СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Блокада Ленинграда

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Блокада Ленинграда»

Тема: Блокада Ленинграда.

Тип урока: Классный час

Цель урока: Сохранение исторической памяти о мужестве и трагедии мирного населения блокадного Ленинграда через интерактивные символы памяти.



Задачи:

1.Познакомить детей с понятием «блокада» Ленинграда, формирование у учащихся знаний о героическом прошлом нашего народа, о нелегкой судьбе в годы войны величайшего города Ленинграда и его жителей, сражающихся с фашизмом. 

2. Воспитывать патриотические чувства, уважение к старшему поколению.
2.Развивать эмоциональную выразительность речи через чтение ; корригировать память на основе запоминания и воспроизведения.

Оборудование занятия: презентация: «Блокада Ленинграда», документальный видеофрагменты « Блокада»

Ход классного часа


I Вводная часть

  1. Организационный момент

Цель: Организовать класс на работу. Создать позитивное настроение.

.

Прозвенел звонок для нас

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спины прямо

И начнем занятие , друзья!

- Что может быть страшнее, чем война?!
Лишь слезы да страдания несет она.
И счастье разбивает у людей,
Любимых разлучает и друзей.

2 Сообщение темы и целей занятия.

Назовите мне дату нападения фашисткой Германии на Советский Союз. (22 июня 1941г)

Сегодня я приглашаю вас заглянуть в далекое и героическое прошлое нашей Родины.

2.Постановка проблемы

Ребята, предлагаю вам посмотреть на 1 слайд презентации.

- Какой город на нем изображен? (Санкт-Петербург)

- Но у него было и другое название какое?( Ленинград)


Чему посвящена эта дата?- 27 января 1944г слайд 2(Ответы детей)

27 января – день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады 900 дней шла героическая борьба жителей города на Неве с врагом и голодом.

Как называется тема нашего занятия сегодня?

Ответы ребят (Блокада Ленинграда)- слайд 3

Сегодня мы  будем говорить о  людях, которые жили во время Великой Отечественной войны в городе Ленинграде.

Санкт-Петербург-это не просто город-это город герой, который в годы Великой Отечественной войны отчаянно сражался за жизнь и свободу. Для всех людей на планете этот город стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа.

Основная часть


Цель: Познакомить детей с понятием «блокада»; Ленинграда, способствовать развитию познавательного интереса к рассказам и стихотворениям о блокаде.

Развивать эмоциональную выразительность речи через чтение ; корригировать память на основе запоминания и воспроизведения.

22 июня 1941 года на рассвете войска фашистской Германии вероломно, без

предупреждения напали на нашу Родину. Началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков, во главе которой стоял Адольф Гитлер. Он намеревался захватить нашу страну за 6 недель. слайд4

-Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград с целью стереть его с лица земли. 10 июля 1941 года немцы напали на Ленинград .слайд 5

Блокада Ленинграда  началась 8 сентября 1941 года и закончилась 27 января 1944 года. Она длилась 900дней и ночей. - Как вы думаете, это много 900 дней? (ответ детей). Это почти 3 года. слайд 6

- 800 000 человек умерли во время блокады.

слайд 7

Посмотрите на карту, на что это похоже? ( круг, кольцо)


-Что такое  блокада?(ответ детей)


-Это кольцо называли блокадой, потому что город был окружен. Нельзя привезти продукты, лекарства, медикаменты, топливо.

Немцы окружили Ленинград с трех сторон, с четвертой стороны  было Ладожское озеро, которое впоследствии сыграло огромную жизненно важную роль для тех, кто оказался в окружении. Фашисты бомбили и обстреливали Ленинград. Бомбы и снаряды попадали в мосты, обрывали провода, вывели из строя водопровод, что привело к отсутствию воды, электричества, топлива. Были взорваны продовольственные склады. Все вышло из строя. Зимой 1941 - 1942 город сковал сильный мороз. Измученные бомбежками ленинградцы жили в холодных комнатах с заделанными картоном окнами, потому что стекла были выбиты взрывной волной. Воду для питья брали прямо из Невы, с трудом спускаясь на лед. Остановились автобусы, трамваи. На работу ходили пешком.

В октябре начался голод. С 20 ноября 1941 года пятый раз сокращается хлебный паек: рабочие стали получать в сутки 250 г хлеба, а неработающие по 125 г хлеба в сутки. Крошечный почти невесомый ломтик: слайд 8

Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.

Показываю на тарелке кусочек хлеба 125г( Данченко рассказывает из чего состоял хлеб) слайд 9

- Что ели люди в блокаду? Мучной клей от обоев, вварили кожаные ремни, технические масла, олифу, лекарства.

- Хлеб в Ленинграде был главной едой.

Стали выдавать хлебные карточки. Утеряв карточку, человек мог умереть от голода. (демонстрация карточек) слайд 10,11

 Единственным способом, чтобы выжить, был “ мост”, соединивший Ленинград с “большой землей” - Ладожское озеро. Ладожский лед ленинградцы прозвали “дорогой жизни”. слайд 12С 22 ноября 1941 года по  тонкому льду поехали  машины с мукой.

- Как вы думаете, почему так назвали дорогу? (ответ детей)

 По  замерзшему Ладожскому озеру  везли муку, лекарство, топливо, а из города вывозили женщин, детей, больных, стариков.

-Но дорога была опасна, её обстреливали немцы с самолётов, а лед проваливался под машинами. Но другой дороги не было.

Водители  машин ездили с открытой дверью, чтобы выпрыгнуть из машины,  когда лёд проламывался. Советские войска защищали «Дорогу жизни», зенитки обстреливали самолёты немцев.

слайд 13,14От голода люди умирали тысячами. Везде. В холодных домах, на работе, на улицах. Между сугробами, напрягая последние силы, люди тянули саночки, на которых лежали покойники. Мертвых хоронили без гробов, обернутых простыней или одеялом, а позднее и просто в одежде, в которой человек умер. Часто, люди оставляли мертвого на полпути, потому что не было сил. Позднее эти трупы подбирали машины и увозили на окраину города, на огромный пустырь. Так образовалось известное ныне Пискаревское кладбище, где похоронено 470 тыс. ленинградцев. слайд 15

Только за первую блокадную зиму голод унес в Ленинграде 252 тыс. человек. Враг хотел погубить ленинградцев голодом. Но осуществить этот план он до конца не смог. От малого до старого все испытывали голод, но все они трудились и жили с надеждой в победу.

Только на возведении укреплений вокруг Ленинграда работало ежедневно до 500 тысяч человек.

Рабочие и работницы не покидали своих станков точно так же, как пулеметчики — своих пулеметов (вот образец одного из пулеметов). В осажденном городе каждый человек был воином.

16слайд За время блокады Ленинград дал фронту более 2 тысяч танков, 1500 самолетов и много другой военной техники.

Вместе со взрослыми на заводах трудились и дети. Подростки, мальчики и девочки по 12-13 лет, стояли у станков. Они заменили своих отцов и старших братьев. Этим подросткам подставляли скамейки, для того чтобы они могли достать до станков.

слайд 17В блокадном Ленинграде под взрывы бомб, свист пуль они продолжали учиться. В осажденном городе работали 30 школ. Поход в школу был настоящим подвигом, потому что на улицах часто рвались снаряды. В школах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев.

От голода у детей не было сил сидеть на занятиях. Они умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но и прямо в классе.

Сейчас я предлагаю вам посмотреть видеоролик, в котором дети блокадного Ленинграда, выжившие в то страшное время, рассказывают о реальных событиях того времени. видеоролик

  • Что вам запомнилось из этого сюжета?

  • Что показалось вам удивительным?

  • Как вы думаете, о чём это говорит?

  • О каких качествах ленинградцев это говорит?

слайд 18До нас дошла история 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой Блокада отняла у девочки всех родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня вела в записной книжке страшный дневник. Девять коротких записей. Таню удалось спасти от голода. При первой же возможности ее вывезли с детским домом в Горьковскую область, но крайнее истощение, нервное потрясение, ужасы войны сломили девочку, вскоре она умерла.

  1. Я была в семье самая молодая и сильная. И каждый день ходила получать хлеб. Иногда стоишь, а хлеба нет. Все мои лежали на кроватях в одной комнате. Все в валенках, под ватными одеялами. В кухне стояло ведро с водой, которое к ночи замерзало до дна. Потом вставали по очереди и откалывали кусочки льда, чтобы согреть воду.

  2. Вы меня послушайте. Вот сейчас, когда я встаю, я беру кусок хлеба и говорю: помяни, Господи, всех умерших с голоду, которые не дождались досыта поесть хлеба. А я сказал себе: когда у меня будет хлеб оставаться, я буду самый богатейший человек. Вот с этого я начинаю утро. Пью чай две чашки крепкого, и это богатство. Когда умирал человек, и ты к нему подходил, он ничего не просил – ни масла, ни апельсина. Он только говорил: дай крошечку хлеба! И умирал!

III Заключительная часть

Цель: Закрепить знания о блокаде Ленинграда

- как вы считаете, заслуживает ли город Ленинград звания города-героя?

Почему?

- какие качества проявили жители блокадного Ленинграда?(героизм, стойкость, мужество, отвагу, милосердие)

- достойны ли они почтения? Почему? (отбили врага, отважно сражались за нашу Родину)



1. Я была в семье самая молодая и сильная. И каждый день ходила получать хлеб. Иногда стоишь, а хлеба нет. Все мои лежали на кроватях в одной комнате. Все в валенках, под ватными одеялами. В кухне стояло ведро с водой, которое к ночи замерзало до дна. Потом вставали по очереди и откалывали кусочки льда, чтобы согреть воду.

2. Вы меня послушайте. Вот сейчас, когда я встаю, я беру кусок хлеба и говорю: помяни, Господи, всех умерших с голоду, которые не дождались досыта поесть хлеба. А я сказал себе: когда у меня будет хлеб оставаться, я буду самый богатейший человек. Вот с этого я начинаю утро. Пью чай две чашки крепкого, и это богатство. Когда умирал человек, и ты к нему подходил, он ничего не просил – ни масла, ни апельсина. Он только говорил: дай крошечку хлеба! И умирал!









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!