Преподаватели: Каждая человеческая раса заслуживает самого пристального внимания и подробного изучения. В рамках урока, чтобы избежать потерь времени, необходимо создать 3 группы и рассмотреть 3 основные человеческие расы: экваториальную (негроиды и австралоиды), европеоидную, монголоидную Необходимо компилировать фактический материал из большого объема информации. Наиболее удобной формой подачи материала является таблица. Таблица, созданная в текстовом редакторе Microsoft Word позволит каждому студенту иметь весь материал вне зависимости от принадлежности к определенной творческой группе Обучающиеся изучают материал и заполняют таблицу «Характерные особенности основных человеческих рас» Признак | Негроидная раса | Европеоидная раса | Монголоидная раса | Цвет кожи | | | | Цвет глаз и волос | | | | Структура волос | | | | Степень оволошения лица и тела у мужчин | | | | Толщина и форма губ | | | | Форма носа | | | | Высота переносья | | | | Степень развития складки верхнего века | | | | Форма челюсти и верхнего отдела лица | | | | Форма подбородка | | | | Ширина и форма лица | | | | Характерный рост | | | | Пропорции ступней, кистей, общей длины ног и рук | | | | Формат костяка | | | | Общая мышечная масса | | | | Шаблон таблицы выводится на экран. Представители творческих групп, отвечающие за изучение каждой из трех рас, заполняют таблицу, внося при заполнении необходимые пояснения.(слайд 2) Преподаватель: мы проделали работу, которой занимается наука, изучающая расы – расоведение. Но заполнением таких таблиц наша работа ограничиться не может Преподаватель: предлагает рассмотреть карты распространения основных рас по территории планеты Обучающиеся: находят карты в интернете, выводят их на экран и определяют, что экваториальная раса локализована в основном в Африке, Австралии, фрагментарно – в Северной и Южной Америке. Европейская – в Европе, на Ближнем Востоке, в Северной Америке, на севере Африки и юге Австралии. Монголоидная раса – на севере Америки, в Центральной и Южной Америке, на севере России, в Восточной и Юго-Восточной Азии. (слайд 3-5) Преподаватель: предлагает вспомнить географию и историю и ответить на вопрос о местах исходной локализации рас и причинах их неравномерного распространения по территории планеты. Обучающиеся: выделяют основные места локализации: монголоиды – Азия, экваториальная раса – Африка и Австралия, европеоиды – Европа. Среди причин распространения рас называют эпоху Великих географических открытий, рабский труд негров в Америке, современные миграционные процессы. Преподаватели: как формируются у организма те или иные признаки? Обучающиеся: это действие естественного отбора, который направляет развитие в сторону приспособления строения и функций организма к условиям обитания Преподаватели: к каким условиям приходилось приспосабливаться предкам современных людей разной расовой принадлежности? Какие данные потребуются для ответа на этот вопрос? Обучающиеся: предполагают, что необходимо изучить данные по экологии и физической географии, которые помогут ответить на вопрос преподавателя (материалы сети интернет, карты географического атласа, таблицу с данными климатических зон в учебнике экологии). В результате приходят к выводу: Азия – зона резких колебаний температуры, высокой солнечной активности, сильных ветров. Африка – зона повышенной среднесуточной температуры, отсутствия резкой смены времен года, низкой влажности, повышенной солнечной активности. Европа – характерная годовая сезонность, низкие зимние и осенние температуры, низкая солнечная активность. Преподаватели: Предлагают установить связь между особенностями климата в местах первичной локализации рас и выявленными в процессе заполнения таблицы характерными признаками рас. Обучающиеся: определяют, что многие признаки рас, безусловно, приспособительные. - Так, темная кожа , темные глаза негроидов – защита от УФ-лучей. Курчавая шапка волос на голове – воздушная прослойка, защищающая мозг от перегрева. Высокий рост, длинные конечности, вывернутые губы – способствуют быстрой отдаче тепла. - Светлая кожа, светлые глаза, мягкие волосы европеоидов не препятствуют проникновению УФ-лучей, которые на Севере активно участвуют в синтезе витамина Д. Средний рост, хорошо развитые мышцы, большая жировая прослойка и сильное оволошение тела европеоидов препятствуют потерям тепла в холодный период года. - Наличие складки верхнего века (эпикантуса), плоское лицо, жесткие, всегда прямые волосы, низкий рост позволяли монголоидам выжить во время постоянных сильных пыльных бурь Преподаватель: Вы делаете вывод, что в разных климатических условиях под действием естественного отбора сформировались характерные признаки человеческих рас, которые имели выраженное адаптивное значение. А какие вообще механизмы изменения генофонда вы можете назвать? Обучающиеся: Главный механизм – естественный отбор, а еще генетико-механические процессы (дрейф генов). Скорее всего, именно в результате дрейфа генов закреплялись расовые признаки, которые в отличие от адаптивных были не так сильно связаны с внешней средой – тонкое строение зубов, пальцевые узоры и т.д. Механизм образования человеческих рас такой же, как и механизм образования внутривидовых группировок других живых существ. Преподаватель: Но вы говорите об изменениях генофонда популяции, т.е. мы можем решить вопрос: являются ли человеческие расы подразделением одного вида или каждая из них является отдельным видом. Преподаватель: задает вопросы: Отличаются ли представители разных рас по соотношению лицевого и мозгового отдела черепа? Отличаются ли представители разных рас по объему головного мозга? Отличаются ли представители разных рас по строению кисти и стопы (имеется в виду хватательный тип стопы и крюкообразная кисть)? Отличаются ли по строению внутренних органов, наличию 4 групп крови, количеству хромосом в соматических и половых клетках? Обучающиеся на все вопросы отвечают отрицательно Преподаватель предлагает обучающимся найти слова: метисы, мулаты, самбо, мальгашии, используя возможности поисковых систем глобальной сети Интернет, и в доступной форме дать им определение Обучающиеся выполняют задание, которое представляют в виде вордовской таблицы, ее можно озаглавить «Метисация»: (слайд 6) Составляющие расы | Европейцы и индейцы | Европейцы и негроиды | Индейцы и негроиды | Негроиды и монголоиды | Образовавшаяся группа | Метисы | Мулаты | Самбо | Мальгаши | Преподаватель: предлагает вспомнить определение вида и сделать вывод Обучающиеся: вспоминают (или находят в информационных источниках) определение вида и делают вывод: Вид – это совокупность популяций, обладающих рядом общих морфологических и физиологических признаков, сходством во взаимоотношениях с биотической и абиотической средой, которые живут на определенном ареале, могут свободно скрещиваться и давать плодовитое потомство. Таким образом, если организмы способны свободно скрещиваться и давать жизнеспособное плодовитое потомство, они принадлежат к одному биологическому виду. Это подтверждается постоянным процессом метисации – смешения рас. В таблице видно, что этот процесс характерен для всех рас. Несмотря на многочисленные морфо-физиологические расовые различия по интеллектуальному потенциалу и умственным способностям расы не отличаются друг от друга. Преподаватель: Что же явилось основной причиной появления такого разнообразия морфологических типов? Обучающиеся объясняют, что основной причиной является географическая изоляция в разнообразных условиях одного ареала Преподаватель: Как исходя из этого можно еще раз доказать принадлежность всех рас к одному биологическому виду? Обучающиеся: У разных рас не произошло биологической (репродуктивной) изоляции Преподаватель: Однако различия между расами существуют, в первую очередь – это уровень их социального развития. До сих пор некоторые ученые путают уровень социального развития с биологическими особенностями рас. Эти ошибки используют расисты. Не нужно считать, что расизм изобретение 19-20 веков. В 1490 г испанцы и португальцы пользовались известной терминологией о превосходстве европейцев над «дикими» народами Северной Америки. Дайте определение расизму и объясните истоки этой идеологии (слайд 7) Обучающиеся: формулируют определение – это антинаучное учение , основой которого является утверждение о не полноценности «низших» и превосходстве «высших рас», расизм обосновывает право одних рас господствовать над другими. Преподаватель: только ли желание власти стоит в основе расизма? Обучающиеся предполагают, что это учение позволяет оправдать эксплуатацию человека человеком. Преподаватель: действительно, уже в 1510 году испанский король Фердинанд V издал указ об использовании в Америке негров-рабов, как представителей «низшей» расы. К концу XIX века в Южной Америке насчитывалось уже около 26 млн. африканских рабов, в Северной Америке – 4 млн. Последние явные проявления расизма отмечались в Северной Америке (США) и в Южной Африке в 60-70 гг ХХ века. (слайд 8) Обучающиеся задают вопрос: но ведь сейчас, кажется, расизм переживает второе рождение? Преподаватель: вы правы. Давайте попробуем выяснить причины неорасизма. С чем вы их свяжете? Обучающиеся: отмечают, что вспышки расовой и национальной неприязни начали происходить с с начала 2000 годов , когда пришли в движение глобальные миграционные процессы. Преподаватель просит назвать причины миграций Обучающиеся называют в числе прочих причин – низкий уровень рождаемости в развитых странах, демографический взрыв в странах «третьего» мира, перенаселение, низкий уровень жизни. И с помощью преподавателя делают вывод, что современный неорасизм поддерживается определенными кругами с политическими целями. Преподаватель: расизм примеривает разные маски – это и ку-клукс-клан в Америке, и скинхеды в России. Но любые его проявления антинаучны, они свидетельствуют о социальной незрелости и проблемах личности тех, кто увлекается идеями расизма. Нельзя забывать, что с идеями расизма рука об руку идут идеи фашизма и национал-шовинизма. Мир уже стоял на пороге катастрофы в 40-х годах прошлого века. И только беспримерное мужество советских солдат спасло человечество. Поэтому нельзя относиться к идеям расизма легкомысленно. Слишком велико и опасно сходство с коричневой чумой, которая едва не погубила мир.(слайды 9-10) Преподаватель: Нельзя забывать и о том, что за 40 тысяч лет облик человека практически не изменился, но эволюция человека продолжается. Главный фактор формирования расовой идентичности – изоляция- утратил свое значении. В нашу эпоху развитых технических транспортных средств глобальная миграция практически не оставила на планете изолированных групп людей. Из поколения в поколение происходит передача не только генетической информации, но и наследование культурной информации. Между генетической и культурной информацией существует разница. Так, генетическая информация передается только от родителей потомкам, а культурная информация доступна всем. Кроме того, скорость распространения культурной информации гораздо больше скорости передачи генетической информации. И если смерть человека – безвозвратная потеря уникальной комбинации генов, то накопленный человеком опыт вливается в общечеловеческое наследие и не исчезает. Таким образом, современный человек как социальное существо развивается гораздо быстрее, чем существо биологическое Преподаватели: эволюция – процесс, который является признаком любой биологической системы, остановить его нельзя. Ученые определили, что эволюция человека идет с высокой скоростью по 3-м основным направлениям: Метисация Грацилизация Акселерация |