Управление образования Ростовского муниципального района
Муниципальное учреждение Центр психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи «Содействие» г. Ростова.
Программа утверждена
« 30 » августа 2016 года
Директор _____________М.П. Бланк
Дополнительная
коррекционно-развивающая
программа
«Школа первоклассника»
Авторы:
Гомоль М.А. – учитель-дефектолог МУ Центр «Содействие»
Зеленкова Д.С. – педагог-психолог МУ Центр «Содействие»
Курганова Е.А. - учитель-дефектолог МУ Центр «Содействие»
Шебякина Е.А. - учитель-дефектолог МУ Центр «Содействие»
Ростов, 2016
Одна из наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости – задержка психического развития. Дети этой категории составляют около половины стойко неуспевающих в начальных классах общеобразовательных школ.
Дети с ЗПР вследствие нарушения познавательной деятельности и личности в целом испытывают определённые трудности в процессе обучения, требующем понимания сообщаемых сведений, запоминания, воспроизведения и применения их на практике. Для продвижения ребёнка в общем развитии, для усвоения им знаний, умений и навыков существенно важной является специально организованная система обучения и воспитания, включающая в себя психолого-педагогическую коррекцию основных психических процессов, эмоционально-волевой, коммуникативной и моторно-двигательной сфер.
Исследованиями установлено, что активизация познавательной деятельности у школьников неравномерна. В частности, у детей с ЗПР наибольшее продвижение можно заметить в первые два года обучения, а затем на 4-5-ом году и в конце обучения. Поэтому представляется целесообразным организация и проведение дополнительных коррекционно-развивающих занятий, проводимых учителем-дефектологом, направленных на формирование и развитие интеллектуально-мнестической сферы и учебных навыков обучающихся первых классов РМР. Тем более что несформированность и недоразвитие данных компонентов накладывает отпечаток на социальную зрелость и личностное развитие ребёнка в целом.
Как известно, к началу школьного обучения готовность ребенка определяется уровнем развития различных психических функций, среди которых ведущее место занимают восприятие, память, словесно-логическое мышление, речь, внимание. У детей со смешанными специфическими расстройствами психического развития исследователи отмечают основную черту – низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и неравномерно, во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности психических процессов и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР.
В Ростовском МР только в трех школах есть учителя-дефектологи, и в пяти – учителя-логопеды. Таким образом, большое количество детей, нуждающихся в коррекционном воздействии, остаются без помощи.
Цель программы: определение индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка, а также закономерностей его развития для оптимизации коррекционно-развивающего процесса и более успешной адаптации к школьному обучению в ОО РМР детей 7 – 8 лет с ЗПР.
Организация занятий:
Коррекционно-развивающие занятия проводятся учителями-дефектологами и педагогом-психологом в групповой форме работы (максимальное количество 5 – 7 человек), четыре занятия в неделю (2 в понедельник и 2 в четверг). Продолжительность одного занятия 35 – 40 минут.
Контингент: дети 7-8 лет с заключением ПМПК – ЗПР, посещающие первые классы ОО РМР, а также их родители (лица их заменяющие)
Критерии эффективности программы:
Отражение динамики развития осуществляется путем сравнения результатов входной и итоговой диагностики (по протоколам, разработанным специалистами МУ Центр «Содействие»), проводимой ежегодно в начале и конце учебного года, а также путем наблюдений за деятельностью детей в течение коррекционного воздействия. Выполнение предложенных диагностических заданий должно осуществляться детьми не ниже среднего уровня.
Блоки программы:
Блок занятий по предупреждению и коррекции нарушений устной и письменной речи у детей 7-8 лет с ЗПР
Автор: Шебякина Екатерина Александровна
Блок занятий по коррекции учебных навыков по математике у детей 7-8 лет с ЗПР
Автор: Гомоль Марина Александровна
Блок занятий по развитию познавательных компетенций у детей 7-8 лет с ЗПР
Автор: Курганова Екатерина Алексеевна
Блок коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей «Путешествие в страну эмоций и чувств»
Автор: Зеленкова Дарья Сергеевна
Блок занятий по коррекции учебных навыков по математике у детей 7-8 лет с ЗПР
Автор: Гомоль Марина Александровна
Пояснительная записка
По данным Г. М. Капустиной дети восьмого года жизни владеют некоторыми математическими представлениями и умениями: правильно указывают большую или меньшую группу предметов, воспроизводят числовой ряд в пределах пяти (далее часто с ошибками), в обратном счете затрудняются; пересчитывают небольшое количество предметов (в пределах пяти), но нередко не могут назвать результат. Способность к оперированию числовой и знаковой символикой детям с ЗПР дается нелегко, дети с большим трудом запоминают определения, формулировки. Путаются в операциях «сложения» и «вычитания», не запоминают названия некоторых цифр. Математическая память развита на низком уровне. Способность к пространственным представлениям у младших школьников с ЗПР развита лучше, чем перечисленные выше компоненты математических способностей.
Поэтому в разделе данной программы по коррекции учебных навыков по математике на каждом занятии включены игры и упражнения на коррекцию различных свойств внимания, различных видов мышления, различных свойств памяти и развитию произвольного поведения, а также задания на формирование математических понятий и представлений. Используются наглядные пособия, раздаточный материал, шаблоны и трафареты.
Цель занятий: коррекция учебных навыков по математике у первоклассников посредством формирования и развития познавательных процессов у детей 7-8 лет с ЗПР.
Основные задачи блока:
формирование и коррекция некоторых учебных навыков по математике, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических задач;
развитие знаково-символического и алгоритмического мышления;
развитие и коррекция пространственных и геометрических представлений;
развитие математической речи;
развитие образного и логического мышления, воображения;
развитие тонкой моторики пальцев рук.
Предполагаемые результаты: повышение уровня развития учебных навыков по математике у детей с ЗПР.
Структура каждого занятия включает в себя:
Мотивационный компонент: (до 5 минут), настраивающий на работу. Игры и упражнения на развитие произвольности психических процессов.
Коррекционно-развивающая деятельность (10—15 минут). Задания, используемые на этом этапе занятия не только способствуют развитию познавательных процессов, пространственно-временных функций и речи, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности, выполнять творческие упражнения.
Динамическая пауза (3-5 минут), проводимая на занятиях, не только развивает двигательную сферу ребёнка, но и способствует развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
Развитие мелкой моторики (10 минут). В процессе работы с графическими заданиями формируются внимание, глазомер, зрительная память ребенка, аккуратность, фантазия; развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, активизируются творческие способности.
Коррегирующая гимнастика для глаз (до 5 минут), которая способствует как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.
Рефлексия занятия (2-3 минуты) включает в себя подведение итогов работы на занятии.
Кроме этого, с родителей требуется, чтобы первоклассники занимались дома совместно с родителями, каждый день в течение 10-15 минут.
Тематическое планирование по коррекции учебных навыков по математике
№ п\п | Тема | Количество часов |
1 | Развитие психофизиологических функций. Активизация различных сторон мыслительной деятельности. Число и цифра 1. | 1 |
2 | Развитие умения сравнивать, анализировать. Число и цифра 2. | 1 |
3 | Развитие речи, активизация пассивного словаря детей. Числа и цифры 1, 2, 3. | 1 |
4 | Развитие восприятия геометрических фигур. Числа и цифры 1, 2, 3, 4. | 1 |
5 | Развитие точности восприятия. Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5. | 1 |
6 | Развитие восприятия геометрических фигур. Число и цифра 6. | 1 |
7 | Развитие мыслительной операции «сравнение предметов». Числа и цифры 4, 5, 6. | 1 |
8 | Развитие зрительной памяти. Числа и цифры 4, 5, 6. | 1 |
9 | Развитие воображения. Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5, 0. | 1 |
10 | Развитие произвольности поведения. Числа и цифры 0, 4, 5, 6. | 1 |
11 | Развитие тонкой моторики пальцев рук; развитие устойчивости внимания, объема внимания. Число и цифра 7. | 1 |
12 | Развитие пространственных представлений. Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. Дни недели. | 1 |
13 | Развитие мыслительных процессов: обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков. Числа и цифры 1 – 8. | 1 |
14 | Развитие мышления и памяти на цифры. Порядковый счёт. | 1 |
15 | Развитие воображения. Решение примеров. Ориентировка в пространстве. | 1 |
16 | Развитие тонкой моторики пальцев рук и произвольности поведения. Знаки «больше», «меньше». | 1 |
17 | Развитие устойчивости, концентрации внимания, тонкой моторики пальцев рук. Числа и цифры 1 – 9. | 1 |
18 | Развитие распределения внимания, наблюдательности. Порядковый счёт. Сравнение смежных чисел. | 1 |
19 | Развитие скорости мышления, развитие словесно-логического мышления. Число 10. | 1 |
20 | Развитие пространственных представлений. Цифры от 1 до 10. Сложение числа 10 из двух меньших. | 1 |
21 | Развитие мыслительных процессов: обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков. Решение задачи, соотнесение числа и цифры. | 1 |
22 | Развитие мыслительных процессов. Решение задач на сложение и вычитание. | 1 |
23 | Развитие мышления. Решение примеров на сложение и вычитание. Состав числа из двух меньших. | 1 |
24 | Развитие памяти на цифры. Установление соответствия между цифрой и количеством предметов. | 1 |
25 | Развитие воображения. Решение задач на сложение и вычитание. | 1 |
26 | Повторение и закрепление пройденного материала. | 1 |
| ИТОГО: | 26 |
Список литературы:
Баканова Н.С. Найди, придумай, нарисуй. Развитие познавательных способностей учащихся классов коррекции. Практические материалы. М.: Генезис, 2001г.
Барылкина Л. П., Матраева И. П., Обухова Л. А. Эти трудные согласные: Как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтния: Пособие для учителей, логопедов и родителей. – М. 5 за знания, 2005. – 128 с.
В мире детских эмоций: пособие для практ. работников ДОУ/ Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008.
Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников. Учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2006
Громова Т.В. Страна эмоций. — М., 2002.
Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. Книга 1. – М.: Школьная Пресса, 2005.- 96 с.
Дружинин В. Е. Психология эмоций, чувств, воли. — М.: ТЦ Сфера, 2003.
Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов.—М.: Просвещение, 1991.— 224
Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. М., 1994г.
Занимательная математика: материалы для коллективных и индивидуальных занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками/ авт. – сост. Г. П. Попова, В. И. Усачева. – Волгоград: Учитель, 2006. – 141 с.
Изотова Е. И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
Колесникова Е. В. математика для детей 5 – 6 лет: Методическое пособие к рабочей тетради (изд. 2-е, доп. и перераб.). – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.
Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. — Минск, 1997.
Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. — СПб., 2001.
Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников. — М., 2003.
Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие .- М.: Генезис, 1999.
Кряжева Н.Л. Кот и пес спешат на помощь. — Ярославль, 2000
Лалаева Р. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: уче. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, С. В. Зорина. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2004. – 303 с.
Лебедева П. Д. Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития: пособия для учителей и логопедов. – СПб: КАРО, 2004. – 176 с.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб., 2000.
Мазанова Е. В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов \ Е.В. Мазанова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006. – 128 с.
Мазепина Т.Б. Развитие навыков общения в играх, тренингах, тестах. — М., 2002.
Математика. Коррекционнно – развивающие занятия с учащимися подготовительной группы и 1-2 классов начальной школы/авт.-сост. А. А. Шабанова – Волгоград: Учитель, 2006 г. - 265 с.
Обучение детей с ЗПР (пособие для учителей) //Под ред. В.И.Лубовского. Смоленск, 1994.
Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников: Учеб. пособие / М. В. Ермолаева, И. Г. Ерофеева. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008.
Павлушкова Н. Н., Харитонова Р. И. Обучение грамоте младших школьников с ЗПР. Методика и планирование занятий в 1 классе выравнивания/ Н. Н. Павлушкова, Р. И. Харинова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006. – 152 с.
Панфилова М.А. Игротерапия общения. — М., 2000.
Рахманова Г.Н. Особенности построения предложений в речи младших школьников с задержкой психического развития //Дефектология. 1987. №6.
Реан А.А., Костромина С.П. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, речи. / Как подготовить ребёнка к школе. С-Пб., 1988г.
Сальникова Н. Работа с детьми. Школа доверия. — М., 2003.
Стебенёва Н. Отгадай, найди и назови. Программа для детей с ЗПР дошкольного и младшего школьного возраста. //Школьный психолог №1 2001г.
Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников. Ярославль, 1988г.
Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Дидактический материал по русскому языку для работы с детьми с задержкой психического развития. М., 1992.
Узорова О.В., Нефёдова Е.А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. Игры, задачи, основы письма и рисования. М.: Аквариум, 1999г.
Уфимцева Л., Окладникова Т. Вместе весело играть. Программа психокоррекционных занятий для соматически ослабленных младших школьников. // Школьный психолог №25-26 2003г.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. — М., 2001.
Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 1995.
Эмоциональное развитие дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Кошелева, В. И. Перегуда, О.А. Шаграева; Под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Юрчук Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников: Методические рекомендации. — М.: ТЦ Сфера, 2008.
Яссман Л.В. Особенности употребления грамматических категорий детьми с задержкой психического развития //Дефектология. 1976. №3.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Блок занятий по коррекции учебных навыков по математике
Развитие психофизиологических функций. Активизация различных сторон мыслительной деятельности. Число и цифра 1.
Задачи:
-развить психофизиологические функции: подвижность зрительного анализатора, мелкую мускулатуру пальцев рук;
-активизировать и формировать различные стороны мыслительной деятельности: логическое мышление, память;
-закрепить нумерацию чисел первого десятка.
Ход занятия.
Орг. момент.
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!
Работа с раздаточным материалом.
Заранее для каждого ученика готовятся цветные карандаши: красный, зеленый, коричневый, лист бумаги в клетку.
Дефектолог раздает каждому из учеников лист с изображением четырех цветных флажков.
- Ребята, посмотрите, на листах, что я вам раздала, изображены цветные флажки. Ножка флажка занимает три клеточки, ножка коричневого цвета. Флажки занимают две клеточки, они чередуются, таким образом, как изображено на картинке: красный, зеленый.
У вас есть лист бумаги и цветные карандаши. Давайте назовем цвета этих карандашей (красный, зеленый, коричневый).
-Нарисуйте точно такие же флажки. Рисуйте, пока я не скажу «Стоп».
Дефектолог останавливает ребят.
-Положите карандаши.
- Сколько флажков нарисовал каждый из вас? (опрос учеников)
- Теперь возьмите красный карандаш и заштрихуйте все красные флажки слева направо.
-Возьмите зеленый и заштрихуйте все зеленые флажки справа налево.
-Молодцы.
Работа с демонстрационным материалом.
Игра «Тук – тук».
Цель: закрепление нумерации чисел первого десятка.
Для проведения игры используется магнитная доска и набор картинок с изображением различных предметов.
Дефектолог по одному прикрепляет рисунки к доске.
-Давайте посчитаем рисунки: один рисунок, один да один получается (два), два и еще один – три и т.д. (дети проговаривают хором).
Дефектолог просит каждого из учеников посчитать картинки до той, которую обозначит учитель.
-Посчитай картинки и постучи столько же раз карандашом по столу.
-Посчитай картинки и покажи цифру, которая обозначает количество рисунков.
-Посчитай и выложи столько же счетных палочек.
-Молодцы.
Физминутка.
Мы во двор идем гулять,
Можно птичек посчитать.
Слева на качели
Две вороны сели.
Посередине на дорожке
Воробьишка ищет крошки.
Справа стайка голубей.
Покормите их скорей!
Работа с демонстрационным материалом.
Дефектолог показывает картинку с изображением цифры 1 и читает стихотворение.
Вот один, иль единица,
Очень тонкая, как спица.
С. Маршак
Начинаем представленье
Детворе на удивленье!
Познакомимся, друзья,
Единица – это я!
Г. Виеру
- Ребята, отгадайте загадку:
Зимой и летом одним цветом?
(Елка)
- Кто один имеет рог?
Отгадайте…(носорог)
При отгадывании демонстрируются изображения предметов.
На доске педагог размещает картинки с изображениями предметов: пальто, чашка, петух.
Опрос трех учеников.
-Рассмотрите картинки, про какой предмет можно сказать, что он один? Что она одна? Что оно одно?
- Давайте, ребята, попробуем изобразить цифру один с помощью ленточки.
-А теперь выложим из фасоли.
-В воздухе попробуем написать.
Дефектолог прикрепляет на доску картинки с изображениями (ведро, чашка, петух)
Дефектолог раздает каждому ученику лист с заданиями.
- Где находится цифра 1?
- Ребята, заштрихуйте цифру один.
- Давайте решим ребус, закрасьте все фигуры с цифрой 1.Что получилось? (цифра 1)
- Закрасьте столько кружков, сколько обозначает цифра 1.
- Найдите и закрасьте цифру 1 в числовом ряду.
-Найдите и раскрасьте предметы, которых по одному. (Шарик, мишка, пирамидка)
-Найди точно такой же флажок.
- Найди все цифры 1, обведите их.
- Раскрасьте короткие шарфики синим цветом, длинные – красным.
- Раскрасьте высокие деревья желтым цветом, низкие – зеленым.
- Раскрасьте широкие ленточки голубым цветом, а узкие – красным.
- Возьмите ручки, сядьте правильно. Сейчас мы будем обводить цифру один по точкам, затем будем писать ее самостоятельно.
Дефектолог объясняет правильное написание цифры, показывая на доске.
- Из середины клетки проведем прямую в правый угол и, не отрывая руки, ведем к нижней стороне прямую.
Дети пишут цифру 1.
- Молодцы.
Итог занятия.
Дефектолог обобщает данный материал.
Домашнее задание.