СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Блок занятий по коррекции учебных навыков по математике у детей 7-8 лет с ЗПР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятий: коррекция учебных навыков по математике у первоклассников посредством формирования и развития познавательных процессов у детей 7-8 лет с ЗПР.

Основные задачи блока:

  • коррекция и развитие познавательных процессов у младших школьников с ЗПР;
  • формирование и коррекция некоторых учебных навыков по математике, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических задач;
  • развитие знаково-символического и алгоритмического  мышления;
  • развитие и коррекция пространственных и геометрических представлений;
  • развитие математической речи;
  • развитие образного и логического мышления, воображения;
  • развитие тонкой моторики пальцев рук.

Предполагаемые результаты: повышение уровня развития учебных навыков по математике у детей с ЗПР.

Просмотр содержимого документа
«Блок занятий по коррекции учебных навыков по математике у детей 7-8 лет с ЗПР»

Управление образования Ростовского муниципального района

Муниципальное учреждение Центр психолого-педагогической,

медицинской и социальной помощи «Содействие» г. Ростова.


Программа утверждена

« 30 » августа 2016 года

Директор _____________М.П. Бланк




Дополнительная

коррекционно-развивающая

программа

«Школа первоклассника»








Авторы:

Гомоль М.А. – учитель-дефектолог МУ Центр «Содействие»

Зеленкова Д.С. – педагог-психолог МУ Центр «Содействие»

Курганова Е.А. - учитель-дефектолог МУ Центр «Содействие»

Шебякина Е.А. - учитель-дефектолог МУ Центр «Содействие»







Ростов, 2016

Одна из наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости – задержка психического развития. Дети этой категории составляют около половины стойко неуспевающих в начальных классах общеобразовательных школ.

Дети с ЗПР вследствие нарушения познавательной деятельности и личности в целом испытывают определённые трудности в процессе обучения, требующем понимания сообщаемых сведений, запоминания, воспроизведения и применения их на практике. Для продвижения ребёнка в общем развитии, для усвоения им знаний, умений и навыков существенно важной является специально организованная система обучения и воспитания, включающая в себя психолого-педагогическую коррекцию основных психических процессов, эмоционально-волевой, коммуникативной и моторно-двигательной сфер.

Исследованиями установлено, что активизация познавательной деятельности у школьников неравномерна. В частности, у детей с ЗПР наибольшее продвижение можно заметить в первые два года обучения, а затем на 4-5-ом году и в конце обучения. Поэтому представляется целесообразным организация и проведение дополнительных коррекционно-развивающих занятий, проводимых учителем-дефектологом, направленных на формирование и развитие интеллектуально-мнестической сферы и учебных навыков обучающихся первых классов РМР. Тем более что несформированность и недоразвитие данных компонентов накладывает отпечаток на социальную зрелость и личностное развитие ребёнка в целом.

Как известно, к началу школьного обучения готовность ребенка определяется уровнем развития различных психических функций, среди которых ведущее место занимают восприятие, память, словесно-логическое мышление, речь, внимание. У детей со смешанными специфическими расстройствами психического развития исследователи отмечают основную черту – низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и неравномерно, во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности психических процессов и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР.

В Ростовском МР только в трех школах есть учителя-дефектологи, и в пяти – учителя-логопеды. Таким образом, большое количество детей, нуждающихся в коррекционном воздействии, остаются без помощи.

Цель программы: определение индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка, а также закономерностей его развития для оптимизации коррекционно-развивающего процесса и более успешной адаптации к школьному обучению в ОО РМР детей 7 – 8 лет с ЗПР.

Организация занятий:

Коррекционно-развивающие занятия проводятся учителями-дефектологами и педагогом-психологом в групповой форме работы (максимальное количество 5 – 7 человек), четыре занятия в неделю (2 в понедельник и 2 в четверг). Продолжительность одного занятия 35 – 40 минут.

Контингент: дети 7-8 лет с заключением ПМПК – ЗПР, посещающие первые классы ОО РМР, а также их родители (лица их заменяющие)

Критерии эффективности программы:

Отражение динамики развития осуществляется путем сравнения результатов входной и итоговой диагностики (по протоколам, разработанным специалистами МУ Центр «Содействие»), проводимой ежегодно в начале и конце учебного года, а также путем наблюдений за деятельностью детей в течение коррекционного воздействия. Выполнение предложенных диагностических заданий должно осуществляться детьми не ниже среднего уровня.

Блоки программы:

  1. Блок занятий по предупреждению и коррекции нарушений устной и письменной речи у детей 7-8 лет с ЗПР

Автор: Шебякина Екатерина Александровна

  1. Блок занятий по коррекции учебных навыков по математике у детей 7-8 лет с ЗПР

Автор: Гомоль Марина Александровна

  1. Блок занятий по развитию познавательных компетенций у детей 7-8 лет с ЗПР

Автор: Курганова Екатерина Алексеевна

  1. Блок коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей «Путешествие в страну эмоций и чувств»

Автор: Зеленкова Дарья Сергеевна



Блок занятий по коррекции учебных навыков по математике у детей 7-8 лет с ЗПР

Автор: Гомоль Марина Александровна

Пояснительная записка

По данным Г. М. Капустиной дети восьмого года жизни владеют некоторыми математическими представлениями и умениями: правильно указывают большую или меньшую группу предметов, воспроизводят числовой ряд в пределах пяти (далее часто с ошибками), в обратном счете затрудняются; пересчитывают небольшое количество предметов (в пределах пяти), но нередко не могут назвать результат. Способность к оперированию числовой и знаковой символикой детям с ЗПР дается нелегко, дети с большим трудом запоминают определения, формулировки. Путаются в операциях «сложения» и «вычитания», не запоминают названия некоторых цифр. Математическая память развита на низком уровне. Способность к пространственным представлениям у младших школьников с ЗПР развита лучше, чем перечисленные выше компоненты математических способностей.

Поэтому в разделе данной программы по коррекции учебных навыков по математике на каждом занятии включены игры и упражнения на коррекцию различных свойств внимания, различных видов мышления, различных свойств памяти и развитию произвольного поведения, а также задания на формирование математических понятий и представлений. Используются наглядные пособия, раздаточный материал, шаблоны и трафареты.

Цель занятий: коррекция учебных навыков по математике у первоклассников посредством формирования и развития познавательных процессов у детей 7-8 лет с ЗПР.

Основные задачи блока:

  • коррекция и развитие познавательных процессов у младших школьников с ЗПР;

  • формирование и коррекция некоторых учебных навыков по математике, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических задач;

  • развитие знаково-символического и алгоритмического мышления;

  • развитие и коррекция пространственных и геометрических представлений;

  • развитие математической речи;

  • развитие образного и логического мышления, воображения;

  • развитие тонкой моторики пальцев рук.

Предполагаемые результаты: повышение уровня развития учебных навыков по математике у детей с ЗПР.

Структура каждого занятия включает в себя:

  1. Мотивационный компонент:  (до 5 минут), настраивающий на работу. Игры и упражнения на развитие произвольности психических процессов.

  2. Коррекционно-развивающая деятельность (10—15 минут). Задания, используемые на этом этапе занятия не только способствуют развитию познавательных процессов, пространственно-временных функций и речи, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности, выполнять творческие упражнения.

  3. Динамическая пауза (3-5 минут), проводимая на занятиях, не только развивает двигательную сферу ребёнка, но и способствует развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

  4. Развитие мелкой моторики (10 минут). В процессе работы с графическими заданиями формируются внимание, глазомер, зрительная память ребенка, аккуратность, фантазия; развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, активизируются творческие способности.

  5. Коррегирующая гимнастика для глаз (до 5 минут), которая способствует как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.

  6. Рефлексия занятия (2-3 минуты) включает в себя подведение итогов работы на занятии.

Кроме этого, с родителей требуется, чтобы первоклассники занимались дома совместно с родителями, каждый день в течение 10-15 минут.

Тематическое планирование по коррекции учебных навыков по математике

№ п\п

Тема

Количество часов

1

Развитие психофизиологических функций. Активизация различных сторон мыслительной деятельности. Число и цифра 1.

1

2

Развитие умения сравнивать, анализировать. Число и цифра 2.

1

3

Развитие речи, активизация пассивного словаря детей. Числа и цифры 1, 2, 3.

1

4

Развитие восприятия геометрических фигур. Числа и цифры 1, 2, 3, 4.

1

5

Развитие точности восприятия. Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5.

1

6

Развитие восприятия геометрических фигур. Число и цифра 6.

1

7

Развитие мыслительной операции «сравнение предметов».

Числа и цифры 4, 5, 6.

1

8

Развитие зрительной памяти. Числа и цифры 4, 5, 6.

1

9

Развитие воображения. Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5, 0.

1

10

Развитие произвольности поведения. Числа и цифры 0, 4, 5, 6.

1

11

Развитие тонкой моторики пальцев рук; развитие устойчивости внимания, объема внимания. Число и цифра 7.

1

12

Развитие пространственных представлений. Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. Дни недели.

1

13

Развитие мыслительных процессов: обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков. Числа и цифры 1 – 8.

1

14

Развитие мышления и памяти на цифры. Порядковый счёт.

1

15

Развитие воображения. Решение примеров.

Ориентировка в пространстве.

1

16

Развитие тонкой моторики пальцев рук и произвольности поведения. Знаки «больше», «меньше».

1

17

Развитие устойчивости, концентрации внимания, тонкой моторики пальцев рук. Числа и цифры 1 – 9.

1

18

Развитие распределения внимания, наблюдательности. Порядковый счёт.

Сравнение смежных чисел.

1

19

Развитие скорости мышления, развитие словесно-логического мышления. Число 10.

1

20

Развитие пространственных представлений.

Цифры от 1 до 10. Сложение числа 10 из двух меньших.

1

21

Развитие мыслительных процессов: обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков. Решение задачи, соотнесение числа и цифры.

1

22

Развитие мыслительных процессов.

Решение задач на сложение и вычитание.

1

23

Развитие мышления. Решение примеров на сложение и вычитание. Состав числа из двух меньших.

1

24

Развитие памяти на цифры. Установление соответствия между цифрой и количеством предметов.

1

25

Развитие воображения. Решение задач на сложение и вычитание.

1

26

Повторение и закрепление пройденного материала.

1


ИТОГО:

26











Список литературы:

  1. Баканова Н.С. Найди, придумай, нарисуй. Развитие познавательных способностей учащихся классов коррекции. Практические материалы. М.: Генезис, 2001г.

  2. Барылкина Л. П., Матраева И. П., Обухова Л. А. Эти трудные согласные: Как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтния: Пособие для учителей, логопедов и родителей. – М. 5 за знания, 2005. – 128 с.

  3. В мире детских эмоций: пособие для практ. работников ДОУ/ Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008.

  4. Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников. Учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2006

  5. Громова Т.В. Страна эмоций. — М., 2002.

  6. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. Книга 1. – М.: Школьная Пресса, 2005.- 96 с.

  7. Дружинин В. Е. Психология эмоций, чувств, воли. — М.: ТЦ Сфера, 2003.

  8. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов.—М.: Просвещение, 1991.— 224

  9. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. М., 1994г.

  10. Занимательная математика: материалы для коллективных и индивидуальных занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками/ авт. – сост. Г. П. Попова, В. И. Усачева. – Волгоград: Учитель, 2006. – 141 с.

  11. Изотова Е. И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

  12. Колесникова Е. В. математика для детей 5 – 6 лет: Методическое пособие к рабочей тетради (изд. 2-е, доп. и перераб.). – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.

  13. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. — Минск, 1997.

  14. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. — СПб., 2001.

  15. Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников. — М., 2003.

  16. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие .- М.: Генезис, 1999.

  17. Кряжева Н.Л. Кот и пес спешат на помощь. — Ярославль, 2000

  18. Лалаева Р. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: уче. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, С. В. Зорина. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2004. – 303 с.

  19. Лебедева П. Д. Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития: пособия для учителей и логопедов. – СПб: КАРО, 2004. – 176 с.

  20. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб., 2000.

  21. Мазанова Е. В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов \ Е.В. Мазанова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006. – 128 с.

  22. Мазепина Т.Б. Развитие навыков общения в играх, тренингах, тестах. — М., 2002.

  23. Математика. Коррекционнно – развивающие занятия с учащимися подготовительной группы и 1-2 классов начальной школы/авт.-сост. А. А. Шабанова – Волгоград: Учитель, 2006 г. - 265 с.

  24. Обучение детей с ЗПР (пособие для учителей) //Под ред. В.И.Лубовского. Смоленск, 1994.

  25. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников: Учеб. пособие / М. В. Ермолаева, И. Г. Ерофеева. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008.

  26. Павлушкова Н. Н., Харитонова Р. И. Обучение грамоте младших школьников с ЗПР. Методика и планирование занятий в 1 классе выравнивания/ Н. Н. Павлушкова, Р. И. Харинова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006. – 152 с.

  27. Панфилова М.А. Игротерапия общения. — М., 2000.

  28. Рахманова Г.Н. Особенности построения предложений в речи младших школьников с задержкой психического развития //Дефектология. 1987.  №6.

  29. Реан А.А., Костромина С.П. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, речи. / Как подготовить ребёнка к школе. С-Пб., 1988г.

  30. Сальникова Н. Работа с детьми. Школа доверия. — М., 2003.

  31. Стебенёва Н. Отгадай, найди и назови. Программа для детей с ЗПР дошкольного и младшего школьного возраста. //Школьный психолог №1 2001г.

  32. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников. Ярославль, 1988г.

  33. Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Дидактический материал по русскому языку для работы с детьми с задержкой психического развития. М., 1992.

  34. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. Игры, задачи, основы письма и рисования. М.: Аквариум, 1999г.

  35. Уфимцева Л., Окладникова Т. Вместе весело играть. Программа психокоррекционных занятий для соматически ослабленных младших школьников. // Школьный психолог №25-26 2003г.

  36. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. — М., 2001.

  37. Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 1995.

  38. Эмоциональное развитие дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Кошелева, В. И. Перегуда, О.А. Шаграева; Под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

  39. Юрчук Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников: Методические рекомендации. — М.: ТЦ Сфера, 2008.

  40. Яссман Л.В. Особенности употребления грамматических категорий детьми с задержкой психического развития //Дефектология. 1976. №3.






















ПРИЛОЖЕНИЕ


Блок занятий по коррекции учебных навыков по математике


Развитие психофизиологических функций. Активизация различных сторон мыслительной деятельности. Число и цифра 1.

Задачи:

-развить психофизиологические функции: подвижность зрительного анализатора, мелкую мускулатуру пальцев рук;

-активизировать и формировать различные стороны мыслительной деятельности: логическое мышление, память;

-закрепить нумерацию чисел первого десятка.

Ход занятия.

Орг. момент.

Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться!

Работа с раздаточным материалом.

Заранее для каждого ученика готовятся цветные карандаши: красный, зеленый, коричневый, лист бумаги в клетку.

Дефектолог раздает каждому из учеников лист с изображением четырех цветных флажков.



- Ребята, посмотрите, на листах, что я вам раздала, изображены цветные флажки. Ножка флажка занимает три клеточки, ножка коричневого цвета. Флажки занимают две клеточки, они чередуются, таким образом, как изображено на картинке: красный, зеленый.

У вас есть лист бумаги и цветные карандаши. Давайте назовем цвета этих карандашей (красный, зеленый, коричневый).

-Нарисуйте точно такие же флажки. Рисуйте, пока я не скажу «Стоп».

Дефектолог останавливает ребят.

-Положите карандаши.

- Сколько флажков нарисовал каждый из вас? (опрос учеников)

- Теперь возьмите красный карандаш и заштрихуйте все красные флажки слева направо.

-Возьмите зеленый и заштрихуйте все зеленые флажки справа налево.

-Молодцы.

Работа с демонстрационным материалом.

Игра «Тук – тук».

Цель: закрепление нумерации чисел первого десятка.

Для проведения игры используется магнитная доска и набор картинок с изображением различных предметов.

Дефектолог по одному прикрепляет рисунки к доске.

-Давайте посчитаем рисунки: один рисунок, один да один получается (два), два и еще один – три и т.д. (дети проговаривают хором).

Дефектолог просит каждого из учеников посчитать картинки до той, которую обозначит учитель.

-Посчитай картинки и постучи столько же раз карандашом по столу.

-Посчитай картинки и покажи цифру, которая обозначает количество рисунков.

-Посчитай и выложи столько же счетных палочек.

-Молодцы.

Физминутка.

Мы во двор идем гулять,

Можно птичек посчитать.

Слева на качели

Две вороны сели.

Посередине на дорожке

Воробьишка ищет крошки.

Справа стайка голубей.

Покормите их скорей!

Работа с демонстрационным материалом.

Дефектолог показывает картинку с изображением цифры 1 и читает стихотворение.

Вот один, иль единица,

Очень тонкая, как спица.

С. Маршак

Начинаем представленье

Детворе на удивленье!

Познакомимся, друзья,

Единица – это я!

Г. Виеру

- Ребята, отгадайте загадку:

Зимой и летом одним цветом?

(Елка)

- Кто один имеет рог?

Отгадайте…(носорог)

При отгадывании демонстрируются изображения предметов.

На доске педагог размещает картинки с изображениями предметов: пальто, чашка, петух.

Опрос трех учеников.

-Рассмотрите картинки, про какой предмет можно сказать, что он один? Что она одна? Что оно одно?

- Давайте, ребята, попробуем изобразить цифру один с помощью ленточки.

-А теперь выложим из фасоли.

-В воздухе попробуем написать.

Дефектолог прикрепляет на доску картинки с изображениями (ведро, чашка, петух)

Дефектолог раздает каждому ученику лист с заданиями.

- Где находится цифра 1?

- Ребята, заштрихуйте цифру один.

- Давайте решим ребус, закрасьте все фигуры с цифрой 1.Что получилось? (цифра 1)

- Закрасьте столько кружков, сколько обозначает цифра 1.

- Найдите и закрасьте цифру 1 в числовом ряду.

-Найдите и раскрасьте предметы, которых по одному. (Шарик, мишка, пирамидка)

-Найди точно такой же флажок.

- Найди все цифры 1, обведите их.

- Раскрасьте короткие шарфики синим цветом, длинные – красным.

- Раскрасьте высокие деревья желтым цветом, низкие – зеленым.

- Раскрасьте широкие ленточки голубым цветом, а узкие – красным.

- Возьмите ручки, сядьте правильно. Сейчас мы будем обводить цифру один по точкам, затем будем писать ее самостоятельно.

Дефектолог объясняет правильное написание цифры, показывая на доске.

- Из середины клетки проведем прямую в правый угол и, не отрывая руки, ведем к нижней стороне прямую.

Дети пишут цифру 1.

- Молодцы.

Итог занятия.

Дефектолог обобщает данный материал.

Домашнее задание.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!