СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

БЛОК.Образ Прекрасной Дамы. Стихотворения «Незнакомка», «В ресторане»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок помогает пополнить знания о жизни и творчестве А.Блока. Поработать со второй книгой стихов и выяснить,как меняется тональность лирики.

Просмотр содержимого документа
«БЛОК.Образ Прекрасной Дамы. Стихотворения «Незнакомка», «В ресторане»»

Тема урока: Образ Прекрасной Дамы. Стихотворения «Незнакомка», «В ресторане»


Цель урока:

продолжить знакомство с особенностями поэтического мира Александра Блока; раскрыть темы "страшного мира" в лирике поэта"; продолжить развитие понятия образ-символ.

ЗАДАЧИ УРОКА:
Обучающая:
углубить знания учащихся о жизни и творчестве А. Блока; проследить, как меняется тональность лирики А. Блока во второй книге стихов; выяснить, как и почему меняется главная тема А. Блока - тема любви.
Развивающая: способствовать формированию последовательного, логического мышления, устной и письменной речи; формировать умение анализировать лирические произведения.
Воспитательная: воспитывать любовь к поэтическому слову.


Методические приёмы: репродуктивный, иллюстративный, исследовательский.
Формы работы: лекция с элементами беседы, просмотр презентации, фрагментов из кинофильма, выразительное чтение стихов и их краткий анализ. 
Виды работы
: индивидуальная (реализация индивидуального домашнего задания); коллективная.

Оборудование урока:

  • Компьютер, проектор, презентация к уроку.


План урока:

 организационный момент

Актуализация опорных знаний

2.слово учителя

3.выразительное чтение стихотворения

Целепологание

5.анализ стихотворения

6.вывод

7.выставление оценок, задание на дом.


Ход урока

  1. Организационный момент.

Актуализация опорных знаний

Подготовка к ЭГЭ, выполнение тестовых заданий на повторение предыдущего материала
1. Назовите литературное течение, к которому принадлежал А. Блок? (символизм)
2. Учениями каких философов увлекался А. Блок в юности? (В. Соловьев, Ницше)
3. Назовите первый сборник стихотворений А. Блока («Стихи о Прекрасной даме»)
4. Кому посвящён цикл "Стихи о Прекрасной Даме?" (Любовь Менделеевой)
5. Кто рекомендовал для печати первые стихотворения А. Блока? (З. Гиппиус)
6. Кто из русских поэтов в 1915 г. принёс на рецензию А. Блоку свои первые стихи?

(С. Есенин)
7. Кому посвящена речь А. Блока "О назначении поэта" 1921 года? (А. Пушкину)
8. Какая статья А. Блока помогает понять отношение поэта к революции? («Интеллигенция и революция»)
9. Эти строки М. Цветаева посвятила какому поэту? (А. Блоку)
Имя твоё – птица в руке, 
Имя твоё – льдинка на языке.
Одно – единственное движение губ.
Имя твоё – пять букв.
- Какие пять букв имела в виду Цветаева? (Блокъ)



2. Вступительное слово учителя


В русской поэзии Блок занял свое место как яркий представитель символизма, хотя дальнейшее его творчество "перехлестнуло" все символические рамки и каноны. "Лирическая уединенность" Блока, в атмосфере которой создавались" Стихи о Прекрасной Даме", постепенно отступает перед явлениями реальности. Но стоит произнести имя А. Блока - и тотчас же в сознании возникают его

строки: «И каждый вечер в час назначенный..."

И это не случайно. «Незнакомка» не только одно из лучших стихотворений

поэта, но и одно из совершеннейших созданий всей русской лирики».

Обладающее какой-то удивительной музыкальностью, стихотворение с первого

же прочтения завораживает, околдовывает. «Незнакомка» пленяет читателя,

но плен этот становится добровольным и сладким. Сегодняшний урок мы посвятим этому поэтическому  шедевру. Цель урока – знакомство и анализ стихотворения «Незнакомка» (Слайд №1,2)

II. Выразительное чтение стихотворения. (2–9 слайд).

III. Целеполагание. (10 слайд).

Перед нами стоит задача: опираясь на текст стихотворения, создать модель произведения. Для этого нужно определить:

  • время написания стих;

  • ключевые слова – образы – символы (ассоциации);

  • композицию;

  • тему, (микротемы);

  • как выразительные средства помогают раскрыть тему (микротемы) (обязательно обратить внимание на звукопись, цветовую символику стихотворения);

  • лирический герой;

  • связать данное стих. со всем творчеством поэта, раскрыть идею произведения для осмысления мировосприятия;

  • собрать материал воедино: тема, символ, ключевые слова, ассоциации, выразительные средства, Добавить воображение, создать модель, которая бы раскрывала основную тему стихотворения.

IV. Пошаговое комментированное чтение стихотворения. Работа коллективная, с наводящими, направляющими вопросами учителя, приводящими к определённым размышлениям учащихся.


1. Дайте характеристику времени написания стихотворения. (11 слайд. Слайд раскрывается после ответов учащихся, затем заполняется таблица).

Ответы учащихся: 1906 год. В этот период поэт порывает со своими друзьями-символистами. От него ушла его первая любовь — ЛД Менделеева, ушла к его близкому другу — поэту Андрею Белому. Время войн и революций. Это стих. принадлежит к периоду написания “Страшного мира”.

Обобщения учителя: Оно родилось из скитаний по петербургским пригородам, из впечатлений поездки в дачный поселок Озерки. Торжественно-возвышенное настроение после стихов о Прекрасной Даме сменяется разочарованности в реальной действительности, чувство тревоги за мир, который нуждается в спасении.

2. Ключевые слова – образы – символы 1 строфы. Ассоциации. (12, 13 слайды. Раскрывается по мере ответов учащихся. В слабом классе слайды можно открывать перед ответом, с целью направить на рассуждение).

Ответы учащихся: Горячий воздух, ресторан, вечер, тлетворный дух. Картины “страшного мира”. Оксюморон – весенний и тлетворный. Место действия у Блока не просто ресторан, но – ресторан, как будто вся грязь и пошлость большого города сконцентрирована на одном месте. Здесь говорится об атмосфере города, о выжигающей пустоте и безысходности: “дик и глух” - город. В поле зрения поэта попадает обыденный быт городской жизни, от которого становится тягостно на душе.

Обобщения и добавления учителя: Отсутствие музыки означало для Блока отсутствие жизни, омертвелость. Диссонанс, который во многих стихах Блока враждует с музыкой жизни, это отражение антимузыкальности “страшного мира”. Развернутая метафора:

это не только о воздухе, а о жизни, дикой и глухой толпе, о человеческой душе, глухой к красоте, истине, к самой жизни. Для ранней лирики Блока было бы безусловно невозможным сочетание вечеров с ресторанами, там это было бы уродливым смешением лексических рядов. В “Незнакомке” это, оказалось возможным, поскольку сама жизнь перемешивает прекрасное и безобразное.

3. Ключевые слова – образы – символы 2 строфы. Ассоциации. (14 слайд.)

Ответы учащихся: над пылью переулочной, Над скукой загородных дач, крендель булочной. Продолжается тема серой обыденности, в которую вторгается “чуть золотится крендель булочной”.

Ответ учащегося по цветовой символике (15 слайд Серый и чёрный цвет – олицетворение какого-то душевного кризиса, застоя, обыденности, навивают чувства безысходности, омертвления души. Крендель золотится – возможно, какой-то просвет вдали, надежда, жёлтый цвет меняется в золотистый. Хотя у Блока жёлтый цвет олицетворяет трагичность.

4. Ключевые слова – образы – символы 3 строфы. Ассоциации. (16 слайд)

Ответы учащихся: Среди канав, испытанные остряки, скрипят уключины, женский визг. Пошлая обыденность изображается иронически. Шлагбаум – символ препятствия. Преграждая путь людям, он не выпускают их из этого пошлого круга ресторанных увеселений. Повторения передают постоянство удручающего однообразия, удушающей скуки мещанского существования.

Ответ учащегося по звукописи (17 слайд): В парных строках третьей строфы дается только по два звука в сильной позиции: а—ы, и—ы. В этих же строках многослоговные слова утяжеляют чтение, и это хорошо отражает ту пошлую, тягостную обстановку, которая здесь описана. Аллитерации в описании грязной улицы, нагромождения грубых согласных звуков.

Обобщения и добавления учителя: Визг глубоко осознанно и болезненно воспринимался Блоком как антиэстетический звук — режущий, рвущий нервы, способный убить чуткую душу художника и человека.

5. Каким предстаёт перед нами образ лирического героя? (18, 19 слайды)

А в небе, ко всему приученный, Бессмысленно кривится диск… Луна как вечный символ любви, спутник тайны, романтический образ делается плоской, как шутки “испытанных остряков, кривится, пораженная их нестерпимой пошлостью. Автор луну называет диском.

Лакеи сонные торчат, пьяницы с глазами кроликов - продолжается та же тема пошлости, которую отвергает лирический герой.

Обобщения и добавления учителя: Мотив этих двух строф — отчаяние от одиночества лирического героя. Оно звучит в смиренном и горьком признании:

И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен,
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирен и оглушен.

Лирический герой одинок в окружении пьяниц, он отвергает этот ужасающий его душу мир, похожий на балаган, в котором нет места ничему прекрасному и святому.

6. Композиция. На сколько частей можно разделить стихотворение? (20 слайд)

Ответы учащихся: 2 части. Первая половина стихотворения рисует картину самодовольной и разнузданной пошлости, во второй части возникает контрастный образ Незнакомки.

Обобщения и добавления учителя: В стихотворении две части, а основным литературным приемом является антитеза, противопоставление. В первой части — грязь и пошлость окружающего мира, а во второй — прекрасная незнакомка; эта композиция позволяет донести главную идею Блока: образ незнакомки преображает поэта, меняются его стихи и мысли.

(21 слайд). Блок объяснял и то, где он видел Незнакомку - оказывается, на картинах Врубеля: “Передо мной возникло, наконец, то, что я (лично) называю “Незнакомкой”: красавица кукла, синий призрак, земное чудо... Незнакомка - это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это - дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона, но всякий делает то, что ему назначено...” [1]. Синий цвет означает у Блока звездное, высокое, недостижимое; лиловый - тревожное.

7. Образы – символы второй части стихотворения. (22 слайд)

Ответы учащихся: каждый вечер (анафора), сон, девичий стан, в туманном окне. Образ тумана еще более усиливает таинственность появления Незнакомки. Лексика возвышенная. Переход к другой картине прямо противопоставлен окружающей пошлости.

Обобщения и добавления учителя: Здесь все хрупко, основано на таинственности, душа освобождается от пошлого давления повседневности, улетает в иные миры, открывая в своей глубине неведомые миру сокровища. Важно то, что душа человеческая на миг соприкоснулась с миром прекрасного. Мы ощущаем возвышенное поэтическое восприятие лирического героя обаяние и красоту таинственной героини. Это не реальная Незнакомка, а только видение поэта, образ, созданный его воображением.

8. Сравните лексику двух частей. (24 слайд)

Ответы учащихся: Лексика первой строфы (“И каждый вечер друг единственный...”) высокая, сходная с лексикой второй части стихотворения. Лексика второй строфы (“А рядом у соседних столиков...”) - низкая (“лакеи”, “торчат”, “пьяницы”, “кричат”), тяготеет к лексике первой части. Таким образом эти две строфы как бы скрепляют части стихотворения, проникая в ткань лирического повествования. На место бытовой лексики первой части приходят одухотворенные, поражающие своей музыкальностью строки.

10. Найдите противоположные образы.

“Горячий воздух дик и глух” - “Дыша духами и туманами”; “женский визг” - “девичий стан”; “бессмысленный... диск” луны - “солнце”; “скука загородных дач” - “очарованная даль”; “канавы” - “излучины” души; “бессмысленный... диск” - “истина”.

Обобщения и добавления учителя: Образ Незнакомки исполнен поэтической прелести, отгорожен от грязи действительности возвышенным восприятием лирического героя.

Она садится у окна.
И веют древними поверьями 
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

Грязь окружающей пошлой обстановки не прикасается к ней, она как бы парит над нею, отделенная молчаливым одиночеством, своими “траурными перьями”. Она как посланница иного мира, чуждая всем и всему, как воплощенная Поэзия, Женственность.

11. Что видит и чувствует лирический герой? (25 слайд)

Ответы учащихся: Очи синие бездонные, берег очарованный, И очарованную даль.

Это реальные женские глаза, полные тайны и очарованья, это и символ вечной красоты мира, весеннего и цветущего, который еще существует, несмотря на вселенскую власть душного города, существует пусть только в мечте. Одиночество героев выделяет их из толпы, притягивает друг к другу: И странной близостью закованный..

За этим реальным или воображаемым обликом лирическому герою видится “берег очарованный и очарованная даль”. Берег - символ у Блока, значение которого — новая жизнь, новые открытия, новое понимание жизни и поэзии. Эта ассоциация приобретает значение реально существующей возможности приплыть к другому берегу жизни, уйти в “очарованную даль” от пошлости, которая минуту назад казалась непобедимой.

Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено…
Солнце — символ Женственности, символ счастья, любви.

Обобщения и добавления учителя: Последняя строфа довершает переворот в душе лирического героя, построена на осмыслении происшедшего в душе переворота и переосмыслении устоявшегося, привычного, говорит о его избранности, о нетленности прекрасного идеала:

В моей душа лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

Открытие поэзии, посвященность в тайны очарования другого мира, пусть и в воображении, утверждается как истина. Таким образом, красота, истина и поэзия оказываются связанными в неразделимом единстве.

12. Связь стихотворения с другими произведениями Блока.

Любовь – "горькая страсть, как полынь", "низкая страсть", бунт "чёрной крови" (стихотворения "Унижение", "На островах", "Чёрная кровь"). Послушайте стихотворение "В ресторане", в котором тоже отражена проблема неспособности человека любить. 
Подготовленный ученик читает наизусть.
Сравните стихотворения А. Блока "В ресторане" и "Незнакомка".
1. Каким является фон, на котором происходит действие?
2. Как меняется Он и Она в стихотворении "В ресторане"?
3. Какова символика красок в этом стихотворении?
4. В какой части стихотворения действие как будто переносится в мир" Незнакомки"?
5. Зачем этот приём использует Блок?
6. Как последняя строфа заставляет нас почувствовать, что поэт не может спасти Любовь от унижения и пошлости?
7. Какие препятствия приходится преодолеть героям этой драмы?
Выводы:
В лирике А. Блока запечатлена мечта о возвышенной любви, которая утверждает в мире красоту и гармонию. Но противоречия "страшного мира" сильнее любви и мечты. Красота погублена, поругана, уничтожена, растворена в жёлтом мире жёлтого города.
И всё же поэт не может замкнуться в себе, его привлекает идея пути" вочеловечивания". Блок ищет новые ценности взамен утраченных, но не отказывается от жизни и поиска идеала. Говоря "нет" тёмному настоящему, А. Блок убеждён в том, что крушение старых устоев жизни неизбежно. Он не признаёт торжества "страшного мира" над людьми и не капитулирует перед ним. Не случайно поэт говорил: "Трудное надо преодолеть. А за ним будет ясный день". 
8.  Домашнее задание. ( Слайд №11)

  1. Сравнить стихотворение "Незнакомка" со стихотворением "В ресторане" (Никогда не забуду (он был или не был, этот вечер:).

  2. Написать сочинение на тему: " Стихотворение А.Блока "Незнакомка". (Восприятие, истолкование, оценка.)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!