СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Биология. Конспект урока в 8 классе по теме "Иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Вакцинация"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Биология. Конспект урока в 8 классе по теме "Иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Вакцинация"»

Предмет: биология

Дата проведения урока: Урок № 19 Класс 8

Тема урока: Иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Вакцинация

Планируемые результаты:

- Личностные: - формирование ответственного отношения к обучению;

- признания высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей, реализация установок здорового образа жизни.

- Предметные: Раскрыть понятие о том, что такое иммунитет, виды иммунитета, инфекционные заболевания, вакцинация.

- Метапредметные (регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия): Формирование умения: самостоятельно работать с текстом учебника, слайдами и схемами; извлекать  нужную информацию; логически мыслить,  анализировать, строить предположения, делать выводы,  оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Тип урока: урок комбинированный

Оборудование урока: телевизор, компьютер.

Основные понятия и термины: Иммунитет - способность организма находить чужеродные тела и вещества и избавляться от них

• Антигены – бактерии, вирусы или их токсины (яды), чужеродные ткани и белки, а также переродившиеся клетки организма.

• Антитела (иммуноглобулины)– белки, синтезируемые организмом в ответ на присутствие чужеродного тела (антигена).


ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка отсутствующих и готовности учащихся к уроку.


  1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.


- Биологический диктант:

  1. Человек, отдающий свою кровь для переливания другим людям или для хранения в банк крови, называется -

  2. Человек, получающий что-либо (кровь, органы) от донора, называется -

  3. Слипание эритроцитов при действии на них белков плазмы другого человека, называется –

  4. Белок находящийся в эритроцитах крови, способный подвергаться агглютинации –

  5. Людей, с какой группой крови называют универсальными донорами –

  6. Как называется белок, способный вызывать гемолитическую желтуху плода у резус – отрицательной матери –

  7. Добровольная сдача крови дееспособным гражданином от 18 лет, прошедшим медицинское обследование -


1. Внутренняя среда организма человека – это:

а) тканевая жидкость, кровь, лимфа

б) кровь и тканевая жидкость

в) кровь и лимфа

2. Плазма крови - это:

а) особый тип соединительной ткани;

б) межклеточное вещество.

3. Эритроциты - это:

а) безъядерные мелкие красные клетки двояковогнутой формы;

б) ядерные мелкие бесцветные клетки двояковогнутой формы.

в) мелкие ядерные клетки

4. Лейкоциты - это:

а) мелкие безъядерные бесцветные клетки непостоянной формы;

б) крупные безъядерные бесцветные клетки непостоянной формы;

в) бесцветные клетки непостоянной формы.

II. Установите соответствие между понятиями и утверждениями

1. Фагоцитоз.

2.Свертывание

3. Фибриноген

4. Фибрин

5. Тромб

А. Защитная реакция организма, препятствующая потери крови и

проникновению в организм болезнетворных организмов,

Б. Процесс поглощения и переваривания лейкоцитами крови, микробов и других чужеродных веществ.

В. Нерастворимый белок.

Г. Растворимый белок плазмы.

Д. Нити фибрина, образующие густую сеть - сгусток крови,

закрывающий рану.

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.


"Наш организм - государство, а силы иммунитета - армия, стоящая на страже его независимости". Рэм Петров.

- О чем мы сегодня поговорим? Какова тема урока?

- Что мы должны изучить?

  1. Прочитайте выдержку из статьи российских ученых-физиологов «Физиологические основы закаливания»

  2. Обсудите прочитанное в группе и ответьте на вопросы:

А) Почему закаливание и физические упражнения являются одним из основных средств укрепления иммунитета?

Б) Почему при закаливании важно не переусердствовать с длительностью холодового воздействия?


«Физиологические основы закаливания»

Известно, что микроорганизмы, вызывающие различные простудные заболевания, чаще всего поражают человека при переохлаждении. Одна из причин заключается в том, что холод действует как сильный стрессовый фактор, вызывая выделение гормона надпочечников гидрокортизона. При слишком значительном и длительном его выделении, когда стрессовая реакция становится опасной, подавляется иммунный ответ.

Если же человек регулярно испытывает холодовые воздействия, то они воспринимаются нервной системой как менее сильный, «хороший» стресс, и гипофиз дает более слабый и кратковременный выброс адренокортикотропного гормона, что улучшает обучение и настроение, но не ведет к опасному для организма длительному повышению уровня гидрокортизона. Отсюда понятно, что при закаливании важно не перестараться. Бурного начала болезни при этом может не быть, зато есть риск получить что-нибудь хроническое. Более сильные, но кратковременные воздействия, видимо, предпочтительнее длительных (лучше обливаться холодной водой, чем ходить без шапки!)

Усилить размножение возбудителей простудных заболеваний может и охлаждение дыхательных путей само по себе. В этом отношении закаливание полезно тем, что если холодовые воздействия привычны для человека, то образуется так называемый динамический стереотип. Гораздо быстрее, уже как ответ на условные раздражители, ускоряются реакции организма, нормализующие температуру тела (сосудистые реакции, усиление обмена веществ и т.д.). Опасное переохлаждение просто не успевает развиться.

Укрепление иммунитета имеет и экономическую значимость, как для семьи, так и для государства.

Решите задачу. Ученик 9 класса Игорь очень любил подолгу играть в компьютерные игры и очень не любил заниматься физкультурой и носить головной убор в холодное время года. Неудивительно, что однажды он сильно простудился и заболел. Врач диагностировал у Игоря ОРВИ и ринофарингит и посоветовал лечиться следующими лекарственными средствами:

  • Анаферон - 115 руб

  • Биопарокс - 225 руб

  • Себидин - 48 руб

  • Нурофен - 190 руб

  • Називин - 56 руб

  • АЦЦ - 150 руб

  • Поливитамины - 220 руб

Рассчитайте, на сколько болезнь Игоря обременила семейный бюджет

  1. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.


Устный опрос:

Что такое форменные элементы? (клетки крови)

Какие форменные элементы крови тебе известны? (эритроциты, тромбоциты, лейкоциты)

Какие клетки крови участвуют в защитных реакциях? (лейкоциты).

Где образуются и где созревают лейкоциты? (в красном костном мозге, а созревают в тимусе и лимфатических узлах).

Какие виды лейкоцитов вы знаете? (фагоциты и лимфоциты)

Итак, мы вспомнили, что клетки с защитной функцией называются лейкоцитами.

– Какова роль лейкоцитов в иммунитете?

Осенняя пора очей очарованье!

Приятна мне твоя унылая краса…


Очень многие поэты, художники восхищаются осенью, воспевают ее в стихах, изображают на своих картинах. Однако есть люди, которые не любят это время года и осень для них – хоть и очей очарованье, но всё-таки унылая пора.

Как вы думаете почему?

Так как на межсезонье приходится пик вирусных заболеваний, поэтому самое время задуматься о защите своего организма.

Создание  проблемной ситуации:

Все мы живем примерно в одних и тех же условиях, только кто-то из нас здоровехонек, а кто-то часто болеет. Как вы думаете, ребята, в чем тут дело?

(Оказывается, организм имеет несколько преград для всего чужеродного, способного вызвать заболевание: первая преграда - это кожа и слизистые оболочки; вторая - иммунитет.)

Наш сегодняшний урок посвящен одной из самых важных проблем современной медицины – иммунитету.

Эпиграф урока: "Наш организм - государство, а силы иммунитета - армия, стоящая на страже его независимости". Эти слова принадлежат авторитетному российскому иммунологу Рэму Петрову.

А знаете ли вы что такое иммунитет?

Сегодня на уроке мы и должны познакомиться с принципом работы этой "армии", выявить способы защиты человека от инфекционных болезней, изучить способы сохранения и укрепления иммунитета Это очень важно. Ведь мы живем в агрессивном мире - испытываем стрессы и влияние плохой экологии, а наш многострадальный организм со всех сторон окружают еще и невидимые враги - инфекционные агенты. Этими злейшими врагами могут быть бактерии, вирусы, патогенные грибки, и при попадании в наш организм они пытаются размножаться и питаться за наш счет, вызывая так называемые инфекционные заболевания. И если бы человек не имел особой "армии защиты", он был бы бессилен в борьбе с "чужаками".

Оборона человека против инфекций организована по всем правилам военной науки, в несколько линий на случай прорыва. Главной линией обороны как уже было сказано выше, служит кожа. В качестве защитных барьеров выступает слизь и реснички эпителия; слезы, слюна вымывают микробов с поверхности эпителия; наконец, в организме присутствует нормальная бактериальная флора, вытесняющая болезнетворных "чужаков". Если же микробы проникли в организм, то в действие вступают другие "полки защиты": прежде всего фагоциты. Откройте, пожалуйста, стр.74,прочитайте второй и третий абзац (частично-поисковый метод)

Закончите предложение:

Иммунитет, при котором уничтожение чужеродных тел осуществляется клетками, называется…(клеточным)

Иммунитет, при котором чужеродные тела уничтожаются с помощью химических веществ – антител – называется… (гуморальным)

Фагоцитоз - то есть поедание чужеродных агентов клетками-фагоцитами. Этот тип иммунитета получил название – клеточный, неспецифический. Открыл это важнейшее явление наш соотечественник И. И. Мечников; за это открытие удостоенный Нобелевской премии по биологии и медицине. (Демонстрация видеосюжета о механизме фагоцитоза)

Фагоцитоз и неспецифическая защита - это как бы регулярные полки армии, сформированные иммунной системой. Но бактерии, благодаря большой скорости мутаций приспосабливаются преодолевать эти заслоны. Поэтому предки человека должны были выработать механизмы, служащие для защиты от каждого конкретного микроорганизма, как бы много их не было. Эта невероятно сложная задача была решена в результате возникновения специфического, гуморального иммунитета - то есть возникновением особых лейкоцитов - лимфоцитов, вырабатывающих против чужеродных антигенов особые белки - антитела. Гуморальный иммунитет был открыт П.Эрлихом.

Типы иммунитета.

Как мы уже сказали в начале урока, иммунную систему можно сравнить с армией, в которой каждый солдат и офицер решает определённую боевую задачу.

Иметь в распоряжении большую армию – ещё не значит выиграть войну. Солдат нужно постоянно тренировать, иначе они полягут в первом же серьёзном бою. Поэтому иммунитет необходимо укреплять каждому без исключения – просто кому-то придётся приложить больше усилий.

Беседа о факторах, которые могут быть причиной снижения или повреждения иммунитета.

  • нездоровый образ жизни (курение, алкоголь, наркотики, недостаток сна);

  • неправильное питание;

  • стрессы;

  • загрязненная окружающая среда;

  • тяжелые физические и умственные нагрузки; частые бактериальные и вирусные болезни, которые ослабляют организм и истощают иммунную систему.

Факторы, укрепляющие иммунитет.

Способы укрепления иммунитета.

  1. Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного.


  1. Понюхайте разрезанные дольки чеснока и лук.

  2. Познакомьтесь с целебными свойствами лука (выдержка из статьи о луке и чесноке в «Энциклопедии лекарственных растений»).

  3. Обсудите прочитанное в группе и ответьте на вопросы:

А) На чем основано применение чеснока и лука в осенне-зимний период?

Б) Как лучше всего применять эти лекарственные растения с целью профилактики ОРЗ, ОРВИ и гриппа?

Лук репчатый.
В состав лука входят гликозиды, инулин, фитин, ферменты, витамины С, A, B1, B2, РР, и, что очень ценно, в листьях и луковицах обнаружены фитонциды, угнетающие рост патогенных микроорганизмов. Отсюда эффективное применение лука при лечении ОРЗ, ангины, хронического тонзиллита, трахеобронхита.
Лук улучшает аппетит, пищеварение, усиливает перистальтику кишечника, поэтому препараты его эффективны при нарушениях пищеварения и хронических запорах. Лечение препаратами лука гнойничковых заболеваний кожи тоже дает положительный результат.
Народная медицина рекомендует лук при бронхитах, коклюше, острых респираторных заболеваниях, ангине: сок лука с медом 1:1 по 1 чайной ложке 3-4 раза в день.
Разведенный сок лука можно использовать для ингаляций.

Чеснок. Действие и применение. Благодаря наличию фитонцидов чеснок обладает сильным бактерицидным действием. Установлено, что летучие фракции, выделяющиеся из растертой ткани чеснока, оказывают токсическое действие на различные виды микробов, тормозят размножение бактерий, низших грибов и микроорганизмов, оказывают бактерицидное действие на дифтерийные палочки, туберкулезные микобактерии, стафилококки, стрептококки и на возбудителей дизентерии.

Когда разгорается эпидемия гриппа, хорошо приготовить кашицу из растертых головок чеснока и, добавив в блюдце немного воды, оставить его посреди комнаты: чесночные фитонциды сохраняют микробоубойную силу в течение 200 часов.

В медицинской практике препараты чеснока используются при заболеваниях желудочно-кишечного тракта: при атонии кишечника, при колите, энтерите, дизентерии, метеоризме, для подавления процессов гниения, развития гнилостных бактерий, способствуя развитию полезной флоры кишечника; как противоглистное средство, а также для лечения гипертонической болезни, атеросклероза и других заболеваний. Наружно применяется кашица из свежих луковиц чеснока для лечения труднозаживающих ран, насморка, трихомонадного кольпита и др.

При гриппе принимают 2—4 мелкоизмельченных зубчика чеснока на ночь в течение 2 дней подряд, после чего 2 дня перерыв (С. А. Томилин).

Укрепление иммунитета имеет и экономическую значимость, как для семьи, так и для государства.

Решите задачу.Ученик 9 класса Игорь очень любил подолгу играть в компьютерные игры и очень не любил заниматься физкультурой и носить головной убор в холодное время года. Неудивительно, что однажды он сильно простудился и заболел. Ухаживая за Игорем, мама заразилась от сына ОРВИ и была вынуждена на неделю взять больничный лист. Какой экономический ущерб нанесла фабрике по пошиву одежды болезнь мамы Игоря, если в день она производила продукции на 800 рублей?

  1. Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания.

Домашнее задание параграф читать, конспект выучить

 - Что нам удалось установить?

– Что нового узнали?

– Что было интересным?

Знания полученные на уроке:

- важны для будущей жизни

- были интересны

- вряд ли понадобятся





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!