Предмет | история |
Класс | 9 класс |
Название темы | Блокада Ленинграда |
Цель | - Показать учащимся жизнь жителей в блокадном Ленинграде |
Задачи | Образовательная: - Изучить материалы, связанные с блокадным Ленинградом; - Сформировать образное представление о ходе и этапах блокады Ленинграда. Развивающая: - Продолжить формирование представления, что война – это не набор каких – то абстрактных понятий, а смерть и страдания реальных людей, таких же, как мы, и тем самым раскрыть антигуманную сторону войны - Способствовать формированию желания познавать многообразие исторических событий отечественной истории на принципах гуманизма, толерантности и открытости; Воспитательная: - Содействовать воспитанию чувств патриотизма, уважения к жителям Ленинграда, гордости за свою страну. -Способствовать воспитанию у учащихся чувства уважения к старшему поколению, выстоявшему в тяжелейший период и в тяжелейших условиях, и восстановившему страну в послевоенный период; - Способствовать патриотическому воспитанию учащихся. - Сохранить духовного наследия старшего поколения. |
Оборудование | Компьютер, проектор, наглядный материал музея, музейные экспонаты. |
Методы | Рассказ. Беседа |
Ожидаемые результаты | -Благодарность ветеранам за Победу и передаваемый ими опыт; - Стойкая патриотическая позиция; - Потребности в изучении истории России; |
Содержание | 1. Организационный момент. 2. Вступительное слово. Сообщение темы, цели занятия 3. Беседа, показ экспонатов 4. Обсуждение увиденного. 5. Подведение итогов, Рефлексия. |
Литература | М.А. Дудин, В.Б. Соловьев «Ради твоей жизни» Лениздат 1962 А.А. Мойжес «Дети города-героя» Лениздат 1974 Н.А. Ходза «Дорога жизни» ДЕТГИЗ Сухачев М П Дети блокады Детская литература, 2013 г. |
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля | Формирование универсальных учебных действий |
Организационный момент | Фронтальная, словесный | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. | Наблюдение. | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Проверка домашнего задания | Фронтальная беседа, | Осуществляется в форме краткой беседы по теме «Начало Великой Отечественной Войны». | Текущий контроль знаний. Учащиеся устно отвечают на вопросы пройденного материала. | Беседа, устная проверка знаний, | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Актуация знаний | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, беседа | Включает произведение «Симфония №7» Просит объяснить чувства которые вызывает данная симфония | Фронтальная беседа, учащиеся излагают свои мысли по поводу симфонии. | Беседа по вопросам. | Регулятивные: Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения Познавательные: Формирование умения анализа и синтеза, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов Коммуникативные: Уметь слушать и слышать, понимание речи других, оформление внутренней речи во внешнюю |
Целепологание | Фронтальная. Словесный. | Учащимся предлагается обойти музей и выбрать экспонаты относящиеся к Блокаде Ленинграда Задает вопрос: Какая цель нашего урока? | Обходят музей, вернувшись на места перечисляют экспонаты относящиеся к Блокаде Ленинграда. Ставят цель урока: Цель: знакомство через экспонаты с Блокадным Ленинградом Учащиеся называют задачу: 1) Выяснгить как экспонаты связаны с Блокадным Ленинградом | Комментирование поставленного вопроса. | Регулятивная: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем. Познавательная: Использование имеющихся знаний, поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, структурирование знаний, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. |
Усвоение новых знаний и способов действий | Фронтальная. Объяснительно-иллюстративный. Рассказ учителя, работа с картой учебника, иллюстрациями, видеоматериалом | На доске карта Блокады. Жуков Д.А. рассказывает о Блокаде Жуков Д.А. наводящими вопросами получает от детей ответы о трех главных противниках жителей блокады Жуков Д.А. рассказывает теоретическую часть о голоде Томалов Н.А. на примере фотографий и экспонатов рассказывает о голоде Жуков Д.А. рассказывает теоретическую часть о холоде Томалов Н.А. на примере фотографий и экспонатов рассказывает о холоде Жуков Д.А. рассказывает теоретическую часть об артобстрелах Томалов Н.А. на примере фотографий и экспонатов рассказывает об артобстрелах | Учащиеся смотрят на карту, слушают учителя, знакомятся с планом противника по Блокаде Отвечают на вопросы учителя, Называют трех главных противников: голод, холод артобстрелы. Слушают рассказ учителей, участвуют в беседе, Слушают рассказ учителей, участвуют в беседе, Слушают рассказ учителей, участвуют в беседе | Кратковременная Наблюдение. Опрос устный. | Регулятивные: Умение в сотрудничестве работать по намеченному алгоритму. Познавательные: выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; — доказательство; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация. |
Физкультминутка | | ? | ? | Вовлечение в игру. Наблюдение. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, управление поведением партнера. |
Усвоение новых знаний и способов действий. | Фронтальная. Объяснительно-иллюстративный. Рассказ учителя, работа с историческим документом, иллюстрациями, видеоматериалом | Жуков Д.А. рассказывает теоретическую часть о жизни детей блокады. Томалов Н.А. на примере фотографий и экспонатов о жизни детей блокады. | Слушают рассказ учителей, участвуют в беседе | Кратковременная Наблюдение. Опрос устный | Регулятивные: Умение в сотрудничестве работать по намеченному алгоритму. Познавательные: выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация. |
Рефлексия. Закрепление. | Оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. | Урок заканчивается прослушиванием симфонии №7, просмотром видеоряда Детям предлагается рассказать о чувствах которые вызывает данная симфония сейчас | Фронтальная беседа, учащиеся излагают свои мысли по поводу симфонии. | Оперативный разбор. | Регулятивные: Коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; Познавательные: Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. Коммуникативные: Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка |
Оценивание | Умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке | | | Ретроспективный разбор. | Регулятивные: оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: доказательство; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Домашнее задание | Фронтальная, словесный, сообщение учителя | Задание на выбор. 1) 2) | Слушают учителя, выбирают задание и записывают его в дневники, уточняют. | Наблюдение, проверка. | Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного изучения Задание в рабочей тетради Ресурсный материал к уроку |