СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Богатство пушкинского языка (сценарий студии - изобразительные средства языка)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторение, обобщение по теме "Изобразительные средстча речи" и закомстов с новыми тропами

Просмотр содержимого документа
«Богатство пушкинского языка (сценарий студии - изобразительные средства языка)»

Богатство пушкинского языка


Сценарий студии

И Пушкин ласково глядит,

И ночь прошла, и гаснут свечи,

И нежный вкус родимой речи

Так чисто губы холодит.

Б. Ахмадулина


«Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности,» - говорил Александр Сергеевич Пушкин.

Как добиться такой «соразмерности и сообразности» в речи? А как делал это сам поэт?

Сегодня мы попытаемся, во-первых, освежить свои знания о средствах выразительности речи, во-вторых, проанализировать приемы создания поэтической речи мастером, в-третьих, создать свои произведения о Пушкине.

Все вы знаете такие средства изобразительности, как

Метафора - это перенос названия с одного предмета на другой на основании сходства. Это явление, вызванное наложением на прямое значение добавочного смысла, который у этого слова становится главным в контексте художественного произведения. При этом прямое значение слова служит только основой для ассоциации автора.

Горит восток зарёю новой - слово горит, выступая как метафора, рисует яркие краски неба, озаренного лучами восходящего солнца. Эта метафора основана на сходстве зари и огня, в контексте он получает особый символический смысл: перед Полтавским боем красная заря воспринимается как предзнаменование кровопролитного сражения.

Метонимия - называется перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. В отличие от метафоры, при метонимии нет сходства между предметами, когда названия материалов использовано вместо предметов.

Фарфор и бронза на столе - фарфор – чайный или столовый сервиз, бронза – подсвечники, столовые приборы.

Шипенье пенистых бокаловназвание сосуда используется в значении содержимого.

Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам - название орудия действия переносится на само действие.

Перифраз - описательный оборот, употребляемый вместо какого–либо слова или словосочетания. Перифразы могут образные и необразные. Сравните: Солнце русской поэзии – автор «Евгения Онегина» - это все Пушкин. Но где образность, а где просто констатация факта.

Унылая пора! Очей очарованье! – осень

Слыхали ль вы за рощей глас ночной певца любви, певца своей печали! – соловей.

Эпитет – образное определение предмета или действия.

Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печальный свет она.

Олицетворение (персонификация) - название наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека.

Не шуми, мати, зеленая дубравушка, не мешай мне, доброму молодцу, думу думати. (нар. песня)

Гипербола - преувеличение размеров, силы, красоты, значение описываемого (море слез, задушу в объятиях, любить до безумия)

Аллегория - название выражений отвлеченных понятий в конкретных художественных образах. Например, в сказках, баснях глупость и упрямство воплощаются в образе Осла, трусость - в образе Зайца, хитрость – в образе Лисы. («Анчар» пример использования аллегории в основе образной системы.)


Антономасия - троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного.

Мы все глядим в Наполеоныто есть люди хотят стать властителями, озаренные славой.

Синекдоха - разновидность метонимии, - замена множественного числа единственным, употребление название части вместо целого, частного вместо общего, и наоборот.

Поэт, задумчивый мечтатель, убит приятельской рукой - рука – часть образа Евгения Онегин

Литота - преуменьшение размеров, силу, значение описываемого (близко - рукой подать, капля в море, осиная талия).

Сравнение - сопоставление одного предмета с другим с целью художественного описания первого. Обычно это сравнительные обороты с союзами как, будто, словно, точно, как будто.

Хандра ждала его на страже, и бегала за ним она, как тень иль верная жена.

Часто сравнения имеют форму существительного в творительном падеже

Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.

Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит


Сравнения оформляются и как отдельное предложение, начинающееся словом ТАК.

Журчит во мраморе вода и каплет хладными слезами, не умолкая никогда.

Так плачет мать во дни печали о сыне, павшем на войне.


Или риторическим вопросом.

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над этой бездной, на высоте уздой железной Россию поднял на дыбы?


Но только ли изобразительные средства могут стать поэтическим материалом для создания стихов?

Пушкин считал, что – нет. Славянизмы, народная речь – просторечия, иностранные слова, создавал новые – неологизмы. Но главное, что он ценил в речи соразмерность и сообразность в простоте и точности выражения.

«Безобразная образность» создаваемая художественной оправданностью каждого слова и расположения всех слов. Вот тому пример:


Я вас любил: любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.


Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.



Попробуйте найти здесь одно единственное, но привычное изобразительно средство.

А все произведение – это подбор

Об этой способности Пушкина писал Гоголь:

«Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия: никакого наружного блеска, все просто, все прилично, все исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; все лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт».


Давайте вместе с вами попробуем составить тексты – поэтические, прозаические – о Пушкине, для Пушкина, о традиции, о любителях пушкинской поэзии.


М.А.Пуговкина,

учитель русского языка и литературы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!