СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Бисероплетение – эффективный метод развития мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вкоррекционной работе с детьми с нарушением интеллекта для развития мелкой моторики, очень увлекательно бисероплитение.

Просмотр содержимого документа
««Бисероплетение – эффективный метод развития мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта.»»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Школа № 9 с наличием интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" города Сарова (МБОУ «Школа-интернат № 9»)















«Бисероплетение – эффективный метод развития мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта.»





















Учитель технологии: Егерева С.В.





Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию.
В.М. Бехтерев

Уровень развития речи учащихся коррекционной школы находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук - чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Давно известно, что развивая мелкую моторику, мы стимулируем развитие речи.

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена многими учеными: И.П. Павловым, А.А. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Л.С. Выготским, В.М. Бехтеревым и .др. Все они считали, что речевые области мозга формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

И.М. Сеченов и И.П. Павлов придавали очень большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. Сеченов писал: “Мне даже кажется, что я иногда не думаю прямо словами, а всегда мышечными ощущениями”. Павлов также говорил, что, речь, – это, прежде всего мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга. Обращаясь к анатомическим отношениям, исследователи обратили внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Это доказывает, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребёнка.

Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков А. В. Антаковой-Фоминой, М. И. Кольцовой, Е. И. Исениной. Они доказали, что движение пальцев рук тесно связанны с речевой функцией.

М.И. Кольцова писала: “... Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующее совершенствование речевой реакции состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи, такой же, как артикуляционный  аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга”. Педагоги – практики также считают, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

В.А. Сухомлинский считал, что развитие мелкой моторики рук является одним из главных средств, творческого потенциала детей: “Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.

Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Фомичева, В.Лопатина, Н.В., Ткаченко Т.А. подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи.Речевые области мозга частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Образно говоря, руки – это кнопки мозга. Развитие мелкой моторики у детей способствует улучшению функционального состояния корковых мозговых структур. Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память.

Прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук отчетливо прослеживается в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.дети с нарушением интеллекта испытывают большие затруднения в воспроизведении двигательных заданий по пространственно-временным параметрам, не соблюдают последовательность движений или пропускают элементы движений. У детей с нарушениями речи отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук: недостаточная координация пальцев и кисти руки, замедленность движений, малый объём движений, недостаточный темп, переключаемость движений рук, плохая согласованность элементов движений, чрезмерная замедленность или, напротив, импульсивность.

Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы учащиеся систематически занимались разнообразными видами ручной деятельности.

Поэтому важным направлением в коррекционной работе с детьми с нарушением интеллекта, является развитие мелкой моторики. Тренировка движений пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений. Развитие мелкой моторики является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Под влиянием правильно осуществляемого обучения ручной деятельности совершенствуются познавательные процессы: дифференцируется восприятие, обогащаются представления, развиваются наблюдательность и произвольное внимание, происходят положительные сдвиги в выполнении умственных операций. Ручная деятельность в значительной степени содействует совершенствованию эмоционально-волевой и двигательно-моторной сферы. Кроме того, она способствует обогащению и развитию речи детей.

Но помимо всех игр и упражнений моторная ловкость может эффективно развиваться в различных видах ручных ремёсел. Все виды ручных ремесел являются важными средством всестороннего развития учащихся и весьма эффективным способом коррекции отклонений в развитии мелкой моторики рук. Одним из таких видов такого рукоделия является все виды работ из бисера.

В коррекционной работе с детьми с нарушением интеллекта для развития мелкой моторики, я эффективно использую, одно из самых увлекательных народных искусств - бисероплетение.

С учетом возрастных, психологических, физических особенностей детей мной разработана система работы по развитию мелкой моторики, посредством увлекательной техники бисероплетения. 

Коррекционную работу с учащимися строю на основе уважительного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.

Бисер и бусинки, словно элементы конструктора, ученик может превратить в весёлую игрушку, цветок, нарядное украшение или сувенир. Разбираясь с бусинками бисера, нанизывая их на проволоку, леску или нитки, раскладывая их на столе, учащиеся развивают особую точность и координацию движений кисти рук и пальцев. Важно отметить, что бисероплетение дает равные возможности развития левой и правой руки. Способность работать левой и правой рукой оказывает благотворный эффект для обеспечения взаимодействия полушарий мозга, что способствует развитию памяти, мышления и речи.

Детям нужно создавать что-либо своими руками: это самый простой и естественный способ развития, потому что развитие происходит в деятельности. Ж. Локк считал, что лучшей игрушкой для ребёнка будет та, которую он создал своими руками.  Создавая фигурки из бисера, дети развивает свои творческие способности, фантазию и пространственное мышление, что способствует развитию художественного вкуса и эстетических чувств.

Благодаря многостороннему охвату разнообразных мыслительных и двигательных операций на занятиях, бисероплетение гармонично воздействует на целостное развитие ребенка, на формирование его характера, формируется такие личностные качества как способность к волевым усилиям, аккуратность, самостоятельность, усидчивость и терпеливость. Переплетая бусинки, дети непроизвольно их считают, добавляют или убавляют ряды, тем самым упражняются в счете, знакомятся с разными геометрическими формами. Бисероплетение, как и любое творческое занятие, способствует самовыражению и постоянному творческому росту учащихся. По результатам тематических циклов дети активно принимают участие в выставках, готовят подарки.

Значение этого увлекательного процесса огромно, т.к. подобные занятия успокаивают, развивают воображение, учат сосредоточенности и усердию, развивают мелкую моторику, координацию движений, гибкость пальцев, что напрямую связано с речевым и умственным развитием.

Работа по коррекции речи детей и использование бисероплетения способствует всестороннему развитию детей с речевыми проблемами, реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей, целостности педагогического процесса и форм реализации, выступающих как единая продуманная система организации совместной жизни детей и взрослых. Сложный мир вещей становится гораздо ближе и доступнее, что сказывается и на эмоциональном благополучии детей.

Обучение ведётся по принципу решения задач от простого к сложному, от целого к деталям и от деталей к целому. При организации занятий учитываются специфические особенности, неповторимость каждой личности, своеобразие склонностей и возможностей каждого ребёнка . Предусмотрены как индивидуальные, так и коллективные задания, которые подбираются так, чтобы справился каждый, и тогда подчёркивается личностная значимость ребёнка, повышается его самооценка.

В силу специфики заболевания, устойчивости интереса, коррекционных задач превалируют формы индивидуальной работы. Учебный материал при работе с бисером доступен для понимания и овладения детьми с проблемами развития. Организационные формы, методические средства позволяют вносить в уроки элементы занимательности, наглядности. Образность материала заставляет работать воображение. Занятия бисероплетением постепенно развивают творческие возможности учащихся.



Литература.

Виноградова, Е.Г. Цветы из бисера / Е.Г.Виноградова. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2008 – 31с.

Левченко, С. В. Использование карты Стотта для анализа адаптации учащихся // Практика административной раб. в шк. — 2004. — № 5. — С. 16–19.

Мирский, С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении // Науч.- исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. — М., 1990. — С. 31–35.

Мирский, С. Л. Изучение трудовых возможностей учащихся вспомогательной школы // Дефектология. –1997.– № 4.– С. 16–20.

Мирский, С. Л. Развивающее обучение — главное условие подготовки учащихся вспомогательной школы к труду // Дефектология. — 1999. — № 1. — С. 25–31.

Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олегофренопедагогика): учеб. пособие для студентов. высш. и сред. пед.учеб.заведений / под ред. Б. П. Пузанова. — М.: Академия, 2000. — 272 с.

Паткареев, В. Г. Критерии дифференцированного психолого -педагогической оценки учебной деятельности школьников с нарушением интеллекта на занятиях трудовой подготовки / Паткареев В. Г., Аладинская Н. А. // Деффектология. — 1997. — № 1. — С. 40–42.

Щербакова, А. М. Воспитание ребенка с нарушениями развития / А. М. Щербакова. — М.: Изд-во НЦ ЭМАС, 2002. — 40 с.



3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!