СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Большевики берут власть

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по истории России, используемый учебник - "История России XX - началоXXI вв. 11 класс", автор - А.А.Левандовский

Просмотр содержимого документа
«Большевики берут власть»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 14 г.Феодосии Республики Крым»















Разработка урока истории России

по теме:

«БОЛЬШЕВИКИ БЕРУТ ВЛАСТЬ»

(11 класс)








учителя истории и обществознания

Цикал Натальи Алексеевны
















Феодосия-2018



Урок №____

Дата:

Учитель: Цикал Н. А.

План-конспект урока

Истории России

11 класс

Тема: Большевики берут власть

Цели урока:

  1. Рассмотрение революционных событий октября 1917 года; формирование представления о новом политическом режиме.

  2. Формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы; способствовать развитию логического мышления, умения проводить анализ исторических событий на основе документов, культуры речи и общения; устанавливать причинно-следственные связи и делать обобщающие выводы.

  3. Содействие воспитанию чувства патриотизма, уважительного и бережного отношения к национальной истории и памяти поколений.

Оборудование: учебник «История России XX – начало XXI вв. 11 класс»: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко; под ред. С. П. Карпова. – М.: Просвещение, 2014. – 384 с., распечатки документов.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Ход урока


  1. Организация класса. Мотивационная беседа.


  1. Актуализация опорных знаний.

Анализ документа «Апрельские тезисы» (Приложение)

Беседа по вопросам:

– Каково отношение лидера большевиков к войне?

- В чем Ленин видел своеобразие «текущего момента» в России?

- Какие главные задачи Ленин ставит в политической сфере?

-На какие способы достижения этих задач указывает Ленин?

-Что предлагает сделать Ленин для решения аграрного вопроса?

-Какие шаги еще предлагает сделать лидер большевиков для изменения ситуации в стране?


3. Изучение нового материла.

1. Погружение в эпоху.

Диспут двух противоборствующих сторон о том, кто приносит больше пользы делу революции.


Петросовет ↔ Временное правительство

2.Лекция

Учитель: Политическая ситуация к осени 1917 года меняется. Меняется и тактика Советов.

В самом начале сентября происходят довыборы в Петроградский Совет. Большинство мест получили большевики. Председателем назначен Л.Д. Троцкий. Решение об изменении тактики большевиков и переориентации с мирных средств борьбы на вооруженный захват власти большевики приняли на VI съезде своей партии в июле-августе 1917г.

Как реальный политический курс это решение было оформлено не на партийном съезде, как этого требовал устав партии, на узком заседании членов ЦК 10 октября 1917г., причем не все эту идею поддержали.

12 октября 1917 г. при Петросовете был создан Военно-революционный комитет (ВРК). Запись в тетрадь

Выполнявший роль штаба по подготовке восстания, в него, помимо большевиков, вошли представители левого крыла эсеровской партии. Во главе ВРК стал Л.Д. Троцкий. 22 октября ВРК направил своих представителей во все воинские части Петроградского гарнизона.

В это же время во всех районах города большевики организовали многочисленные митинги. В отличие от Февральской революции, которая вспыхнула стихийно, новое выступление готовилось большевиками тщательно, и об этом знали все силы.

Запись в тетрадь: 24 октября вооруженные отряды Красной гвардии и революционных солдат Петрограда начали захватывать мосты, почту, телеграф, вокзалы. Никто не оказал им сопротивления.

Центром восстания стал Смольный, где размещался штаб большевистской партии. К утру 25 октября столица оказалась в руках восставших. ВРК в обращении к гражданам России объявил о взятии власти.

Небольшая заминка произошла лишь с захватом Зимнего дворца, защищать который остались небольшой юнкерский отряд и добровольческий женский батальон.

Сигнал к началу штурма Зимнего дворца дан холостым выстрелом с крейсера «Аврора». В ночь на 26 октября Зимний пал.

Керенский еще до штурма сумел выехать на фронт.

Остальные члены Временного правительства были арестованы. Общие потери в этом удивительно мирном «вооруженном восстании» составили 6 человек.

Приход к власти большевиков означал крах буржуазно-либеральной власти. Главные причины этого явились отсутствие твердой государственной политики Временного правительства, замедленный темп реформ, война, нарастание революционных настроений. Большевики сумели использовать эту ситуацию, чтобы попытаться на практике реализовать свою идеологическую доктрину. И это им удалось.

3. Модульный тест.

Выполнение заданий:

Задание А

Соотнесите события и даты:



А. 9 сентября

1. Штурм Зимнего дворца. Арест Временного правительства.

Б. 10 сентября

2. Создание ВРК, выполнявшего тролль штаба по подготовке восстания.

В. 12 октября

3. Восставшие овладели всей столицей кроме Зимнего дворца.

Г. 24 октября

4. Большевики берут под свой контроль Петроград.

Д. 25 октября

5. Принятие резолюции о восстании.

Е. ночь с 25 на 26 октября

6. Начало восстания. Захват почты, телеграфа, вокзала.

Задание Б.

В чем причина победы большевиков в октябре 1917 года?

4. Работа с документами (раздаточный материал).

А) декрет II Всероссийского съезда Советов «О мире» 26 октября 1917г.

Рабочее и крестьянское правительство, созданное революцией 24-25 октября и опирающееся на Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, предлагает всем воюющим народам и их правительствам начать немедленно переговоры о справедливом, демократическом мире. Справедливым или демократическим миром, которого жаждет подавляющее большинство истощенных, измученных и истерзанных войной рабочих и трудящихся классов всех воюющих стран, миром, которого самым определенным и настойчивым образом требовали русские рабочие и крестьяне после свержения царской монархии, - таким миром правительство считает немедленный мир без аннексий (т.е. без захвата чужих земель, без насильственного присоединения чужих народностей) и без контрибуций.

Б) декрет II Всероссийского съезда Советов «О земле» 26 октября 1917г.


…Помещичьи имения, равно как и все земли удельные, монастырские, церковные, со всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями переходят в распоряжение Волостных Земельных Комитетов и Уездных Советов Крестьянских Депутатов, впредь до разрешения Учредительным собранием вопроса о земле

Крестьянский наказ о земле

…Самое справедливое разрешение земельного вопроса должно быть таково:

  1. Право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждаема. Вся земля: государственная, удельная, кабинетская, монастырская, церковная, посессионная, майоратная, частновладельческая, общественная и крестьянская и т.д., отчуждается безвозмездно , обращается во всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней…


- право пользования землёю получают все граждане (без различия пола) Российского государства, желающие обрабатывать её своим трудом, при помощи своей семьи или в товариществе, и только до той поры, пока они в силах её обрабатывать. Наемный труд не допускается…

- Землепользование должно быть уравнительным, т.е. земля распределяется между трудящимися, смотря по местным условиям по трудовой или потребительной норме…

- Вся земля, по её отчуждении, поступает в общенародный земельный фонд. Распределением её между трудящимися заведуют местные и центральные самоуправления…Земельный фонд подвергается периодическим переделам в зависимости от прироста населения и поднятия производительности и культуры сельского хозяйства…Всё содержащееся в этом наказе, как выражение воли огромного большинства сознательных крестьян всей России, объявляется временным законом, который впредь до Учредительного Собрания проводится в жизнь по возможности немедленно…

В) Постановление II Всероссийского съезда Советов «Об образовании рабочего и крестьянского правительства» 26 октября 1917г.

Образовать для управления страной, впредь до созыва Учредительного Собрания, временное рабочее и крестьянское правительство, которое будет именоваться Советом Народных Комиссаров. Заведование отдельными отраслями государственной жизни поручается комиссиям, состав которых должен обеспечить проведение в жизнь провозглашенной съездом программы, в тесном единении с массовыми организациями рабочих, работниц, матросов, солдат, крестьян и служащих…Контроль над деятельностью Народных Комиссаров и право смещения их принадлежит Всероссийскому съезду Советов Рабочих, Крестьянских и Солдатских Депутатов и его Центральному Исполнительному Комитету.

Г) Декларация прав народов России. 2 ноября 1917г.


Съезд советов в июне этого года провозгласил право народов России на свободное самоопределение. Второй съезд Советов в октябре этого года подтвердил это неотъемлемое право народов России более решительно и определенно. Исполняя волю этих съездов, Совет Народных Комиссаров решил положить основу своей деятельности по вопросу о национальностях России следующие начала: 1. Равенство и суверенность народов России; 2. Право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. 3. Отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений. 4. Свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.

Вопросы к документам:

Какое значение имело принятие декрета «О мире»? 2. Почему декрет «О мире» принимается одним из первых на II Съезде Советов? 3. Как большевики предложили решить аграрный вопрос? 4. Какие функции должны были выполнять новые органы власти ВЦИК и СНК? 5. Какие принципы национальной политики провозгласила новая власть?


4.Закрепление пройденного материала:

1.Когда начался II Съезд Советов?
А) 23.02.1918; Б) 26.10.1917; В) 25.10.1917

2. Какие Декреты принял II Съезд Советов?

А) декрет о мире, о земле, о власти;

Б) декрет о создании ВЧК, ВЦИК, СНК;

В) декрет об отделении церкви от государства;

3. Как называлось первое советское правительство?

А) ВЦИК; Б) СНК; В) ВЧК.

5. Подведение итогов урока. Выставление аргументированных оценок за работу на уроке.

6. Домашнее задание на следующий урок: параграф 12 читать, пересказывать; отвечать на вопросы с. 90.
*Дополнительное творческое задание: проанализируйте высказывания известных исторических деятелей – современников событий октября 1917, какую оценку они давали произошедшей революции.






































ПРИЛОЖЕНИЕ

Информация «Апрельские тезисы»

Как только в России была ликвидирована монархия, Ленин начал искать способы вернуться в страну из эмиграции. После непростых переговоров с германским правительством, лидеру большевиков и ещё приблизительно 150 политическим эмигрантам позволили переправиться в Россию в пломбированном поезде. Одновременно в Петроград стекались другие деятели, отстранённые от политики во времена царизма.

 

Политические ссыльные возвращались из Сибири, подпольщики покидали конспиративные квартиры. Маргинальные партии искали способы прийти к власти. Их мировоззрение и способы политической борьбы были неприемлемыми не только для Временного правительства, но и для революционеров, находившихся на легальном положении.

 

Провозглашение апрельских тезисов

Ленин объявил о своей позиции в первый же день пребывания в столице – 3 (16) апреля 1917 года. Прибыв на Финляндский вокзал Петрограда, Ленин выступил речью, которую выслушала делегация Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов. На следующий день апрельские тезисы были в полном объёме зачитаны Петросовету в Таврическом дворце. 7 (20) апреля тезисы были опубликованы в «Правде» и стали доступны нескольким десяткам тысяч читателей.

«Апрельские тезисы» включают в себя 10 положений:

-Резкая критика войны («кончить войну истинно демократическим, не насильническим, миром нельзя без свержения капитала»), абсолютный отказ от «революционного оборончества»;

-«Буржуазно-либеральная» стадия революции завершена, и следует переходить к революции «социалистической», в ходе которой власть должна перейти в руки пролетариата и беднейшего крестьянства;

-«Никакой поддержки Временному правительству»;

-Необходимость противостояния блоку мелкобуржуазных оппортунистических элементов при одновременном продвижении лозунга о необходимости перехода всей государственной власти к Советам рабочих депутатов;

-Не парламентская республика, а республика Советов рабочих, батрацких и крестьянских депутатов по всей стране, снизу доверху, с упразднением полиции, армии и бюрократического аппарата и замене постоянной армии всеобщим вооружением народа;

-Аграрная реформа — конфискация всех помещичьих земель и национализация всех земель в стране;

-Банковская реформа — слияние всех банков страны в один общенациональный банк, подконтрольный Советам рабочих депутатов;

-Контроль Советов за общественным производством и распределением продуктов;

-«Партийные задачи» РСДРП(б) (включая переименование в Коммунистическую партию);

-«Обновление Интернационала».

Поначалу ни большевики, ни другие силы, представленные в Петросовете, не приняли апрельские тезисы Ленина как серьёзную политическую программу. Воспоминания современников свидетельствуют, что выступление Ленина прерывалось возмущёнными выкриками. Внутри партии Ленину противостали Каменев и Зиновьев, возглавлявшие петроградское отделение РСДРП(б) и редакцию «Правды».

Резкое неприятие ленинских идей высказал столп русского марксизма Георгий Плеханов. Однако весной и летом 1917 года Ленину удалось переманить на свою сторону значительную часть партийного актива. Поддержку лидеру оказали Сталин и Троцкий. Фактически апрельские тезисы легли в основу деятельности партии большевиков. Практически все они были воплощены в жизнь после их прихода к власти.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!