СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Биологические ритмы. Сова или жаворонок!?

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка внеурочного мероприятия по экологии. Раздел Экология человека. Включает теоритическую и практическую часть. Данный конспект содержит ссылки на видеофрагмент, мультфильм "в тему". Ребята получают возможность определить свой биологический ритм. В конспекте два метода определения своего биологического ритма: психологический тест и физиологический метод. Данное мероприятие проводилось как заседание экологического клуба с учащимися 3-х школ микрорайона. Есть подобная разработка урока. 

Просмотр содержимого документа
«Биологические ритмы. Сова или жаворонок!?»

Внеурочное мероприятие по экологии человека
(Заседание экологического клуба. Межшкольный проект. )

Тема: Биологические ритмы. Сова или жаворонок!?.

Цель: формирование экологического мировоззрения, здорового образа жизни
Задачи:
образовательные: сформировать понятие о цикличности деятельности человека, о биологических ритмах
Развивающие: развивать умение применять полученные знания на практике, проводить эксперименты и делать практические выводы.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к собственному здоровью, раскрывать требования, обеспечивающие полноценную работу в течение суток

Ход занятия.

Звучит песня в исполнении Л. Вайкуле «Сова и жаворонок». На доске фото людей: зевающих, делающих зарядку, не выспавшихся, бодрых, фото совы, жаворнка и голубя, т.е. фото, связанное с заявленной темой
Команды рассаживаются.
Приветствие: «Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на очередном заседании экологического клуба. »

Тема нашего занятия «Биологические ритмы. Сова или жаворонок!?» Тема занятия входит в раздел экологии – экология человека, тесно связанный с курсом анатомии и физиологии человека, который вы изучаете в этом учебном году.
1. Беседа с учащимися.
Скажите, что вы понимаете под термином «биологические ритмы»? (фронтальная беседа)
- Цикличность физиологических процессов является свойством всего живого.

- Какие доказательства этому утверждению вы можете привести?
Вот некоторые примеры:
* Рождение – рост и развитие – зрелость – старость – смерть, - это этапы жизненного цикла каждого живого существа.
* Цикличность работы внутренних органов (сердца, пищеварительной системы, легких и т.д.)
* Сон и бодрствование

- Жизненные циклы определяются внутренними и внешними причинами. Из внешних причин наиболее сильно влияют экологические факторы: смена дня и ночи, сезонные явления, магнитные бури и т.п.
Экологические факторы, влияющие на организм, могут быть случайные, а могут быть периодически повторяющиеся. Последние оказывают на организм наибольшее влияние. Организм приспосабливается к внешним ритмам, они поддерживаются внутренними процессами, которые усиливают экологические циклы.



Сегодня я предлагаю вам подробнее остановиться на цикле СОН – БОДРСТВОВАНИЕ.

Причина смены сна и бодрствования – смена дня и ночи, - стала внутренней потребностью организма (сохраняется во время полярного дня и полярной ночи)

Ранее считалось, что сон – это пассивный отдых, при котором мозг находится в состоянии торможения. Теперь ученые дают др. определение сну. Сон – не просто отдых, а состояние, при котором восстанавливаются многие физиологические процессы, нарушенные в период бодрствования и активной жизни. (Вспомните свое состояние, если вы по каким-то причинам были лишены возможности поспать, или спали, но совсем мало. Как работает ваш организм? Что с вами происходит? )

Таким образом, сон – это необходимый жизненный процесс для любого человека.

На смене дня и ночи, на чередовании сна и бодрствования основано распределение людей на несколько хронологических типов.



Кто-то из нас при случае обожает поспать днем и не любит вставать рано утром, кто-то может обходиться без дневного сна и с трудом засыпает в вечерние часы. Все мы наслышаны о “совах” и “жаворонках”, имеющих два разных типа суточного ритма: один с ранним, другой с поздним пиком работоспособности. Но почти никто из нас всерьез не занимается определением собственного хронотипа и не использует, исходя из этого, свое время рационально, продуктивно, что, в свою очередь, и не позволяет вести активный образ жизни. Лишь изредка мы восхваляем себя за ночное бдение или оправдываемся за ранний визит, шутя заявляя, что вот, мол, такая я – “сова” или “жаворонок”. Подобное отношение к физиологическим особенностям своего организма в наш просвещенный век “открытий чудных” можно назвать легкомысленным.



Ученые установили, что хронотипологические особенности человека являются врожденными, передаются по наследству и проявляются сами собой, если условия жизни позволяют.

Оказывается, “птиц” не две, а три, и они разных подвидов: типичная сова, умеренная сова, голубь, умеренный жаворонок, типичный жаворонок. (http://www.superstyle.ru/21jul2006/birds)



- Давайте послушаем характеристику основных биологических ритмов.


2. Работа членов клуба:

Каждая из присутствующих 3 групп учащихся из разных школ микрорайона использует домашнюю заготовку – мини-сообщение о биоритме «сова», биоритме «жаворонок» и «голубь».



История сохранила для нас много примеров разных ритмов работоспособности: Бальзак часто работал ночи напролет, Моцарт творил днем и ночью, а знаменитую увертюру к опере «Дон Жуан» написал за одну ночь, не ложась спать. Ночью работал великий химик Менделеев и другие ученые. Наоборот, Наполеон начинал свой рабочий день в 3-4 часа утра. В утренние часы предпочитал творить Брехт. Л. Толстой обычно работал с 9-10 до 14-14.30 и 1-1,5 часа вечером (http://www.grandars.ru/college/medicina/sutochnyy-bioritm.html)

- Дополнить уже имеющуюся информацию о биоритмах я предлагаю, посмотрев небольшой видеоролик канала «Губерния»

3. Просмотр видеоролика о совах и жаворонках (Утренняя программа канала Губерния - http://www.youtube.com/watch?v=-zWuHs7OHtw)



- А вам не захотелось узнать, к какому хронотипу относитесь лично вы?

Предлагаю определить это доступным для нас в этой аудитории способом. Методик существует множество. Мы используем психологический тест.



4. 1. Практическая часть занятия: тестирование


«Сова или жаворонок?»

1. Если бы тебе предложили выбрать (независимо от занятий в школе и все такое прочее), во сколько бы ты ложился(ась) спать?

а) после часа ночи; б)до десяти; в) скорее всего, где-нибудь около двенадцати.

2. Чем подкрепиться с утра - дело вкуса. Какой завтрак ты предпочитаешь в первый час после пробуждения?

а) что-то существенное, и побольше; б) Стакан сока или чая; в) Можно вареное яйцо или бутерброд.

3. Если попытаться вспомнить всякие напряги и разборки с приятелями, то в какое время они чаще всего происходят?

а) конечно, с утра, когда я еще туго соображаю! б) ближе к вечеру; в) не могу точно вспомнить.

4. Подумай, от чего бы ты мог(ла) отказаться с большей легкостью, чтобы не чувствовать при этом дискомфорта?

а) от утреннего чая или кофе; б) от вечернего чаепития; в) мне в общем-то все равно, когда пить чай...

5. Если ты знаешь, что на другой день тебе обязательно нужно встать рано, то постараешься уснуть раньше обычного?

а) обязательно - часа на полтора-два; б) по-моему, это не обязательно... в) нет.

6. Попытайся прикинуть, трудно ли тебе бывает просыпаться по будильнику? Что ты чувствуешь, когда он трезвонить спозаранку?

а) я иногда готов(а) его разбить; б) в принципе нет;
в) это зависит только от того, во сколько я лягу спать накануне.

7. Задумайся, а во время каникул (отпуска) ты встаешь так же рано, как обычно, когда собираешься идти в школу (на работу)?

а) сплю, сколько хочу; б) да, так уж получается: я делаю это как бы по привычке;
в) сложно сказать.

8. Попытайся без часов определить промежуток времени, равной одной минуте (можно с чьей-то помощью). Как точно тебе это удалось?

а) получилось меньше минуты; б) получилось больше минуты; в) попал (а) почти в точку.

  Оценка результатов теста:

Вопросы

а

б

В

1

0

3

6

2

6

0

3

3

3

6

0

4

6

3

0

5

0

6

3

6

6

3

0

7

3

0

6

8

6

3

0

 Результаты:

0-18 баллов. Ты - "жаворонок, причем ярко выраженный! Тебя можно поздравить, потому что это редкая категория людей. И как это ни странно, им по жизни сопутствует удача, везение. Может, по поговорке "Кто рано встает, тому Бог дает?" Пока другие потягиваются в постели, ты успеваешь переделать уйму дел!

21-33 балла. Ты, наверное, и сам(а) чувствуешь, что - ты типичная "сова"... Тебя легче расстрелять, чем заставить вскочить спозаранку. А знаешь ли ты, что люди твоего типа гораздо меньше других подвержены, например, панике в критических ситуациях? Поэтому из них получаются отличные летчики и даже космонавты...

34-48 баллов. Ты принадлежишь к редкой категории людей - к "аритмикам". (Не пугайся умного слова, ваш тип еще именуют ласково "голуби"). У тебя нет четких установок только рано вставать лил, наоборот, всегда просыпаться ближе к обеду. Ты легко можешь приспособиться к обстоятельствам, и это твой огромный плюс!


Количество учащихся с тем или иным биоритмом фиксируем на доске. (Мнение о том, что сов больше, а голуби –редкая группа людей, подтверждается и на присутствующих на занятии)

4. 2. Практическая часть занятия: физиологический метод определения биоритма.
У вас на столах лежат листочки, где описана еще один метод определения своего биоритма.

Он основан на данных о том, что у людей разного биологического ритма в разное время суток отличаются показания физиологических функций (частота пульса, температура тела, артериальное давление, работоспособность, мышечная сила). Так, у людей утреннего типа максимальные показатели температуры тела, самочувствия, мышечной силы и др. отмечались в первой половине дня, причем этому предшествовал очень ранний подъем функций - в 6 часов утра. У людей же вечернего типа в эти часы показатели были минимальны, для них 6 часов утра – еще глубокая ночь. По–видимому, такое пробуждение всех жизненных функций рано позволяет переключить организм представителей утреннего типа с отдыха на работу утром. Низкие показатели, свойственные лицам вечернего типа в это время, «повинны» в их заторможенности в первой половине дня и медленном достижении активного состояния (высокий уровень бодрствования)

Для определения, к какой биологической группе вы относитесь, вам предстоит провести следующую работу.

Тест: Измерить утром, сразу после сна, частоту сердечных сокращений и частоту дыхания.

Оценка: отношение пульса к дыханию 4:1 (или около этой величины) характерно для «голубей», или аритмиков. Отношение 5:1, 6:1 свойственно «жаворонкам», увеличение частоты дыхания и уменьшение данного соотношения (3:1, 2:1) характерно для «сов»

Задание: После проделанной работы сравнить результаты психологического и физиологического способов определения своей биологической группы (если данные разные, попробуйте объяснить причину расхождений).

5. Практическое значение полученных знаний.

- Где можно и нужно использовать знание особенностей своего биоритма?

Заключительная беседа о практическом применении полученных знаний.
Знание своего биоритма нужно использовать при выборе профессии, при планировании своего дня, при распределении нагрузки в течение суток и т.п.

6. Рефлексия

В заключении я предлагаю вам немного отдохнуть и посмотреть многими любимый мультфильм из сериала «Смешарики».
Мультфильм называется «Живые часы» (http://www.youtube.com/watch?v=deSfIYuukCk).

Во время просмотра я передам вам 1 из фотографий с нашего занятия и попрошу вас оставить отзыв или просто «нарисовать» ваше настроение и мнение о занятии (с помощью смайликов).


Просмотр мультфильма.

Спасибо за внимание и отличную работу! До новых встреч!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!