СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Биология + ИКТ «Происхождение, эволюция и адаптивные признаки человеческих рас. Критика расизма»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемое занятие является составной частью программы учебной дисциплины «Биология» рабочей общеобразовательной программы ГБПОУ «Тверского колледжа сервиса и туризма»,  рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве  программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего (полного) общего образования от 17 мая 2012 г. № 413, зарегистрированного в Минюсте РФ 07 июня 2012 г. Профиль получаемого профессионального образования –естественнонаучный, вид подготовки - профильный(72 часа). Методическая разработка учебного занятия «Происхождение и адаптивные признаки человеческих рас. Критика расизма» входит в состав  раздела 4  «Эволюционное учение», темы 4.3 «Происхождение и развитие жизни на Земле» (5 часов). Время проведения учебного занятия «Происхождение и адаптивные признаки человеческих рас. Критика расизма» составляет 2 часа.

Планируемое занятие является составной частью программы общепрофессиональной дисциплины «ИКТ в профессиональной деятельности» рабочей   программы ГБПОУ «Тверского колледжа сервиса и туризма»,   Место учебного занятия в системе (Приложение 7):

Просмотр содержимого документа
«Биология + ИКТ «Происхождение, эволюция и адаптивные признаки человеческих рас. Критика расизма»»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТВЕРСКОЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ТУРИЗМА”

170028, г. Тверь, пр-т Победы, д49/21, тел/факс (4822) 58-52-80, Е-mail: tcsit@mail.ru



Биология – ИКТ

Методическая разработка урока с использованием ИТ


«Происхождение, эволюция и адаптивные признаки человеческих рас. Критика расизма»





Тверь

2017


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Методическая разработка учебного занятия «Происхождение, эволюция и адаптивные признаки человеческих рас. Критика расизма» принадлежит преподавателям: информатики и ИКТ высшей квалификационной категории Демичевой Т.В., биологии высшей квалификационной категории Лупиной М.Б., ГБПОУ «Тверской колледж сервиса и туризма».

Планируемое занятие является составной частью программы учебной дисциплины «Биология» рабочей общеобразовательной программы ГБПОУ «Тверского колледжа сервиса и туризма», рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего (полного) общего образования от 17 мая 2012 г. № 413, зарегистрированного в Минюсте РФ 07 июня 2012 г. Профиль получаемого профессионального образования –естественнонаучный, вид подготовки - профильный(72 часа). Методическая разработка учебного занятия «Происхождение и адаптивные признаки человеческих рас. Критика расизма» входит в состав раздела 4 «Эволюционное учение», темы 4.3 «Происхождение и развитие жизни на Земле» (5 часов). Время проведения учебного занятия «Происхождение и адаптивные признаки человеческих рас. Критика расизма» составляет 2 часа.

Планируемое занятие является составной частью программы общепрофессиональной дисциплины «ИКТ в профессиональной деятельности» рабочей программы ГБПОУ «Тверского колледжа сервиса и туризма», Место учебного занятия в системе (Приложение 7):

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 апреля 2014 г. № 384 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания").


Используемые подходы, формы и методы обучения соответствуют требованиям ФГОС. Учебное занятие предполагает использование деятельностного подхода к процессу обучения, развитие у обучающихся широкого комплекса общих учебных и предметных умений, овладение способами деятельности, формирующими познавательную, информационную, коммуникативную компетенции через проблемное обучение и проблемно-поисковый метод. Дидактическая структура занятия включает преимущественно индивидуальную и групповую формы организации обучения, доминирующие над фронтальной, что соответствует требованиям ФГОС.

Самостоятельная деятельность обучающихся занимает более половины времени занятия, что соответствует требованиям ФГОС. Организация деятельности направлена на поиск и обработку информации, обобщение способов действий, постановку учебной задачи и т. д.

Развивающий характер учебного занятия прослеживается в его нацеленности на достижение не только предметных результатов, но и личностных, метапредметных результатов, выраженных в универсальных учебных действиях (далее – УУД). Данная методическая разработка позволяет увидеть систему развития УУД, что создает возможность обучающимся для самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения.

В дидактической структуре занятия выделены основные виды универсальных учебных действий, рекомендуемых ФГОС. Сюда входят: личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания), регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование), познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические) и коммуникативные. В личностные универсальные учебные действия входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение. В регулятивные действия входят действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности: планирование, целеполагание, составление плана и последовательности действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, элементы волевой саморегуляции. В познавательные универсальные действия выделяют общеучебные действия, включая знаково-символические; логические и действия постановки и решения проблем. Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Диагностика и контроль учебного занятия является составной частью фонда оценочных средств (далее – ФОС), разработанных педагогическим коллективом ГБПОУ «ТКСиТ» в соответствии рекомендациям ФГАУ ФИРО, требованиям ФГОС в 2014 – 2017 гг.

Методическая разработка учебного занятия предполагает использование компьютерных и мультимедийных технологий и информационных ресурсов сети Интернет.


ПАСПОРТ


1

Авторское право


ГБПОУ “Тверской колледж сервиса и туризма”

2

Авторы – разработчики


Преподаватель биологии Лупина Марина Борисовна

Преподаватель информатики и ИКТ Демичева Татьяна Владимировна

3

Тема учебного занятия

“Происхождение, эволюция и адаптивные признаки человеческих рас. Критика расизма ”

4

Продолжительность по времени

1 час 30 мин.

5

Тип учебного занятия

Решение учебной задачи. Изучение и первичное закрепление новых знаний.

6

Задачи

Образовательные:

  • Способствовать формированию целостного представления о человеческих расах

  • Продолжить формирование навыков исследовательской деятельности при изучении общеобразовательных дисциплин естественнонаучного цикла

  • Организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению основных понятий урока

  • Помочь в осознании системы фактов, связанных с происхождением, эволюцией и признаками человеческих рас и с осознанием социально-политических проблем, связанных с современным положением основных и промежуточных человеческих рас .
    Развивающие:

  • Содействовать формированию и углублению общеучебных умений и навыков: работе с разнообразными текстовыми, табличными и иллюстративными материалами,

  • Продолжить формирование и закрепление навыков классификации, анализа и систематизации разной по уровню информации;

  • Помогать учащимся в осознании социальной, практической и личностной значимости изучаемой темы;

  • Способствовать развитию коммуникативной и информационной культуры учащихся.
    Воспитательные:

  • Прививать интерес к изучению предметов биология, география, экология, ИКТ

  • Формировать чувство ответственности за свою личную деятельность в команде и за результат деятельности всей команды.

  • Воспитывать умение слушать и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, отстаивая свою точку зрения; работать в группе, выстраивая продуктивное взаимодействие

7

Планируемые результаты (цели)

Предметные

  • Определить основные адаптивные признаки человеческих рас

  • Установить основные механизмы, лежащие в основе формирования и развития рас

  • Доказать единство происхождения и равенство рас

  • Раскрыть реакционную сущность расизма


Метапредметные

Личностные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

  • излагать свои мысли

  • понимать смысл поставленной задачи

  • приобретать и совершенствовать знания и умения

  • осваивать новые виды деятельности

  • участвовать в творческом процессе

Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

  • осуществлять планирование учебной деятельности в зависимости от условий поставленной задачи,

  • проводить анализ и оценку этапов выполнения действий,

  • выбирать наиболее эффективные способы решения разноуровневых задач,

  • оценивать полученный результат, определять и учитывать характер сделанных ошибок, вносить коррективы в решение

Познавательные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

  • анализировать и сравнивать объекты,

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения поставленных задач,

  • обсуждать и компилировать основной блок из массы информации

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

  • слушать и учитывать разные мнения, вступать в диалог,

  • формулировать и отстаивать собственное мнение,

  • отвечать за свою личную деятельность в команде и за результат деятельности всей команды

8

Технологии обучения


Технология проектного, исследовательского обучения

Технология проблемного обучения

9

Формы организации познавательной деятельности обучающихся

  • фронтальная

  • индивидуальная

  • групповая

10

Методы

  • вербальный: беседа

  • наглядный: метод демонстраций

  • практический: устные упражнения, письменные упражнения (построение таблицы), деятельность обучающихся с использованием ПК (поиск и обработка информации, создание презентации)

11

Межпредметные связи

  • география

  • экология

  • информатика

12

Организация деятельности обучающихся на уроке

  • самостоятельно формулируют тему, проблему и цели урока,

  • воспринимают и осмысливают основные понятия урока,

  • определяют адаптационные особенности человеческих рас

  • устанавливают механизмы возникновения рас

  • применяют полученные знания для доказательства равенства рас

  • выявляют и анализируют причины появления расизма и неорасизма

  • применяют полученные знания для решения практических социальных задач

  • выдают готовый коллективный продукт

  • оценивают собственную роль в командной деятельности

13

Оборудование

  • набор столов и стульев учебного кабинета (расстановка традиционная)

  • персональный компьютер, подключенный к сети Интернет, мультимедийный проектор

  • классная доска, мел, указка

  • презентация к учебному занятию, учебники, дидактический материал (см. УМК)

15

Учебно-методический комплекс (УМК)

  • Рабочие программы учебных дисциплин: «Биология», «»

  • Учебники:

- Беляев Д.К. Дымшиц Г.М. Биология – Биология (базовый уровень) 10 класс М., Просвещение 2014

- Криксунов Е.А. Пасечник В.В. Экология 10 (11) кл М., Дрофа, 2016

- Максаковский В.П. География М. Просвещение 2014

  • Презентация к уроку



Таблица № 1

п/п

Тема раздела

Содержание учебного материала

1

Эволюция человека (антропогенез)

Основные этапы эволюции человека.

Этапы эволюции человека. Место человека в современной классификационной системе. Движущие силы антропогенеза: социальные и биологические. Феномен Маугли

Выполнение заданий:

  • работа с текстом учебника

  • работа с иллюстративно-текстовыми материалами сети Интернет

  • заполнение таблиц: «Систематическое положение человека как биологического вида» «Биосоциальная природа человека»

Составление презентаций и текстовых сообщений по теме урока

2

Человеческие расы Основные человеческие расы: негроидная, европеоидная, монголоидная Родство и единство происхождения человеческих рас. Возникновение и развитие адаптивных расовых признаков. Метисация. Расизм. Критика расизма

Выполнение заданий

  • работа с текстом учебника

  • работа с иллюстративно-текстовыми материалами сети Интернет

  • заполнение таблиц с различными параметрическими и качественными показателями

Составление презентаций и текстовых сообщений по теме урока



Таблица № 2

п/п

Тема раздела

Содержание учебного материала

1

Обработка текстовой информации.

Оформление текстовых документов, содержащих таблицы

Выполнение заданий

  • создание таблиц в текстовом редакторе Microsoft Word

2

Назначение, разновидности и функциональные возможности программ создания мультимедийных презентаций

. Принципы компоновки презентации

Выполнение заданий

  • cоздание презентации

3

Сетевые технологии обработки информации и защиты информации

Информационно - поисковые системы.

Выполнение заданий

  • поиск информации в Интернет по заданной теме

4

Информационные системы и технологии

Использование графических редакторов

Выполнение заданий

  • Визуализация данных антропогенеза с помощью графических редакторов (Adobe Photoshop, Corel Draw)


Технологическая карта урока


Дидактическая

структура

Цели

Время

мин

Формы, методы

Педагогическое взаимодействие

Планируемый результат

Предметные учебные действия - УД,

Универсальные учебные действия -

УУД:

Р - регулятивные П - познавательные – К коммуникативные Л - личностные

Материально-

техническое,

методическое

обеспечение

Обучающиеся


Преподаватели

Биологии, ИКТ

1

2

3

4

5

6

7

8

1 Организационный момент

Проверка готовности к занятию (наличие тетрадей, письменных принадлежностей). Активизация учащихся.

2

Фронтальная

форма

организации

Словесный метод

Приветствуют преподавателя стоя (молча), садятся за парты после приветствия, сообщают об отсутствующих на занятии

Приветствуют

обучающихся.

Проверяют их готовность к занятию.

Отмечают отсутствующих

Р - уметь организовывать собственную учебную деятельность

Учебные столы,

стулья

(расстановка

традиционная),

канцелярские принадлежности, тетради,

учебники

2 Актуализация опорных знаний для изучения новой темы

Комплексная проверка знаний основных определений (эволюция, антропогенез, движущие силы антропогенеза, основные этапы антропогенеза, определение биологического вида, популяции, этапы процесса видообразования), классификации человека как биологического вида

10

Индивидуальная

фронтальная

формы

организации

Словесный метод

Обучающиеся отвечают на вопросы, беседуют с преподавателем

Спрашивают ранее известные термины и понятия, востребованные при освоении нового материала:

разрешают пользоваться справочной литературой (записями в тетради, учебником)

Р - уметь оценивать выполненные задания, планировать деятельность по поиску информации в ограниченных источниках в условиях цейтнота - корректировать результат поиска

П- строить речевое высказывание в устной форме.

- осуществлять поиск необходимой информации.

- анализировать информацию

Компьютер,

мультимедийный

проектор,

презентация к занятию по предыдущей теме (при возможности затруднения с ответом на поставленные вопросы), тетради

3 Постановка учебной задачи

Постановка

перед

обучающимися планируемых целей и задач (в рамках решения проектной задачи). Создание

проблемной

ситуации.

8

Групповая форма

организации

Словесный метод

Самостоятельно формулируют тему урока. Вместе с преподавателями определяют цель урока

С помощью наводящих вопросов подводит обучающихся к формулировке темы урока. Помогает обучающимися определить цель урока, обоснует важность изучения нового материала


П- строить речевое высказывание в устной форме.

- выделять существенные и несущественные признаки

Р - уметь ставить учебные цели

К - уметь вести диалог с преподавателем, сотрудничать с членами группы

Компьютер,

мультимедийный

проектор,

презентация к занятию

4Совместное исследование и решение учебной задачи

Поиск решения учебной задачи

35







1

4.1 Теоретическое изучение основных понятий и терминов

Создание условий для осознания, формулировки, запоминания основных понятий и терминов

15

Индивидуальная

фронтальная

форма

организации, групповая форма.

Метод учебной дискуссии, поисковый метод

Определяют вместе с преподавателем рабочие подходы для решения проектной задачи

Организует деятельность обучающихся на решение учебной задачи:

Помогает ставить ориентиры. Создает условия для самостоятельной формулировки и осмысления определений и терминов

Р - уметь задавать

вопросы на уточнение

П - уметь извлекать

необходимую

информацию из

прослушанного

материала, уметь

структурировать

информацию в виде

записи выводов и

определений;

находить различия

между

определенными понятиями К - уметь слушать собеседника; соотносить свое мнение с мнением других участников учебного коллектива Л - уметь излагать свои мысли; участвовать в творческом, процессе; приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся


Компьютер,

мультимедийный

проектор,

презентация к занятию


2

4.2. Диагностика

Оценка

результатов освоения, основных понятий и определений

20

Групповая, индивидуальная форма организации

Словесный, проблемно поисковый метод


Обучающиеся беседуют с преподавателями, общаются в группе, отвечают на вопросы преподавателей

Беседует с учащимися, задает вопросы об основных экологических факторах, влияющих на формирование расовых признаков, о механизмах видообразования, о причинах расизма и неорасизма

Р - уметь адекватно оценивать результаты деятельности П - уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного материала; обобщать и анализировать полученные знания К - уметь участвовать в обсуждении содержания материала, включать свои результаты в результаты работы группы

Л - уметь грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, осваивать новые виды деятельности

Компьютер,

мультимедийный

проектор,

презентация к занятию

5Решение частных задач

Обобщение полученных данных. Получение и представление выводов

15

Индивидуальная, фронтальная

форма

организации

Словесный метод

Компьютерная поддержка


Обучающиеся с помощью сети интернет объясняют термины. Строят компьютерную модель человека. Прогнозируют последствия его эволюции

Помогает выделить существенные моменты работы Наблюдает за представлением итогов работы

Р - уметь адекватно оценивать результаты деятельности П - обобщать и анализировать полученные знания К - уметь участвовать в обсуждении содержания материала, включать свои результаты в результаты работы группы

Л - уметь грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, осваивать новые виды деятельности; участвовать в творческом, процессе

Компьютер,

мультимедийный

проектор,


6. Контроль и самопроверка

Оценка уровня усвоения новых учебных действий

10

Фронтальная

форма

организации


Компьютерная поддержка

Проходят тестирование на компьютере

Помогает обучающимся в прохождении тестирования. Отвечает на вопросы, проверяет объективность самооценки.

Р - уметь

осуществлять

самоконтроль,

адекватно оценивать

результаты

деятельности

Компьютер, установленные программы для тестирования


7. Подведение итогов, рефлексия

Рефлексия обучающихся по поводу своего психологического и эмоционального состояния, мотивации своей деятельности по достижению целей и задач учебного занятия; взаимодействия с преподавателем, сверстниками

3

Фронтальная,

Индивидуальная

формы

организации

Словесный метод

Беседуют с преподавателем, отвечают на вопросы преподавателя, задают вопросы преподавателю.

Подводят итоги занятия. Задают вопросы:

1. Что нового и интересного Вы узнали сегодня на уроке?

2. Какие новые знания и навыки приобрели?

3. Хотели бы Вы в дальнейшем принять участие в подобных уроках?


Р - уметь адекватно оценивать результаты деятельности, уметь задавать вопросы на уточнение К - уметь слушать собеседника Л - уметь излагать свои мысли

Компьютер,

мультимедийный

проектор,

доска, таблица,

итоговая презентация

8. Домашнее задание (инструктаж)

Объяснение оформления и способов деятельности при выполнении домашнего задания

5

Фронтальная

форма

организации

Словесный метод

Записывают домашнее задание в тетрадь, слушают инструктаж для выполнения задания, задают вопросы по выполнению домашнего задания

Дает задание на дом. Дает инструктаж по выполнению домашнего задания. Отвечает на вопросы по выполнению задания.

Р - уметь задавать вопросы на уточнение. К - уметь слушать собеседника

Учебник, классная доска, компьютер

9. Завершение урока

Оповещение об окончании занятия

2

Фронтальная

форма

организации

Словесный метод

Убирают тетради и учебные принадлежности. Обеспечивают порядок учебного места. Прощаются с преподавателем.

Прощается с обучающимися

Р - уметь организовывать собственную деятельность



ХОД УРОКА


Этапы урока

Время

Деятельность преподавателя и обучающихся

1. Организационный момент

2 мин.

Преподаватели:

Приветствуют обучающихся, проверяют их готовность к занятию

Обучающиеся:

Приветствуют преподавателей (стоя, молча), садятся за парты после приветствия. Дежурные докладывают об отсутствующих. Преподаватель отмечает отсутствующих

2.

Актуализация знаний

10 мин.

Преподаватель:

Спрашивает ранее известные понятия, востребованные при освоении нового материала (эволюция, антропогенез, движущие силы антропогенеза, основные этапы эволюции человека).

Спрашивает систематическое положение человека, используя заполненную на предыдущем уроке таблицу



Систематическое положение человека как биологического вида

Царство

Животные

Тип

Хордовые

Подтип

Позвоночные

Класс

Млекопитающие

Подкласс

Плацентарные

Отряд

Приматы

Семейство

Человекообразные обезьяны (гоминиды)

Род

Человек

Вид

Человек разумный, включает 3 основные расы: негроидная (экваториальная), европеоидная и монголоидная


Преподаватель предлагает проблемную задачу:

В конце ХХ века после проведения в 1996 году XXVI летних Олимпийских игр в США (Атланта) и в 1998 году XVIII зимних Олимпийских игр в Японии (Нагано) были получены интересные данные. 78% призеров и участников легкоатлетических соревнований и членов баскетбольных команд составляли чернокожие атлеты. 82% тяжелоатлетов, борцов в тяжелом весе и хоккеистов составляли спортсмены европейского типа, 70% гимнастов, борцов в легком весе и теннисистов – выходцы из Азии. Определите причину данного распределения.


Обучающиеся:

Предполагают, что это связано с тем, что у представителей разных рас различные параметрические показатели, которые позволяют им лучше справляться с определенными силовыми нагрузками

3.

Целеполагание (Постановка учебной задачи)

8 мин.

Преподаватели:

Предлагают определить причину, по которой возникли данные показатели

Обучающиеся: Считают, что ответить на данный вопрос сразу не представляется возможным. Необходимо разбить ответ на несколько этапов.

Обучающиеся: С помощью преподавателей устанавливают объект изучения на уроке:

  • Это человеческие расы

Преподаватель: Верно, но это общий ответ. А какие этапы решения проектной задачи вы можете предложить?

Обучающиеся: нужно установить характерные особенности человеческих рас и определить, почему они возникли.

Преподаватель: И это еще не финал. Решение любой задачи несет в себе социальный аспект. Показывает общую фотографию представителей разных рас и просит одним словом определить, кто изображен на снимке

Обучающиеся: отвечают, что это люди, люди разных рас

Преподаватели: дайте определение расы

Обучающиеся: Раса – это большая группа людей, которые отличаются некоторыми наследственными физическими признаками, например, чертами лица, цветом волос, глаз, кожи, формой волос и т.д (слайд 1)

Преподаватели: то, что очевидно для нас с вами, было непростой задачей для жителей планеты в 18 веке. Правительства Европы в 18 веке всерьез обсуждали вопрос: негры – люди или не люди. После долгих споров они пришли к выводу (правда, с некоторыми оговорками): негры – люди. Страшные бедствия принесли эти «оговорки» представителям разных рас и народов. Жестокая колониальная политика, идеология фашизма, апартеид – все это имеет под собой одну основу- представление о собственной исключительности, и о неполноценности других людей. Какое понятие соответствует этому представлению?

Обучающиеся отвечают, что это расизм

Обучающиеся с помощью преподавателя формулируют цели урока.

Сформулированные обучающимися цели:

• Определить основные адаптивные признаки человеческих рас

• Установить основные механизмы, лежащие в основе формирования и развития рас

• Доказать единство происхождения и равенство рас

• Раскрыть реакционную сущность расизма


4. Изучение нового материала (решение учебной задачи)

35 мин.

Преподаватели:

  1. Каждая человеческая раса заслуживает самого пристального внимания и подробного изучения. В рамках урока, чтобы избежать потерь времени, необходимо создать 3 группы и рассмотреть 3 основные человеческие расы: экваториальную (негроиды и австралоиды), европеоидную, монголоидную

  2. Необходимо компилировать фактический материал из большого объема информации. Наиболее удобной формой подачи материала является таблица. Таблица, созданная в текстовом редакторе Microsoft Word позволит каждому студенту иметь весь материал вне зависимости от принадлежности к определенной творческой группе


Обучающиеся изучают материал и заполняют таблицу

«Характерные особенности основных человеческих рас»


Признак

Негроидная раса

Европеоидная раса

Монголоидная раса

Цвет кожи




Цвет глаз и волос




Структура волос




Степень оволошения лица и тела у мужчин




Толщина и форма губ




Форма носа




Высота переносья




Степень развития складки верхнего века




Форма челюсти и верхнего отдела лица




Форма подбородка




Ширина и форма лица




Характерный рост




Пропорции ступней, кистей, общей длины ног и рук




Формат костяка




Общая мышечная масса




Шаблон таблицы выводится на экран. Представители творческих групп, отвечающие за изучение каждой из трех рас, заполняют таблицу, внося при заполнении необходимые пояснения.(слайд 2)

Преподаватель: мы проделали работу, которой занимается наука, изучающая расы – расоведение. Но заполнением таких таблиц наша работа ограничиться не может

Преподаватель: предлагает рассмотреть карты распространения основных рас по территории планеты

Обучающиеся: находят карты в интернете, выводят их на экран и определяют, что экваториальная раса локализована в основном в Африке, Австралии, фрагментарно – в Северной и Южной Америке. Европейская – в Европе, на Ближнем Востоке, в Северной Америке, на севере Африки и юге Австралии. Монголоидная раса – на севере Америки, в Центральной и Южной Америке, на севере России, в Восточной и Юго-Восточной Азии. (слайд 3-5)

Преподаватель: предлагает вспомнить географию и историю и ответить на вопрос о местах исходной локализации рас и причинах их неравномерного распространения по территории планеты.

Обучающиеся: выделяют основные места локализации: монголоиды – Азия, экваториальная раса – Африка и Австралия, европеоиды – Европа. Среди причин распространения рас называют эпоху Великих географических открытий, рабский труд негров в Америке, современные миграционные процессы.

Преподаватели: как формируются у организма те или иные признаки?

Обучающиеся: это действие естественного отбора, который направляет развитие в сторону приспособления строения и функций организма к условиям обитания

Преподаватели: к каким условиям приходилось приспосабливаться предкам современных людей разной расовой принадлежности? Какие данные потребуются для ответа на этот вопрос?

Обучающиеся: предполагают, что необходимо изучить данные по экологии и физической географии, которые помогут ответить на вопрос преподавателя (материалы сети интернет, карты географического атласа, таблицу с данными климатических зон в учебнике экологии). В результате приходят к выводу: Азия – зона резких колебаний температуры, высокой солнечной активности, сильных ветров. Африка – зона повышенной среднесуточной температуры, отсутствия резкой смены времен года, низкой влажности, повышенной солнечной активности. Европа – характерная годовая сезонность, низкие зимние и осенние температуры, низкая солнечная активность.

Преподаватели: Предлагают установить связь между особенностями климата в местах первичной локализации рас и выявленными в процессе заполнения таблицы характерными признаками рас.

Обучающиеся: определяют, что многие признаки рас, безусловно, приспособительные.

- Так, темная кожа , темные глаза негроидов – защита от УФ-лучей. Курчавая шапка волос на голове – воздушная прослойка, защищающая мозг от перегрева. Высокий рост, длинные конечности, вывернутые губы – способствуют быстрой отдаче тепла.

- Светлая кожа, светлые глаза, мягкие волосы европеоидов не препятствуют проникновению УФ-лучей, которые на Севере активно участвуют в синтезе витамина Д. Средний рост, хорошо развитые мышцы, большая жировая прослойка и сильное оволошение тела европеоидов препятствуют потерям тепла в холодный период года.

- Наличие складки верхнего века (эпикантуса), плоское лицо, жесткие, всегда прямые волосы, низкий рост позволяли монголоидам выжить во время постоянных сильных пыльных бурь

Преподаватель: Вы делаете вывод, что в разных климатических условиях под действием естественного отбора сформировались характерные признаки человеческих рас, которые имели выраженное адаптивное значение. А какие вообще механизмы изменения генофонда вы можете назвать?

Обучающиеся: Главный механизм – естественный отбор, а еще генетико-механические процессы (дрейф генов). Скорее всего, именно в результате дрейфа генов закреплялись расовые признаки, которые в отличие от адаптивных были не так сильно связаны с внешней средой – тонкое строение зубов, пальцевые узоры и т.д. Механизм образования человеческих рас такой же, как и механизм образования внутривидовых группировок других живых существ.

Преподаватель:

Но вы говорите об изменениях генофонда популяции, т.е. мы можем решить вопрос: являются ли человеческие расы подразделением одного вида или каждая из них является отдельным видом.

Преподаватель: задает вопросы:

  1. Отличаются ли представители разных рас по соотношению лицевого и мозгового отдела черепа?

  2. Отличаются ли представители разных рас по объему головного мозга?

  3. Отличаются ли представители разных рас по строению кисти и стопы (имеется в виду хватательный тип стопы и крюкообразная кисть)?

  4. Отличаются ли по строению внутренних органов, наличию 4 групп крови, количеству хромосом в соматических и половых клетках?

Обучающиеся на все вопросы отвечают отрицательно

Преподаватель предлагает обучающимся найти слова: метисы, мулаты, самбо, мальгашии, используя возможности поисковых систем глобальной сети Интернет, и в доступной форме дать им определение

Обучающиеся выполняют задание, которое представляют в виде вордовской таблицы, ее можно озаглавить «Метисация»: (слайд 6)


Составляющие расы

Европейцы и индейцы

Европейцы и негроиды

Индейцы и негроиды

Негроиды и монголоиды

Образовавшаяся группа

Метисы

Мулаты

Самбо

Мальгаши


Преподаватель: предлагает вспомнить определение вида и сделать вывод

Обучающиеся: вспоминают (или находят в информационных источниках) определение вида и делают вывод:

Вид – это совокупность популяций, обладающих рядом общих морфологических и физиологических признаков, сходством во взаимоотношениях с биотической и абиотической средой, которые живут на определенном ареале, могут свободно скрещиваться и давать плодовитое потомство. Таким образом, если организмы способны свободно скрещиваться и давать жизнеспособное плодовитое потомство, они принадлежат к одному биологическому виду. Это подтверждается постоянным процессом метисации – смешения рас. В таблице видно, что этот процесс характерен для всех рас. Несмотря на многочисленные морфо-физиологические расовые различия по интеллектуальному потенциалу и умственным способностям расы не отличаются друг от друга.

Преподаватель: Что же явилось основной причиной появления такого разнообразия морфологических типов?

Обучающиеся объясняют, что основной причиной является географическая изоляция в разнообразных условиях одного ареала

Преподаватель: Как исходя из этого можно еще раз доказать принадлежность всех рас к одному биологическому виду?

Обучающиеся: У разных рас не произошло биологической (репродуктивной) изоляции

Преподаватель: Однако различия между расами существуют, в первую очередь – это уровень их социального развития. До сих пор некоторые ученые путают уровень социального развития с биологическими особенностями рас. Эти ошибки используют расисты. Не нужно считать, что расизм изобретение 19-20 веков. В 1490 г испанцы и португальцы пользовались известной терминологией о превосходстве европейцев над «дикими» народами Северной Америки. Дайте определение расизму и объясните истоки этой идеологии (слайд 7)

Обучающиеся: формулируют определение – это антинаучное учение , основой которого является утверждение о не полноценности «низших» и превосходстве «высших рас», расизм обосновывает право одних рас господствовать над другими.

Преподаватель: только ли желание власти стоит в основе расизма?

Обучающиеся предполагают, что это учение позволяет оправдать эксплуатацию человека человеком.

Преподаватель: действительно, уже в 1510 году испанский король Фердинанд V издал указ об использовании в Америке негров-рабов, как представителей «низшей» расы. К концу XIX века в Южной Америке насчитывалось уже около 26 млн. африканских рабов, в Северной Америке – 4 млн. Последние явные проявления расизма отмечались в Северной Америке (США) и в Южной Африке в 60-70 гг ХХ века. (слайд 8)

Обучающиеся задают вопрос: но ведь сейчас, кажется, расизм переживает второе рождение?

Преподаватель: вы правы. Давайте попробуем выяснить причины неорасизма. С чем вы их свяжете?

Обучающиеся: отмечают, что вспышки расовой и национальной неприязни начали происходить с с начала 2000 годов , когда пришли в движение глобальные миграционные процессы.

Преподаватель просит назвать причины миграций

Обучающиеся называют в числе прочих причин – низкий уровень рождаемости в развитых странах, демографический взрыв в странах «третьего» мира, перенаселение, низкий уровень жизни. И с помощью преподавателя делают вывод, что современный неорасизм поддерживается определенными кругами с политическими целями.

Преподаватель: расизм примеривает разные маски – это и ку-клукс-клан в Америке, и скинхеды в России. Но любые его проявления антинаучны, они свидетельствуют о социальной незрелости и проблемах личности тех, кто увлекается идеями расизма. Нельзя забывать, что с идеями расизма рука об руку идут идеи фашизма и национал-шовинизма. Мир уже стоял на пороге катастрофы в 40-х годах прошлого века. И только беспримерное мужество советских солдат спасло человечество. Поэтому нельзя относиться к идеям расизма легкомысленно. Слишком велико и опасно сходство с коричневой чумой, которая едва не погубила мир.(слайды 9-10)

Преподаватель: Нельзя забывать и о том, что за 40 тысяч лет облик человека практически не изменился, но эволюция человека продолжается. Главный фактор формирования расовой идентичности – изоляция- утратил свое значении. В нашу эпоху развитых технических транспортных средств глобальная миграция практически не оставила на планете изолированных групп людей. Из поколения в поколение происходит передача не только генетической информации, но и наследование культурной информации. Между генетической и культурной информацией существует разница. Так, генетическая информация передается только от родителей потомкам, а культурная информация доступна всем. Кроме того, скорость распространения культурной информации гораздо больше скорости передачи генетической информации. И если смерть человека – безвозвратная потеря уникальной комбинации генов, то накопленный человеком опыт вливается в общечеловеческое наследие и не исчезает. Таким образом, современный человек как социальное существо развивается гораздо быстрее, чем существо биологическое

Преподаватели: эволюция – процесс, который является признаком любой биологической системы, остановить его нельзя. Ученые определили, что эволюция человека идет с высокой скоростью по 3-м основным направлениям:

  • Метисация

  • Грацилизация

  • Акселерация


5.Решение частных задач

15 мин

Преподаватели предлагают обучающимся объяснить данные термины и схематично построить облик человека будущего

Обучающиеся: объясняют, что человечество будущего будет более темным по цвету кожи, т.к. будет происходить постепенное отмирание национальных и сословных предрассудков, еще ускорится миграционный процесс. Метисация (смешение рас) приведет к появлению более темнокожей популяции, т.к. признаки негроидной расы являются доминантными. Грацилизация (снижение массы скелета и мышечной массы) будет происходить из-за того, что все меньше станет потребности в немеханизированном труде, где требуется грубая мышечная сила. Акселерация (ускоренное развитие человека) будет происходить из-за дальнейшей социализации человека и из-за особенностей питания, которое всё дальше отходит от естественного и будет продолжать снабжать человека веществами, провоцирующими ускоренное развитие. Кроме того, человечество живет в эпоху глобального кризиса. Самый страшный кризис – экологический. Это вызов всему человечеству, принадлежащему к разным расам, нациям, этносам. Мы должны объединить свои усилия, чтобы сохранить наш общий дом – планету Земля. (слайд11)

Обучающиеся строят схему облика человека будущего, визуализируют её с помощью графических редакторов и прогнозируют её дальнейшее изменение.

6. Контроль и самопроверка

10 мин.

Преподаватели предлагают обучающимся пройти проверку полученных знаний и учебных действий в виде тестирования на компьютере

1 задание: Вставьте пропущенные слова в тексте:

В настоящее время выделяют ….. основные расы. Наличие эпикантуса свидетельствует о принадлежности к ….расе. Плотная шапка курчавых волос – одна из особенностей …расы. Средний рост, крепкое телосложение и значительный рост волос на лице и теле мужчин – особенность …расы. Наука, изучающая расы, называется …..Реакционное учение о неравноценности рас – это…..Смешение рас, или …. – один из показателей принадлежности всех рас к одному виду - …. Формирование расовых признаков направлялось естественным отбором и имело …характер.

2 задание: Укажите вероятные адаптивные признаки, если известно, что гипотетическая раса формировалась в условиях жестокого холода и низкой гравитации (например, на Луне)

7.

Подведение итогов урока. Рефлексия

3 мин.

Преподаватель:

Подводит итоги занятия. Задаёт вопросы:

1. Что нового и интересного Вы узнали сегодня на уроке?

2. Какие новые знания и навыки приобрели?

Обучающиеся:

Подводят итоги занятия. Отвечают на вопросы преподавателя.

  • Определили основные адаптивные признаки человеческих рас

  • Установили основные механизмы, лежащие в основе формирования и развития рас

  • Доказали единство происхождения и равенство рас

  • Раскрыли реакционную сущность расизма

  • Осознали необходимость владения информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий

7.

Домашнее задание. Инструктаж по выполнению домашнего задания


5 мин.

Преподаватели:

Дают разноуровневое задание на дом. Проводят инструктаж. Сообщают, что домашнее задание можно найти на сайте https://4portfolio.ru . Отвечают на вопросы обучающихся.


Задание 1. Сравнить релевантность разных информационно-поисковых систем .

Задание 2. Найти в сети Интернет информацию и записать фамилии великих ученых, деятелей искусства и культуры, спортсменов, принадлежащих к разным расам. Подготовить небольшое сообщение о жизненном пути одного из великих людей планеты

Задание 3. Известно, что мы боимся и не любим то, чего не знаем. Чтобы лучше узнать о жизни людей другой расовой принадлежности, подготовьте небольшую презентацию: например, «Интересные факты о Китае». Подумайте, что интересного и поучительного можно почерпнуть из вашей работы.

Задание 4. Выберите и приготовьте из доступных продуктов какое-либо блюдо африканской или азиатской кухни (можно выполнить это задание в рамках занятий факультатива «Кухня народов мира»)

Обучающиеся:

Записывают адрес сайта домашнего задания. Задают преподавателям уточняющие вопросы.

8.

Завершение урока

2 мин

Преподаватели:

Оповещают об окончании урока. Прощаются с обучающимися.

Обучающиеся:

Убирают тетради и учебные принадлежности. Обеспечивают порядок учебного места. Прощаются с преподавателями. Если эта пара у обучающихся последняя, дежурные проводят влажную уборку кабинета.





САМОАНАЛИЗ



Вопрос самоанализа

Содержание анализа урока

Типология урока


Тип урока “Урок усвоения нового материала”

Предметные

  • Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий

  • Раскрыть

  • Установить

Метапредметные

Личностные универсальные учебные действия:

У обучающегося будут сформированы:

  • мотивация учебной деятельности

  • познавательный характер действий и саморазвитие

Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

  • осуществлять планирование учебной деятельности в зависимости от условий поставленной задачи,

  • проводить анализ и оценку этапов выполнения действий,

  • выбирать наиболее эффективные способы решения разноуровневых задач,

  • оценивать полученный результат, определять и учитывать характер сделанных ошибок, вносить коррективы в решение

Познавательные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

  • анализировать и сравнивать объекты,

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения поставленных задач,

  • обсуждать и компилировать основной блок из массы информации

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

  • слушать и учитывать разные мнения, вступать в диалог,

  • формулировать и отстаивать собственное мнение,

отвечать за свою личную деятельность в команде и за результат деятельности всей команды

Тип и цели урока соответствуют требованиям ФГОС. Выбранный тип урока целесообразен с точки зрения учебной темы. Структура урока соответствует выбранному типу урока. Каждый урок связан с предыдущим и последующим с точки зрения типологии уроков и содержания изучаемого материала.

Организация урока


Организационный момент организован коротко и качественно. Распределение времени и объёма содержания учебного материала по этапам уроков оптимальное. Темп урока оптимальный. На уроке использовались разнообразные формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая. Дисциплина обучающихся хорошая. Условия обучения соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям техники безопасности.

Содержание изучаемого материала


Содержание изучаемого материала соответствует содержанию государственного образовательного стандарта. Содержание учебных заданий имеет практикоориентированный характер. Содержание учебного материала излагается логично, соответствует поставленным целям и задачам урока.

Методика обучения


На уроке использовались разнообразные методы:

  • словесный: беседа

  • наглядный: метод демонстраций

  • практический: устные упражнения, письменные упражнения (построение таблицы), упражнения с использованием ПК (обработка информации, создание презентации). Разработка урока позволяет реализовать деятельностный подход и использовать новые технологии обучения в полной мере (технология проектного обучения, технология проблемного обучения). В полной мере использовались средства современных информационных технологий, что позволило повысить интерес к изучению данной темы. Обучающиеся осуществляли активную творческую и познавательную деятельность. Формировались основные группы универсальных учебных действий.

Контроль, используемый на уроке


На уроке использовался устный контроль – ответы на вопросы, контроль в процессе подготовки и защиты проектной работы, контроль за выполнением информационно-графических работ (заполнение таблицы) и работ с использованием персональных компьютеров, беседа. При контроле ответов обучающихся присутствовали объективность и аргументированность оценивания. На уроке проводился самоконтроль обучающихся.

Эффективность обучения


Обоснованно использовались активные форм обучения, что способствовало высокому уровню самостоятельности обучающихся в освоении профессиональных компетенций и способствовало положительной мотивации к обучению. На всех этапах урока у обучающихся наблюдалась хорошая работоспособность. Задания имели развивающий характер, в них присутствовали элементы творческого поиска.

Результативность обучения


Урок достиг поставленных целей. Был осуществлен деятельностный подход к обучению, УУД у обучающихся формировались в ходе выполнения практических заданий. Реальные результаты урока соответствуют планируемым. В конце урока подведены итоги, на которых обучающиеся оценивают результаты своей учебной деятельности. Разработано разноуровневое творческое домашнее задание, выполнение которого позволит закрепить результаты урока и даст возможность получить положительную оценку обучающимся с любым уровнем познавательной активности.

Общая культура урока


На уроке присутствовала атмосфера доброжелательности и творческого труда. Культура речи преподавателя и обучающихся определялась уровнем сотрудничества обучающихся с членами творческой группы, при межгрупповом взаимодействии, умением слушать собеседника, корректно отстаивать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению. Эмоциональность урока проявлялась в устойчивом интересе к обучению, в понимании личной ответственности каждого за общее дело, в осознании проблем, в желании найти выход из ситуации. В течение всего урока обеспечивалась охрана здоровья обучающихся. Накануне урока был проведен инструктаж по правилам техники безопасности при работе со сложным электрооборудованием (персональным компьютером).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!