СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Блокада Ленинграда: 900 героических дней

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Блокада Ленинграда: 900 героических дней»

Классный час

Блокада Ленинграда: 900 героических дней

(80-летию полного снятия блокады Ленинграда посвящается…)

В холода, когда бушуют снегопады,
                                                                           В Петербурге этот день особо чтут, –
                                                                           Город празднует День снятия блокады,
                                                                           И гремит в морозном воздухе салют.
                                                                           Это залпы в честь свободы Ленинграда!
                                                                           В честь бессмертия не выживших детей… 
                                                                           Беспощадная фашистская осада
                                                                           Продолжалась девятьсот голодных дней.

                                                                                                                       (Т. Варламова)

 Аннотация: классный час содействует воспитанию чувства патриотизма у учащихся, уважение к жителям Ленинграда, гордости за свою страну, формирует гражданскую позицию.

Место проведения:  учебный кабинет.
Форма проведения: беседа

Методы: словесный, наглядный.

Актуальность:
тема Великой Отечественной войны будет всегда актуальна, чтобы воспитывать в будущих россиянах глубокое уважение и гордость за наших отцов, дедов, матерей, отдавших свою жизнь ради нашей мирной и счастливой жизни. Из поколения в поколение мы должны передавать память о тех трагических днях. Трагедия блокады навсегда изменила судьбы не только участников тех событий, но и последующих поколений. Помнить о героях Великой Отечественной войны – священный долг потомков.
Оборудование: плакаты времен Великой Отечественной войны; ноутбук, мультимедийное оборудование; презентация «Блокада Ленинграда: 900 героических дней»; видеоролик под песню «Священная война»; видеоролик «Блокадный хлеб»; презентация по теме; кусок хлеба весом в 125 грамм.

Предварительная подготовка:
1.Подбор материала.
2. Работа над сценарием классного часа.

3. Работа с учениками, которые будут разучивать стихи и выступать в роли ведущих.
Цель:

- воспитание чувства патриотизма.

Задачи:

- пробудить в детях чувство гордости за стойкость русского народа в период блокады Ленинграда и сострадания к погибшим на поле боя и умершим от голода;  

-совершенствовать духовно-патриотическое развитие учащихся,  способствовать сохранению и развитию чувства гордости за свою страну;

- способствовать развитию мышления и познавательной активности;

- познакомить учащихся с подвигом жителей блокадного Ленинграда;

- способствовать формированию положительной нравственной оценки подвига во имя Родины.


Ход занятия

Учитель: 22 июня 1941 года на рассвете войска фашистской Германии вероломно, без предупреждения напали на нашу Родину. Началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков. Эта война не случайно названа в нашем народе «Великой Отечественной». Четыре страшных года вся страна была объединена одним горем, одной болью, одной надеждой, одной верой - верой в Победу. Это был великий духовный подвиг всего народа. И наш долг - хранить память об этом подвиге.

Просмотр видеоролика под песню «Священная война» (автор: В.И. Лебедев Кумач, композитор: А.В. Александров) 3.25

http://www.youtube.com/watch?v=sailmeWkm_A - ссылка на видеоролик.

Учитель: Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград с целью стереть его с лица земли. Но фашисты глубоко просчитались. Все жители мужественно обороняли свой город.

27 января 2024 года исполняется 80 лет со дня полного снятия блокады Ленинграда. Время идет. И становится историей. Да, ведь именно потому, что наши бабушки и дедушки выжили, выжили ценой чьих-то отданных за них жизней, на свет появились ваши родители, а потом – вы. Этому городу и его отважным жителям посвящаем мы сегодня наш классный час.

Ученик 1:

Ленинград

Весна идет, и ночь идет к рассвету.

Мы все теперь узнали на века:

И цену хлеба – если хлеба нету,

И цену жизни – если смерть близка.


И деревень обугленные трубы,

И мирный луг, где выжжена трава,

И схватки рукопашные, и трупы

В снегах противотанкового рва.


Но так владело мужество сердцами,

Что стало ясно: он не будет взят.

Пусть дни бегут и санки с мертвецами

В недобрый час по Невскому скользят.


Людское горе – кто его измерит

Под бомбами, среди полночной тьмы?

И многие, наверно, не поверят,

Что было так, как рассказали мы.


Но Ленинград стоит, к победе кличет.

И все слова бессильны и пусты,

Чтобы потомкам передать величье

Его непобедимой красоты.


И люди шли, чтоб за него сражаться...

Тот, кто не трус, кто честен был и смел, –

Уже бессмертен. Слава ленинградцам!

Честь – их девиз. Бессмертье – их удел!

А. Гитович


Ученик 2. В Ленинграде находились крупнейшие советские военные предприятия. Ленинград являлся крупным советским морским портом. Ленинград был несколько веков столицей Российского государства. Там находится огромное количество архитектурных памятников. Ленинград был гордостью Советской страны, поэтому Гитлер и хотел разрушить этот город.

Мощная группировка немецких войск под названием «Север» продвигалась с боями к Ленинграду. В сентябре 1941 года враг захватил все подступы к городу. Советские войска вынуждены были под натиском противника отступить за реку Неву и Ладожское озеро. Ленинград оказался в кольце окружения. Началась блокада Ленинграда.

Ученица 1

Б локада – это кольцо окружения города военной группировкой противника.

В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 млн. 887 тыс. человек. Длилась блокада с 31 августа 1941 года по 27 января 1944 (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года). 8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длиной в 900 дней и ночей. 900 дней мук и слез, горестей и смертей, надежд и тревог, труда и борьбы. Сколько бедствий встает сразу за этими строками — 900 героических дней. Ни один город, ни одна крепость за всю историю существования человечества не выносила

столь жестокого испытания... Гитлер решил стереть с лица земли Ленинград. Не вышло!


Ученица 2:

Сорок первый, сентябрь, восьмое число.

В этот день нас блокады огнем обожгло.

Мы не знаем еще, что замкнулось кольцо

И что смерть нам уже заглянула в лицо,


Что в огне на Бадаевских не рафинад,

Не мука, а блокадников жизни горят.

Мы в тот день не могли даже предположить,

Как нам долго терпеть и как мало нам жить.

А. Молчанов



У читель: Вражеская авиация и артиллерия ежедневно бомбили и обстреливали город. Тысячи ленинградцев вышли на строительство оборонительных сооружений на подступах к Ленинграду. Немцы пытались прорваться в Ленинград и непрерывно атаковали советские войска. Шли кровопролитные бои за каждый метр ленинградской земли. Сотни солдат погибали под обстрелом неприятельской артиллерии. На помощь им в городе начали формироваться отряды ополченцев. Все ленинградцы, кто способен был держать в руках оружие, вышли на защиту города.

Ф ашистам в город прорваться в город так и не удалось, Но блокада Ленинграда продолжалась. С первых дней сентября в Ленинграде были введены продовольственные карточки.

Властями Ленинграда был введён норматив по отпуску продуктов питания. Размер продовольственного пайка составлял:
Рабочим — 250 грамм хлеба в сутки;
Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет — по 125 граммов;

Войскам первой линии — 500 граммов.(слайд )
При этом до 50 % хлеба составляли примеси, и он был почти несъедобным. Все остальные продукты почти перестали выдаваться. Начался голод!.. Зимой он усугублялся холодом… Люди умирали…

Учитель демонстрирует ребятам кусочек темного хлеба весом в 125 грамм.


У ченик 3

Блокадный хлеб

Я вспоминаю хлеб блокадных лет,

Который в детском доме нам давали.

Не из муки он был — из наших бед,

И что в него тогда только не клали!


Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой,

С корой. Колючий так, что режет десна.

Т яжелый, горький — с хвоей, лебедой,

На праздник, очень редко — чистый просто.


Но самый сильный голод был, когда

Хлеб мы по два-три дня не получали.

Мы понимали, что война — это беда,

Но каждый день с надеждой хлеба ждали.


Не дни мы голодали, а года.

Хоть раз наесться досыта мечтали.

Кто видел, не забудет никогда,

Как с голоду детишки умирали.

Л. Хямелянина

Просмотр видеоролика «Блокадный хлеб», 4.30

h ttps://www.youtube.com/watch?v=pEj1PpmUky4&t=4s - ссылка на видеоролик

Учитель: В декабре 1941 года иссякли запасы топлива. Прекратилось отопление зданий. Свет и воду в квартирах отключили. Людям приходилось ходить за водой на реку Неву. Терпели нечеловеческие условия, в которых приходилось жить … и трудиться, следуя девизу «Все для фронта, все для победы!»


Промышленные предприятия, которые не успели эвакуировать, снова заработали. Кировский завод не прекращал выпуск танков. На других был налажен выпуск боеприпасов. Танки, поврежденные в боях за Ленинград, прямо с поля боя возвращались в город. Там на заводе их ремонтировали, а утром они снова шли в бой. Работа на заводах не прекращалась ни на минуту. Днем и ночью под артиллерийским обстрелом трудились ленинградцы. Люди недосыпали, недоедали, но выполняли поставленные перед ними задачи на трудовом фронте. Работали на военных предприятиях, выпуская военную продукцию, в том числе составляющие детали для «Катюш». Промышленность города за 900 героических дней дала фронту более двух тысяч танков, полторы тысячи самолетов, сто пятьдесят тяжелых орудий, двенадцать тысяч минометов и пулеметов, 10 миллионов снарядов и мин. 
Требовались рабочие. На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.

Ученик 4

Страшные годы блокады, бомбежки, голод. Смерть входила во все дома. Страшнее всего было детям. В России многие знают историю 12-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Блокада отняла у девочки родных.

Ученица 3

Таня Савичева - ленинградская школьница, которая с начала блокады Ленинграда начала вести дневник в записной книжке. В этом дневнике, ставшем один из символов ленинградской блокады, всего 9 страниц, и на шести из них даты смерти близких людей.

1) 28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12 часов утра.

2) Бабушка умерла 25. января 1942-го, в 3 часа дня.

3) Лёка умер 17 марта в 5 часов утра.

4) Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи.

5) Дядя Лёша 10 мая в 4 часа дня.

6) Мама — 13 мая в 730 утра.

7) Савичевы умерли.

8) Умерли все.

9) Осталась одна Таня. В начале марта 1944 года Таню отправили в Понетаевский дом инвалидов в селе Понетаевка, в 25 километрах от Красного Бора, где она умерла 1 июля 1944 в возрасте 14-ти с половиной лет от туберкулёза кишечника, ослепнув незадолго до смерти.

Ученик 5:

Дети блокады

Их теперь совсем немного —

Тех, кто пережил блокаду,

Кто у самого порога

Побывал к земному аду.


Были это дети просто,

Лишь мечтавшие о хлебе,

Дети маленького роста,

А душой почти на небе.


Каждый час грозил им смертью,

Каждый день был в сотню лет,

И за это лихолетье

Им положен Целый Свет.


Целый Свет всего, что можно,

И всего, чего нельзя.

Только будем осторожней —

Не расплещем память зря.


Память у людей конечна —

Так устроен человек,

Но ТАКОЕ надо вечно

Не забыть. Из века в век!

Л. Зазерский


Учитель

П оложение в городе стало катастрофическим. Ставка Верховного главнокомандования предпринимала усилия, чтобы облегчить жизнь людей в блокадном Ленинграде, проложить дорогу в город по льду Ладожского озера. Под постоянным огнем противника советские бойцы стали расчищать ладожский лед от снега, По льду пошли первые автомобили с продовольствием и медикаментами. Обратно на них отправляли истощенных голодом женщин и детей, Эта дорога действовала всю зиму, пока весной лед не растаял. Но она помогла горожанам выжить. За это ладожскую дорогу жители города назвали «Дорогой жизни».

Ученик 6: Блокада продемонстрировала не только чудеса мужества, стойкости, героизма. Блокада показала чудеса человеческого духа. 9 августа 1942 г. в блокадном Ленинграде впервые прозвучала 7-я симфония Шостаковича - "Ленинградская". Зал филармонии был полон. Публика была самой разнообразной. Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей: многие из них плакали, не скрывая слёз. Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети.

Учитель

И вот наступил момент прорыва блокады. Операцией по освобождению Ленинграда командовал выдающийся советский военачальник Георгий Константинович Жуков. Одной из главных задач войск Ленинградского фронта зимой 1942-43 года был прорыв фронта противника вдоль побережья Ладожского озера. Наступление началось утром 12 января. В результате успешных действий бойцов Ленинградского и Волховского фронтов был освобожден участок побережья озера длиной 8-10 км. Так было разорвано кольцо блокады. Но окончательно блокада прорвана была только в январе 1944 года - через год.
Всему нашему народу было трудно во время войны. Но труднее всех было ленинградцам, на них выпали самые тяжкие испытания, но мужество их не покинуло.
 В честь снятия блокады дан салют. Небо осветилось не прожекторами и взрывами, а праздничным фейерверком
Ленинградцы выстояли и победили.

27 января 1944 года – день великого ликования ленинградцев, которого упорно ждали все его защитники 900 долгих дней и ночей. Радио объявило: «Город Ленинград освобожден от вражеской блокады!» Все выбежали на улицу, кричали: «Ура!»,- поздравляли друг друга. В честь выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта. 





Ученик 7

Такого дня не видел Ленинград!

Нет, радости подобной не бывало.

Казалось, что всё небо грохотало,

Приветствуя великое начало

Весны, уже не знающей преград.

Гремел неумолкаемо салют

Из боевых прославленных орудий,

Смеялись, пели, обнимались люди…

(В. Рождественский)

Ученица 5


Мне и самой порою не понять,

  Всего, что выдержали мы с тобою…

 Пройдя сквозь пытки страха и огня,

Мы выдержали испытанье боем.

И, каждый, защищавший Ленинград,

Вложивший руку в пламенные раны,

Не просто горожанин, а солдат,

По мужеству подобный ветерану.

(О. Берггольц)


Учитель

За годы блокады от голода и холода погибло по разным данным от четырехсот пятидесяти тысяч до одного миллиона человек. При обороне города легло на поле битвы более двух миллионов наших воинов. Такова была цена нашей победы. 900 героических дней обороны Ленинграда навсегда сохранятся в памяти народа. За мужество и героизм, проявленные в войне городу присвоено звание «Город-герой».

Внимание! Объявляется минута молчания, в память о погибших в годы блокады. Прошу всех встать!

https://zvukipro.com/situacii/201-zvuk-metronoma-minuty-molchaniya.html (Звук метронома)

Учитель
Для нашего народа война 1941 -1945 гг. поистине была Великой Отечественной. И блокада Ленинграда показала, что только единство народа, его духовная крепость могут привести к Победе. Дети блокады, как и все, у кого война забрала детство, молодость, здоровье, нуждаются сейчас в нашей помощи, в уважении, в благодарности. Не забывайте об этом. Сохраним историческую память вместе!  От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!