СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Блокада Ленинграда

Нажмите, чтобы узнать подробности

Библиотечный урок посвященный блокаде Лениграда

Просмотр содержимого документа
«Блокада Ленинграда»

Библиотечный урок в начальной школе

Блокада Ленинграда

Библиотекарь: У каждого времени есть свои горячие слова. Но время проходит, и слова отступают в тень, забываются. Уступают место новым, более важным для нового времени.Но слово «блокада» во все времена живёт в нас. Оно не ослабевает, напротив, набирает сил, становится страшнее. От него веет смертью многих людей. Можно было бы забыть его – не забывается, кровоточит. А для сегодняшних молодых людей «блокада» — слово из языка, который они не проходили. Или так проходили, что прошли мимо. Не запомнили. Ребята, когда вы слышите слово «Блокада» какие ассоциации у вас возникают? Дети отвечают…

Но сегодня на нашем уроке мужества мы с вами будем говорить о блокаде Ленинграда, его славных защитниках, героических ленинградцах, о детях блокады.

Слайд 2
Каждый год 18 января наша страна отмечает очень важную дату – … годовщину дня прорыва блокады Ленинграда. К прорыву блокады войска Ленинградского фронта готовились долго. И, наконец, настал день штурма. Бои продолжались несколько дней. 18 января 1943 года утром воины Ленинградского фронта соединились с бойцами Волховского фронта. И весь мир узнал, что блокада прорвана! И пусть узкий, но все же постоянный коридор соединял Ленинград с большой землей. А через год, 27 января 1944 года, враги были отброшены от города на 300 км, и Ленинград навсегда был освобожден от вражеской осады! Но до этого события оставалось 900 дней и ночей. 150 тысяч тяжелых артиллерийских снарядов и свыше 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб. Они разрушили 3 тысячи зданий, а повредили больше 7 тысяч. по разным оценкам, унесла жизни от 600 тысяч до 1,5 миллиона жителей города. От фашистских бомбежек погибли лишь 3% людей, остальные 97% -  от голода. И среди погибших были дети …

Слайд 3 (видео дети войны)

Слайд 4 -Я думаю, что уже понятно - мы сегодня будем говорить о том, как жили, боролись и погибали в Ленинграде дети. Да, действительно война – ужаснейшее явление на Земле. Сколько жизней и сердец уносит она, мужей, сыновей и братьев. Для чего вообще нужна война? Но никто не знает… Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленое жилище и скудный военный паек. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам да рассказам фронтовиков. Для нас война – история.

Слайд 5

Лето, 22 июня, пора летних каникул. Кто-то из ребят уже в лагере, кто-то в гостях у бабушек и дедушек в деревне. Воскресенье - полные электрички везут в ленинградцев в пригороды отдыхать.

Мирную, полную надежд и радости жизнь обрывают слова Юрия Левитана –)

Слайд 6

Слайд 7

Ведущий 1

Дети начинают возвращаться с летних каникул домой. Германские войска предприняли мощное наступление. В городе в срочном порядке идет эвакуация стратегически важных объектов. Эвакуируются и школы, многие из них вглубь страны. Роль школы в эти дни очень важна. Как же надо было доверять школе и верить учителям, чтобы в это неспокойное время отпустить своих детей.

Слайд 8

Слайд 9

Ведущий 2 А

30 августа 1941 г. город оказался в тисках

Ученик - Все это называется - блокада.
И детский плач в разломанном гнезде...
Детей не надо в городе, не надо,
Ведь родина согреет их везде.
Они вернутся в дом. Их страх не нужен.
Мы защитим, мы сбережем их дом.
Мать будет матерью. И муж вернется мужем.
И дети будут здесь. Но не сейчас. Потом.

Слайд – 10

Ведущий 1

8 сентября немцы перерезали железную дорогу Москва-Ленинград, взяли Шлиссельбург и окружили Ленинград с суши. Началась всеобщая мобилизация.

Слайд – 11

Слайд – 12

Ведущий 2

Осада города продолжалась 900 дней, с 8 сентября 1941г. до 27 января 1944 г. Ад для жителей начался 8 сентября 1941 года, когда гитлеровские войска замкнули кольцо.

Ведущий 2

В особенно трагическом положении оказалось мирное население. Два миллиона 887 тысяч гражданского населения оказались в кольце окружения 

Слайд – 13

Библиотекарь

Дети в осаждённом городе: Их было около 400 тысяч. От младенцев до подростков. Детям было хуже, чем взрослым! Они не понимали, что происходит: почему нет папы, почему мама плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище ... Но детским чутьём они понимали, что в их дом пришла большая беда.

Ученик БЛОКАДА.

Нам, живущим, не понять,
Что чувствовал ребёнок, угасая,
Везя на санках умершую мать
И губы от бессилия кусая…
Звучат сирены, метронома звук
Тревожит память деточек блокадных,
Им выпало без счёта адских мук,
Труда для фронта без речей парадных,
Им выпало, но люди не сдались,
Не сдался город, взрослые и дети!
Их памяти, живущий, поклонись
И расскажи – пусть помнят! – нашим детям.

Cлайд 14

Ведущий 2
Опасаясь больших потерь при штурме, Гитлер приказал начать долговременную осаду. Он сказал: «Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза, чтобы туда мышь не могла проскочить. Нещадно бомбить, и тогда город рухнет, как переспелый плод». Начались постоянные бомбежки и артобстрелы.

Cлайд 15

Ведущий 1
На защиту родного города поднялись все ее жители, они мужественно обороняли свой город.. Многое пришлось перенести детям блокадного Ленинграда. Ребята дежурили на чердаках при налётах вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы. Они работали в госпиталях: мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства.

Слайд- 16

Библиотекарь

В двенадцать-пятнадцать лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта. Чтобы дотянуться до станка, подростки становились на подставки. Они наравне со взрослыми работали без отдыха, делали снаряды, оружие. До войны это были обыкновенные мальчишки и девчонки- Они рыли окопы и работали на первых ленинградских огородах. А ведь сами они едва держались на ногах от голода... В короткий срок Ленинград был превращен в город - крепость. Город боролся.

Ведущий 2

Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что порою в это сложно поверить. Многим маленьким ленинградцам, сердцем, заслонившим Ленинград, уже не суждено будет стать взрослыми.

Ведущий 1

Шли дни и ночи упорной борьбы. Положение в осаждённом городе становилось всё тяжелее. Запасов основных видов продовольствия для войск и жителей города становилось все меньше и меньше.

Слайд- 17
Ведущий -1

В Ленинграде начался голод. Голод принял невиданные масштабы. Начались случаи людоедства. Многие жители, ослабев, падали и умирали на улицах. Особенно тяжелым было положение детей, оставшихся без родителей. Обессиленные, они лежали в холодных квартирах, едва передвигались.

Слайд- 18

Ведущий -2

С 13 ноября 1941 г норма выдачи хлеба населению опять была снижена. Население стало получать самую низкую норму за всё время блокады - 250 г на рабочую карточку и 125 г - на все остальные. Александр Фадеев писал: «И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились. Да, они учились, несмотря ни на что…».

Слайды- 19

Ведущий -2

Занятия в тот далекий первый блокадный год начнутся, конечно же, не сразу, во всех школах по-разному. Дети еще долгое время будут привыкать к гулу самолетов и свисту зажигательных бомб. Но холодной осенью 1941 года они с

удовольствием пойдут в школу, так как находиться одним дома гораздо страшнее. Кроме того, учителей и учеников прикрепят к столовым, и в конце занятий их будут кормить горячим супом.

Ведущий-1

Но ходить в школу тяжело. Дорога под обстрелом. Они стоили одни других – учителя и ученики. И те и другие, сквозь стужу и снежные заносы, шли иногда километров по пять-шесть в оледеневшие классы, и одни учили, а другие учились. Они впервые узнали друг друга, когда и те, и другие умирали друг у друга на глазах, на заснеженных улицах города, за партой или у доски.

Ученик: Девчонка руки протянула

И головой –На край стола…

Сначала думали –Уснула,

А оказалось –Умерла.

Ученик: Ее из школы на носилках

Домой ребята понесли.

В ресницах у подруг Слезинки

То исчезали, то росли.

Никто не обронил ни слова.

Лишь хрипло,

Сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Занятья после похорон.

Слайд – 20

Библиотекарь

В Ленинграде узнали, что такое дистрофия, начинающаяся с резкого похудания и заканчивающаяся изменениями в структуре организма. Человек обречен.

Врач опять ко мне держит путь: 
Так бывает, когда ты плох...
Я сегодня боюсь уснуть, 
Чтобы смерть не взяла врасплох. 
Только сон не уходит прочь. 
Загадал, как вчера, опять: 
Если выживу эту ночь, 
Значит, буду весну встречать...

Слайд – 21

Ведущий -1

Пришли другие бедствия. В конце ноября ударили морозы. Ртуть в термометре приближалась к отметке 40 градусов. К декабрю 1941 года город оказался

в ледяном плену. Улицы и площади занесло снегом, закрывшим первые этажи домов. Замёрзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды. За водой приходилось идти к Неве.

Ведущий -2

Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Большая семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей. При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она вскоре умерла. 19 мая 1972 года на могиле Тани был поставлен памятник.

Слайд 22
На берегу Невы,
В музейном зданье,
Хранится очень скромный дневничок.
Его писала Савичева Таня.

Плакали люди, строчки читая,
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник — это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо
Словно кричит за страницей страница:
«Вновь не должно это все повториться!»

Ведущий -2

Несмотря на героизм и мужество населения, положение в осаждённом Ленинграде с каждым днём ухудшалось. Военный совет Ленинградского фронта начал подготовку к строительству через Ладожское озеро ледовой дороги, её охране и обороне.

Слайд 23

Ведущий1

Лёд был ещё тонкий, но голодный Ленинград не ждал. И уже 20 ноября по Ладоге пошёл санный обоз с продовольствием. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью, когда Ладога замерзла, по Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу.

Ведущий -2

Единственным спасением для города была «Дорога жизни». Днем и ночью по льду озера машины доставляли в город тонны продовольствия, вооружения, боеприпасов. По Дороге жизни из Ленинграда вывозили детей, стариков,

больных, раненых жителей — всего на Большую землю было переправлено более полумиллиона человек.

Ведущий -1

Но впереди маленьких ленинградцев ждали новые потери близких, и опять голод следующих блокадных зим. Они умирали у станков. Умирали на улицах. Ночью ложились спать и не просыпались. И часто последнее, что они слышали это звуки Ленинградского метронома.

Слайд 24

Ведущий-2

По Ленинградскому радио транслировали его равномерные, четкие удары. Этот звук напоминал биение сердца великого города, успокаивал и внушал уверенность — если звучит радио, значит, город живет и борется. Ленинградский метроном - это система оповещения населения о воздушной атаке. Вошел в историю ленинградской блокады и является своеобразным символом блокады. Полторы тысячи громкоговорителей по всему городу отбивали ритм, давая жителям знать о ситуации. Своего рода шифровка: быстрый ритм метронома - это воздушная тревога, медленный - отбой.

Ученик: Во тьме казалось: город пуст;
Из громких рупоров — ни слова,
Но неустанно бился пульс,
Знакомый, мерный, вечно новый.
То был не просто метроном,
В часы тревоги учащенный,
Но наше твердое — «живем!»,
Не дремлет город осажденный.

Слайд 25

Ведущий 2

22декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». 1500000 ленинградцев были представлены к награде. Из них 15249 детей.

Медаль «За оборону Ленинграда» —
Не просто наша память о войне,
Металл ее откован в дни блокады ,
И закален в невиданном огне.

Слайд 26

Библиотекарь

В январе 1943г. блокада была прорвана советскими войсками, к концу февраля враг был отброшен на 220 – 280 км от Ленинграда. Он понес огромные потери, а годом позже – 27 января 1944г. – была полностью снята.

(Слайд 27

Библиотекарь

Город выстоял! Он выжил и получил почетное звание «Город герой». Прошли годы! И еще пройдет время! Но героические дни Ленинградской обороны впечатаны в историю навечно. Это прошлое неподвластно времени. Оно не померкнет, не исчезнет, не забудется никогда. Мы помним вас мальчишки и девчонки Ленинграда. Мы вас не забыли…

Слайд 27

Библиотекарь

Слава вам, которые в сраженьях

Отстояли берега Невы.

Ленинград, не знавший пораженья,

Новым светом озарили вы.

Слава и тебе, великий город.

Сливший воедино фронт и тыл.

В небывалых трудностях который

Выстоял. Сражался. Победил!

Библиотекарь: Прошу всех встать и почтить помять погибших во время блокады

Слайд 28

Слайд 29



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!