СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Биотические факторы среды. Взаимоотношения между организмами.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока может быть использована учителем биологии при изучении темы по любому из рекомендованных УМК. Планирование урока представлено в виде технологической карты, также даны подробные рекомендации по проведению урока и приложения для раздаточного материала.  

Просмотр содержимого документа
«Биотические факторы среды. Взаимоотношения между организмами.»



Тема урока: " Биотические факторы.

Взаимоотношения между организмами".

Тип урока:

Объяснение нового материала.

Задачи урока:

1. Обогатить знания учащихся о влиянии биотических факторов на живые организмы, рассмотрев типы взаимоотношений между ними.

2. Показать, каким образом взаимоотношения между организмами обеспечивают биологическое разнообразие и равновесие в экологической системе.

3. Сформировать познавательный интерес у учащихся к изучению проблемы сохранения равновесия в биогеоценозах.

Технологическая карта урока


Тема урока

Биологические факторы среды.

Взаимоотношения между организмами.

Планируемые результаты

Учащиеся систематизируют и углубляют знания о влиянии биотических факторов на живые организмы, рассмотрев типы взаимоотношений между ними.

Личностная значимость изучаемого материала

Понимание сложности взаимоотношений между организмами и осознание необходимости невмешательства человека в хрупкое экологическое равновесие окружающей среды.

План урока

1.Актуализация знаний уч-ся (10 мин.)

2. Изучение нового материала (30 мин.)

1. Способы взаимодействия организмов.

2. Симбиоз и его формы: кооперация, мутуализм, комменсализм.

3. Система "Эксплуататор - жертва":

Хищничество и паразитизм.

3. Закрепление изученного материала,

объяснение домашнего задания (5 мин.)

Методы обучения

Частично поисковый, наглядно-иллюстративный


Формы организации учебной деятельности

Работа в группах.

Приемы деятельности учителя

Повторение изученного материала, эвристическая беседа с использованием наглядности, организация работы уч-ся в группах, подведение итога урока.

Познавательные задания

1. Вспомните, что относят к экологическим факторам, какие из них являются биотическими?

2. Составьте цепи питания из предложенного списка живых организмов, охарактеризуйте их.

3. Соотнесите приведенные примеры к различным формам симбиоза: мутуализм, кооперация, комменсализм.

4. В системе "хищник – жертва" проследить, корреляцию эффективности средств поиска и ловли добычи у хищника и средств защиты у жертвы.

5. Выявить основные адаптации к паразитическому образу жизни у живых организмов.

6. По каким критериям можно отличить хищничество от паразитизма?



Организация деятельности учащихся


Отвечают на вопросы по домашнему заданию, составляют и охарактеризовывают цепи питания, слушают объяснение учителя, отвечают на заданные вопросы по новой теме, по ходу объяснения заполняют таблицу: "Взаимоотношения между организмами".

Развитие умений учащихся

Использовать имеющиеся знания, сотрудничать в группе, анализировать и обобщать учебный материал.


Основные понятия и термины урока

Симбиоз: комменсализм, мутуализм, кооперация, антибиоз: хищничество, каннибализм, паразитизм,

трофические и топические связи.

Источники информации

Технологическая карта для уч-ся, слайды с иллюстрациями и надписями, ТСО – мультимедийный компьютер, проектор.

Домашнее задание

Дополнить таблицу "Взаимоотношения организмов" своими примерами, используя параграф 17.4. и др. источники информации, ответить на вопросы, приведённые в рабочей карте урока.

Оценки за урок

Наиболее активные участники в каждой отдельно взятой группе получают "5" (набравшие 5 и более жетонов); "4" получают уч-ся, набравшие 3-4 жетона.



Подробные комментарии к уроку

"Биологические факторы. Взаимодействие между организмами".



Для максимально возможной оптимизации работы учащихся на уроке для каждого ученика распечатывается "Рабочая карта урока" (см приложение №1), в которой отображены основные задания и этапы урока. Современный урок, тем более урок биологии, невозможно представить без применения яркой, красочной наглядности, способствующей более полному и глубокому пониманию учебного материала. Для данного занятия были подобраны слайды, отображающие многообразие биологических взаимодействий. В зависимости от наличия соответствующего оборудования в кабинете, для работы на уроке можно воспользоваться как проектором, так и интерактивной доской.

Такая форма организации учебной деятельности учащегося, как работа в группах, наиболее оптимально соответствует таким приемам обучения, как "эвристическая беседа", "мозговой штурм", "обучение сообща". Учитель сам произвольно или по желанию учащихся делит класс на три группы. Желательно, чтобы учащиеся в каждой группе сидели друг к другу лицом, образуя "круглый стол".

Следует отметить, что за каждый правильно данный ответ в ходе урока учащиеся получают по одному очку (это могут быть красиво оформленные жетоны). В конце урока баллы подсчитываются и выставляются соответствующие оценки – за максимально набранное количество – "отлично"; за меньшее количество жетонов – "хорошо". Оценки "3" и "2" при объяснении новой темы не выставляются. Такая установка психологически раскрепощает учащихся, делает их более активными на уроке.

Многообразие взаимоотношений живых организмов является одной из важнейших и интереснейших тем в разделе "Основы экологии". Вследствие объемности учебного материала на одном уроке невозможно охватить все типы взаимоотношений, поэтому за рамки данного урока вынесены такие формы как конкуренция и нейтрализм.


Необходимо отметить, что учащиеся при изучении общей биологии в 10-11 классах опираются на знания, полученные ранее в 9 классе в ходе прохождения курса "Биология. Общие закономерности". На предыдущем занятии учащиеся узнали, что определяющими факторами во взаимоотношениях являются трофические (пищевые), топические (место обитания) связи; а также ознакомились с правилами составления пищевых цепей. В связи с этим, на первом этапе урока в целях проверки домашнего задания и актуализации знаний, учащихся для изучения новой темы предлагаются следующие задания:

1. Вспомните, что мы называем "экологическими факторами". Какие из них являются биотическими?

2. Обратите внимание на задание в рабочей карте урока (см приложение №1). Необходимо дать определения таким понятиям, как "автотрофы", "гетеротрофы", "продуценты", "консументы", "редуценты". Через 30 сек. предлагается заслушать ответы. Затем демонстрируется слайд, в котором правильно соотнесены все понятия и определения.

3. Из предложенного перечня живых организмов составьте цепь питания, охарактеризуйте каждое звено пищевой цепи с точки зрения типа питания и места, занимаемого в ней (см приложение №2). Обратите внимание, что в карточках подобраны как пастбищные, так и детритные пищевые цепи. Учащиеся должны продемонстрировать практически навыки и умения, а также глубокое понимание смысла понятий и определений, которые они повторяли в предыдущем задании. Так как предполагаемая форма организации учебной деятельности – работа в группах, то каждая группа получает отдельную карточку. Время на обсуждение – 3 минуты. Затем представители каждой группы одновременно выносят составленные пищевые цепи на доску. Далее идет краткое обсуждение ответов.











Второй этап – изучение нового материала.

Прежде всего, учащимся дается установка, что в ходе объяснения они должны заполнить таблицу №2 в рабочей карте урока (см. приложение №3). Начинается объяснение с разновидностей позитивных взаимоотношений: симбиоз и его формы. Дается задание для первой группы учащихся:

Соотнесите конкретные примеры, которые будут продемонстрированы на слайдах, с различными формами симбиоза.

Часто в спор вливаются представители других групп, что порождает на уроке живое, интересное обсуждение, в ходе которого учащиеся учатся культуре спора, умению выслушать друг друга. Учитель периодически помогает, направляет учащихся и напоминает им о рабочей карте урока и необходимости пополнять ее записями.

Теперь предстоит ознакомиться с негативными, антибиотическими взаимоотношениями. Задание для второй группы учащихся:

В системе "Хищник - Жертва" проследить корреляцию эффективности средств поиска и ловли добычи у хищника и средств защиты у жертвы.

В ходе показа слайдов учитель актуализирует знания учащихся о положительной роли хищников в биогеоценозах, но старается, чтобы учащиеся сами вспомнили о том, что хищники являются своего рода "санитарами" в биоценозах и контролируют численность своих жертв, что в конечном итоге положительно сказывается на состоянии популяции жертв и экосистемы в целом.

Задание для третьей группы учащихся: В системе "Паразит - Хозяин" выявить основные адаптации к паразитическому образу жизни.

В ходе показа слайдов, кроме выявления адаптаций к паразитизму, следует вспомнить с учащимися тему "Направления в эволюции", прийти к выводу о морфофункциональной дегенерации всех паразитических форм. Также следует отметить, что паразитизм нередко приводит к биологическому прогрессу и вспомнить его критерии, а также проследить с учащимися, что паразиты встречаются во всех царствах живой природы (слайды как раз соответственно подобраны).

Если позволяет время урока, можно задать проблемный вопрос:

По каким критериям хищничество отличается от паразитизма?

Такой пример, как миноги, присосавшиеся к рыбе и постепенно убивающие ее, кто они – хищники или паразиты? В ходе решения данного вопроса (а подобный вопрос обычно возникает у самих учащихся) следует отметить, что хищники, как правило, мгновенно убивает свою жертву, а паразит, наоборот, заинтересован в том, чтобы его хозяин существовал как можно дольше и снабжал его пищей; что паразит имеет специальные приспособления к прикреплению на теле или в теле хозяина, а у хищника приспособления для нападения и умерщвления жертвы.

В конце урока необходимо в ходе обсуждения подвести учащихся к мысли о том, что все живые организмы, в том числе и человек, настолько взаимосвязаны между собой, что при любом неосторожном вмешательстве можно нарушить хрупкое равновесие в природе, что повлечет за собой негативные последствия для всей биосферы в целом.










Приложение № 1

Рабочая карта урока.


Тема: "Биотические факторы среды.

Взаимоотношения между организмами".


Каждому термину, указанному в левой части таблицы, подберите соответствующее определение из правой части


1. Автотрофы

2. Гетеротрофы

3. Продуценты

4. Консументы

5. Редуценты


А. Организмы, в ходе жизнедеятельности превращающие органические остатки в неорганические вещества.


Б. Организмы, синтезирующие из неорганических соединений органическое вещество с использованием энергии из вне.


В. Организмы, потребляющие готовые органические вещества, но не доводящие разложение органических веществ до простых минеральных составляющих.


Г. Организмы, использующие для питания органические вещества произведенные другими организмами.


Д. Организмы, производящие органические вещества из неорганических составляющих



Домашнее задание. Ответьте на вопросы:

1. Приведите примеры ситуаций, когда конкуренция между видами исключается.

2. Что общего между хищничеством и паразитизмом и чем они отличаются?

3. Приведите примеры взаимной регуляции численности организмов разных видов и примеры нарушения такой регуляции. Каковы могут быть последствия этого нарушения?

4. Почему на островах встречается меньше видов, чем на той же площади на материке? В каком из этих двух случаев сообщества организмов будут более устойчивы к воздействиям из вне?

5. В чем состоит эволюционное значение симбиоза?

6. Какие признаки закрепляет естественный отбор у живых организмов в системе "хищник – жертва"?

7. Приведите примеры адаптаций, возникших в ходе сопряженной эволюции в системе "паразит – хозяин".





Приложение № 2

Задания для рабочих групп учащихся:


Карточка № 1

Составьте цепь питания из следующих

организмов:

Ястреб, дуб, пеночка, гусеницы бабочек, рысь.

Охарактеризуйте каждое звено по типу питания и месту, занимаемому в пищевой цепи.



Карточка № 2

Составьте цепь питания из следующих

организмов:

Лисица, дождевой червь, иксодовый клещ, листовой опад, грач.

Охарактеризуйте каждое звено по типу питания и месту, занимаемому в пищевой цепи.



Карточка № 3

Составьте цепь питания из следующих

организмов:

Лисица, дождевой червь, иксодовый клещ, листовой опад, грач.

Охарактеризуйте каждое звено по типу питания и месту, занимаемому в пищевой цепи.



Приложение №3


Типы взаимоотношений в биогеоценозе.

Заполните данную таблицу в ходе объяснения новой темы.


Типы взаимоотношений

Примеры взаимоотношений

данного типа

Кооперация -


Мутуализм -


Комменсализм -


Хищничество -


Паразитизм -





7


Шаруда Надежда Константиновна, учитель биологии

муниципального общеобразовательного учреждения

"Средняя общеобразовательная школа №6" города Бузулука



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!