СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Блок занятий: Кукла в национальном костюме народов Севера

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика обучения изобразительному искусству

«Блок занятий: Кукла в национальном костюме народов Севера»

Просмотр содержимого документа
«Блок занятий: Кукла в национальном костюме народов Севера»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Г.И. НОСОВА»



Кафедра академического рисунка и живописи









КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Методика обучения изобразительному искусству»

На тему: «Блок занятий: Кукла в национальном костюме народов Севера»









Исполнитель: Шевченко Анастасия Юрьевна студент 4 курса, группа ФИДПОб – 13

Руководитель: Савельева Оксана Петровна, доцент кафедры АРиЖ, канд. пед.наук, доцент

Работа допущена к защите «____» _______ 2017 г. _______________________

(подпись)

Работа защищена «____» ________2017 г. с оценкой _________ __________

(оценка) (подпись)









Магнитогорск, 2017





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Г.И. НОСОВА»



Кафедра академического рисунка и живописи

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

Тема: «Блок занятий: Кукла в национальном костюме народов Севера»

Студенту Шевченко Анастасии Юрьевне







Исходные данные:

__________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________

Срок сдачи: «____» ______________ 2017 г.

Руководитель: _________________/Савельева О.П./

(подпись) (расшифровка подписи)

Задание получил: ______________/Шевченко А.Ю./







Магнитогорск, 2017


Содержание



Введение 1

Глава I. История и технология создания авторской куклы………………………….…………………………………………………..5

1.1. Краткий исторический очерк развития куклы 5

1.2. Современные технологии создания куклы 8

Глава II. Блок занятий «Кукла в национальном костюме народов Севера» 11

2.1.Программа занятий 11

2.2. Методические рекомендации по проведению блока занятий «Кукла в национальном костюме народов Севера»……………………………………………………………...………….14

Заключение……………………………………………………………………...52

Список литературы………..…………………………………………………………….53

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...54





























Введение

Создание авторской куклы как один из видов изобразительного искусства представляет собой благодатную почву для развития творческого воображения детей, для формирования их художественного и эстетического вкуса. Творческая деятельность в области объемной пластики не дается легко в силу физических, материальных и временных затрат, связанных с ее созданием.

Мир кукол всегда привлекателен для нас. Каждый человек когда-нибудь имел дело с куклами. В основном это происходило в далёком детстве. Куклы бывают разные: театральные, коллекционные, детские, интерьерные, но назначение у всех кукол одно – дарить людям радость от соприкосновения с их миром.

Актуальность данной темы в том, что в нашей жизни кукла стала иметь большое значение. Не только у детей, но и у взрослых. Посетители обычно с нескрываемым удовольствием рассматривают кукол в музеях и на выставках. Сейчас очень много серьёзных художников, дизайнеров, коллекционеров занимаются таким, казалось бы, несерьёзным делом как куклы

Поэтому целью работы является: разработать блок занятий по созданию куклы в национальном костюме для детей 15-16 лет.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

  • Описать историю зарождения и развития кукольного образа;

  • Рассмотреть виды авторской куклы и особенности их изготовления;

  • Изучить технологию изготовления авторской куклы;

  • Провести исследование особенностей развития художественных-творческих способностей детей среднего подросткового возраста;

  • Подготовить блок занятий «Авторская кукла» в системе дополнительного образования по развитию художественных способностей детей;

  • Составить конспект урока по изготовлению авторской куклы.



Глава I. История и технология создания авторской куклы

1.1. Краткий исторический очерк развития куклы

Возникнув многие тысячелетия назад, кукла не только не утратила своей актуальности, но пережив несколько этапов своего развития, превратилась в предмет глубокого научного исследования. Всё это свидетельствует о высоком интересе к теме кукол со стороны современного человека. Одной из первых игрушек, которую создал человек, была кукла. Это не просто игрушка, а часть культурного богатства каждого народа. Характер, самобытность, национальные черты, традиции– все воплотила в своем образе эта красавица, которую по праву можно назвать образом нации.

От окружающих вещей зависит  атмосфера, в которой мы живем; и это для человеческой души не менее важно, чем воздух, которым мы дышим. Люди понимали это издревле. Традиционная культура любого народа ценит не только полезность предмета, но и его вид; образ вещи несет в себе духовное наполнение, он делает из  окружающего мира дом, в котором могла бы жить душа, а ей для жизни необходимы уют и красота. В создании такой красоты и заключается искусство традиционных народных ремесел. Тысячелетиями шлифовались и оттачивались стили различных ремесел, достигая совершенства в воплощении красоты в вещах обыденного мира.

Народное творчество, сложившемся в ходе общественной трудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнёта, мечты о справедливости и счастье. Впитавшее в себя многовековой опыт народных масс, Народное творчество отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения.

Народное творчество явилось исторической основой всей мировой художественной культуры. Его изначальные принципы, наиболее традиционные формы, виды и отчасти образы зародились в глубокой древности в условиях доклассового общества, когда всё искусство было творением и достоянием народа.

Народное творчество различных, зачастую далеко отстоящих друг от друга народов обладает множеством общих черт и мотивов, возникших в сходных условиях или унаследованных из общего источника. Вместе с тем Народное творчество веками вбирало в себя особенности национальной жизни, культуры каждого народа. Оно сохранило свою животворную трудовую основу, осталось кладезем национальной культуры, выразителем народного самосознания.

Кукла — предмет в виде человека или животного, сделанный из фарфора, пластика, бумаги, дерева и других материалов.

Кукла первая среди игрушек - она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

Всюду, где селится и живет человек, от суровых заснеженных арктических просторов до знойных безводных песков пустынь, кукла — неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа.

В этом главная ценность традиционной народной куклы. Сегодня, к сожалению, утеряны древние корни возникновения куклы. Изначально она служила и тотемом, и обрядовым символом, превратившись позднее в детскую игрушку.

 Кукла – воплощение сокровенного мира детства, когда все вокруг представляется живым и обещающим чудо. Человек взрослеет, но кукла – игрушка, кукла – образ, кукла – произведение искусства продолжает жить рядом с ним. 

Образ куклы – это категория творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала путём создания объекта.

Кукла занимает среди игрушек совершенно особое место, потому что она – образ человека. С ее помощью мы ищем собственное «я».

На русском языке все куклы назывались раньше одинаково — просто куклы. А на социальные функции, выполняемые ими в различных сферах человеческой деятельности, не обращали особого внимания.

В русской кукле уживаются сакральная и игровая направленность. Простые художественно-выразительные средства куклы позволяют в детских играх с достаточной достоверностью отображать мир взрослых, в котором таинство рождения играло главенствующую роль. В игре воспроизводились наиболее значимые события жизни: рождение и смерть, свадьба, праздники, связанные с сезонными изменениями в природе, и т. д.

Кукла известна с глубокой древности. Всюду, где бы не селился человек, кукла - неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится загадка. Традиционные народные куклы служили ритуальными оберегами, являлись непременными атрибутами праздничных обрядов.

Во многих русских сказках встречаются куколки, которым герои доверяют свои горести и радости, делятся своими мыслями. И маленькие куклы – помощницы не оставляют в беде своих хозяев.

Самые первые куклы (наверное, еще на заре человечества) делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.

Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет.

Такими куклами не играли. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы. В большинстве случаев кукла - это образ женщины, богини и поэтому прямую связь с ней имела, конечно же, женщина. Но и мужчины тоже "имели честь" пользоваться силой куклы. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге. У каждой хозяйки в доме в "красном углу" (так назывался угол, в котором стояла икона и другие святые и обережные вещи) была куколка, и когда в семье были ссоры, то, оставшись одна, женщина открывала окна и будто маленьким веником - куклой "выметала сор из избы". Это не материальный мусор, а сор, из-за которого ссоры в доме. У каждого новорожденного дитя была в колыбельке яркая куколка, охраняющая младенца от "дурного глаза". Но были и просто обыкновенные игровые куклы, с которыми играли дети.

Куклу наряжали, но лицо не рисовали. По народным поверьям кукла без лица считалась неодушевленной, недоступной для вселения в нее злых духов, недобрых сил, а значит, и безвредной для ребенка. Поэтому безликая кукла была и игрушкой и оберегом.

Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.

В быту русского народа тряпичная кукла была наиболее распространенной игрушкой, но при этом она наименее изученный тип русской народной игрушкой. Куклы были не только тряпочные, их делали из дерева, лепили из глины, вертели из соломы и тряпок. Для всякого возраста предназначались свои куклы. В русской народной кукле уживаются сакральная и игровая направленность. В игре с куклой воспроизводились значимые события жизни: рождение и смерть, свадьба, праздники, связанные с сезонными изменениями в природе. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю, помогали в решении жизненных вопросов. Считалось, что через куклу можно напрямую общаться с богами, просить у них помощи и защиты. При изготовлении кукол недопустимо было использовать колющие и режущие предметы. Поэтому тряпочки и нитки для кукол нужно было рвать, а не резать. Перевязывали куклу без узелков, чтобы не было в судьбе у ребенка неразрешимых проблем, особенно если кукла предназначалась для будущего ребенка. По своему предназначению традиционные куклы русских делятся на три группы: обрядовые, игровые и куклы-обереги, или куклы-символы.

На Руси существовали разные виды традиционной народной куклы. Приведем некоторые из существующих: кукла-скрутка, пеленашка, крупеничка или зернушка, День и Ночь, Параскева-Пятница, кукла масленичная, кукла коза, одноручка-свадебная, кукла Спиридон-Солнцеворот, кукла-крестушка, покосница, кукла от бессонницы для грудных детей, лыковая для охраны дома, кукла Десятиручка, травяные куклы, куклы зольные, шерстяные, купавка, Красота, двенадцать лихоманок, а также другие.

По названию кукол видно, что они выполняли множество функций в жизни человека. Кукла скрутка, пеленашка изготовлялась на рождение детей. Крупеничка или зернушка делалась для достатка в доме. День и ночь – обереги жилища. Они оберегают смену дня и ночи. Параскева-Пятница – защитница женщин, распорядительница браков. Масленичная являлась оберегом для молодоженов. Кукла коза символизировала достаток в доме и отпугивала нечистую силу. Одноручка делалась на свадьбу молодым, чтобы шли они по жизни рука об руку. Спиридон-Солнцеворот – одна из немногих кукол, олицетворяющая мужчину. Эту лыковую куклу изготавливали, чтобы вызвать желанные перемены в жизни. Крестушка символизировала лучи солнца и охраняла людей. Покосница – помощница в нелегком крестьянском труде. Кукла от бессонницы помогала успокоить незасыпающее дитя. Лыковая служила для охраны дома от сглаза. Кукла Десятиручка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданное, женщинам в разных делах, таких, как ткачество, вышивка. Травяные, сделанные из травы, предназначались для успокоения, лечения. Куклы зольные дарили молодым, а также использовались для игры. Шерстяные использовались в обряде встречи весны. Купавка олицетворяла начало купаний. Ее сплавляли по воде, считая, что она забирает с собой людские заботы и болезни – такое значение придавалось очистительной силе воды. Красота – кукла свадебная. Двенадцать Лихоманок от болезней. У каждой куклы не одно, а несколько предназначений. Куклы передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления, благодаря чему они и сохранились. Во многих домах их насчитывалось до семидесяти штук, что указывает на их важность. Как правило, изготовление кукол передавалось бабушками, мамами, а если быть более точными, от старших к младшим. Наступила пора заглянуть в бабушкин сундук, посмотреть, что же спрятано и сохранено в нем, или, скорее, в нашей памяти, достать тряпочки, ниточки, тесёмочки, всё, что связано с женским рукоделием, открыть душу радости, сделать своими руками игрушку на счастье, здоровье, любовь.

Издавна кукла служила символом перехода из одного состояния в другое, символом изменений времени и пространства, играя роль проводника и заместителя. Так, среди видового разнообразия народной куклы можно выделить кукол, которые соотносятся с определенными возрастами. Например, кукла-пеленашка делалась для деток до 1-го года. Сюда можно отнести и русскую народную куклу «Младенчик».

Куклы в древности служили обрядовым символом. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Тряпичные куклы, выполненные в наши дни из современных и только природных материалов, но с тщательным соблюдением старинных техник и технологий. Подобные куклы были распространены на территории России вплоть до начала 20 века, некоторые бытовали и позже.

Традиционно такие куклы делятся на три группы: игровые, обрядовые и обереги.

Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.

Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались очень хорошо, и она делала их на заказ.

В куклах-игрушках лицо вышивали или карандашом наводили, а в более ранних куклах - угольком. Куклы-обереги были безлики. Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали, если шили девку, а если бабу, так прическу по-настоящему разбирали. Наряжали красиво, фартук вязали и поясок поверх рубахи. Девицам - платочки, бабам борушку надевали.

Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.

В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни. Для игры собирались группами в избе, в амбаре, летом на улице. И каждая девка приносила с собой коробейку с куклами.


1.2. Современные технологии создания куклы



Для изготовления авторской куклы существует огромное количество специализированных материалов, разработаны технологии и популярные методики

Одна из самых простых авторских кукол это «Кукла марионетка».

Кукла состоит из головы и платья, в которое вшиты кисти рук. Одна нить служит для управления головой, другая помогает управлять руками. Для того, чтобы управлять куклой, нужно скоординировать движения правой и левой рук, вращать кистями рук и пальцами.

Для того чтобы изготовить куклу-марионетку необходимы следующие материалы:

-Небольшой камешек или красивая бусинка.

-Чехол от «Киндер-сюрприза».

-Вата (или синтепон).

-Чулки или трикотаж телесного цвета.

-Белая ткань (50x50 см).

-Цветная ткань на верхнее платье (60x60 см).

-Пакля или пряжа, шерстяные нитки (для волос).

-Нитки, иголки, ножницы.

-Толстая длинная игла.

-Толстая нить (лучше ирис).

-Украшения.

Изготовление куклы начинается с головы. Для этого чехол от «киндер-сюрприза» (с начинкой) плотно оборачивается ватой или синтепоном. Если у куклы должна быть большая голова, значит, нужно сделать «кокон» побольше (использовав больше ваты или синтепона). После того как основа головы готова, сверху она обтягивается чулком телесного цвета и сшивается на «затылке» куклы.

Затем поверх облицованной основы снова обтягивается чулком телесного цвета или другой тканью для лица (в зависимости от задуманной куклы можно сделать ее темнокожей, розовой и т.д.). Важно, чтобы в том месте, где у куклы начинается шея, остался «хвостик» из ткани или чулка не менее 5 см. Итак, голова готова. Волосы и украшения на голову пришиваются в последнюю очередь.

Изготовление «нижнего платья». Для этого берется белая ткань 50x50 см. Ребенок может сам найти середину кусочка. На середине нужно сделать маленькую дырочку и просунуть в нее «хвостик», который остался на голове куклы.

Далее необходимо пришить «нижнее платье» к «шее» куклы.

Костюм куклы шьется из цветной красивой ткани размером 60x60 см. В кусочке ткани надрезается середина и вдевается «нижнее платье». Далее ткань расправляется и также пришивается к «шее» куклы.

По бокам к костюму куклы пришиваются руки. Для изготовления рук берется та же ткань, что и на лицо. Из нее нужно вырезать два прямоугольника 7x4 см, сшить их и оставить небольшую дырочку, чтобы можно было набить руки ватой. Когда костюм куклы готов и руки вшиты, можно подумать об украшении куклы: сделать ей прическу, дополнительные детали костюма. Все, что подскажет воображение.

Когда кукла полностью готова, можно ее «подвязать». Для этого берется толстая длинная игла, заправленная толстой нитью (лучше, если это будет «ирис»). С помощью иглы голова куклы протыкается в области висков.

Таким образом, кукла повиснет на нитке, пропущенной сквозь ее голову. Высота нити над головой куклы должна быть не больше 12-15 см. Концы нити (иглу к этому времени нужно вытащить) связываются. Для того чтобы «подвязать» руки, потребуется еще одна толстая длинная нить. Один ее конец привязывается к запястью правой руки куклы, а другой конец нити привязывается к левому запястью куклы.

Для изготовления интерьерной куклы понадобятся следующие материалы:

-Проволока для каркаса. Чем она будет толще, тем лучше.

-Инструмент: ножницы, плоскогубцы, иголки с нитками.

-Разноцветные лоскуты.

-Капрон телесного цвета. Вполне сгодятся старые чулки.

-Наполнитель. Это может быть синтепон, или обыкновенная вата, или даже солома.

-Материал для изготовления волос (нитки, искусственные волосы, перья, мех)

-Бисер, тесьма, бусы и прочая мелочь.

При помощи плоскогубцев, изготавливается из проволоки каркас куклы.

После того, как определились с каркасом и пропорциями, с помощью лески или прочной капроновой нити крепим на «скелет» куклы синтепон (или любой другой подходящий материал) так, чтобы «скелет» превратился в «тело». Голову, руки и ноги при этом можно сделать отдельно из пластика, дерева или другого материала.

Далее, заготовку обтягивают куском капрона телесного цвета – кукла приобретает кожу. При помощи лески формируем мелкие детали – нос, пальцы и т.д.

Черты лица можно нарисовать, вышить или приклеить.

Волосы или нитки клеим (или пришиваем) к голове куклы. Можно использовать и готовый кукольный паричок.

Делаем для куклы наряд и украшения. Кроме одежды нужно подумать об обуви, головном уборе и прочих аксессуарах. Платье можно украсить бусами, бисером, красивыми пуговицами, лентами и тесьмой.

Еще один вид простой в изготовлении авторской куклы это закрутка, или столбушка. В основе куклы плотно закрученный лоскут ткани или берестяная трубочка.

Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки. Как и многих других куколок.

Для изготовления туловища куклы берется небольшая плотная ткань размером примерно 20х20 см. Подогнув один край ткани внутрь на 3 см, делается плотная скрутка-рулик. Это будет туловище куклы. Там, где край ткани подогнут, будет основание. Оно получится толще, для того, чтобы кукла была устойчива.

Теперь примерно на уровне шеи и пояса перевязывается скрутка ниткой или веревочкой.

Далее делается голова и руки. Берется такой же квадратик ткани, желательно белой. Накрывается скрутка по центру белой тканью и формируется голова. Внутрь можно положить вату или маленький кусочек ткани, чтобы голова получилась круглой, и завязываем ниткой на уровне шеи. Теперь нужно расправить ткань, определить, где будет перед куклы, и убрать лишние складочки назад, округлив голову.

Противоположные, свободные концы ткани выравниваются, определяется длинна рук, и лишняя ткань сворачивается внутрь рукава, края убираются в середину. С края отмеряются размеры ладошки куклы и ткань перетягивается ниткой. 

Оставшиеся уголки ткани подвязываются вокруг туловища ниткой на поясе. В зависимости от натяжения ткани, определяется направление рук. Они могут быть и широко раскинуты, и слегка опущены.

Еще раз повторимся что, традиционно у такой куклы лицо не рисовали, они были безликими. Считалось, что, имея выражение лица, кукла приобретала душу и теряла свою таинственность, магичность и обережные свойства.

Основа куклы готова. Теперь самая интересная и творческая работа: нарядить куклу.

Это может быть и широкая юбка-солнце, и цветной сарафан, и душегрея, и понева.

Волосы и косы можно сделать из шерстяной или хлопчатобумажной пряжи, отмерив нужную длину и количество нитей. Закрепить их на голове можно с помощью ленты или платка. 

Существует еще одна технология изготовления куклы столбушки.

Заготовить 4 квадрата размером 16*16 см:

1 из однотонной ткани,

3 штуки из разноцветной ткани,

1 деталь треугольной формы с размером катета 13 см (косынка).

Кусочки ватина или синтепона.

Взять квадрат из однотонной ткани положить в центр детали синтепон и сделав шарик закрутить нитками. Из противоположных углов квадрата оформить ручки.

Сделать два шарика из разноцветной ткани- это грудь куклы.

Приложить грудь к заготовленной детали и скрутить нитками.

Оставшуюся деталь сложить в виде треугольника или квадрата и, приложив к спинке куклы закрутить нитками.

Переходим к украшению куклы: на голову повязать косынку, на талию завязать передник (можно использовать тесьму, атласную ленту, кружево бисер, бусинки).

Простую тряпичную куклу-"закрутку" можно сделать с детьми, еще не владеющими навыками шитья. Для ее изготовления понадобятся только кусочки ткани и нитки.

Основание куклы - свернутый и скрученный трубочкой кусок любой ткани. Для устойчивости будущей фигурки можно сделать подгиб в нижней части свертка.

Накрыв заготовку сверху квадратом белой ткани, перевязываем ниткой по линии шеи и получаем голову. Чтобы она была покруглее, можно подложить под ткань немного ваты.

Ручки-рукава получатся, если перетянуть нитками противоположные углы квадрата ткани. При этом лучше вначале подогнуть наизнанку край угла ткани, а потом туго перевязать ниткой - получится кисть руки или манжета пышного рукава. Рукам можно придать любое направление.

Оставшиеся два угла квадрата ткани надо расправить и подвязать ниткой на талии. Получится кофточка.

Волосы и косу можно сделать из ниток или эластичного материала (трикотажа). Для этого необходимо обернуть полоской трикотажа кукольную головку, затем свисающие концы разрезать на три ленты и заплести в косу. Прическу на голове можно закрепить ленточкой-повязкой.

Нарядить куклу можно по-разному - в в юбочку или сарафан. Сделать юбку можно, не используя швейную иглу. Для этого надо вырезать ткань в виде круга с отверстием посередине - получится юбка-солнце. Юбку также можно сделать запашной, заложив в складочки полоску ткани и затянув ниткой на талии. В обоих случаях верх юбки надо покрыть широким поясом (тесьма, лента и пр.).

Дополнить костюм могут передник, платок, бусы - все, что подскажет ваша фантазия.

Следующая интересная технология изготовления авторской куклы, это изготовление народной, лоскутной куклы.

Принципы изготовления народной игрушки - лоскутной куклы:

Использовать простейшие конструкции кукол.

Употреблять в дело любой имеющийся под рукой лоскут.

Строго следить за правилами экономии материала.

В работе применять прямые и косые кусочки ткани, извлекая красоту из обычных, казалось бы, бросовых обрезков, кромок, обшивок материи.

Технология изготовления такой куклы, такая же как у куклы столбушки рассмотренной выше, Начинали делать куклу с того, что свертывали в трубочку-«скалку» лоскут льняной ткани. Это основа куклы. Куском белой ткани обтягивали лицо, перевязывали ниткой — и кукла готова. А потом ей пришивали косу из ниток или льняной кудели, а иногда даже из настоящих человеческих волос. Из самых красивых и ярких лоскутов ситца, яркого кумача, ткани-китайки шили настоящую одежду, походившую на одежду взрослых. И головной убор кукла носила такой, какой бытовал в этом регионе: кокошник, по­войник, кику или повя­занный по-особому платок, украшенный лентами, блестками, бусинами.

Помимо игровых кукол, на специальные праздники изготавливали обрядовые куклы.

Пример обрядовой авторской куклы «кукла – неразлучники», свадебная кукла.

Во время свадебной церемонии родительница отрывала от подола большой куклы двух маленьких куколок и передавала их новой семье с пожеланиями благополучия и чадородия. Большая кукла оставалась в ее доме.

Так же существует такая разновидность авторской куклы как «Вальдорфская кукла».

Настоящая "Вальдорфская" кукла должна удовлетворять следующим требованиям:

1. При изготовлении куклы соблюдаются все пропорции ребенка.

2. Голова куклы - более плотная чем туловище, то есть баланс между твердостью готовы и тела подобен естественному.

3. Лицо куклы формируется минимально, иногда прорисовываются только глаза.

4. Для изготовления "вальдорфской" куклы используются только натуральные материалы, хлопок, лен, шерсть, шелк. Набивается такая кукла овечьей шерстью, или хлопковой ватой. Волосы делаются из хлопчатобумажных или шерстяных ниток.

5. Волосы закрепляются на голове так, чтобы голова не просвечивала через них, и чтобы ребенок мог фантазировать с прической куклы.

6. Одежду куклы можно снимать, стирать, саму куклу тоже можно мыть (надо учесть, что она долго сохнет).

7. Цвет самой куклы, цвет ее волос, одежда создают гармоничный образ, максимально приближенный к естественному.

Когда-то очень популярная в народе и очень простая в изготовлении кукла перевертыш. Ее вполне можно назвать куклой кукол, потому что она содержит в себе 2 головы, 4 руки, 2 юбки. Секрет в том, что когда видна одна часть куклы, например, девка, то вторая, баба, скрыта под юбкой; если куклу перевернуть, то баба откроется, а девка скроется.

Эта оригинальная кукла была распространена в крестьянских семьях центральных и северо-западных губерний России. В народе ее называют «вертушка», «перевертыш», «девка-баба», «девушка-женщина».

Для изготовления этой куклы понадобятся: деревянная палочка, ткань светлого цвета, ветошь, нитки, тесьма или лента.

Порядок изготовления:

- Основа: деревянную палочку высотой 25–30 см плотно оборачивается тканью и перевязывается нитками в трех местах.

- Голова: к верхнему концу основы привязывается квадратный лоскут светлой ткани, внутрь которой вложена ветошь. Аналогичным образом оформляется противоположный конец основы.

- Руки: концы верхнего и нижнего лоскутов перевязываются ниткой по бокам так, чтобы получились ручки в манжетах.

- Юбка: к середине основы привязывается либо лоскут ткани, который может быть юбкой и с лицевой, и с изнаночной стороны, либо предварительно сшитые изнанками два подобранных по цвету и узору куска материи.

- Головы кукол покрываются платками и украшаем косами, тесьмой или лентами.


Глава II. Блок занятий «Кукла в национальном костюме народов Севера»

2.1 Программа занятий

Современные методики внешкольной деятельности в области искусства органично сочетают в себе элементы обучения с развитием художественно-творческих способностей. Эти методики направлены главным образом на раскрытие и развитие индивидуальных способностей, которые в той или иной мере свойственны всем детям и подросткам.

  • Предлагаемый проект программы строился исходя из следующих принципов;

  • Темы заданий строились исходя из принципов изучения, познания и любования.

  • В процессе занятий используются доступные для всех детей материалы

  • Освоение материала происходит в процессе творческой деятельности.

Цель - формирование целостной личности, творчески развитой индивидуальности, посредством изучения процесса изготовления авторской куклы.

Задачи

-формирование основ эстетической культуры личности,

-формирование художественной культуры личности,

-воспитание творческих потребностей и способностей.

Прогнозируемые результаты

-повышение уровня воспитанности учащихся

-повышение уровня развития творческих и художественных способностей

-усвоение основных методик изготовления авторской куклы







Примерный учебно-тематический план на год

Четверть

Разделы, темы занятий

Аудиторные занятия

Самостоят. работа

Всего часов

I

Глиняная игрушка в творческом своеобразии русского народа.

8

4

12

II

Национальное творчество различных народов в образах и предметах декоративно-прикладного искусства.

8

4

12

III

Национальные праздники: традиции празднования.

10

5

15

IV

Скульптура в ракурсе прикладного искусства как способ создания предметов оформления интерьера.

8

4

12

Итого:

34

17

51

Календарно-тематическое планирование на 4 четверть

урока

Название темы

Кол-во часов

Тип урока

Практическое задание

1

Рыба. Свободная тема

2

Урок смешанного типа

Слепить выбранную рыбу из глины

2

Роспись готового изделия

3

Животное. Свободная тема

2

Урок смешанного типа

Слепить выбранное животное из глины

4

Роспись готового изделия

5

Лепка дымковских игрушек

2

Урок смешанного типа

Слепить игрушку

6

Слепить лицо человека

9

Лепка маски человека

2

Урок смешанного типа

Слепить лицо человека

10

11

Создание собственного проекта: лепка фигуры человека с передачей пропорций, характера, внутренней композицией

5

Урок смешанного типа

Создание каркаса человеческой фигуры, создание общей массы

12

Лепка и проработка лица

13

Проработка всего тела

14

Отточка форм роспись тела, лица

15

Пошив одежды, проработка и завершение образа

Информационно – методическое обеспечение

Разнообразные методы обучения в программе реализуются различными средствами и формами, способствующими повышению эффективности усвоения знаний и развитию технического, художественно-творческого потенциала личности обучающегося.

Методы

Формы

Приемы

Исследовательский готовых знаний

Поиск материалов. Систематизация знаний, мини-лекции

Работа с литературой, схемами, таблицами

Метод «Творческих проектов»

Самостоятельная поисковая и творческая деятельность

Разработка дизайна куклы. Самостоятельная практическая работа

Метод объяснительно-иллюстративный

Лекции, беседы, рассказы, демонстрации

Беседа «История развития куклы»

Метод репродуктивный

Воспроизведение действий, применение знаний на практике

Отработка отдельных деталей куклы, самостоятельная работа

Метод контроля эффективности обучения по программе

Проверочные беседы, выставки, конкурсы

Конкурс «Путешествие в мир куклы»

Метод проверки знаний и умений

Игры – соревнования, выставки по разделам за полугодие и год

Внутригрупповые выставки

Метод научных исследований

Наблюдение за окружающим миром, анализ литературы по изготовлению куклы, логические умозаключения

Экскурсия в выставочный зал, устный анализ, рассказ, беседа

Метод познавательной деятельности

Викторины, диалоги, дидактические игры

Викторина «Лучший кроссворд, сканворд», беседы






2.2. Методические рекомендации по проведению блока занятий «Кукла в национальном костюме народов Севера»


С понятием кукла связан мир детства. Куклу всегда можно купить – это не проблема, но создать ее своими руками совсем другое дело.

Трудно ли сделать куклу? Научиться делать что-либо своими руками – это не фокус – это всего лишь сила желания, а научиться делать авторскую куклу – это не высший пилотаж, а высшая степень потребности реализоваться в сфере прикладного искусства. Процесс изготовления авторской куклы – это великое волшебство.

Прежде чем приступить непосредственно к работе над куклой, необходимо разработать ее эскиз. Продумать композиционные решения создаваемого образа, т.е. необходимо решить, что будет делать кукла – сидеть, стоять, лежать, опираясь на что-либо, а также, как она должна выглядеть. Это относится не только к чертам лица, но е его выражению. Эскиз выполняется с той или иной степенью детализации. Нужно знать из какого материала будет изготовлена кукла, вся из этого материала или отдельные ее части. Определить какой должна быть кукла, подвижной или нет, если подвижной, то насколько, где будут находиться подвижные «суставы», какое положение должно занимать туловище. Необходимо также обдумать величину куклы, при этом необходимо учесть, что если материал требует обжига, то объем готовой работы окажется на 15-20% меньше, т.к. при сильном обжиге изделие «съеживается».

Следовательно, порядок работы над куклой можно определить следующим образом:

1.Определить, как будет выглядеть кукла.

2.Определить какой должна быть кукла подвижной или нет. Если подвижной, то насколько, где будут находиться подвижные «суставы», какое положение должно занимать туловище.

3.Определить размеры куклы.

4.Выполнить эскиз куклы.

5.Выбрать материал для изготовления всей куклы или отдельных ее частей.

6.Изготовить голову куклы

-изготовить основу;

-определить линию глаз (выбрать глаза либо готовые, либо сделать их самим);

-вылепить рот, нос, щеки, подбородок;

-создать овал лица;

-выполнить затылочную часть;

-вылепить шею;

-высушить готовую голову куклы.

7.Роспись головы:

-тампование в два слоя;

-роспись глаз;

-роспись губ.

8.Создание прически:

-приклеивание волос;

-создание прически.

9.Приклеивание ресниц.

10.Лепка рук и ног куклы:

-выбрать материал для каркаса рук и ног;

-связать каркас рук и ног куклы;

-вылепить руки и ноги.

11.Изготовить каркас и подставку для куклы:

-выбрать материал для каркаса куклы;

-определить центр тяжести куклы;

-связать каркас куклы из проволоки;

-выбрать материал для подставки куклы;

-изготовить подставку и закрепить в ней каркас куклы;

-проверить пропорциональность каркаса.

12.Изготовление туловища куклы.

13.Сборка куклы.

14.Создание костюма куклы.

Для создания куклы размером 40 - 45 см с неподвижными суставами необходимо выполнить эскиз.

На эскизе прорабатываем подробно такие детали, как черты и выражение лица, прическа, костюм, поза куклы, декорации (если они необходимы). Рисуя в эскизах будущую куклу, определяем наиболее точное решение задуманного образа, подбираем детали и пытаемся представить ее общий вид.

Для работы над куклой нам понадобятся:

- полимерный пластик –паперклей, ладол

- тонкая трикотажная ткань, иглы, нитки

- клей, влажные салфетки

- папье – маше

- проволока с латунным покрытием сечения 2,5 – 3 мм для каркаса

- тонкая проволока

- пассатижи, кусачки, ножницы, нож с острым лезвием

- стеки, ластики

- кисти круглые (№ 1), спонжи

- акриловые и темперные краски

- акриловый лак

- абразивная шкурка мелкой зернистости (№ 1000 и более)

Куклу изготавливаем по деталям: голова, руки и ноги отдельно. Работу над будущей куклой начинаем с головы.




Лепка головы куклы

Особенность изготовления куклы заключается в том, что ее голова должна иметь внутри каркас – основу, на которую накладывается полимерный материал. Этот способ экономит материал и облегчает вес головы куклы. Для каркаса используются проволока, папье-маше. Так, для работы с самоотвердевающими пластиками основу изготавливаем из папье-маше.

Лицевую часть делаем плоской, а затылочную – выпуклой. Намечаем височную область, надавливая большими пальцами на заготовку. На лицевой части основы намечаем линию глаз, учитывая при этом расстояние между глазами и приблизительный диаметр каждого глаза. Для этого на плоской стороне основы лица по центру чем-нибудь острым проводим крест. Примерно на высоте 0,5 – 0,8 см проводим линию параллельно горизонтальной. На этой линии, отступая на равные расстояния от середины, делаем инструментом или толстой палочкой два углубления – будущие глазницы. Расстояние между углублениями равно диаметру одного глаза, желательно это расстояние сделать чуть больше.

Готовые стеклянные глаза вклеиваем в глазницы, но можно использовать бусины или слепить их из пластика.

В случае если глаза делаем из пластика, то необходимо скатать из него шарики и дать им подсохнуть. Затем вставить заготовки глаз в приготовленные глазницы на лицевой стороне основы и закрепить их кусочками пластика. Необходимо помнить о том, чтобы глаза смотрели в одном направлении.

На основу накладываем лепешку из пластика толщиной 5 мм, размером немного больше лица. Тщательно прикрепляем ее к основе из папье-маше и прижимаем края. Выражаем височную кость головы, надавливая в ее области большими пальцами, нащупываем глаза и очищаем их инструментом от пластика, одновременно формируя веки глаз.

Для лепки носа берем шарик пластика величиной чуть больше диаметра глаза. Затем формируем из него конус и крепим его к лицу.

Обозначаем переносицу и область над кончиком носа, оставляя посередине небольшое утолщение. Определяем форму крыльев носа, инструментом делаем носовые отверстия и перегородку носа.

Для лепки щек и подбородка накладываем необходимые кусочки пластика, аккуратно прижимая и примазывая их. Таким же образом создаем овал лица.

Далее скатываем из пластика шарик равный диаметру глаза и накладываем его на область рта. Линию рта определяем вверх от подбородка на 2/3 расстояния до носа.

Инструментом обозначаем фильтр, формируем верхнюю губу и прорисовываем линию рта.

Аналогично формируем нижнюю губу, уменьшив ее объем в уголках рта. Делаем небольшое углубление под нижней губой.

Увеличиваем объем пластика на лобной части лица и небольшим надавливание формируем надбровные дуги.

Осматриваем голову с разных сторон, проверяя симметрию слепленных частей, при необходимости корректируем объемы скул, подбородка, надбровных дуг.

Для затылка делаем лепешку и придаем ей форму затылка. Аккуратно примазываем и выравниваем швы.

Затем вылепливаем шею, уши и таким же образом соединяем их с головой.

При лепке шеи в нижней ее части, в месте прикрепления к мягкому туловищу, оставляем небольшой запас – паз для крепления заготовки.

Для ушей делаем шарик, равный 1,5 диаметра глаза. Режим его пополам. Из полученных половинок делаем заготовки для ушей.

С помощью инструмента прикрепляем их к голове, так чтобы кончик уха находился на уровне бровей, а его мочка – на уровне основания носа.

Проверяем симметрию головы.

Готовую заготовку головы сушим.

Роспись лица

Один из самых важных этапов работы над куклой – роспись лица. Безусловно, в кукле важны и образ, и скульптура, и костюм и многие другие детали, но кукла «оживает» лишь тогда, когда мы заглядываем ей в глаза. Можно использовать готовые глаза, или нарисовать их самим.

Подсушенную голову зачищаем шкуркой самой мелкой зернистости, аккуратно подшлифовывая все лицо, ушки, шею. Глаза шкурить необязательно, так как они покрываются плотным слоем краски. Очень осторожно работаем с веками, носогубными складками, мочками ушей, чтобы их не поцарапать. Необходимо помнить, что полимерный пластик нужно обрабатывать очень осторожно круговыми движениями, чуть надавливая на предварительно закругленную шкурку. Необходимо обработать все части лица, иначе при тамповании краска будет скатываться с пропущенных мест.

Для тампования лица необходима палитра со сменными листами, на которой смешиваем основной тон, взяв акриловую краску (можно добавить немного воды). Тщательно перемешиваем краску и наносим спонжем на лицо следующим образом: спонж окунаем в краску, затем несколько раз промакиваем им бумагу (чтобы краска пропитала спонж глубоко и равномерно), а затем быстрыми прихлопывающими движениями протамповываем часть лица. Как только спонж подсыхает, сразу же берем новый и продолжаем тамповать до тех пор, пока не покроем все лицо выбранным тоном.

После нанесения первого слоя краски на лице куклы обычно остаются точки краски, поэтому тампуем в два слоя. Второй слой основного тона наносим только после того, как первый полностью подсохнет. Во время тамповки необходимо работать очень аккуратно, так как к свеженанесенному слою акрила может пристать любая пыль или грязь, убрать которую, не смазав или не поцарапав уже нанесенную краску, будет невозможно.

После того как второй слой краски высохнет, подрумяним щечки куклы. Для этого смешиваем на палитре цвет основного тона лица с красной краской для получения нужного оттенка щек. Способом, указанным выше протамповываем не только щеки, но и кончик носа, подбородок, придаем необходимый тон вискам и линии лба на стыке с волосами. Лицо расписываем до того как прикрепим волосы. Зная, как будут выглядеть волосы, подбираем необходимый цвет для кожи.

Следующий этап – роспись глаз (если глаза из пластика или бусин). Глаза подготавливаем к росписи, сделав подложку из белой темперы, смешанной с клеем ПВА. Клей добавляем для удобства дальнейшей работы: теперь если неудачно нарисуем радужную оболочку глаза, то ее можно всегда смыть, не повредив подложку, и начать работу сначала.

Г лаза покрываем подложкой в два слоя (первый слой должен полностью просохнуть). Это основа не только для радужки, но и для оттенков глазного белка. Он никогда не бывает однородно белым – ближе к уголкам глаз белки всегда темнее, а ближе к радужке его нужно высветить, придавая тем самым глазу объем. Затем прорисовываем слезные каналы – нижнее и верхнее веко внутри и в уголках глаз.

Теперь намечаем карандашом зрачки, точно зная куда будет смотреть кукла. Обводим контур радужки,0 для этого используем кисточку. Слегка прокрашиваем зрачки и прорисовываем риски радужки. Они могут быть разноцветными: сначала прорисовываем одним цветом, даем просохнуть, добавляем рисочки другого цвета и слегка размываем их, придавая объем. Теперь красим зрачок. Он никогда не бывает абсолютно черным и составляет не более 1/3 радужной оболочки. Оттеняем зрачок вокруг более темным цветом, чтобы глаз не выглядел темным.

При росписи глаз лучше иметь перед собой наглядный образец. После того как радужка готова, подчеркиваем темным тоном тень на ней под веком. Само верхнее веко подчеркиваем натуральной, но более темной, чем основной фон краской. После того как глаза полностью расписаны, наносим блики на зрачок.

Приклеивание волос

В качестве волос для куклы лучше взять специальные – трессы. Они натуральные, мягкие и соответствуют масштабу куклы. Можно использовать шерсть ламы, длинношерстной овцы, горной козы и т.д. Их можно красить в любой цвет краской для волос или шерсти. Человеческие волосы используют крайне редко, т.к. они жесткие и толстые, плохо приклеиваются и смотрятся грубо. Чаще всего человеческий волос используется для парика.

Волосы внимательно просматриваем, чтобы в них не было остевых волос и колтунов.

При работе с готовым трессом накладываем его на голову, начиная от внешнего контура линии волос по кругу к центру.

Затем придаем прическе форму. Волосы можно подстричь, заплести в косу, завить с помощью разогретой металлической трубки.

Лепка рук

Для каркаса кистей рук можно использовать либо алюминиевую или медную проволоку меньшего диаметра – для ладошки, и для пальчиков – тонкую, по прочнейшую проволоку, для этого можно использовать проволоку из стальных тросиков (продаются в хозяйственных магазинах, строительных магазинах, рыбацких магазинах), либо стальную проволоку для плетения жестких конструкций из бисера сечением 0,5 мм.

Собираем кисти рук из стальной проволоки для плетения жестких конструкций из бисера, обматываем их нитью, придаем им нужное положение, в критических местах промазываем клеем для прочности и, ниткой приматываем к нашему основному каркасу за одну из торчащих проволочек. Проверяем точность изготовления каркаса руки, приложив его к голове. Длина кисти определяется расстоянием от подбородка до надбровных дуг, а ширина чуть меньше половины лица куклы.

Небольшими пластинами набираем объем пальцев. На область ладони накладываем 2 круглые пластины. Формируем ладонь и фаланги пальцев. Накладываем пластик и долепливаем предплечье.

Размер кисти рук куклы принято уменьшать. Иначе, они смотрятся не пропорционально большими. Длина готовой кисти руки определяется расстояние от подбородка до середины лба. Ширина кисти равна половине ширины лица.

Безымянный и указательный пальцы короче среднего пальца на полфаланги. Указательный палец, часто бывает, короче безымянного. Мизинец короче безымянного на целую фалангу

Проверяем точность изготовления кисти руки, приложив ее к голове.

Накладываем небольшие кусочки пластика на область нижних суставов пальцев. Придаем форму тыльной стороне кисти. Инструментом определяем границы ногтевых пластин, формируем суставы пальцев. Сравниваем слепленные пальцы со своими, устанавливая их в том же порядке.

Набираем объем ладони, накладываем пластик у основания пальцев, большого пальца и с противоположной ему стороны ладони.

Набираем необходимый объем предплечья, установив руку для удобства работы на жесткую проволоку. Прикрепляем кусочек пластика на область выпуклости конца плечевой кости.

Аналогично лепим вторую руку. Сушим их. Готовые руки крепим к основному каркасу

Лепка ног

Прежде чем приступить к лепке ног, определяемся с их постановкой. Каркас ног куклы выполняем из папье-маше. Его делаем короче ступни в готовом виде на длину пальцев.

Одной из технологических особенностей ступни куклы является то, что она в готовом виде должна быть несколько меньше, т.е. ее длина определяется размером отрезка от подбородка до середины лба, а ширина равна ширине ладони.

Набираем на каркас необходимый объем пластика. Проверяем размер ступни.

Для придания подъема ступне крепим пластик на его область. Вылепливаем ахиллесово сухожилие, внешнюю часть стопы, внутреннюю часть слегка приподняв ее.

Вылепливаем лодыжку, прикрепив к ней два маленьких кусочка пластика.

Набираем необходимый объем подошвы стопы, приложив пластик на область подушечек стопы.

Делаем разметку пальцев стопы, разрезаем заготовку по намеченным линиям. Инструментом скругляем кончики пальцев, делаем небольшие ямочки в основании между пальцами, определяем границы ногтевых пластин. Определяем границу основания пальцев и подушечек ступни. Вылепливаем подушечки пальцев. Большой палец ноги слегка поднимаем вверх, а остальные пальцы слегка сгибаем в средних фалангах. Формируем рельеф берцовой кости. Лепим икроножную мышцу. Аналогично лепим вторую ногу. Сушим их. Готовые ноги крепим к основному каркасу.

Изготовление каркаса куклы

Каркас – это основа куклы, и от недостатков в его конструкции идут дальнейшие проблемы. Делая куклу, никогда не нужно забывать о замысле. Для того чтобы не переделывать все заново необходимо все тщательно продумать.

С начала необходимо подобрать проволоку, которая будет одновременно и гибкой и прочной:

-либо так называемая «вязальная» проволока, в сечении она бывает разная, но оптимальный вариант – 2,5 – 3 мм – она достаточно гибкая для того, чтобы хватало сил закрутить ее в нужных местах, но не пружинящая и не ломкая;

-либо – медная проволока диаметром 2,5 мм. Она не ломается даже при большом усилии, достаточно гибкая, но ее беда в том, что она пружинит. Это может привести к поломке пластического верхнего слоя. Но в целом и этот вариант достаточно подходящий;

-либо гибкую и прочную проволоку с латунным покрытием, сечением 2,5 – 3 мм – она достаточно гибкая для того, чтобы хватало сил закрутить ее в нужных местах, но не пружинящая и не ломкая.

Для куклы размером 40 -45 см выбираем гибкую и прочную проволоку с латунным покрытием сечением 2,5 – 3 мм, так как обычные медные, алюминиевые проволоки не подойдут.

Д алее вяжем «скелет» куклы.

Узлы вяжем покрепче, неподвижность креплений важна для лучщей устойчивости конструкции.

Если кукла сидит, стоит или пусть даже висит, ее центр тяжести продумываем до мелочей. Потому что прекрасно сделанная кукла, которая не хочет стоять, это грустное зрелище. Поэтому, помня о том, что кукла – это игрушечный человечек – вспомним, где у человечка находится центр тяжести? В области таза. Именно там и утяжеляем куклу, а в случае если кукла стоит без подставки, то также увеличиваем ступни. И даже если кукла прикреплена к какому-то помосту, все равно голова не должна быть чересчур тяжелой. И вся тяжесть куклы должна как бы стекать книзу. Устойчивость куклы также можно усилить с помощью каких –то дополнительных элементов (ствола дерева, посоха в руке, другой фигуры рядом).

Проверяем пропорциональность, получившегося каркаса.




И зготовление костюма куклы

Существуют два варианта создания кукольной одежды: снимаемая и неснимаемая. В первом случае костюм можно менять по своему усмотрению, а во втором – одежда крепится к кукле раз и навсегда. Используем второй способ создания кукольной одежды.

Для начала делаем замеры и выкройки, подбираем подходящую по цвету и фактуре ткань, выкраиваем из нее платье для куклы и сшиваем его. В кукольном костюме все элементы обрабатываются тщательно и аккуратно, в том числе изнаночные швы и невидимые глазу детали.

Итак, кукла готова. Вот она живет своей жизнью, у нее уже есть характер.

Несмотря на то, что все в этой кукле – от сотворившего ее художника, она не просто его частица и копия, а совершенство самостоятельный образ.















План-конспект урока создания каркаса для куклы


Тема занятия: «Изготовление каркаса куклы»

Цели:

-изучить технологию изготовления авторской куклы;

-нравственно-эстетическое воспитание детей при изготовлении куклы.

Задачи:

Образовательные:

-изучить технологию изготовления каркаса куклы;

-изготовить каркас куклы

Развивающие:

-развитие образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей

-формирование эстетического и художественного вкуса

Воспитательные:

-привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества

-привитие основ культуры труда, воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости

Формы организации обучения на занятии – фронтальная форма: каждый обучающийся работает на своем рабочем месте определяет позу и изготавливает каркас авторской куклы

Оборудование: наглядные пособия, пассатижи, кусачки

Материалы: проволока, нитки, клей

Задания для самостоятельной работы обучающихся:

1.Посмотреть технологические карты изготовления каркаса куклы.

2.Изучить последовательность изготовления каркаса куклы.

3.Изготовить каркас куклы.

Домашнее задание:

Принести

-каркас куклы

-подставку для каркаса

План занятия:

1.Организационно-подготовительный этап (3-5 минут):

Приветствие.

Активизация внимания обучающихся.

Сообщение темы, целей и задач занятия.

2.Основной этап (30минут):

Правила техники безопасности.

Технология изготовления каркаса куклы.

Технология изготовления подставки для каркаса куклы.

Самостоятельное выполнение обучающимися заданий

3.Итоговый этап (10 минут):

Подведение итогов.

Информация о выполнении следующего задания.

Ход занятия:

1.Организационно-подготовительный этап

Проверка присутствующих на занятии.

Проверка готовности обучающихся к занятию (наличие необходимых материалов и инструментов).

Сообщение темы и целей занятия.

Тема сегодняшнего занятия – Изготовление каркаса куклы.

Цель нашего занятия – изучить технологию изготовления авторской куклы, освоить навыки изготовления каркаса куклы.

2.Основной этап

Давайте вспомним:

1.Что такое авторская кукла?

(Авторская кукла выполняется в единственном экземпляре, представляет собой плод длительного кропотливого труда. Может иметь портретное сходство с определенным человеком (портретная кукла), свой набор одежды и миниатюрных аксессуаров, быть изготовленной, подобно монолитной скульптуре, цельной или иметь шарнирные суставы: такой кукле может быть придана практически любая эмоциональная поза. Авторская кукла предназначена скорее для созерцания).

2.Что такое эскиз куклы?

(Эскиз ( фр. еsquisse) – предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения).

3.О чем необходимо помнить при выполнении эскиза куклы?

(О пропорциях тела, центре тяжести, композиционном и цветовом решении)

На прошлом занятии вы выполнили эскиз куклы. Еще раз внимательно посмотрите, что у вас получилось (если необходимо, дать 2-3 минуты на внесение корректив в эскиз куклы). Молодцы! Все хорошо справились с заданием.

Сегодня мы выполним каркас куклы. А как вы думаете, что такое каркас куклы? Правильно. Каркас – это основа куклы. Поэтому от недостатков в его конструкции идут дальнейшие проблемы. Делая куклу, никогда не нужно забывать о вашем замысле. Для того чтобы не переделывать все заново необходимо все тщательно продумать. Так для того, чтобы кукла не завалилась на бок, помните где находится центр тяжести, а чтобы ничего не отвалилось или нигде ничего не торчало, внимательно следите за выполнением тех или иных работ.

Итак, сначала необходимо подобрать проволоку, которая будет одновременно и гибкой и прочной. Так как наша кукла не совсем маленькая – высотой 30-40 см, то обычные медные, алюминиевые проволочки не подойдут. Поэтому необходима:

-либо так называемая «вязальная» проволока. В сечении она бывает разная, но оптимальный вариант – 2,5 – 3 мм – она достаточно гибкая для того, чтобы у вас хватило сил закрутить ее в нужных местах, но не пружинящая и не ломкая;

-либо – медная проволока диаметром 2,5 мм. Она не ломается даже при большом усилии, достаточно гибкая, но ее беда в том, что она пружинит. Это может привести к поломке пластического верхнего слоя. Но в целом и этот вариант достаточно подходящий.

(При объяснении материала использовать демонстрационный метод)

Если кукла сидит, стоит или пусть даже висит, ее центр тяжести должен быть продуман до мелочей. Потому что прекрасно сделанная кукла, которая не хочет стоять, это грустное зрелище. Поэтому, помня о том, что кукла – это игрушечный человечек – вспомним, где у человечка находится центр тяжести? В области таза. Именно там и стоит утяжелить куклу, а также увеличить ступни, если кукла стоит без подставки. И даже если ваша кукла прикреплена к какому-то помосту, все равно голова не должна быть чересчур тяжелой. И вся тяжесть куклы должна как бы стекать книзу. Устойчивость куклы также может быть усилена с помощью каких-либо дополнительных элементов (ствола дерева, посохом в руке, другой фигуры рядом).

Подставка должна быть достаточно тяжелой, чтобы удержать куклу в задуманном положении крепко на плоскости. Изготовить подставку можно из нескольких слоев гипсокартона, склеенных междусобой или отлить в форме из гипса. Мы с вами будем использовать гипс для изготовления подставки. Для удобства работы в подставке просверливаем дырочку и временно вставляем в нее куклу, которая позже будет вклеена туда универсальным клеем «Момент» (гель) или любым другим достаточно сильным клеем.

Проверяем пропорциональность получившегося каркаса.

Прежде, чем приступим к работе, напомните правила техники безопасности при работе с проволокой. О чем мы должны всегда помнить?

(Ответы обучающихся. Если есть необходимость, поправить их ответы).

Хорошо. Молодцы!

Педагог

Педагог

И приступаем к изготовлению каркаса.

На столах разложены технологические карты изготовления каркаса. Ознакомьтесь с ними и приступайте к выполнению работы.

(В ходе выполнения обучающимися работы, делаю целевые обходы, подхожу к каждому и по мере необходимости оказываю помощь)

3.Итоговый этап

Подведение итогов провожу в форме закрепления изученного материала и анализа качества выполнения задания, указываю на недочеты если таковые имеются.

Работа по изготовлению каркаса подошла к завершению, а мы давайте еще раз вспомним,

1. На что необходимо обратить внимание при изготовлении каркаса?

(На центр тяжести).

2.Какой материал используется для изготовления каркаса куклы?

(Вязальная или медная проволока)

Молодцы! Материал вы усвоили хорошо! Сегодня вы все хорошо поработали.

До свидания!





















Заключение

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

В итоге выполнения курсовой сделаны следующие выводы:

1. Кукла — предмет в виде человека или животного, сделанный из фарфора, пластика, бумаги, дерева и других материалов.

2. Традиционно такие куклы делятся на три группы: игровые, обрядовые и обереги.

3. Особым направлением современного прикладного творчества является создание авторской куклы.

4. Авторская кукла — это продукт творчества, и как всякое творчество заключает в себе полет фантазии, поэтому в изготовлении авторской куклы применялись и применяются различные материалы от сложных до любых сподручных, индивидуальность работы и делает ее авторской.

5. Существуют технологии изготовления того или иного вида авторской куклы, они зависят от материалов, из которых кукла будет изготавливаться, от ее назначения, но тем не менее существуют и общие моменты которые обуславливают этапы авторской работы по созданию куклы.

6.Развитие творческих способностей в подростковом возрасте имеет свои особенности, обусловленные спецификой данного возрастного этапа.

7.В подростковом возрасте дети стремятся к проявлению индивидуальности, этому могут способствовать занятия по изготовлению авторской куклы.

8. Проведенное нами исследование творческих способностей позволяет говорить о том, что без специальной работы по их развитию, их уровень будет сохраняться на среднем уровне, достигающим или близком к возрастной норме.

9.Предложенная программа по развитию художественных способностей посредством работы по изготовлению авторской куклы, призвана не только развивать указанный вид способностей, но и мотивировать детей к занятию народным творчеством, что соответственно ведет к общему развитию творческих способностей.

Цель исследования, заключавшаяся в создании блока занятий по изготовлению авторской куклы в рамках детского дополнительного образования, достигнута.

Входе выполнения курсовой работы мной были достигнуты следующие задачи:

  • Описана история зарождения и развития кукольного образа;

  • Рассмотрены виды авторской куклы и особенности их изготовления;

  • Изучена технология изготовления авторской куклы;

  • Проведены исследования особенностей развития художественных-творческих способностей детей среднего подросткового возраста;

  • Подготовлен блок занятий «Авторская кукла» в системе дополнительного образования по развитию художественных способностей детей;

  • Составлен конспект урока по изготовлению авторской куклы.

Одна из важных задач педагога в руководстве изобразительной деятельностью - научить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные изобразительные решения в работах других, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с изобразительной деятельностью.

Организуя работу с детьми, направленную на овладение ими изобразительной деятельностью, педагоги занимаются обогащением педагогического процесса эффективными методами и приемами; следует избегать устаревших шаблонов и стереотипов.

Творчеству детей надо учить, но это особое обучение. Оно должно включать учебные и творческие задания, предложение дополнить созданные изображения интересными деталями.


Список литературы



  1. Аверкиева Г.В. Проблема формирования ценностных ориентаций современных школьников. – М.: Педагогика,2006. – 96 с.

  2. Адищев В.И. Проблема эстетического воспитания и развития детей в концепции образовательного процесса . – М.: Искусство и образование, 2003. – 77 с.

  3. Афонина Г.М. Педагогическое творчество учителя. – М.: Педагогика,2007. – 66 с.

  4. Адлер Г. Мышление в рисунках и образах/Г.Адлер.– СПб.: Питер, 2003.– 192 с.

  5. Андреева А. Ю., Богомолов Г. И. История костюма. Эпоха. Стиль. Мода. — СПб.: Питер, 2010. – 55 с.

  6. Богданова О.С., Черникова С.В. Нравственное воспитание старшеклассников. – М.: Просвещение, 2008. – 50 с.

  7. Власова И.А. Методика преподавания декоративно-прикладного творчества. - М.: Педагогика, 2004. – 233 с.

  8. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.

  9. Евстратова Л. Поделки из бисера, ткани, шерсти, кожи, перьев. - М.: Эксмо -пресс, 2010. – 42 -44 с.

  10. Елисеев Н.А. Куклы. Друзья в доме. – СПб.: Литера, 2008. – 111 с.

  11. Журнал «Народное творчество»// И.А. Агаева, Кукла-закрутка. – 2004. - №3. – 28 с.

  12. Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы. – М.: Исскуство, 2005. – 34 с.

  13. Ивлева Е.В. Кукольные украшения.- Минск.: Элайда, 2000. – 203 с.

  14. Котова И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: Паритет, 2003. – 81 с.

  15. Лыкова, И.А Дымковская игрушка: наглядное пособие для педагогов и родителей / И.А. Лыкова. - ИД «Карапуз». ООО ИД «Карапуз»,2009. – 16 с.

  16. Малахова Е.Н. Изготовление куклы. - М.: Развитие, 2005. – 38 с.

  17. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. – СПб.: Нева, 2005. – 90 с.

  18. Полунина В. Н. Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным искусством. - М.: Педагогика, 2009. – 233 с.

  19. Филиппова С.Н. Изделия из подручных материалов.- М.: Эксмо, 2007. – 83 с.

  20. Об истории куклы [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rukukla.ru/article/kuhi/toystory/ob_ictorii_kukol.htm






























Приложение


Рис 1. Лепка животного. Свободная тема (Собака)











Рис 2. Лепка рыбы. Свободная тема. (Рыба-клоун)

Рис 3. Лепка дымковской игрушки. (Индюк)







Рис 4. Лепка лица.















Рис 5. Создание каркаса куклы. Лепка головы.


Рис 6. Пошив одежды. Проработка готового образа.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!