СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Блокада Ленинграда

Нажмите, чтобы узнать подробности

Библиотечный урок к 80-летию снятия блокады Ленинграда

Просмотр содержимого документа
«Блокада Ленинграда»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Лицей 21 г.о. Химки День воинской славы России К 80 – летию снятия блокады Ленинграда Блокада Ленинграда Выполнили: Ученицы 11 «А»класса Жигар Н. Зайцева Д. Михайлова Надежда Михайловна

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Лицей 21 г.о. Химки

День воинской славы России

К 80 – летию снятия блокады Ленинграда

Блокада Ленинграда

Выполнили:

Ученицы 11 «А»класса

Жигар Н.

Зайцева Д.

Михайлова Надежда Михайловна

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Самая страшная осада города в военной истории человечества Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Самая страшная осада города в военной истории человечества

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

 Город Ленинград носил имя великого вождя - В.И. Ленина. Это один из красивейших городов мира.  Особое значение командование немецко-фашистских войск придавало захвату Ленинграда - колыбели трех революций, крупного индустриального, научного и культурного центра СССР. Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Его падение, по планам гитлеровцев, должно было предшествовать взятию Москвы. Таким образом, Гитлер рассчитывал достичь большего политического эффекта. Оборона Ленинграда сорвала все планы врага.   Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Город Ленинград носил имя великого вождя - В.И. Ленина. Это один из красивейших городов мира. Особое значение командование немецко-фашистских войск придавало захвату Ленинграда - колыбели трех революций, крупного индустриального, научного и культурного центра СССР. Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Его падение, по планам гитлеровцев, должно было предшествовать взятию Москвы. Таким образом, Гитлер рассчитывал достичь большего политического эффекта. Оборона Ленинграда сорвала все планы врага.

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Секретная директива  Выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба

Секретная директива

Выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба "О будущности Петербурга" от 22 сентября 1941 года.

«Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населённого пункта. Предложено блокировать город и путём обстрела из артиллерии всех калибров и непрерывной бомбёжки с воздуха сравнять его с землёй. С нашей стороны нет в заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Блокада Ленинграда  В июле 1941 года в тяжелых кровопролитных боях войска Северо-западного и Северного фронтов, моряки Балтийского фронта, задержали врага на дальних подступах к Ленинграду. В конце сентября 1941г. положение советских войск на фронте ухудшилось.  К этому времени 300-тысячная группа армии

Блокада Ленинграда

В июле 1941 года в тяжелых кровопролитных боях войска Северо-западного и Северного фронтов, моряки Балтийского фронта, задержали врага на дальних подступах к Ленинграду. В конце сентября 1941г. положение советских войск на фронте ухудшилось. К этому времени 300-тысячная группа армии "Север" полностью опоясала стальным кольцом Ленинград, войска Ленинградского фронта и Балтийский флот. Убедившись, что штурмом Ленинград взять не удастся, немецко-фашистское командование начало планомерную осаду города. Страшная опасность нависла над Ленинградом, тяжелые бои шли днем и ночью.

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Оборона города Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Оборона города

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Оборона города  Для внутренней оборы города в августе 1941 года было создано 79 рабочих батальонов, что превышает свыше 40 тысяч человек, 3,5 тыс. групп самозащиты (свыше 120 тыс.человек). Личный состав всех формирований МПВО Ленинграда к началу сентября 1941 года насчитывал около 270 тыс. человек. Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Оборона города

Для внутренней оборы города в августе 1941 года было создано

79 рабочих батальонов, что превышает свыше 40 тысяч человек,

3,5 тыс. групп самозащиты (свыше 120 тыс.человек). Личный состав всех формирований МПВО Ленинграда к началу сентября 1941 года насчитывал около 270 тыс. человек.

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Оборона города Рабочие патрули охраняют город. Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Оборона города

Рабочие патрули охраняют город.

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Оборона города Многие рабочие с заводов ушли на фронт. К станкам встали женщины, старики и дети. Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Оборона города

Многие рабочие с заводов ушли на фронт. К станкам встали женщины, старики и дети.

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

 «Всё для фронта! Всё для победы!»   Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

«Всё для фронта! Всё для победы!»

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Ленинградские школьники не только учились, но чем могли, помогали взрослым.  Школьники дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. Они работали в госпиталях: мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства. Становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта. Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Ленинградские школьники не только учились, но чем могли, помогали взрослым. Школьники дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. Они работали в госпиталях: мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства. Становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта.

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

 Враги подошли близко к Ленинграду и теперь могли обстреливать из пушек все ленинградские улицы. Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Враги подошли близко к Ленинграду и теперь

могли обстреливать из пушек все ленинградские

улицы.

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Днём и ночью немцы бомбили и обстреливали Ленинград Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Днём и ночью немцы бомбили и обстреливали Ленинград

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

 За время осады гитлеровцы обрушили на город 150 тысяч тяжелых снарядов , сбросили 5 тысяч фугасных и 10 тысяч зажигательных бомб. Были разрушены и сожжены 3174 здания,  повреждены - 7143. Третья часть жилья была уничтожена.  Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

За время осады гитлеровцы обрушили на город 150 тысяч тяжелых снарядов , сбросили 5 тысяч фугасных и 10 тысяч зажигательных бомб. Были разрушены и сожжены 3174 здания, повреждены - 7143. Третья часть жилья была уничтожена.

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Нехватка продовольствия В условиях блокады самым сложным оказалось снабжение населения и войск продовольствием и водой, боевой техники фронта - горючим, заводов и фабрик - сырьем и топливом. Запасы продовольствия в городе таяли с каждым днем. Постепенно сокращались нормы выдачи продуктов. С 20 ноября по 25 декабря 1941 года они были самыми низкими, ничтожно малыми: рабочие и инженерно-технические работники получали лишь до 250 граммов суррогатного хлеба, а служащие, иждивенцы и дети - всего 125 граммов в день! Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Нехватка продовольствия

В условиях блокады самым сложным оказалось снабжение населения и войск продовольствием и водой, боевой техники фронта - горючим, заводов и фабрик - сырьем и топливом.

Запасы продовольствия в городе таяли с каждым днем. Постепенно сокращались нормы выдачи продуктов. С 20 ноября по 25 декабря 1941 года они были самыми низкими, ничтожно малыми: рабочие и инженерно-технические работники получали лишь до 250 граммов суррогатного хлеба, а служащие, иждивенцы и дети - всего 125 граммов в день!

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Суточная норма неработающего человека: 125 граммов хлеба в день. Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Суточная норма неработающего человека:

125 граммов хлеба в день.

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Зима 1941-1942гг. Зимой 1941-1942 годов город сковала лютая стужа. Морозы достигают отметки – 40 градусов. Не было топлива и электроэнергии. Ежедневно от голода и холода погибало до нескольких тысяч человек. Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Зима 1941-1942гг.

Зимой 1941-1942 годов город сковала лютая стужа. Морозы достигают отметки –

40 градусов. Не было топлива и электроэнергии.

Ежедневно от голода и холода погибало до нескольких тысяч человек.

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Зима 1941-1942гг.  Истощенные голодом, обессилевшие и измученные непрерывными бомбежками и обстрелами, ленинградцы жили в неотапливаемых комнатах с заделанными картоном окнами. Замерзли водопровод и канализация. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы. Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Зима 1941-1942гг.

Истощенные голодом, обессилевшие и измученные непрерывными бомбежками и обстрелами, ленинградцы жили в неотапливаемых комнатах с заделанными картоном окнами. Замерзли водопровод и канализация. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы.

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Зима 1941-1942гг. По свидетельству Д. С. Лихачёва: «Когда остановка трамвайного движения добавила к обычной, ежедневной трудовой нагрузке ещё два-три часа пешеходного марша от места жительства к месту работы и обратно, это обусловливало дополнительное расходование калорий. Очень часто люди умирали от внезапной остановки сердца, потери сознания и замерзания в пути». Паровоз везёт муку по трамвайным рельсам в блокадном Ленинграде, 1942 год. Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Зима 1941-1942гг.

По свидетельству Д. С. Лихачёва: «Когда остановка трамвайного движения добавила к обычной, ежедневной трудовой нагрузке ещё два-три часа пешеходного марша от места жительства к месту работы и обратно, это обусловливало дополнительное расходование калорий. Очень часто люди умирали от внезапной остановки сердца, потери сознания и замерзания в пути».

Паровоз везёт муку по трамвайным рельсам в блокадном Ленинграде,

1942 год.

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Люди умирали прямо на улицах Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Люди умирали прямо на улицах

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Зима 1941-1942гг.   Остановились трамваи, троллейбусы, автобусы. Основной

Зима 1941-1942гг.

Остановились трамваи, троллейбусы, автобусы. Основной "транспорт" жителей города - детские саночки. На них везли скарб из разрушенных домов, мебель для отопления, воду из проруби или кастрюльках, тяжело больных и умерших.

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Дневник Тани Савичевой Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Дневник Тани Савичевой

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Вызов врагу  30 января 1942 года Гитлер цинично заявил:

Вызов врагу

30 января 1942 года Гитлер цинично заявил:

"Ленинград мы не штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя".

Но фашисты просчитались. Плохо знали они советских людей. Те, кто пережил блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдавших ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.

Вызовом врагу была работа 39 школ в осажденном городе. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, дров, воды, теплой одежды, многие ленинградские дети учились. Писатель Александр Фадеев сказал: "И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились".

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Дорога жизни  Продовольствие и боеприпасы стали доставлять по воздуху, но это была капля в море. Взять нужное число самолетов было негде. Решили создать новую линию снабжения через Ладожское озеро. 20 ноября толщина льда достигла 180 мм. На лёд вышли конные обозы.

Дорога жизни

Продовольствие и боеприпасы стали доставлять по воздуху, но это была капля в море. Взять нужное число самолетов было негде. Решили создать новую линию снабжения через Ладожское озеро. 20 ноября толщина льда достигла 180 мм. На лёд вышли конные обозы.

Дорога жизни   И тогда была проложена по Ладожскому озеру ледовая автомобильная дорога, Народ очень точно назвал ее «Дорогой жизни». От нее зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение фронта всем необходимым. А. Косыгин организовывал движение на «Дороге жизни» и улаживал разногласия гражданских и военных властей. Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Дорога жизни

И тогда была проложена по Ладожскому озеру ледовая автомобильная дорога, Народ очень точно назвал ее «Дорогой жизни». От нее зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение фронта всем необходимым.

А. Косыгин организовывал движение на «Дороге жизни» и улаживал разногласия гражданских и военных властей.

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Дорога жизни Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Дорога жизни

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Эвакуация населения  Ледовая дорога так же сыграла важную роль в эвакуации населения города. Это была очень сложная задача. Эвакуации из Ленинграда подлежали несамодеятельная часть населения, а так же рабочие эвакуируемых заводов, учреждений, научные работники и др.  Массовая эвакуация началась во второй половине января 1942 г., после того как Государственный Комитет Обороны 22 января 1942г. принял постановление об эвакуации 500 тыс. жителей Ленинграда. Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Эвакуация населения

Ледовая дорога так же сыграла важную роль в эвакуации населения города. Это была очень сложная задача. Эвакуации из Ленинграда подлежали несамодеятельная часть населения, а так же рабочие эвакуируемых заводов, учреждений, научные работники и др.

Массовая эвакуация началась во второй половине января 1942 г., после того как Государственный Комитет Обороны 22 января 1942г. принял постановление об эвакуации 500 тыс. жителей Ленинграда.

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Эвакуация населения Только зимой 1941-1942 гг.  по трассе было доставлено более 361 тыс. тонн грузов из них продовольствия и фуража 271 тыс.  тонн.  Из города  было  вывезено около 550 тыс. чел., около 3700 вагонов оборудования заводов, культурных ценностей и другого имущества. Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Эвакуация населения

Только зимой 1941-1942 гг.  по трассе было доставлено более 361 тыс. тонн грузов из них продовольствия и фуража 271 тыс.  тонн.  Из города  было  вывезено около 550 тыс. чел., около 3700 вагонов оборудования заводов, культурных ценностей и другого имущества.

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Эвакуация населения Не все машины доезжали до берега, многие проваливались под лёд вместе с продуктами. Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Эвакуация населения

Не все машины доезжали до берега, многие

проваливались под лёд вместе с продуктами.

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Весна 1942 года . В связи с потеплением и улучшением питания, значительно сократилось количество внезапных смертей на улицах города.  В марте 1942 г. все трудоспособное население вышло на очистку города от мусора. Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Весна 1942 года . В связи с потеплением и улучшением питания, значительно сократилось количество внезапных смертей на улицах города. В марте 1942 г. все трудоспособное население вышло на очистку города от мусора.

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Блокадная ласточка  Весной сорок второго года множество ленинградцев носило  на груди жетон - ласточку с письмом в клюве.   Сквозь года, и радость, и невзгоды  вечно будет мне сиять одна -  та весна сорок второго года,  в осажденном городе весна.    Маленькую ласточку из жести я носила на груди сама.  Это было знаком доброй вести,  это означало:

Блокадная ласточка

Весной сорок второго года множество ленинградцев носило  на груди жетон - ласточку с письмом в клюве.

Сквозь года, и радость, и невзгоды

вечно будет мне сиять одна -

та весна сорок второго года,

в осажденном городе весна.

 

Маленькую ласточку из жести

я носила на груди сама.

Это было знаком доброй вести,

это означало: "Жду письма".

 

Этот знак придумала блокада.

Знали мы, что только самолет,

только птица к нам, до Ленинграда,

с милой-милой родины дойдет.

О. Берггольц

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Лето 1942 года «Симфония №7» – «Ленинградская». Симфония Дмитрия Дмитриевича Шостаковича в 4 частях, одно из важнейших его произведений, созданное в 1941 году.

Лето 1942 года

«Симфония №7» – «Ленинградская». Симфония Дмитрия Дмитриевича Шостаковича в 4 частях, одно из важнейших его произведений, созданное в 1941 году.

"Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой!"

«Симфония всепобеждающего мужества» 

Дмитрий Дмитриевич Шостакович

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Лето 1942 года Премьера состоялась 5 марта 1942 года в Куйбышеве. 9 августа 1942 года, 355-й день блокады её будут исполнять в Ленинграде Карл Ильич Элиасберг Поэтесса Ольга Бергольц 9 августа 1942 года стало «Днем Победы cреди войны». Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Лето 1942 года

Премьера состоялась 5 марта 1942 года в Куйбышеве. 9 августа 1942 года, 355-й день блокады её будут исполнять в Ленинграде

Карл Ильич

Элиасберг

Поэтесса Ольга Бергольц 9 августа 1942 года стало «Днем Победы cреди войны».

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Прорыв блокады  В начале декабря 1942 года советские войска окружили, а в январе - начале февраля 1943 года разгромили главную группировку неприятеля, прорвали оборону немцев и перешли в наступление, отбросив врага на сотни километров на запад.  Используя благоприятно сложившуюся обстановку, войска Волховского и Ленинградского фронтов, усиленные резервами ударили с двух сторон по укреплённым позициям неприятеля южнее Ладоги.  Немецкие части оказали сильное сопротивление. После семидневных тяжёлых боёв враг был отброшен от южного берега Ладожского озера на 10 км.  Шестнадцатимесячная блокада Ленинграда усилиями советских воинов 18 января 1943 года была прорвана. Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Прорыв блокады

В начале декабря 1942 года советские войска окружили, а в январе - начале февраля 1943 года разгромили главную группировку неприятеля, прорвали оборону немцев и перешли в наступление, отбросив врага на сотни километров на запад.

Используя благоприятно сложившуюся обстановку, войска Волховского и Ленинградского фронтов, усиленные резервами ударили с двух сторон по укреплённым позициям неприятеля южнее Ладоги.

Немецкие части оказали сильное сопротивление. После семидневных тяжёлых боёв враг был отброшен от южного берега Ладожского озера на 10 км.

Шестнадцатимесячная блокада Ленинграда усилиями советских воинов 18 января 1943 года была прорвана.

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Прорыв блокады Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Прорыв блокады

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Прорыв блокады 18 января 1943 года наши войска, накопив силы, прорвали блокаду. В Ленинград пошли поезда с продуктами и оружием. Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Прорыв блокады

18 января 1943 года наши войска, накопив силы, прорвали блокаду. В Ленинград пошли поезда с продуктами и оружием.

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

 Вскоре после прорыва блокады началась подготовка к полному освобождению Ленинградской области от немецко-фашистских захватчиков. С 14 января 1944 года начались ожесточенные бои, в ходе которых враг был отброшен на 65-100 километров от Ленинграда. Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Вскоре после прорыва блокады началась подготовка к полному освобождению Ленинградской области от немецко-фашистских захватчиков. С 14 января 1944 года начались ожесточенные бои, в ходе которых враг был отброшен на 65-100 километров от Ленинграда.

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Освобождение  27 января 1944 года величественный город, площади и улицы которого овеяны дыханием революции, политы потом и кровью героических защитников, был полностью освобождён от вражеской блокады! За беспримерный подвиг во время Великой Отечественной войны ему присвоено почётное звание

Освобождение

27 января 1944 года величественный город, площади и улицы которого овеяны дыханием революции, политы потом и кровью героических защитников, был полностью освобождён от вражеской блокады!

За беспримерный подвиг во время Великой Отечественной войны ему присвоено почётное звание "Город - герой" и вручена медаль "Золотая Звезда".

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Блокада снята!!! Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Блокада снята!!!

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

За залпом залп, гремит салют. Ракеты в воздухе горячем Цветами пёстрыми цветут. А ленинградцы тихо плачут.            Ни успокаивать пока,  Не утешать людей не надо.  Их радость слишком велика –  Гремит салют над Ленинградом. Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

За залпом залп, гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пёстрыми цветут.

А ленинградцы тихо плачут.

Ни успокаивать пока,

Не утешать людей не надо.

Их радость слишком велика –

Гремит салют над Ленинградом.

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

За годы блокады погибло, по разным данным, от 300 тыс. до 1,5 млн человек . Так, на Нюрнбергском процессе фигурировало число 632 тысячи человек. Только 3 % из них погибли от бомбёжек и артобстрелов; остальные 97 % умерли от голода. Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

За годы блокады погибло, по разным данным, от 300 тыс. до 1,5 млн человек . Так, на Нюрнбергском процессе фигурировало число 632 тысячи человек. Только 3 % из них погибли от бомбёжек и артобстрелов; остальные 97 % умерли от голода.

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Санкт-Петербург. Пискарёвское кладбище. Здесь похоронены воины, защищавшие город и жители, погибшие в блокаду. Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Санкт-Петербург.

Пискарёвское кладбище.

Здесь похоронены воины,

защищавшие город и жители,

погибшие в блокаду.

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

И может показаться: правы и убедительны слова.  Но даже если это правда, такая правда не права!  Я не напрасно беспокоюсь, чтоб не забылась та война:  Ведь эта память - наша совесть.  Она как сила нам нужна. Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

И может показаться: правы и убедительны слова. Но даже если это правда, такая правда не права! Я не напрасно беспокоюсь, чтоб не забылась та война: Ведь эта память - наша совесть. Она как сила нам нужна.

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Спасибо за внимание! Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Спасибо за внимание!

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!