Традиционная классификация: Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: по источнику материала: словесные, наглядные, практические; по характеру обучения: поисковые, исследовательские, эвристические, проблемные, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные; по логике изложения и восприятия нового знания: индуктивные и дедуктивные; по степени взаимодействия педагога и учащихся: пассивные, активные и интерактивные. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций); методы стимулирования долга и ответственности (убеждение, предъявление требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания). Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля; методы письменного контроля и самоконтроля; методы практического контроля и самоконтроля. Наглядные методы обучения К наглядным методам относятся: демонстрация; показ образца; иллюстрация. Практические методы обучения Наблюдение; Опыты; Практические методы учения; Объяснительно иллюстративные; Репродуктивные. Методы проблемного обучения Проблемная лекция; Частично-поисковые или эвристические методы; Исследовательские методы. Пассивные методы обучения (педагог-главный) Активные методы обучения (учитель=ученик) Индивидуальные; Групповые; Дискуссионные; Игровые; Тренинговые; Рейтинговые. Самые распространённые активные методы обучения: Презентации; Кейс-метод; Дидактические игры; Баскет-метод. Интерактивные методы обучения (учитель=ученик, ученик=ученик) Мозговой штурм; Кластеры, сравнительные диаграммы, пазлы; Тесты; Круглый стол (дискуссия, дебаты); Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные); Аквариум; Метод проектов; BarCamp; Формула ПОПС (П – позиция; О – объяснение (обоснование); П – пример; С – следствие (суждение)); Мастер-классы; Построение шкалы мнений; Дерево решений. | Классификация форм организации занятия: Фронтальная работа; Групповая работа; Коллективная форма работы; Работа в парах; Индивидуальная форма; Индивидуальное обучение. Виды форм обучения: | Коллективно-групповые | Индивидуальн-ые | Фронтальные | Тради-цион -ные | Занятие, семинары, лекции, конференции, олимпиады мастерские, студии, деловые игры, факультатив, экзамен, учебная экскурсия, дополнительные занятия, соревнования, конкурс, открытое занятие | Тьютерство, репетиторство, консультация, менторство, семейное обучение, самообучение | «Погружения», научные недели, творческие недели, проекты, конкурс, лекция, доклад | Нетра-дицион-ные | Интегрированные занятия, заочная экскурсия, КВН, лекция-парадокс, исследование, уроки мудрости, пресс-конференция, урок-сказка, следствие, экскурсия в прошлое, парный опрос, турнир, аукцион, путешествие, утренник, экспресс-опрос, эстафета, урок-блок, бенефис, литературная прогулка, спектакль, урок-зачет, дуэль, митинг, литературная гостиная, концерт, урок-консультация, ученый совет | Вопросно-ответная форма | Заочная экскурсия, пресс-конференция, круглый стол, мозговой штурм, тренинг | | Классификации средств обучения: По характеру воздействия на обучаемых: визуальные: предметы, макеты, карты, слайды, ИКТ-презентации; аудиальные: музыкальный центр, радио; - аудиовизуальные: телевидение, кинофильмы, ИКТ-презентации. По степени сложности: простые: учебники, печатные пособия, картины, модели; сложные: механические визуальные средства, лингафонные кабинеты, компьютеры. По происхождению: натуральные природные средства: коллекция камней, растений, шишек, желудей, семечек; символические: рисунки, схемы, карты. Классификация А.Е. Дмитриева и Ю.А. Дмитриева: естественные: натуральные объекты или их изображения (реальные предметы, картины, портреты, произведения искусств); объемные: геометрические фигуры, чучела; изобразительные: фото, кадры кино-, теле-, диафильмов, диапозитивов; графические: схемы, чертежи, таблицы, диаграммы; символические: географические карты, глобус; звуковые: магнитофонная запись; мультимедиа, основанные на компьютерных технологиях, использующие интерактивность и средства дистанционного обучения. |