СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Блок-схема с классификациями методов, форм и средств обучения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Блок-схема с классификациями методов, форм и средств обучения»

Методы, приёмы, формы и средства организации деятельности обучающихся в системе дополнительного образования

Методы

Формы

Средства (Дидактические средства)

Традиционная классификация:

  1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  1. по источнику материала: словесные, наглядные, практические;

  2. по характеру обучения: поисковые, исследовательские, эвристические, проблемные, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные;

  3. по логике изложения и восприятия нового знания: индуктивные и дедуктивные;

  4. по степени взаимодействия педагога и учащихся: пассивные, активные и интерактивные.

  1. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  1. методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций);

  2. методы стимулирования долга и ответственности (убеждение, предъявление требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания).

  1. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

  1. методы устного контроля и самоконтроля;

  2. методы письменного контроля и самоконтроля;

  3. методы практического контроля и самоконтроля.

Наглядные методы обучения

К наглядным методам относятся:

  • демонстрация;

  • показ образца;

  • иллюстрация.

Практические методы обучения

  • Наблюдение;

  • Опыты;

  • Практические методы учения;

  • Объяснительно иллюстративные;

  • Репродуктивные.

Методы проблемного обучения

  • Проблемная лекция;

  • Частично-поисковые или эвристические методы;

  • Исследовательские методы.


Пассивные методы обучения (педагог-главный)

  • Объяснение;

  • Рассказ;

  • Работа с литературными источниками;

  • Изложение;

  • Повествование;

  • Описание;

  • Рассуждение;

  • Проблемное изложение;

  • Беседа.

Активные методы обучения (учитель=ученик)

  • Индивидуальные;

  • Групповые;

  • Дискуссионные;

  • Игровые;

  • Тренинговые;

  • Рейтинговые.

Самые распространённые активные методы обучения:

  • Презентации;

  • Кейс-метод;

  • Дидактические игры;

  • Баскет-метод.

Интерактивные методы обучения (учитель=ученик, ученик=ученик)

  • Мозговой штурм;

  • Кластеры, сравнительные диаграммы, пазлы;

  • Тесты;

  • Круглый стол (дискуссия, дебаты);

  • Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные);

  • Аквариум;

  • Метод проектов;

  • BarCamp;

  • Формула ПОПС (П – позиция; О – объяснение (обоснование); П – пример; С – следствие (суждение));

  • Мастер-классы;

  • Построение шкалы мнений;

  • Дерево решений.

Классификация форм организации занятия:

  1. Фронтальная работа;

  2. Групповая работа;

  3. Коллективная форма работы;

  4. Работа в парах;

  5. Индивидуальная форма;

  6. Индивидуальное обучение.

Виды форм обучения:

 

Коллективно-групповые

Индивидуальн-ые

Фронтальные

Тради-цион -ные

Занятие, семинары, лекции, конференции, олимпиады

мастерские, студии, деловые игры, факультатив, экзамен, учебная экскурсия, дополнительные занятия, соревнования, конкурс, открытое занятие

Тьютерство, репетиторство, консультация, менторство, семейное обучение, самообучение

«Погружения», научные недели, творческие недели, проекты, конкурс, лекция, доклад

Нетра-дицион-ные

Интегрированные занятия, заочная экскурсия, КВН, лекция-парадокс, исследование, уроки мудрости, пресс-конференция, урок-сказка, следствие, экскурсия в прошлое, парный опрос, турнир, аукцион, путешествие, утренник,

экспресс-опрос, эстафета, урок-блок,

бенефис, литературная прогулка, спектакль,

урок-зачет, дуэль,

митинг, литературная гостиная, концерт, урок-консультация, ученый совет

Вопросно-ответная форма

Заочная экскурсия, пресс-конференция, круглый стол, мозговой штурм, тренинг



Классификации средств обучения:

  1. По характеру воздействия на обучаемых:

  1. визуальные: предметы, макеты, карты, слайды, ИКТ-презентации;

  2. аудиальные: музыкальный центр, радио; - аудиовизуальные: телевидение, кинофильмы, ИКТ-презентации.

  1. По степени сложности:

  1. простые: учебники, печатные пособия, картины, модели;

  2. сложные: механические визуальные средства, лингафонные кабинеты, компьютеры.

  1. По происхождению:

  1. натуральные природные средства: коллекция камней, растений, шишек, желудей, семечек;

  2. символические: рисунки, схемы, карты.

  1. Классификация А.Е. Дмитриева и Ю.А. Дмитриева:

  1. естественные: натуральные объекты или их изображения (реальные предметы, картины, портреты, произведения искусств);

  2. объемные: геометрические фигуры, чучела;

  3. изобразительные: фото, кадры кино-, теле-, диафильмов, диапозитивов;

  4. графические: схемы, чертежи, таблицы, диаграммы;

  5. символические: географические карты, глобус;

  6. звуковые: магнитофонная запись;

  7. мультимедиа, основанные на компьютерных технологиях, использующие интерактивность и средства дистанционного обучения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!