СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Битва на Калке: предпосылки к объедиению Руси

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок Битва на Калке: предпосылки к объедиению Руси

Просмотр содержимого документа
«Битва на Калке: предпосылки к объедиению Руси»

Любя историю сердечно,

Вам будет легче в жизни жить,

Ведь в ней примеров – бесконечно,

Учебник стоит лишь открыть…

Здравствуйте. Садитесь.

«О, светло-светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими богатствами прославлена ты: бесчисленными городами великими, селениями славными, храмами Божьими … Всего исполнена земля Русская!»

Такими словами начинается одна из русских летописей. Но за этими богатствами, враги не раз приходили на Русь.

- Давайте вспомним ребята, кто они, недруги земли русской?

(Ответы: печенеги, хазары, венгры, половцы).

- Правильно.

- Но русские дружины, возглавляемые отважными князьями, всегда давали достойный отпор. Кто из этих князей вам знаком, и победами над каким врагом они прославились? (Назовите имена князей, которые боролись с врагами Руси?)

(Ответ: Олег Вещий – венгры, Святослав – хазары, Ярослав Мудрый – печенеги, Владимир Мономах – половцы).

- Совершенно верно. Соотнесите: имя князя с его портретом и врагом, над которым он одержал победу.

Каждый народ должен знать свою историю. Давайте сыграем с вами в игру «Если знаешь – угадай!» Ребята, сейчас вы получите названия нескольких предметов, нарисовать которые нужно, не называя их. Кто желает? (раздаю задания).

Итак, первый…. Второй…..Третий.

Ребята, скажите, что напоминает 1 предмет? С каким событием в нашей истории он ассоциируется?

(подсказка, если будет надо «Вспомните, при каких обстоятельствах погиб князь Святослав?». Карта Руси стала похожа на лоскутное одеяло).

В первые годы XIII в. Русь, разделенная на множество самостоятельных княжеств, жила в обстановке бесконечных усобиц. О той поре в летописи сообщали: “Пошли дети на отцов, а отцы на детей и братья на братью”.

Ребята, как вы понимаете эти слова?

Действительно, князья ссорились из-за власти, совершали походы на соперников, разоряли их княжества, мирились и вновь враждовали.

На доске вы видите последствия политической раздробленности Руси. Они, как вы знаете, были положительными и отрицательными.

Отметьте, знаком + положительные последствия, а знаком -, отрицательные.

- междоусобные войны;

- расцвет городов в удельных землях;

- дробление княжеств;

- складывание новых торговых путей;

-отсутствие единого войска;

- развитие ремесла;

- маленькими княжествами было легче управлять;

- ослабление обороноспособности.

В начале XIII в. серьёзных внешних врагов у Руси не было, поэтому князья не считали необходимым объединиться для защиты своей страны.

А в это время из восточных стран стали приходить тревожные, пугающие известия о появлении воинственного народа, который вошёл в историю под названием монголо-татары. Уже первое столкновение с ним закончилось трагедией и показало, что без единения всех русских сил борьба с этим врагом будет нелёгкой.

Тема нашего урока “Трагедия на Калке – предпосылки к единению Руси».

Открываем тетради и записываем число и тему урока. В начале XIII в. на съезде монгольской знати - талантливый полководец Темучин был провозглашен правителем монгольского государства и принял имя Чингисхан, что переводе означало - Великий хан. Он объединил под своей властью все монгольские племена и поставил перед монголами задачу – завоевать весь мир.

В результате завоевательных походов, были покорены такие страны как (на слайде) (показ учителем этих территорий на карте)

1206 - 1211 - Тангутское царство (покорены киргизы, буряты, якуты, уйгуры).

1211-1215 - Северный Китай.

1218 - Корея.

1219 - 1221 – Северная Азия (Хорезм).

1220 - 1221 - Азербайджан.

1221 - 1223 - Армения,Грузия,Северный Кавказ.

Действительно, монголы много воевали. А сейчас вместе выясним, в чём причина их завоевательных походов? Ответить на этот вопрос нам поможет отрывок из документа, в котором европейский путешественник описывает свои впечатления о монгольской державе. (Учащиеся работают с текстом).

Текст читаю сама «… В то же время захватнические планы Чингисхана были связаны с особенностями хозяйства его державы. Его основу составляло развитое кочевое скотоводство. Это вынуждало монголов постоянно передвигаться по степям в поисках новых пастбищ для десятков тысяч лошадей. Но не менее важным было наличие огромной армии, содержать которую не смог бы ни один правитель. Она должна была обеспечивать себя сама путем непрерывных войн с соседями и захвата военной добычи. Монгольская знать также стремилась к обогащению…”

Предположите, почему монголо-татары отправляются на завоевание новых земель?

(Ученики анализируют текст, выявляют причины завоевательных походов, и результатом является следующая запись в тетради).

Да, причины завоевательных походов монголо-татар:

- Поиск новых пастбищ.

- Стремление знати к обогащению.

- Наличие многочисленной армии, которая должна была сама себя содержать.

Запишем их в тетради.

А каким же было монгольское войско? Как обучались будущие воины? Чем они были вооружены и какую тактику ведения боя использовали? Ответим на эти вопросы, работая в группах (раздаю материал) самостоятельно.

Первая группа отвечает на вопрос «Каким было обучение будущих воинов?»

Вторая - «Организация монгольского войска»

Третья группа – «Вооружение монгольских воинов»

Четвёртая « Тактика ведения боя».

«С трёх лет монгольские мальчики учились обращаться с лошадьми и оружием. Они могли стрелять из лука в любом положении: не только сидя в седле, но и лёжа в нём. Если было нужно, то они могли спать прямо в седле: в это время конь мог идти тихо или просто пастись. Двухнедельные безостановочные переходы были для них самым обычным делом. В итоге они вырастали крепкими и мужественными бойцами.

Огромное монгольское войско отличалось высокой боеспособностью, четкой организацией. Армия делилась на десятки, сотни, тысячи, а высшей единицей считался 1-тысячный отряд-тумен (тьма). В войске поддерживалась строгая дисциплина. За её нарушение наказание было одно – смертная казнь. Причём казнили не одного провинившегося, а весь десяток воинов, в котором провинившийся состоял. Большое внимание уделялось разведке территорий и вооруженных сил противника. Завоеватели использовали стенобитные и камнеметные приспособления.

Любимым оружием монголов был лук. Натягивая тугую тетиву до уха, воины поражали цели на расстоянии сотен метров. У многих имелись копья и сабли, обязательной принадлежностью кочевника и в повседневной жизни, и в бою считался аркан. Кроме того, у каждого имелась боевая палица или секира, которые подвешивали к седлу или к поясу. Лихие наездники, меткие стрелки из лука, выносливые и отважные воины Чингисхана беспрекословно выполняли волю своего беспощадного предводителя!

Обычно кочевое войско делилось на три части: центр и два фланга (“крыла”). Когда начиналось сражение, центр притворно отступал, заманивая противника, и если тот углублялся в монгольские позиции, в предвкушении победы, теряя осторожность, то “крылья” наносили удар с двух сторон, а центр разворачивался и возобновлял битву.

Ребята, я думаю, что вы успели справиться с заданием. Послушаем первую группу (сначала должны прочитать вопрос).

Так в чём была сила армии монголов?

Сила армии монголов была в:

- высокой боеспособности;

- четкой организации;

- строгой дисциплине;

- использование технических приспособлений ;

- разведке территорий и вооруженных сил противника;

- умелом ведении боя.

Запишите в чём состояла сила армии монголов.

В 1223 г. монголо-татары вторглись в Половецкую степь.(показать на карте) Половецкие ханы обратились к русским князьям за помощью, уговаривая их совместно выступить против непрошенных гостей: “Нашу землю сегодня отнимут, а вашу – завтра, придя возьмут”. Русские князья недооценили нового противника. Они считали, что этот враг не опаснее прежних – половцев и печенегов и всего один удар русских дружин отгонит «непрошенных гостей» снова в степь. Съезд князей в Киеве решил двинуть объединенные русские рати навстречу монголам и дать им бой на чужой (Половецкой) земле.

31 мая 1223 г. на берегу маленькой реки Калке, впадающей в Азовское море, (показать на карте) началось кровопролитное сражение, которое поэт Анатолий Копьёв описывает так:

Ночь прошла, настало утро –

Солнце вынырнуло круто.

И князья заняли место,

Чтобы не было им тесно.

Но!…командира нет у взвода –

Каждый князь – сам воевода.

Что хочу, то ворочу,

Вся война мне по плечу.

У монгол же всё не так.

Войско есть и есть вожак.

И закон суровый там,

Смерть гуляет по пятам.

Вот в степи уже татары,

В стороны несутся лавы.

В клещи русичей зажать.

Смять, потом уничтожать.

Вдруг настала тишина -

Конница монгол ушла.

Русских конница вдогон,

Начался охоты гон.

Удалой Мстислав ошибся,

С конницей монгольской сшибся.

Окружили, рубят в грязь –

Русских конница спеклась.

Половцев возглавил сам,

Знаменитый хан Котян.

Ну, а Киевский Мстислав,

Скрылся от татарских лав.

Дисциплины нет в дружине,

Князь не управляет ими.

Ночь темна, они не ждали,

Воины совсем устали,

А, монголы на рассвете

Изрубили всех на месте.

Лишь князей в живых оставив,

Чтобы стол на них поставить,

И за этим за столом пировать

Их слыша стон…

Итак, где и когда русские дружины впервые скрестили оружие с монголо-татарами?

31 мая 1223 г. на реке Калке. Запишем в тетрадь.

Кого из участников этой битвы вы запомнили? Назовите их.

Мстислав Удалой, хан Котян, Мстислав Киевский.

Кто потерпел поражение?


Русские дружинники во главе со своими князьями.


Сопоставьте действия русских князей и русских воинов на поле битвы.


Для того чтобы ответить на этот вопрос обратимся к тексту учебника на стр.97. Прочитайте текст самостоятельно.


Во время битвы на Калке погибли шесть князей, из простых воинов вернулся домой лишь каждый десятый. Только киевская рать потеряла около 10 тысяч… Общие же потери русского войска составили до 70 тысяч человек.

Почему русские князья, долгое время успешно боровшиеся с кочевниками, потерпели поражение от монголов на реке Калка? Назовите причины поражения?

Причины поражения:

  • Отсутствие единого командования

  • Сила монгольской армии

  • Несогласованность действий русских князей и половцев

  • Недооценка сил противника

  • Для успешной борьбы с монголами было необходимо объединение всех сил Руси.

Запишем их в тетради.

Какой урок князья могли извлечь из этого поражения?

(Предполагаемый ответ учащихся) Нужно объединиться, собрать вместе все силы.


Битва на Калке хорошо показала реальные возможности военного объединения: князья способны были выступить вместе и одержать победу, но они не захотели этого сделать. А ведь только единство способно защитить родную землю от врагов.

Мы, граждане России, должны быть сильными и едиными, ради сохранения целостности нашего государства и только тогда мы добьёмся процветания нашей Родины, так как в ЕДИНСТВЕ НАША СИЛА!

Давайте запишем в “Сокровищницу человеческих ценностей” все положительное, что проявилось в тот период, когда Русь начала борьбу с монголо-татарскими завоевателями и что сохранило свое значение и поныне:

(работа с интерактивной доской на которой учащиеся делают записи)

- ратные подвиги наших воинов;

- преданность долгу;

- любовь к Родине;

- самопожертвование во славу своего Отечества.


Это ценности которые важны во все времена!


Русские летописцы писали о битве на Калке очень мало («В то лето явились племена, о которых никто точно не знает, кто они и откуда вышли…».

А что, будучи летописцами, написали бы об этой битве вы?

Работаем в группах. Первая группа делает запись, заворачивает написанное, передаёт второй, вторая третьей, ну а третья – четвёртой. (Учащиеся работают).

- Послушаем вашу летопись.

Сегодняшним вашим домашним заданием будет творческая работа. Найти дополнительный материал по изученной теме. Этот материал вы можете оформить в виде рисунка, стихотворения, рассказа.

Ребята, вы сегодня хорошо работали, были активны, проявляли интерес, любознательность, старание. Поэтому вы все заслужили положительных оценок.

- … «пять» ( аргументировать) и т.д.

Урок закончен. Спасибо. До свидания.



9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!