СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Блажен разумеваяй на нища и убога...: о жизни священника Злотогорского Василия Ивановича

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работая с архивными материалами иногда находишь драгоценные свидетельства духовного подвига исповедничества веры,  примеры истинного служения Богу, церкви, людям. Так, в отчетах уполномоченного по делам религий, в личном деле священнослужителей удалось добыть удивительное свидельство о жизни священника Злотогорского Василия Ивановича.

Просмотр содержимого документа
«Блажен разумеваяй на нища и убога...: о жизни священника Злотогорского Василия Ивановича»

Блажен разумеваяй на нища и убога...


Работая с архивными материалами иногда находишь драгоценные свидетельства духовного подвига исповедничества веры, примеры истинного служения Богу, церкви, людям. Так, в отчетах уполномоченного по делам религий, в личном деле священнослужителей удалось добыть удивительное свидельство о жизни священника Злотогорского Василия Ивановича. Во время гонений в советское время он оставил даже у своих врагов - пропагандистов атеизма, подтверждение своего бескорыстного духовного служения. Служил он в Илеке с 1944 года и все от малого до великого его знали. На родительскую субботу 1963 года 4 мая, как всегда на кладбище было много детей, он после панихиды к вечеру выстроил детей в ряд и раздал им все яйца, которые ему подали за день верующие, а кому не хватило яиц, раздал деньгами. Он открыто не боясь угроз властей ходил по домам верующих, не верующих и даже иноверцев и распространял веру Христову. За 1962-63 год он привел в православную веру более 50 человек “австрийского вероисповедания”. В церкви постоянно много народу, отмечает уполномоченный, так что даже не все вмещаются на праздники, много молодежи.

Показателен, разговор который передает в своем отчете уполномоченный по делам религий, состоявшийся у него вместе с первым секретарем Илекского РК КПСС т.Кузьминым и председателем местного колхоза “Красный партизан” т.Уховым Куприяном Ивановичем. “На вопрос т.Кузьмина “знаете ли местного священника и часто ли он ходит в правление колхоза”, т.Ухов отвечает: “Как же, Василия Ивановича я хорошо знаю, он к нам частенько заходит, он раза два мне замечание делал, что у нас в правлении курят, сидят в шапках и в правлении грязно, я его замечание принял как за должное, ведь это культура, сейчас, правда, как он заходит, так все кто есть в правлении бросают курить, снимают шапки и встают”. “ А зачем он к вам ходит? - спрашивает т.Кузьмин. “Когда за лошадью, дровишки подвезти, а то и так. В 1951 году он нам хорошо помог, он организовал старух и они нам сжали 14 га ржи. Я хорошо знаю его дочь, она врач, я у нее лечусь”. На вопрос уполномоченного священнику Златогорскому, почему держите деньги в церкви, а не сдаете в госбанк или сберкассу”, он ответил: “не могу я сдавать, так как ко мне часто обращаются люди за помощью, да и колхоз у меня занимает. Вот как, например, рано утром прибегают ко мне из колхоза и говорят: “выручите, батюшка, дайте 600 рублей, нам надо горючее выкупить, а банк открывается в 9 часов, мы не успеем выкупить”. У меня деньги в церкви, я пошел и дал им, мне хорошо, что я колхозу пользу сделал и колхоз своевременно выкупил горючее, мы не раз помогали колхозу. Не так давно, вернее, перед началом экзаменов в школе, - продолжал Златогорский, - я пошел вечерком по улице, слышу в доме слезы, я захожу в дом и узнаю, что там плачет ученица 10 класса, потому что ей директор школы заявил: “если не уплатите деньги за обучение, я не допущу вас к экзаменам, а семья эта бедная, я ее знаю. Я немедленно молчком побежал к казначею церкви, взял у него 150 рублей и принес этой девушке и сказал ей - нате, уплатите за учебу, будете дальше учиться, я еще помогу. После этого я помог еще двум бедным семьям, где учатся дети - одна в восьмом, а другая в девятом классах, я им дал по 150 рублей. Вот, видите, я успокоил родителей и помог ученикам сдавать экзамены, а вы говорите, чтобы я держал деньги в банке, как видите, они у нас не залеживаются.”

С 1953 года о.Василий отменил всякие таксы за требы, снизил цены на просфоры, объявил через церковного старосту, что кто не может полностью купить свечи за 2-3 рубля, пусть кладут на общую свечу, кто сколько сможет. Так верующие говорили уполномоченному: “У нас батюшка нетребовательный, сколько дашь, столько и берет, а иногда и бесплатно покрестит, или похоронит.” На праздники батюшка самым бедным семьям прихода оказывал серьезную материальную помощь. С бедных он за требы не брал ничего, уполномоченный отмечал, “когда заходит он в наиболее слабые в материальном отношении семьи, он после богослужения (молебны, требы -авт.), поздравляет их с праздником и кладет им на стол 5-10 рублей и здесь же говорит - спасибо вам за прием, вот вашим детям на гостинцы, возвращает им обратно и те деньги, которые хозяин дома приготовил для него”. В беседе с уполномоченным о.Василий рассказывал: “таксы у нас на требы никакой нет, просфоры у нас дешевые, свечки у нас мало кто покупают полностью, больше кладут на общую свечу, у нас дают за требы и на свечку кто сколько может. А зачем нам деньги, мы с псаломщиком сыты, а больше нам ничего не надо, церковному совету, ревизионной комиссии, певчим, просфорне и счетоводу мы ничего не платим. Это ведь в других церквах, там все работают за деньги, а у нас нет, работают бесплатно. Вот мы с псаломщиком, прежде чем идти с молебном на большие праздники по дворам верующих, берем с собою рублей 500-600 денег. Зайдешь в семью, живут плохо, а глядишь рубль или трешница на столе для нас приготовлена, а мы вместо того, чтобы взять эту трешницу, свою пятерку или десятку, кому и побольше, положим детям на гостинцы, а то и на рубашонку. Скольку нам благодарности от этих семей, вы себе представить не можете. Зачем нам деньги, у меня дочь врач хорошо получает, а псаломщику хватит, церковь и духовенство должны быть благотворительными, помогать бедным. Вы, знаете, раньше были благотворительные общества, сколько они помогали бедному народу, вот я иду по этому пути. Церковь и духовенство должны быть такими”. На вопрос уполномоченного - ”Что Вы организовали благотворительное общество?” Златогорский ответил: “Зачем нам благотворительное общество, у нас есть церковь, а я знаю всех людей в селе, кто как живет и кто в чем нуждается, мне деньги не нужны, мне важен народ, котрый окружает меня и церковь”

Семья священника Златогорского пользовалась огромным авторитетом у всех жителей Илека. Жена была ветеринарный врач, дочь врач терапевт в районной больнице. Отец Василий сказал уполномоченному: “Таким образом, моя дочь лечит людей, как медик, а я, как священник, и нас здесь уважают”.

Образ отца Василия как современного нашей эпохе образец нестяжательности очень необходим нашей церкви. Православная церковь сегодня единственная кто говорит о бескорыстном служении Богу, Отчизне, людям и это в эпоху разгула корыстолюбия и пропаганды наживы. Бескорыстное служение церкви и священнослужителей сможет повернуть людей к истинным ценностям, к Богу. Современная культура развивает мнимую благотворительность, ради славы человеческой. Только обращаясь к пастырям добрым церкви Христовой можно увидеть примеры истинного служения Богу, ради славы Его.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!