Биосфера - глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Функции живого вещества
Цели: сформировать знания об основных положениях учения о биосфере В.И.Вернадского.
Задачи:
Образовательные:
сформировать у учащихся систему знаний о биосфере, её компонентах и границах их определяющих.
Развивающие:
продолжить развитие умений работать с текстом и иллюстрациями учебника, таблицами;
продолжить развитие мыслительных операций, таких как анализ, выделение главного, обобщение, сравнение при изучении постулатов учения о биосфере.
Воспитательные:
продолжить развитие научно-материалистического мировоззрения при изучении основ учения о биосфере, понятия о живом веществе, его свойствах;
продолжить развитие элементов экологической культуры через понимание значения знаний о биосфере как глобальной экосистемы.
ХОД УРОКА
Постановка познавательной задачи
Вам необходимо найти объединяющее понятие этих слов:
Земная кора, камень. горные породы - Литосфер
Роса, реки, озера, моря - Гидросфера
Воздух, озоновый слой, северное сияние - Атмосфера
Уже сотни людей побывали в космосе и через иллюминаторы космических летательных аппаратов видели внешний облик нашей планеты. Но ещё в начале XX века В.И. Вернадский сумел взглянуть на Землю с ещё более далёкого расстояния и силой могучего воображения увидел главное, что отличает Землю от других планет – наличие на ней “проникнутой жизнью оболочки!” “…Сейчас в ней происходит бурный рассвет. Мы знаем только маленькую частичку этой непонятной, неясной, всеобъемлющей загадки…” В.И. Вернадский.
О чём идёт речь?
Биосфера - тонкий слой нашей планеты, населенный организмами, взаимодействующими с воздухом (атмосферой), водой (гидросферой) и земной корой (литосферой). Все живые существа зависят от сохранности ее целостности и устойчивости.
Докажите, что биосфера является глобальной экосистемой.
Биосфера Земли представляет собой глобальную открытую систему со своими «входом» и «выходом». Ее «вход» - это поток солнечной энергии, поступающей из космоса, «выход» - те образованные в процессе жизнедеятельности организмов вещества, которые в силу каких-либо причин ускользнули из биотического круговорота. На языке современной науки биосферу называют саморегулируемой кибернетической системой, обладающей свойствами гомеостаза.
Изучение нового материала
Понятие о биосфере было упомянуто в книге “Гидрогеология” (1802г) французским естествоиспытателем Ж. Б. Ламарком. В научном обиходе слово “биосфера” появилось в1875г. на страницах книги “Лик Земли” австрийского геолога Э. Зюсса. Под этим термином он понимал «пространство в котором есть жизнь».
Учение о биосфере было создано русским геохимиком В. И. Вернадским в 20 – 30 годах XX в. В 1926 г Вернадский разработал учение о биосфере – оболочке Земли, населенной и преобразуемой живыми организмами. Он выявил геологическую роль живых организмов, как фактор преобразования минеральных оболочек планеты.
Постулаты учения о биосфере (В.И.Вернадский, 1926 г.)
Биосфера – устойчивая динамическая система, которая уже изначально была высокоорганизованна и целостна.
Биосфера была структурирована на совокупности организмов. Только благодаря их “массовому эффекту” осуществлялись разнообразные геохимические функции жизни, что и отражалось в окружающей среде.
Эволюционный процесс идет в определенной жизненной среде, состав и масса которой неизменны в геологическом времени. Выйти за пределы этой жизненной среды нельзя путем изучения эволюции видов.
Живые организмы своим дыханием, своим питанием, своим метаболизмом… а главное – длящейся сотни миллионов лет непрерывной сменой поколений… порождали одно из грандиознейших планетных явлений ... Этот великий планетный процесс есть миграция химических элементов в биосфере.
Для осуществления полного кругооборота элементов в эволюции необходимо было участие “совокупностей”, состоящих из организмов разного уровня организации и различной таксономической принадлежности.
Все без исключения геохимические функции живых организмов в биосфере могут быть исполнены простейшими одноклеточными. По истечении геологического времени различные организмы замещали друг друга, однако не происходило изменений их функции.
Пределы жизни в биосфере
Биосфера занимает нижнюю часть атмосферы, верхний слой литосферы и всю гидросферу. Общая толщина биосферы ~ 17км. Вглубь литосферы организмы проникают ~ на 6 – 7км, в гидросфере живые организмы проникают ~ на 11км. В атмосфере биосфера занимает только тропосферу.
Границы биосферы определяются естественными факторами, воздействующими на организм. Основным из них является действие ультрафиолетовых лучей и температуры.
Атмосфера наполнена газами, в недрах Земли – полезные ископаемые.
- Как образовались газы атмосферы, каменный уголь, нефть, почва? Что составляет биосферу т. е. её компоненты?
Биосфера включает: живое вещество, образованное совокупностью организмов; биогенное, которое создаётся в процессе жизнедеятельности организмов (газы атмосферы, осадочные породы), косное вещество, которое формируется без участия живых организмов (к ним относятся магматические и метаморфические горные породы), биокосное вещество, построенное из живого и косного (к ним относятся природные воды и почвы).
-Итак, каковы же основные компоненты биосферы?
Компоненты биосферы:
А) Живое вещество – «совокупность всех живых организмов планеты, в данный момент
существующих, численно выраженная в элементарном химическом составе, весе, энергии»
(по В.И.Вернадскому)
Это вещество геохимически чрезвычайно активно, т.к. связано с окружающей средой биогенным потоком атомов при осуществлении процессов дыхания, питания, размножения. Благодаря этому потоку почти все химические элементы проходят в общей цепи превращений через биогеохимическое звено. Таким образом, жизнедеятельность организмов – это глубокий и мощный геологический процесс планетарного характера. Миграция химических элементов из организма в среду и обратно не прекращается ни на секунду. Эта миграция была бы невозможной, если бы элементарный химический состав организмов не был близок химическому составу земной коры.
В.И.Вернадский писал: «Организм имеет дело со средой, к которой он не только приспособлен, но которая приспособлена к нему».
Благодаря зелёным хлорофиллоносным растениям, осуществляется процесс фотосинтеза, в биосфере создаются сложные по строению молекулы с большими запасами заключённой в них энергии. Без живого вещества работа солнечного луча сводилась бы лишь к перемещению газообразных, жидких и твёрдых тел по поверхности планеты и к временному их нагреванию. Живое вещество выступает в качестве аккумулятора и уникального трансформатора связанной лучистой энергии Солнца. Улавливание солнечной энергии осуществляется преимущественно растительным миром. Но в удержании и преобразовании её по земной поверхности, а также перенос из внешнего в более глубокие слои планеты принимает участие всё живое вещество. Этот процесс осуществляется благодаря размножению и последующему росту организмов.
Скорость размножения их (по В.И. Вернадскому) «это скорость передачи в биосфере геохимической энергии».
Элементарной и структурной единицей биосферы является биогеоценоз – биом.
Б) Функции живого вещества в биосфере:
- энергетическая - аккумуляция энергии Солнца и ее последующее перераспределение между живыми компонентами биосферы. В связи с этим необходимо отметить лишь единственный на Земле процесс, который не тратит, а аккумулирует солнечную энергию, накапливает ее путем создания органического вещества в результате фотосинтеза. Накопленная солнечная энергия обеспечивает протекание всех жизненных процессов. За время существования жизни на Земле живое вещество превратило в химическую энергию огромное количество солнечной энергии. При этом существенная ее часть в ходе геологической истории накопилась в связанном виде (залежи угля, нефти и других органических веществ). В связывании и запасании солнечной энергии заключается основная планетарная функция живого вещества.
- газовая - заключается в воздействии живых организмов в процессе своей жизнедеятельности на газовый состав атмосферы, Мирового океана и почвы. Все аэробные существа при дыхании поглощают кислород и выделяют углекислый газ, а зеленые растения и цианобактерии в процессе фотосинтеза, наоборот, поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Жизнедеятельность организмов, например бактерий, может влиять на концентрацию других газов (сероводорода, метана, азота и т.п.).
- окислительно-восстановительная - заключается в том, что с помощью живых организмов в почве, воде и атмосферном воздухе окисляется ряд веществ. Например, железобактерии способны окислять соединения железа, серобактерии - соединения серы и т.д. Живые организмы способны также и восстанавливать определенные соединении (например, денитрифицирующие бактерии способны восстанавливать нитраты и нитриты до молекулярного азота или его оксидов).
- концентрационная - заключается в поглощении живыми существами определенных химических элементов из окружающей среды и накопление их в своих организмах.
Концентрации элементов в телах живых организмов в сотни и тысячи раз выше, чем во внешней среде. Среди накапливаемых организмами элементов на первом месте стоит углерод, а среди металлов — кальций; концентраторами кремния являются диатомовые водоросли, йода — бурые водоросли (ламинария), фосфора — скелеты позвоночных животных. Так, моллюски, фораминиферы, ракообразные, позвоночные животные могут накапливать в своих организмах неорганические соединения кальция и фосфора, радиолярии - стронция и кремния, бурые водоросли - йода и т.д.
Растения концентраторы – осока и хвощ – накопление кремния в тканях, капуста и щавель – источники йода и кальция.
Животные концентраторы – в скелете и мышцах океанических рыб – кальций и фосфор; в раковинах моллюсков – кальций. Организмы - накопители на длительное время приостанавливают миграцию ряда элементов, выводят их из цикла обращения, обедняют живое вещество.
- деструктивная
- средообразующая
- транспортная.
Проблемный вопрос: какой вы можете сделать, исходя из функций живых организмов?
Вывод:
живые организмы, обитающие на Земле, представляют собой сложную систему преобразования энергии солнечных лучей в энергию геохимических процессов.
живые организмы, регулируя круговорот веществ, служат мощным фактором, преобразующим поверхность нашей планеты.
Заполнить таблицу, каждой функции дать характеристику происходящих процессов, пользуясь материалом учебника
функция | характеристика происходящих процессов |
1. Хемосинтезирующие бактерии приняли участие в образовании железных и марганцевых руд. О какой функции живого вещества идёт речь? (Окислительно - восстановительной).
2. Увеличение концентрации кислорода в атмосфере планеты влияет на скорость и интенсивность процессов. Какую здесь функцию выполняет живое вещество биосферы? (Концентрационную).
3. Какая функция живого вещества проявляется в ходе биохимических реакций, протекающих в живых организмах, с изменением валентности элементов?
4. В процессе фотосинтеза зелёные растения поглощают углекислый газ, синтезируют органические вещества и обогащают атмосферу кислородом. О каких функциях идёт речь?
В) Биогенное вещество - оно создается в процессе жизнедеятельности организмов (природный газ, нефть, сапропель, каменный и бурый уголь, торф, мел, известняк, горючие сланцы, руды железа и марганца).
Г) Косное вещество – оно формируется без участия живых организмов (результаты движения земной коры, деятельность вулканов, метеориты).
Д) Биокосное вещество – оно представляет собой совместный результат жизнедеятельности организмов и небиологических процессов (почва).
Биомасса
В процессе деятельности биосферы живое вещество (продуценты) способна накапливать солнечную световую энергию, превращая ее в энергию химических связей. Суммарная первичная продукция автотрофных организмов определяет биомассу биосферы в целом. Ученые подсчитали, что благодаря фотосинтезу ежегодно живое вещество Земли продуцирует около 160 млрд т сухого органического вещества, из которого примерно 1/3 синтезируется биогеоценозами Мирового океана, а 2/3 - биогеоценозами суши.
Биомасса живых организмов суши представлена на 99,2% - зелёными растениями, и на 0,8 % - животными и микроорганизмами. Биомасса океана такова: на долю растений приходится 6,3 %, на долю животных – 93,7 %. Величина биомассы для всей планеты - на долю растений приходится 95 %, на долю животных - 5 %. В целом биомасса составляет лишь 0,01% массы всей биосферы.
По массе доля живого вещества составляет 0,01 – 0,02 % от массы косного вещества.
- Зная состав, строение, что ещё необходимо знать о живом веществе биосферы?
- Живое вещество биосферы выполняет несколько функций. Какие же это функции?
Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю заполнить таблицу.
Проверяем (высвечивается таблица на доске). (ДЗ)
Основные функции живого вещества в биосфере
Функции | Краткая характеристика происходящих процессов |
| |
| |
| |
| |
Из множества связанных друг с другом круговоротов отдельных биогеоценозов складывается установившийся за многие миллионы лет глобальный биогеохимический круговорот веществ биосферы, поддерживающий устойчивость жизни на планете.
Назовите известные вам химические элементы, включенные в активный круговорот живыми организмами?
Кислород, углерод, фосфор, азот, кальций сера, магний и другие.
Эти элементы называются биогенными (циклическими).
Различают два типа биогеохимических круговоротов: круговороты газов (углерод, кислород, азот и др.) и осадочные круговороты (сера, фосфор, кальций и др.).
Рассмотрим круговорот углерода (объяснение по таблице):
Зеленые растения и фотоавтотрофные бактерии в процессах фотосинтеза и хемоавтотрофные бактерии в ходе хемосинтеза превращают углекислый газ и углеводы в другие органические вещества. Зеленые растения, фотоавтотрофные и хемоавтотрофные бактерии – продуценты в биогеоценозах. Одна часть органических веществ откладывается в виде запасов нефти, каменного угля, торфа, природного газа, гумуса. Другая часть потребляется гетеротрофами – консументами (животными, бактериями и грибами), в дальнейшем – большая часть его окисляется в процессе дыхания и брожения с освобождением углекислого газа. Трупы, экскременты, остатки гетеротрофов, растительный опад используются сапрофитами – редуцентами (бактериями, грибами) и также окисляются в процессе энергетического обмена. Большую роль в минерализации органического углерода выполняет горение. Углекислый газ поглощается автотрофами, замыкая цикл. Часть углекислого газа также депонируется, превращается в нерастворимые соли (карбонаты кальция и магния). Депонированный в виде топлива и гумуса органический углерод и депонированный в виде карбонатов неорганический углерод вовлекается в бактериальное окисление нефти, глубокое разрушение гумуса, растворение карбонатов кислотами, сжигание топлива и т.д.
Просмотр фрагмента видеофильма “Круговорот азота”.
Задание перед просмотром: Составьте схему “Круговорот азота” в рабочей тетради.
Закрепление изученного
Задание: Дополните схему “Круговорот азота” используя материалы учебника на С.135-136. Задание на 3 минуты.
Вопросы для фронтальной беседы:
Какие этапы круговорота азота могут осуществляться без участия организмов, а какие – нет?
Какова роль свободноживущих и симбиотических азотфиксирующих бактерий в круговороте азота?
Вследствие чего возникли нитратные загрязнения окружающей среды?
В чем заключается процесс денитрификации?
Чем отличается круговорот азота от круговорота углерода?
Каково влияние человеческой деятельности на круговороты азота, углерода?
Закрепление
Выберите из предложенных суждений те, которые вы считаете правильными:
1. Биосфера – это совокупность всех биогеоценозов.
2. Биосфера – это открытая система.
3. Живое вещество в биосфере выполняет биогеохимические и концентрационные функции.
4. Высший уровень организации жизни на Земле – биогеоценотический.
5. Нижняя граница обитания живых существ проходит в литосфере на глубине 2–3 км.
6. Живые организмы, регулируя круговорот веществ, служат мощным геологическим фактором, преобразующим поверхность нашей планеты.
7. Весь кислород атмосферы образован в результате жизнедеятельности автотрофных организмов.