купала
- Майская ночь, или Утопленница
- Пропавшая грамота
- Ночь перед Рождеством
- Страшная месть
- Иван Федорович Шпонька и его тетушка
- Заколдованное место
«Вечера на хуторе близ Диканьки»
Повести, изданные пасичником Рудым Паньком
Пасечник Рудый Панько –
вымышленный «издатель
«Вечеров...», который
разъясняет читателям, что
материал для книги он получил от разных рассказчиков.
Рудый Панько - не просто
псевдоним; в его имени была скрытая отсылка к реальному автору: писатель был рыжеватым, а будь он простым крестьянином, звали бы его по местному обычаю не по отцу, а
по деду – Паньком (дед Гоголя – Панас, Афанасий).
«Заколдованное место» в литературных произведениях
Остров Буян
Аленький цветочек
Спящая красавица
«Заколдованное место» в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»
«Заколдованное место»
Основные мотивы повести:
- поиски заговоренного клада
- заколдованное место
Рассказчики в «Заколдованном месте»
- Скучно: рассказывай, да и рассказывай, и отвязаться нельзя! Ну, извольте, я расскажу, только, ей-ей, в последний раз.
диканьской церкви Фома Григорьевич
- Дед мой (царство ему небесное!) умел чудно рассказывать. Бывало, поведет речь - целый день не подвинулся бы с места и все бы слушал.
Максим
Жанр рассказов Фомы Григорьевича
Быль
- Фоме Григорьевичу принадлежат в цикле 3 повести:
«Вечер накануне Ивана Купала»,
«Пропавшая грамота», «Заколдованное место».
- Чем отмечена их связь друг с другом, и прежде всего их жанровое единство?
- По определению «были», или «былички», «бывальщины», - «это рассказы, отражающие народную демонологию, страшные, но название их говорит о том, что в них верят.
- Былички рассказывают о пережитом самим рассказчиком.
- Фома Григорьевич ссылается на авторитет деда: «Но главное в рассказах деда было то, что в жизнь свою он никогда не лгал, и что, бывало, ни скажет, то именно так и было».
Работа с текстом по вопросам
- По каким приметам узнаем, что история случилась в прошлом?
- Чем запомнился рассказчику дед?
Работа с текстом по вопросам
- Почему дед попал в заколдованное место и каким образом это произошло?
- Сколько раз дед оказывался в заколдованном месте?
- Каковы особенности заколдованного места?
Особенности заколдованного места
- Заколдованное место – место, где пересекаются волшебный и обыденный миры.
- Сказочный мир притворяется знакомым, но пространство в нем искажается. В обычном месте возникают вдруг провалы, бездны и горы.
- Здесь происходят странные явления, слышатся странные звуки.
- Отсутствуют месяц и звезды, царит мрак, источник света – свеча на могиле .
Работа с текстом по вопросам
- Почему дед стремится попасть в заколдованное место? Что там происходит?
- Какие существа встретились деду в заколдованном месте?
Существа заколдованного места
Медведь – родной брат лешему. Его иногда и называют лешим или лесным чертом. В христианской символике олицетворяет зло, дьявольские силы.
Птичий нос –
фантастическое существо,
придуманное Гоголем: птичий нос без тела. Символика птицы многообразна, некоторые были посредниками между миром мертвых и живых.
Существа заколдованного места
Баранья голова – в
фольклоре нечто пустое,
никчемное. Имеет также
отношение к изображения демонов: один из демонов изображался с тремя головами, одна из которых была бараньей.
Харя – дурное, отвратительное лицо, рожа.
Всякая харя (Хавронья) сама себя хвалит.
Художественные средства
- Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательными
- Изображение одного предмета с помощью сопоставления с другим
Художественные средства, создающие образ заколдованного места
- … под ногами круча без дна, ноздри – хоть по ведру воды влей в каждую…
- … нос – как мех в кузнице, губы…как две колоды, дыня… словно змея.
- … проклятый камень, красные очи, мерзостная рожа.
Как еще в повести называется заколдованное место
Чем закончилось приключение деда
- «Посмотрите-ка, посмотрите сюда, что я вам принес!» - сказал дед и открыл котел. Что ж бы, вы думали, такое там было? …золото? вот то-то, что не золото: сор, дрязг... стыдно сказать, что такое.
- … на заколдованном месте никогда не было ничего доброго. Засеют как следует, а взойдет такое, что и разобрать нельзя: арбуз — не арбуз, тыква — не тыква, огурец — не огурец... черт знает, что такое!
Итог урока
Клад, подкинутый нечистой силой, призрачен: он обращается в сор и не приносит человеку счастья. Жажда обогащения, губительная страсть к деньгам воплощены Гоголем в сказочных образах.
№ 1. От чьего лица идет повествование?
а) от лица Фомы; б) от лица Остапа; в) от лица деда.
№ 2. Рассказчику в момент описываемых действий было: а) 11 лет; б) 13 лет; в) 10 лет.
№ 3. Сколько всего детей было в семье рассказчика? а) двое; б) трое; в) четверо.
№ 4. Как звали деда рассказчика? а) Максим; б) Фома; в) Остап.
№ 5. Чем особенно нравилось деду расположение баштана около дороги?
а) проезжающие охотно покупали арбузы и дыни;
б) деду не нравилось жить в деревне;
в) арбузы лучше росли около дороги.
№ 6. Зачем отец главного героя поехал в Крым?
а) продавать арбузы; б) продавать табак; в) продавать дыни.
№ 7. Что приказал делать дед своим внукам после того, как все расселились и попробовали дыни?
а) петь; б) танцевать; в) рассказывать небылицы.
№ 8. Дед прикрывал листьями арбузы, чтобы:
а) их не обгрызли мыши;
б) их не попортил жучок;
в) они не пропеклись на солнце.
№ 9. Место, где пытался плясать дед, находилось возле грядки:
а) с огурцами; б) с луком; в) с репой.
№ 10. «Месяца не было; белое пятно мелькало вместо него сквозь тучу, и дед подумал: « Быть завтра…»
а) сильному дождю; б) большому ветру; в) жаркому солнцу!»
№ 11. Чего не захотел есть дед, когда вернулся домой? а) пирогов; б) дыни; в) галушек.
№ 12. Оказавшись на следующий день возле заколдованного места, дед:
а) подпрыгнул и перевернулся на месте;
б) ударил о землю заступом;
в) три раза плюнул через плечо.
№ 13. Что лежало на могиле, где погасла свечка?
а) гранитная глыба;
б) камень, заросший травой;
в) мраморная плита.
№ 14. Выкинув на месте раскопок мягкую землю, дед увидел: а) горшок; б) крынку; в) котел.
№ 15. Пищик – это: а) грудной ребенок; б) дудочка; в) птенчик.
№ 16. Удивившись находке, дед вскрикнул, и его слова первым повторил:
а) баран; б) медведь; в) птичий нос.
№ 17. Чьего голоса не слышал дед около могилы? а) свиньи; б) барана; в) медведя.
№ 18. После ужина мать вылила помои
а) на баштан; б) в яму; в) на деда.
№ 19. Что было в котелке, который нашел дед? а) золото; б) деньги; в) сор, дрязг.
№ 20. Если заколдованное место засевали как следует, то на нем вырастало:
а) несколько огромных арбузов;
б) черт знает что такое;
в) много диковинных огурцов.