СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Богородичные храмы Кадниковского уезда

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краеведческий материал о храмах Кадниковского уезда, возведённых в честь Пресвятой Богородицы. Для проведения классных, музейных часов, для уроков по программе "Истоки".

Просмотр содержимого документа
«Богородичные храмы Кадниковского уезда»


Богородичные храмы Кадниковского уезда.


1.Монастыри, возведённые в честь Пресвятой Богородицы.

Покровский Дионисиево-Глушицкий монастырь находится в поселении Нестеровское Сокольского района. Он основан преподобным Дионисием (1362-1437гг.)

После монашеского пострига и девяти лет жизни на Каменном острове Дионисий восстановил церковь Евангелиста Луки в устье Сухоны, в Святой Луке (Прилуки). Затем он удалился на реку Глушицу и основал в 1403 году с помощью князя Дмитрия Кубенского монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы и сам написал для него иконы (Покровское). Главный храм был освящён во имя Покрова Божией Матери. В нём хранился чудотворный образ Покрова Пресвятой Богородицы и икона Николая Чудотворца со многими частицами святых мощей.

 Монастырь привлек много монашествующих и паломников, и Дионисий, ища уединения, поселился в местности Сосновец в нескольких километрах выше по Глушице, где в 1420 году была построена церковь во имя Иоанна Предтечи, и основан Сосновецкий монастырь. К этому времени преподобному Дионисию было уже около 60 лет. По примеру Афонского старца Макария, за семь лет до своей смерти преподобный выкопал для себя могилу около храма Сосновецкого монастыря. Ежедневно приходил «праведный Дионисий на свою могилу, и нередко, в любую погоду, оставался перед нею всю ночь, в созерцательном размышлении и в безмолвной молитве». Прп.Дионисий отошёл ко Господу на 75-ом году жизни. Причислен к лику святых Московским Собором в 1547 году.

В настоящий момент монастырские помещения Сосновецкой обители находятся в разрушенном состоянии. Сохранилось одно здание и колодец, выкопанный Преподобным Дионисием Глушицким. На месте предполагаемого захоронения прп.Дионисия и Амфилохия Глушицких силами Вологодской епархии установлен Поклонный крест, ежегодно совершается молебен в день памяти святых – 13 июня.

Лопотов Богородицкий Григориево-Пельшемский монастырь находится в окрестностях города Кадникова на реке Пельшме. Назван по фамилии основателя, по главному храму (во имя Собора Пресвятой Богородицы), имени святого и месту основания.

Основатель обители преподобный Григорий происходил из знатного рода галичских бояр Лопотовых. Желая основать монастырь, он после долгих странствований по лесам и пустынным местам пришёл в 1426 году на берега реки Пельшмы и здесь избрал себе место для будущей обители. Устроив небольшую хижину, он проводил здесь подвижническую жизнь. Скоро к Григорию пришёл иерей по имени Алексий и, приняв постриг, поселился с ним. Постепенно здесь образовалась монашеская община, и преподобный Григорий с благословения ростовского архиепископа Ефрема основал обитель.

В монастыре было два храма: церковь Собора Пресвятой Богородицы с приделом в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи и храм в честь преподобного Григория Пельшемского.

В обители под спудом находились мощи преподобного Григория с устроенной над ними ракой. При мощах хранились железные вериги, железная полумантия и железная кольчатая рубашка, принадлежавшие преподобному Григорию.

В 1832-1833 гг. настоятелем монастыря был иеромонах Игнатий (Брянчанинов), будущий епископ Кавказский и Черноморский. Благодаря его усилиям за очень короткий срок Пельшемский Лопотов монастырь преобразился в цветущую благоустроенную обитель.

В настоящее время монастырь недействующий, но помолиться туда в день памяти преподобного Григория 13 октября каждый год поодиночке и группами идут верующие.

Ещё один храм Кадниковского уезда, который посвящён Пресвятой Богородице, Семигородняя Успенская пустынь (ныне Харовский район).

Пустынь основана в начале XV столетия, когда иноки Дионисия Глушицкого монастыря выстроили в этом месте Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Волость вокруг обители именовалась Семигородней (Семигородской), она же и отдала название пустыни - Семигородняя Успенская. Но, в том же, XV столетии в этих местах свирепствовала моровая язва, в результате чего обитель запустела. В XVI веке монастырь, видимо, был возрождён, а волость бытует в письменных источниках. Так, 12 апреля 1562 года «Семигородово» упоминается в одной из церковных грамот. Но в Смутное время волость подверглась польско-литовскому нашествию, в итоге которого монастырь и Успенская церковь опять запустели.

Возрождение пустыни произошло в середине XVII века. Около 1632 года старица Новодевичьего монастыря Иулиания возобновила в заброшенной Успенской церкви монашескую жизнь. По легенде, Иулиания пришла по указанию явившейся во сне Богородицы, которая обещала исцеление от тяжёлого заболевания, если она пойдёт в Семигороднюю пустынь и восстановит её. В заброшенной церкви Иулиания отыскала написанную Дионисием Глушицким икону Успения Пресвятой Богородицы, которая потом была признана чудотворной. Иулиания прожила в Семигородней пустыни до своей смерти в 1643 году. В 1651 году пустынь была подчинена вологодскому епископу и обращена в мужской монастырь. Но Семигородняя икона Успения Божией Матери, начиная с этих времён, привлекала в эти места бессчетных паломников и богомольцев, так как считалось, что она исцеляет от разных тяжёлых заболеваний и недугов. Так как число желавших узреть икону с каждым годом росло, в 1810 году на 13 вёрст была прочищена лесом широкая дорога для проезжающих к чудотворной Семигородной иконе Богоматери, а в 1816 году из пустыни в уездный центр Кадников организовывались крестные ходы. В 1831 году из Семигородней пустыни был организован большой крестный ход в Вологду с иконой Успения Божией Матери. Проведение крестного хода было вызвано эпидемией холеры, бушевавшей в Вологде. После чего эпидемия существенно ослабла, а скоро и совершенно закончилась. В 1871 году Вологду вновь окутала эпидемия холеры, и вновь был организован крестный ход с иконой Успения из Семигородней пустыни. После чего крестные ходы стали традиционными. Последний крестный ход с иконой состоялся в 1911 году.

После установления советской власти в 1918 году Успенскую Семигороднюю пустынь упразднили. 5 января 1919 года все монастырские строения и документация Семигородней пустыни, также процентные бумаги и росписи вологодского банка на сумму 14.714 рублей были изъяты Пустораменским волостным исполнительным комитетом. Монахам было оставлено 6 келий в 2-ух полукаменных корпусах. Все земли были национализированы, кроме части земель внутри монастыря. 27 января 1926 года был закрыт храм Успения Божией Матери, а 9 февраля 1926 года решением Кадниковского уездного исполкома монастырь был закрыт. В настоящее время постройки Семигородней Успенской пустыни находятся в руинах.

В деревне Александрово Усть-Кубинского района расположен Александро-Куштский Успенский монастырь.

Основан он в 1420 году в болотистой глухой местности, на низком берегу реки Кушты, в трех километрах от Кубенского озера, преподобным Александром Куштским, мощи которого покоятся здесь в медной раке в приделе его имени. Храм пострадал от пожара в 1519 году, но затем вновь был восстановлен, а вместе с ним построили еще две церкви: Николаевскую и Успенскую. Главной церковью комплекса являлась Успенская - один из самых ранних шатровых храмов, древнейший памятник деревянной шатровой архитектуры, дошедший до наших дней. В 1960 году она была разобрана и перевезена на территорию Спасо-Прилуцкого монастыря. Иконы из этой церкви экспонируются в зале Древнерусского искусства в ВГИХАМЗ.

Монастырь был упразднен в 1764 году, а в 1833 году восстановлен и тогда же приписан к Спасо-Каменному монастырю. Сейчас в деревне Александрово сохранилось здание деревянных братских келий XIX века и «святой колодец» 1914г.

2. Церкви, возведённые в честь Пресвятой Богородицы.

Кроме монастырей в Кадниковском уезде было много церквей в честь Пресвятой Богородицы.

Так, на территории современного Харовского района в XVIII веке была построена деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы (д.Шапша,1762), в XIX веке были построены каменные церкви: Богородицкая Катромская, Благовещенская Иоанно-Слободская, Благовещенская Кузовлевская и другие.

В Сямженском районе Усть-рецкая Богородицерождественская церковь построена в 1817 году, а обновлённый холодный храм по имя Рождества Пресвятой Богородицы освящён 16 октября 1877 года.

Между 1999 и 2002 годами в д.Аверинская Сямженского района построена новая, действующая часовня в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

В Вожегодском районе находился один из самых древних, сохранившийся до наших дней храм. Это была церковь Рождества Пресвятой Богородицы в д.Поповка в Липнике, построенная на средства прихожан в 1783 году. Простояв 220 лет, храм, к сожалению, перестал существовать в 2003 году.

В Усть-Кубинском районе несколько храмов было построено в честь Богородицы. Это церковь Пресвятой Богородицы на Стану, деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы (1793г.) в Корневе (д.Никола-Корень).

В Сокольском районе также имеются храмы, возведённые во имя Богородицы.

Это церковь Рождества Богородицы в д.Спасское Биряковского поселения. Каменная тёплая церковь, вместо двух сгоревших деревянных: Богородицкой Рождественской и Георгиевской, построена и освящена в 1781 году.

Впоследствии храм неоднократно расширялся. В начале XX века священник Ф.Малевинский писал: «В настоящее время теплый храм во имя Рождества Богородицы существует в том виде, в каком окончен постройкою в 1877 году, представляя каменное одноэтажное с одною главою здание с каменною же в связи колокольнею. Церковное здание с алтарем и крыльцом имеет в длину 20 сажен, ширину 8 сажен 1 аршин и высоту до крыши в паперти около 2 сажен, в церкви около 3 сажен.
На храме и колокольне крыши железные, окрашенные зеленою краскою. Стены снаружи гладкие выбелены. Окон в церкви и алтаре 21, все с железными решетками и двойными рамами». 

Церковь трёхпрестольная: Рождества Пресвятой Богородицы — главный, Феодосия Тотемского (левый), Георгия Победоносца (правый). Одноэтажная, в одной связи с восьмигранной колокольней под куполом и шпилем. Основной объём храма шестистолпный, перекрыт восьмигранным куполом, завершённым одной главой.

Храм закрыт в 1937 году, разрушена колокольня. С середины 1940-х до начала 1960-х церковь использовалась под МТС, позже - под мастерские.

В 2013-2014 по инициативе А. К. Задумкина проведены работы по консервации разрушающегося храма: установлены кровля и центральный купол.
В деревне Замошье, в 34 км от Сокола, находится церковь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1989 году она была осмотрена искусствоведом П.Н.Шарминым и паспортизирована. Паспорт содержит подробное описание архитектуры каменного храма.

Чудом уцелевшая от полного уничтожения, приходская Покрова Пресвятой Богородицы церковь, до сих пор поражает своей красотой и необычностью.

Во второй половине XVIII века на месте старой деревянной церкви начато строительство каменного здания, которое осуществлялось в 2 этапа: сначала – нижняя церковь, потом спустя несколько лет – верхняя. Согласно документам, в 1804 году по прошению священника Алексея Иванова и прихожан, взамен существующей прежде деревянной колокольни, началось строительство новой, отдельно стоящей кирпичной колокольни. По данным архивных источников, проект её выполнен архитектором Антоном Точневым, исправлен губернским землемером Свериевым.

По имеющейся в архиве копии проекта священника Василия Иконникова 45-метровая колокольня Замошской Покровской церкви имеет значительное сходство с колокольней Спасской церкви в Вологде.

Покровский девятикупольный храм являлся местом богослужений для почти четырёх тысяч прихожан из 42 деревень. Основной престол в нижнем храме был освящён в честь Покрова Богородицы, в правой части трапезной – в честь святителя Николая Мирликийского, в верхнем холодном храме – в честь Преображения. До 1936 года в церкви велись богослужения. Позднее храм использовался не по назначению: в нём располагался склад госсемфонда, сушилка картофеля, склад запасных частей для тракторов и кузница.

Уникальность Покровской церкви, прежде всего, в её архитектуре. Двухэтажное кирпичное здание выстроено в традициях тотемского барокко. По композиции церковь принадлежит к архитектурной школе, сформировавшейся в Тотьме в XVIII столетии. Наряду с этим уникальное завершение церкви восемью главами, поставленными над храмом и трапезной, придаёт этому сооружению самобытный и оригинальный облик.

Особенный интерес представляет масляная живопись конца XIX- начала XX века, выполненная на высоком профессиональном уровне.

К сожалению, в настоящее время храм находится в полуразрушенном состоянии, сохранилась лишь колокольня.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!