СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

БИРЖА ЗНАНИЙ. Внеурочное мероприятие по математике и финансовой грамотности

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка внеурочного мероприятия по мтематике и финансовой грамотности для учащихся 9 - 11 классов

Просмотр содержимого документа
«БИРЖА ЗНАНИЙ. Внеурочное мероприятие по математике и финансовой грамотности»

Котова Татьяна Вениаминовна,

учитель математики высшей категории.

Разработка внеклассного мероприятия.

Тема: Биржа знаний

Цель игры: развитие познавательного интереса учащихся к математике.

Задачи: оживить математику введением в нее интересных и прикладных задач, воспитать чувство ответственности в принятии решения и умение работать в коллективе.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки с задачами для экономического конкурса, на столах (у каждой команды) чистые листы бумаги, секундомер.



Содержание

Формируется 4 команды (по 5-7 человек). Каждая команда является финансовокредитным учреждением (банком), которое осуществляет денежные расчеты и наращивает «капитал». Задача банка – решая экономические вопросы, связанные с деньгами, прибылью, доходами, увеличить свой первоначальный капитал. У каждого банка есть акционеры, которые, отвечая на вопросы, тоже приносят прибыль.

Правила игры

  1. Дать название банку.

  2. Выбрать управляющих банков, которые имеют право принимать окончательное решение по данному вопросу.

  3. Стартовый капитал каждого банка – 100 талантов.

  4. Если ответ команды, представляющей данный банк, правильный, то ее капитал увеличивается на стоимость задания.

  5. Если ответ неправильный, то капитал уменьшается на:

    1. 50% стоимости задания, если другой банк также не смог ответить верно;

    2. 100% стоимости задания, если другой банк дает правильный ответ (ответивший банк, получает 100% стоимости ответа)

  6. Во время игры работает тотализатор.

  7. У каждого банка есть свои акционеры (болельщики), которые во время игры, так же могут заработать свой капитал и увеличить его играя на тотализаторе.

  8. Акционеры могут отдать свой заработанный капитал любому банку, за который он болеет, в любой момент игры (как в середине, так и в конце).

  9. Победит то банк, который наберет больший капитал.



Ход игры



1. I гейм «Работа акционеров»

№ вопроса

Цена вопроса

Вопрос

Ответ

1

3 тал

Отец с хитрой улыбкой задает сыну первокласснику вопрос: «Назови мне самое большое число». Получив ответ, он очень удивляется. Что ответил сын?

31 число

2

1 тал

Кто первый в мире изготовил механическую вычислительную машину?

Паскаль

3

1 тал

Уменьшение покупательской способности денег

Инфляция

4

3 тал

Человек вышел из некоторой точки земного шара, прошел 1км на север, затем 1км на восток, а затем 1км на юг и вернулся в исходную точку. Для каких точек земного шара возможно подобное путешествие?

Южный полюс

5

3 тал

Посредник между покупателем и продавцом на бирже

Брокер

6

5 тал

Римский император Август родился в 63 году до н.э., а умер в 14 году нашей эры. Сколько полных лет прожил Август, если в год смерти он справил день рождения?

76 лет

7

1 тал

Из гнезда вылетели три ласточки. Какова вероятность того, что через 15 секунд они будут находиться в одной плоскости?

100% , т.к. три точки всегда образуют одну плоскость.

8

1 тал

Специальное учреждение, заведение, призванное осуществлять самые разные операции, действия с деньгами. Очень часто эти учреждения лопаются.

Банк.

9

1 тал

В 12-этажном доме есть лифт. На первом этаже живет всего 2 человека, от этажа к этажу количество жильцов увеличивается вдвое. Какая кнопка в лифте этого дома нажимается чаще других?

1

10

3 тал

Денежное вознаграждение, выплачиваемое авторам литературных и музыкальных произведений, опубликованных в печати.

Гонорар

2. Работа тотализатора

3. I конкурс для банков: «Блиц-доход»

Каждому банку предлагается по очереди выбрать себе задание, стоимостью от 5 до 20 талантов (2-4 круга).

Стоимость задания

5 тал

10 тал

15 тал

20 тал

Время выполнения

1 мин

1,5 мин

2мин

2,5 мин



Стоимость вопроса

Номер вопроса

5 тал

10 тал

15 тал

20 тал

1





2





3





4





Задачи стоимостью 5 талантов

  1. Портниха сшила платье и продала его за 1500 руб. Какую прибыль она получила, если на платье ушло 3 м ткани по 300 руб. за метр, и на отделку – 200 руб. (400 руб.)

  2. Два предпринимателя поспорили, кто получил больше прибыли? Один выручил от продажи своих товаров 5млн. руб., а его расходы составили 3 млн. руб. Другой наторговал на 1 млн. руб. меньше, но и затратил своих денег всего 2 млн. руб. Кто выиграл спор? (никто)

  3. Сколько евро надо заплатить за костюм, стоимостью 65 долларов, если курс доллара составляет 1,3? (50 евро)

  4. Коля решили заработать. Он закупил 100 журналов по 30 руб. за журнал. И стал продавать по 50 руб. за журнал. Какой доход получит Коля, когда продаст все журналы? (2000 руб)

Задачи стоимостью 10 талантов

  1. Один предприниматель закупил партию носков и продает их на рынке. В первый день он продал 100 пар носков по цене 45 рублей. На следующий день он повысил цену на 10 % и продал 90 пар. В какой день он заработал больше денег? (в первый)

  2. Бизнесмен положил в банк 1млн. руб. Через год он забрал из банка 1млн. 150 т. руб. Какая процентная ставка в этом банке? (15%)

  3. Владимир взял у своего друга взаймы 100 рублей, пошёл в магазин с ними, но к несчастью их потерял. На обратном пути встретил подругу и занял у неё 50 руб., вернулся в магазин, купил 2 шоколадки по цене 10 рублей каждая. Оставшиеся 30 рублей вернул другу и, следовательно, остался должен ему 70 рублей, а подруге 50 рублей. В итоге получаем 70+50=120 руб. Не забудем про две шоколадки и всего получим 140 рублей. Но почему-то возникает разница 150-140=10 руб. Где эти 10 рублей? Помогите разобраться. (складывать доходы и расходы нельзя, доходы равны расходам)

  4. Один отец дал своему сыну 150 руб., а другой своему – 100 руб. Оказалось, однако, что оба сына вместе увеличили свой капитал на 150 руб. Чем это объяснить? (дед – отец – внук)

Задачи стоимостью 15 талантов

  1. К вам в банк положили 200 т. руб. под 20% годовых. Какую сумму денег вы сможите отдать обратно через полгода? (220 руб.)

  2. Некто продавал коня за 1000 рублей. Купец сказал, что это слишком большая сумма. «Хорошо, - сказал продавец, - если ты говоришь, что конь дорого стоит, то возьми его себе даром, а заплати только за гвозди в его подковах. Их по 3 в каждой подкове. И будешь ты мне платить таким образом: за первый гвоздь – 2 руб., за второй – 4 руб., за 3 – 8 руб., и так далее за каждый гвоздь». Купец согласился. Сколько купец заплатил за подковы? (8190 руб.)

  3. Два мальчика решили купить книгу. Одному из них не хватало 5 руб., другому – 1 руб. Они сложили деньги, но все равно не хватало. Сколько стоит книга? (5 руб.)

  4. Однажды черт предложил бездельнику заработать. «Как только ты перейдешь этот мост, твои деньги удвоятся. Можешь переходить по нему, сколько хочешь, но после каждого перехода отдавай мне за это по 24 копейки». Бездельник согласился, и после третьего перехода остался без гроша. Сколько денег у него было сначала? (21 коп)

Задачи стоимостью 20 талантов

  1. Крестьянин, покупая товары, сначала уплатил первому купцу половину своих денег и еще 1 рубль; потом уплатил второму купцу половину оставшихся денег да еще 2 рубля и, наконец, третьему купцу половину оставшихся денег да еще 1 рубль. После этого денег у крестьянина совсем не осталось. Сколько денег было у крестьянина первоначально? (18 рублей)

  2. Вы продаете лимонад. Затраты на производство и реализацию 1 стакана лимонада составляют 30 коп. По цене 60 коп. можно реализовать 130 стаканов, а по цене 50 коп. – 200 стаканов вдень. Какую цену вы должны назначить, если хотите получить больше прибыли? (50 коп.)

  3. Девочка решила помочь маме приготовить ужин: сделать салат, картофельное пюре, котлеты. До прихода мамы оставалось 1 час. Девочка знала, что приготовление блюд занимает разное время:

        1. 10 мин – мытье овощей

        2. 10 мин – их резка

        3. 10 мин – чистка картофеля

        4. 30 мин – его варка

        5. 10 мин – приготовление пюре

        6. 10 мин – приготовление котлет из фарша

        7. 30 мин – жарение котлет

        8. 10 мин – накрывание на стол

Итого 2 часа. Но у девочки был 1 час! В какой последовательности она должна готовить, чтобы ужин был готов к приходу мамы? (3, 4 (в тоже время – 6, 7, 1, 2), 5, 8)

  1. Один человек купил три курицы и заплатил за них 46 копеек. Первая курица несла по 3 яйца через 4 дня, вторая — по 2 яйца через 3 дня, а третья — по 1 яйцу через 2 дня. Продавал он яйца по 5 штук за полкопейки. За какое время окупятся куры? (240 дней)



4. II гейм «Работа акционеров»

№ вопроса

Цена вопроса

Вопрос

Ответ

1

3 тал

Имущественные и интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и другой деятельности.

Инвестиция

2

3 тал

Два путешественника подошли к реке. На берегу реки обнаружилась лодка, способная перевезти одного человека, но путешественники переправились. Как это могло быть?

Подошли с разных берегов

3

1 тал

Служащий компании, фирмы, который управляет людьми, трудом, производством и продажей товаров.

Менеджер

4

1 тал

Три мальчика Коля, Петя и Ваня отправились в лавочку. По дороге у лавочки они нашли 3 копейки. Сколько бы денег нашел один Ваня, если бы он отправился в лавочку?

3 копейки

5

3 тал

Денежный документ установленной формы, который играет роль денег и может быть использован вместо денег в качестве средства платежа.

Чек

6

3 тал

Магазин при 10-часовом рабочем дне открывается в 8 часов утра и закрывается в 7 часов вечера. Закрывается ли магазин на обеденный перерыв?

Закрывается

7

5 тал

Коля поспорил, какой будет счет в игре футбольных команд «Спартак» и «Динамо», перед началом матча, и выиграл спор. Какой был счет?

Счет перед началом игры 0:0

8

5 тал

Сколько бегемотов может увезти пятитонная машина, если вес одного бегемота 1500кг? Сколько крокодилов может увезти та же машина, если вес одного крокодила 175кг?

3 бегемота и еще 2 крокодила

9

3 тал

Баскетбольный матч команд двух школ закончился со счетом 75:80, но ни один баскетболист не забросил ни одного мяча. Как это могло быть?

Играли баскетболистки

10

3 тал

Как называется передача земли, зданий, имущества внаем их хозяином, владельцем на определенный срок за плату?

Аренда



5. Тотализатор

6. II конкурс для банков: «Экономический»

Каждому банку выдается 4 задачи, которые требуется решить за 10 мин.

1. 5 талантов.

Брат и сестра получили в наследство 90т. рублей. Если сестра отдаст брату из своей доли 10т. Рублей, то брат окажется вдвое богаче сестры. Сколько денег в наследство досталось брату и сколько сестре? (50т и 40т рублей)

2. 10 талантов.

Допустим, что выручка от продажи продукции, выпускаемой неким предприятием, составила 50 млн. рублей. При этом было израсходовано:

на сырье - 20 млн. руб.;

на топливо - 1,5 млн. руб.;

заработная плата - 14,5 млн. руб.;

кредиты, налоги - 4,5 млн. руб.;

итого - 40,5 млн. руб.

Какова прибыль предприятия? (9,5мил руб)

3. 15 талантов.

У вашего банка есть несколько вариантов использования денег:

а) вложить 80 т. руб. и получить 100 т. руб.;

б) вложить 20 т. руб. и получить 30 т. руб.;

в) вложить 100 т. руб. и получить 140 т. руб. Какой вариант вы выберете и почему? (II)

4. 20 талантов.

По контракту работнику причитается по 18 франков за каждый отработанный день, а за каждый неотработанный с него взыскивается 12 франков. Через 30 дней работник узнал, что ему ничего не причитается. Сколько дней работал работник в течение этих 30 дней. (6 дней)



7. III гейм «Работа акционеров»

№ вопроса

Цена вопроса

Вопрос

Ответ

1

5 тал

Два землекопа выкапывают 2м канавы за 2 часа. Сколько землекопов за 5 часов выкопают 5м канавы?

2

2

1 тал

Как называются деньги иностранного государства?

Валюта

3

3 тал

Как можно одним мешком пшеницы, смоловши ее, наполнить 2 мешка, которые столь же велики, как и мешок в котором находится пшеница?

Мешок в мешок

4

1 тал

Что помогает увеличить продажу товара?

Реклама

5

5 тал

Хозяин сидит на берегу пруда, заросшего сорняками. Каждый день число сорняков удваивается. Он собирается приступить к расчистке, как только зарастет половина пруда. Через месяц половина пруда оказалась заросшей. Сколько дней у него осталось на расчистку пруда?

1 день

6

1 тал

Угадай, как то зовется, что за деньги продается?

Товар

7

5 тал

Товар, который принимается всеми в обмен на любые другие товары и услуги

Деньги

8

3 тал

Экономическое соперничество за право получения большей доли определенного вида ресурсов

Конкуренция

9

1 тал

Ввоз в страну закупленных за границей иностранных товаров или других ценностей для их употребления.

Импорт

10

3 тал

Что дороже: вагон, наполненный золотыми монетами по 5 рублей, или половина вагона, наполненная золотыми монетами по 10 рублей?

Вагон золота дороже половины вагона



8. Тотализатор

9. III конкурс для банков: «Словесный»

Из слова «рентабельность» составить как можно бодьше слов. Слова, связанные с математикой и бизнесом оцениваются в 3 таланта, остальные в 1 талант

10. Тотализатор

11. Конкурс «Президентов»

За 1 мин написать существительные, начинающиеся с буквы «П» связанные с темой игры

12. Поведение итогов игры. Награждение команд и активных акционеров.





Литература.

  1. Игнатьев Е.И. Математическая смекалка. – М.: Омега, 1996

  2. Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи – М.: Столетие, 1994

  3. Шарыгин И.Ф. Математический винегрет. – М.: Орион, 1991

  4. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Задачи на смекалку. – М.: Просвещение, 2003






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!