СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Блочный метод изучения слов с непроверяемыми написаниями (словарных слов) в начальной школе.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе раскрывается методика работы по усвоению слов с непроверяемыми написаниями в начальных классах. 

Просмотр содержимого документа
««Блочный метод изучения слов с непроверяемыми написаниями (словарных слов) в начальной школе.»»

Комплекс конкурсных мероприятий среди руководителей, заместителей руководителей, методистов, педагогов, воспитателей образовательных организаций, студентов среднего профессионального образования, учащихся общеобразовательных организаций и воспитанников дошкольных образовательных организаций Республики Дагестан

«Науки юношей питают»



Конкурс методических разработок и проектов руководителей,

заместителей руководителей, методистов, педагогов, воспитателей образовательных организаций Республики Дагестан






Методическая разработка

«Блочный метод изучения слов с непроверяемыми написаниями (словарных слов) в начальной школе.»

Номинация: Педагог- новатор





Автор: 

Амирасланова Гюльнара Алибековна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №11 им. Ш. С. Абрамова

г. Дербента

Контактный телефон: 89285426436

E-mail: [email protected]









Тема: «Блочный метод изучения слов с непроверяемыми написаниями (словарных слов) в начальной школе.»

Цель: формирование орфографических навыков, УУД у учащихся начальных классов.

Задачи:

-познакомить с приёмом системно-деятельностного подхода в обучении (блочный метод изучения слов с непроверяемыми написаниями);

Оборудование: презентация, образцы словарных блоков.





















В русском языке, как известно, очень много слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением, а также слов с непроверяемыми согласными. Написание таких слов не связано с произношением, не опирается на сопоставление и на живой звучащий язык, не регулируется применением правил. Следовательно, основной путь усвоения слов с непроверяемыми написаниями - запоминание их написания и в связи с этим подбор такой системы упражнений, которая позволит в короткие сроки качественно усвоить написание таких слов.

На каждом уроке русского языка учитель отводит время на так называемую «словарную» работу. Однако, как показывают контрольные работы, это не всегда даёт желаемые результаты. Основной причиной плохого усвоения школьниками слов с непроверяемыми написаниями является, на мой взгляд, неэффективное построение работы с такими словами. Словарные слова в учебнике «Русский язык» авторов Канакиной В. П. и Горецкого В. Г. даются, на мой взгляд, разрозненно и бессистемно. Я решила систематизировать эту работу. Так появился блочный метод изучения слов с непроверяемыми написаниями.

Методика заключается в следующем. Все слова, предназначенные для изучения в каждом классе начальной школы, перед началом учебного года я выписываю и разбиваю на группы (блоки). Классификация может быть различной: тематической («Растения», «Путешествие», «Числительные» и т. Д) или по орфограмме (удвоенный согласный, безударный гласный а, о, е, непроизносимый согласный). Группы (блоки) нумеруются и выдаются в течение учебного года. [Приложение I.] При переходе учащихся в 4-ый класс, я даю задание на летние каникулы – помочь учителю и составить свою классификацию словарных слов. Затем их варианты обязательно рассматриваю.

Работа с каждой группой слов идёт неделю. Каждая группа слов печатается на листе А 4 с выделением орфограмм зелёным цветом. Количество слов в группе от 4 до 10, это зависит и от года обучения. При записи в тетрадях учащиеся тоже используют ручку с чернилами зелёного цвета. Использование зелёного цвета помогает лучше запомнить орфограмму. [Приложение II].

В связи с тем, что слова записываются на листах А 4, стенд «Дежурный словарь» в моём классе тоже немного видоизменён. На нём имеется карман на формат А 4 и два стандартных кармашка для слов на карточках. Ведь всегда есть такие слова, которые запоминаются дольше. Например, извините, спасибо. [Приложение III]

Алгоритм следующий.

1 день – чтение группы слов, определение принципа классификации (тематическая или по орфограмме), определение ударения, количества слогов и орфограммы. Если есть непонятные слова, даю объяснение, в 3-4 классе можем найти слово в словаре. В это день на перемене или после уроков слова записываются в словарики. [Приложение IV] Эти словарики ведутся с 1 по 4 класс.

2 день – группа слов прочитывается детьми хором и записывается в тетради с полным комментированием (при записи ученик озвучивает, сколько в слове слогов, какой ударный, называет орфограмму). Группа слов висит на доске.

3 день – дается время на самостоятельное чтение слов, затем слова записываются под диктовку учителя. Группа слов висит на доске, могут подсматривать те учащиеся, которые сомневаются в написании.

4 день – самостоятельное чтение слов, затем запись под диктовку учителя вразброс. Слова в этот день уже не висят на доске.

5 день – различные виды работ на закрепление написания. Это могут быть перфокарты, задания типа «Вставь пропуски», «Найди и исправь допущенные ошибки», картинные диктанты и т.д. Но самое интересное задание, которое с удовольствием выполняли мои ученики, – составление текста со словами группы. Задача такой работы, кроме правильного написания, - постараться использовать в тексте как можно больше слов данной группы. Это не всегда легко сделать.

Контрольные словарные диктанты показывают эффективность данного метода. Успеваемость - 100 %, минимальное количество «3», качество знаний составляет – 70 - 75%.

Использование данного приема изучения словарных слов не только способствует их лучшему запоминанию, но и способствует формированию у младших школьников таких универсальных учебных действий как целеполагание, постановка и решение проблем, контроль, саморегуляция, самооценка, коррекция.

























Список литературы.

1. Учебники: Канакина В. П., Горецкий В. Г. «Русский язык». 1,2,3,4 класс. Москва. «Просвещение», 2019.

2. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2018/02/15/metodicheskoe-posobie-po-teme-samoobrazovaniyaformirovanie



































Приложение I

Словарные блоки для 4 класса

  1. Транспорт.

Автомобиль

Комбайн

Корабль

Тепловоз

Сеялка

Электровоз

  1. Профессии

Агроном

Библиотекарь

Директор

Инженер

Командир

Космонавт

Комбайнер

Председатель

Хлебороб

Человек

Хозяин

Шофёр

  1. Удвоенный согласный

Аллея

Аппетит

Килограмм

Медленно

Металл

Пассажир

Пассажирский

Путешественник

Расстояние

  1. Библиотека

Библиотека

Газета

Беседа

Беседовать

Портрет

  1. Путешествие.

Адрес

Билет

багаж

Вагон

Вокзал

Жилище

Путешествие

Экскурсия



  1. Безударный «е»

Железо

Ещё

Лучше

Сверкать

Семена

Теперь

Телефон

Прекрасный

Пейзаж

  1. Числа

Двадцать

Двенадцать

Одиннадцать

Шестнадцать

  1. Направления.

Впереди

Везде

Здесь

Издалека

Назад

Налево

Направо

Сверху

Слева

Справа

  1. Календарь

Вчера

Завтра

Календарь

Каникулы

Сегодня

Сейчас

  1. Безударный «о»

Богатство

Гореть

Горизонт

Костёр

Овца

Оборона

Победа

Свобода

Хозяйство







  1. Электричество

Электричество

Электровоз

Электростанция



  1. Предметы быта

Кастрюля

Тарелка

Костюм

Свитер

Ботинки

  1. Правительство

  2. Салют















Словарные блоки для 3 класса

  1. Удвоенный согласный

Аккуратно

Коллекция

Килограмм

Коллектив

Шоссе

  1. Непроизносимый согласный.

Лестница

Чувство

Праздник

Здравствуй

  1. Москва.

Красная площадь

Столица

Кремль

  1. Транспорт.

Ракета

Самолёт

Трактор

Трамвай

  1. Дни недели

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Воскресенье

Четыре

Восемь

  1. Квартира

Компьютер

Комната

Кровать

Квартира

альбом

  1. Безударный «е»

Берег

Вместе

Герой

Желать

Интересный

Песок

Лагерь


  1. Огород

Горох

Картофель

Овощи

Огорд

Огурец

Помидор

  1. Растения

Пшеница

Овес

Одуванчик

Растение

Ромашка

Рябина

Сирень

Солома

  1. Безударный «0»

Солдат

Потом

Около

Орех

Однажды

Пороша

Поэт

  1. Вокруг

Восток

Север

Погода

  1. Ужин

Черный

Пирог

Приветливо

Животное

Заря

завтрак









Словарные блоки для 2 класса

1. Вежливые слова

до свидания

здравствуй

извините

спасибо


2. Урок

алфавит

картина

рисунок

рисовать

товарищ

фамилия

подлежащее

сказуемое

3. Растения

берёза

земляника

капуста

малина

морковь

урожай

осина

щавель

яблоня

ягода

4. Родина

город

дорога

метро

отец

Россия

русский

Родина

5. Зима

ветер

мороз

иней

коньки

снегирь

облако

суббота

метель

6. Месяцы

месяц

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

апрель


7. В магазине

магазин

мебель

одежда

посуда

платок

сапоги

сахар

стакан

8. Животные

лягушка

обезьяна

9.шёл

быстро

скоро

вдруг

жёлтый

чёрный

10. Работа

завод

Народ

лопата

улица

молоток

топор

обед

11. потому что

так как






Словарные блоки для 1 класса

1. Слова с «цы»

Цыган

Цыпленок

Цыц

Цыкнул

цыпочки

2. Дети

девочка

дежурный

мальчик

ребята

ученик

ученица

3. Школа

карандаш

класс

пенал

тетрадь

учитель

русский

4. Птицы

ворона

воробей

сорока

петух


5. Животные

заяц

корова

лисица

собака

медведь

6. Работа

машина

пальто

работа

хорошо


7. Деревня

весело

деревня

молоко

язык







Приложение II



















Приложение III



























Приложение IV

















10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!