СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Богатырская тема в творчестве Бородина

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Богатырская тема в творчестве Бородина»

«Богатырская тема в творчестве А.П. Бородина» Подготовила: Брошкина Татьяна Викторовна  МОУ Поселковая СОШ

«Богатырская тема в творчестве А.П. Бородина»

Подготовила: Брошкина Татьяна Викторовна

МОУ Поселковая СОШ

Музыка Бородина... возбуждает ощущение силы, бодрости, света; в ней могучее дыхание, размах, ширь, простор; в ней гармоничное здоровое чувство жизни, радость от сознания, что живешь.      Б. Асафьев

Музыка Бородина... возбуждает ощущение силы, бодрости, света; в ней могучее дыхание, размах, ширь, простор; в ней гармоничное здоровое чувство жизни, радость от сознания, что живешь.

Б. Асафьев

Талант Бородина равно могуч поразителен  как в симфонии, так и в опере и романсе.  Главные качества его – великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенная с изумительной страстностью,  нежностью и красотой.    А. Стасов.

Талант Бородина равно могуч поразителен как в симфонии, так и в опере и романсе. Главные качества его – великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенная с изумительной страстностью, нежностью и красотой. А. Стасов.

Александр Порфирьевич Бородин  (1833-1887) Гениальный русский композитор, выдающийся ученый-химик, педагог, дирижер, научно-общественный деятель, член «Могучей кучки»

Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887)

Гениальный русский композитор, выдающийся ученый-химик, педагог, дирижер, научно-общественный деятель, член «Могучей кучки»

Творческий портрет

Александр Порфирьевич Бородин – один из представителей замечательной плеяды русских людей, посвятивших всю жизнь и деятельность развитию отечественной культуры.

Природа щедро наградила А.П.Бородина талантами. Он вошел в историю не только как великий композитор, но и как талантливый ученый-химик, педагог, активный общественный деятель, критик, дирижер и литератор

Несмотря на небольшое количество, творческое наследие Бородина отличается разнообразием жанров – опера, симфонии, романсы, квартеты, фортепианная музыка; все произведения отличает яркость музыкального языка, классическая уравновешенность форм. Русское, богатырское, эпическое – это и есть, в первую очередь, бородинское. Богатырским было все то, что он сотворил, все те горизонты, которые он себе очертил, все те образы, над которыми он работал. Его герои – такие, как князь Игорь – это он сам, умевший употребить свою силу и свободу во славу российской музыки, которая, по словам Стасова, была "музыка русская, новая, великая, неслыханная, невиданная", и вместе с тем, мощная и величественная, ясная и благородная, доходчивая и бесконечно правдивая. Она и поныне открывает нам глаза для понимания судеб лучших сынов российской истории. Эпичность характерна для всего музыкального стиля композитора. Музыкальная драматургия его произведений основана на принципе неторопливого развертывания музыкального материала, длительного пребывания в одном эмоциональном состоянии. Мелодии близки русским обрядовым, эпическим, лирическим народным песням (по своему строению, ладовым признакам) Для гармонического языка, в основе своей диатоничного, характерна мелодическая насыщенность, идущая от русской народной подголосочной полифонии .

Творческое наследие Бородина Оперы:  «Князь Игорь» (1869-1887),   «Богатыри» (1876) ,   «Млада»  (совместно с другими композиторами , 1872),   Симфонические произведения:   Симфония № 1 Es-dur (1867),  Симфония № 2 h-moll «Богатырская» (1876)  Симфония № 3 a-moll (1887, окончена и  оркестрована Глазуновым)  Симфоническая картина «В Средней Азии»   Камерно-инструментальные ансамбли:   струнное трио на тему песни «Чем тебя я огорчила» (g-moll, 1854-55), струнное трио (Большое, G-dur, до 1862), фортепианное трио (D-dur, до 1862), струнный квинтет (f-moll, до 1862), струнный секстет (d-moll, 1860-61), фортепианный квинтет (c-moll, 1862), 2 струнных квартета (A-dur, 1879; D-dur, 1881), Серенада в испанском роде из квартета B-la-f (коллективное сочинение, 1886)

Творческое наследие Бородина

Оперы: «Князь Игорь» (1869-1887), «Богатыри» (1876) , «Млада» (совместно с другими композиторами , 1872), Симфонические произведения: Симфония № 1 Es-dur (1867), Симфония № 2 h-moll «Богатырская» (1876) Симфония № 3 a-moll (1887, окончена и оркестрована Глазуновым) Симфоническая картина «В Средней Азии» Камерно-инструментальные ансамбли: струнное трио на тему песни «Чем тебя я огорчила» (g-moll, 1854-55), струнное трио (Большое, G-dur, до 1862), фортепианное трио (D-dur, до 1862), струнный квинтет (f-moll, до 1862), струнный секстет (d-moll, 1860-61), фортепианный квинтет (c-moll, 1862), 2 струнных квартета (A-dur, 1879; D-dur, 1881), Серенада в испанском роде из квартета B-la-f (коллективное сочинение, 1886)

Вдохновляемый Балакиревым, он взялся за сочинение симфонии.    Как и почему Бородин пришел  к воплощению образа  «Русских Богатырей в своем творчестве» Поворотным в его музыкальной карьере стал 1862 год, когда произошло его знакомство с М. А. Балакиревым и молодыми композиторами «Могучей кучки». В 1869 году Первая симфония была представлена на суд публики, встретившей ее с большим интересом. Ободренный успехом, Бородин приступил к сочинению новой симфонии. Публичное исполнение Второй симфонии, с легкой руки Стасова названной «Богатырской», стало триумфом автора, сразу введя Бородина в первые ряды российских композиторов и принеся ему европейскую известность. 

Вдохновляемый Балакиревым, он взялся за сочинение симфонии. 

Как и почему Бородин пришел к воплощению образа «Русских Богатырей в своем творчестве»

Поворотным в его музыкальной карьере стал 1862 год, когда произошло его знакомство с М. А. Балакиревым и молодыми композиторами «Могучей кучки».

В 1869 году Первая симфония была представлена на суд публики, встретившей ее с большим интересом. Ободренный успехом, Бородин приступил к сочинению новой симфонии. Публичное исполнение Второй симфонии, с легкой руки Стасова названной «Богатырской», стало триумфом автора, сразу введя Бородина в первые ряды российских композиторов и принеся ему европейскую известность. 

Рассмотрим подробнее  Богатырскую тему на примере знаменитой «Второй Симфонии» А.П. Бородина

Рассмотрим подробнее Богатырскую тему на примере знаменитой «Второй Симфонии» А.П. Бородина

Музыкальная былина

Музыкальная былина

«Можно, не побывав в России, получить представление о стране и народе, слушая эту музыку», — сказал о Второй симфонии Бородина немецкий дирижер Ф. Вейнгартнер. Такие высокие слова как нельзя более точно и справедливо определяют существо этой симфонии — произведения, единственного в своем роде, в своей национальной самобытности и мощи. Недаром она именуется «Богатырской» — с таким размахом, широтой, с такой необычайной для инструментальной музыки картинностью воссоздан в ней образ русской древности, русского национального характера.

«Можно, не побывав в России, получить представление о стране и народе, слушая эту музыку», — сказал о Второй симфонии Бородина немецкий дирижер Ф. Вейнгартнер.

Такие высокие слова как нельзя более точно и справедливо определяют существо этой симфонии — произведения, единственного в своем роде, в своей национальной самобытности и мощи.

Недаром она именуется «Богатырской» — с таким размахом, широтой, с такой необычайной для инструментальной музыки картинностью воссоздан в ней образ русской древности, русского национального характера.

Александр Порфирьевич Бородин До встречи с Балакиревым ученый-химик не придавал серьезного значения своим музыкальным занятиям. Он всегда самозабвенно слушал музыку, участвовал в ее исполнении, кое-что писал сам, но никогда не думал о музыке как о профессии;   “… мне кажется, что, по всей вероятности, я был первым, сказавшим ему, что его настоящее дело – композиторство. Он с жаром принялся сочинять свою симфонию, каждый такт которой проходил через мою критическую оценку”, - писал Балакирев.  Темы симфонии не были заимствованы из народных песен, но в них ощущалось кровное родство с русским народным творчеством и с народной музыкой Востока. Развитие их было неповторимо свежим, а вся симфония в целом – мощной и гармоничной

Александр Порфирьевич Бородин

До встречи с Балакиревым ученый-химик не придавал серьезного значения своим музыкальным занятиям. Он всегда самозабвенно слушал музыку, участвовал в ее исполнении, кое-что писал сам, но никогда не думал о музыке как о профессии;

“… мне кажется, что, по всей вероятности, я был первым, сказавшим ему, что его настоящее дело – композиторство. Он с жаром принялся сочинять свою симфонию, каждый такт которой проходил через мою критическую оценку”, - писал Балакирев.

Темы симфонии не были заимствованы из народных песен, но в них ощущалось кровное родство с русским народным творчеством и с народной музыкой Востока. Развитие их было неповторимо свежим, а вся симфония в целом – мощной и гармоничной

В «Богатырской симфонии» 4 части 1-Сбор Богатырей 2-Игры Богатырей 3-Песнь Баяна 4-Пир Богатырей

В «Богатырской симфонии» 4 части

1-Сбор Богатырей

2-Игры Богатырей

3-Песнь Баяна

4-Пир Богатырей

 Бородин не раз рассказывал друзьям (В. В. Стасову — в том числе) о замысле Богатырской, и потому мы знаем, что в первой части её он хотел изобразить собрание русских богатырей.   ...То не ясны соколы солеталися, А славны добры молодцы собиралися, Ко тому ли Володимиру соезжалися...    Но если предположить, что эта программа осталась бы неизвестной, все равно ощущение громадной, «великанской» силы музыки возникло бы неизбежно. Как хорошо об этом сказал Б. В. Асафьев: «Мощь, величие, энергия предельно сжатой спирали — вот начало, заставка симфонии. В этой всепокоряющей унисонной фразе слышится былина о Святогоре: никому не сдвинуть русского народа с родной земли. Слышится, как чей-то на дальние просторы прокатившийся суровый, грозный глас».

Бородин не раз рассказывал друзьям (В. В. Стасову — в том числе) о замысле Богатырской, и потому мы знаем, что в первой части её он хотел изобразить собрание русских богатырей.

  ...То не ясны соколы солеталися,

А славны добры молодцы собиралися,

Ко тому ли Володимиру соезжалися...

 

Но если предположить, что эта программа осталась бы неизвестной, все равно ощущение громадной, «великанской» силы музыки возникло бы неизбежно. Как хорошо об этом сказал Б. В. Асафьев: «Мощь, величие, энергия предельно сжатой спирали — вот начало, заставка симфонии. В этой всепокоряющей унисонной фразе слышится былина о Святогоре: никому не сдвинуть русского народа с родной земли. Слышится, как чей-то на дальние просторы прокатившийся суровый, грозный глас».

Знакомство с исполнением и звучанием «Второй Симфонии» Прослушаем и приступим к обсуждению ее содержания, эмоциональной окраске и работе Бородина

Знакомство с исполнением и звучанием «Второй Симфонии»

Прослушаем и приступим к обсуждению ее содержания, эмоциональной окраске и работе Бородина

Симфония начинается темой, полной могучей суровой силы, одновременно грозной и величавой. Почти зримой конкретностью обладает возникающий образ богатырской удали и бесстрашия, воссоздающий героев русского былинного эпоса. Сразу, без подготовки раздается громогласный унисон смычковой группы, поддерживаемой медью. Эта тема подобна богатырскому боевому кличу. Что-то есть в ней бесконечно древнее, былинное

Симфония начинается темой, полной могучей суровой силы, одновременно грозной и величавой. Почти зримой конкретностью обладает возникающий образ богатырской удали и бесстрашия, воссоздающий героев русского былинного эпоса. Сразу, без подготовки раздается громогласный унисон смычковой группы, поддерживаемой медью. Эта тема подобна богатырскому боевому кличу. Что-то есть в ней бесконечно древнее, былинное

 Вторая тема является сначала в теплой звучности виолончелей, затем — у флейт с кларнетами. Вот прекрасный образец бородинской лирики! Но чувство здесь — вы это ощутите ясно — не носит личного характера, оно светло, покойно, как это и должно быть в выражении народного душевного строя. Она раздольна и протяжна как русская народная песня, как ширь полей, глубина русского неба и разлив русских рек.

Вторая тема является сначала в теплой звучности виолончелей, затем — у флейт с кларнетами. Вот прекрасный образец бородинской лирики! Но чувство здесь — вы это ощутите ясно — не носит личного характера, оно светло, покойно, как это и должно быть в выражении народного душевного строя. Она раздольна и протяжна как русская народная песня, как ширь полей, глубина русского неба и разлив русских рек.

Подведем итог

Так как же представляется нам образ богатыря русского и богатырской темы в творчестве А.П. Бородина?

Продолжая патриотические традиции русской музыки, восходящие к глинкинскому «Ивану Сусанину», Бородин и в «Богатырской» симфонии воплотил идею национальной мощи русского народа, идею, развивавшуюся революционными демократами прошлого века, которые видели в этой мощи залог победы освободительного движения в России и раскрепощения созидательных сил нашего великого народа.

Поэтому Вторая симфония Бородина сыграла особенную роль в истории развития русской инструментальной музыки, положив начало эпической, «богатырской» линии русского симфонизма.

Эта линия получила продолжение и развитие в творчестве таких выдающихся русских композиторов,

как Танеев, Глазунов, Лядов и Рахманинов еще в юные годы создавший симфоническую поэму «Князь Ростислав» на сюжет из «Слова о полку Игореве». Творческий опыт Бородина оказал благотворное воздействие и на музыкальную культуру западнославянских народов. Так, например, последняя симфония («Из Нового света») Антонина Дворжака, в которой ярко воплотились национально-освободительные идеи передовой чешской общественности, благодаря своей эпической окраске и, в особенности, мужественной героике финала, позволяет говорить о непосредственной близости к богатырским образам бородинского симфонизма.

«Богатырская» симфония Бородина, отличающаяся глубиной и благородством патриотического замысла и яркой конкретностью музыкальных образов, принадлежит к числу высших достижений русской музыкальной классики, знаменуя собой новый этап на пути развития отечественной симфонической музыки.

Певцы Три Богатыря Песнь Баяна Царевна лягушка Богатырский скок Богатырь на коне Витязь на распутье После побоища Битва славян со скифами Добрыня Никитич и семиголовый Змей-Горыныч Архангел Михаил побеждает змея
  • Певцы
  • Три Богатыря
  • Песнь Баяна
  • Царевна лягушка
  • Богатырский скок
  • Богатырь на коне
  • Витязь на распутье
  • После побоища
  • Битва славян со скифами
  • Добрыня Никитич и семиголовый Змей-Горыныч
  • Архангел Михаил побеждает змея


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!