СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Борьба с немецкими и шведскими захватчиками. Александр Невский.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать у учащихся представление о русском национальном герое, истинно христианском правителе, благоверном князе Александре Невском.

Раскрыть огромное историческое значение победы русского войска под предводительством Александра Невского в сражениях на реке Неве и Чудском озере.

Просмотр содержимого документа
«Борьба с немецкими и шведскими захватчиками. Александр Невский.»

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Наровчат в с. Виляйки

















КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ:

«БОРЬБА С НЕМЕЦКИМИ И ШВЕДСКИМИ ЗАХВАТЧИКАМИ. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ».

4 КЛАСС




















Составила: учитель начальных классов

Свищева Л.А.




Предмет: окружающий мир

Класс: 4

Учитель: Свищева Л.А.

Тема урока: «Борьба с немецкими и шведскими захватчиками. А. Невский».

Планируемые образовательные результаты: Сформировать у учащихся представление о русском национальном герое, истинно христианском правителе, благоверном князе Александре Невском.

Раскрыть огромное историческое значение победы русского войска под предводительством Александра Невского в сражениях на реке Неве и Чудском озере.

Предметные:

-характеризовать ход сражений,

- сформировать представление о полководческом таланте А. Невского,

-раскрыть причины победы А. Невского,

-показывать на карте ход сражения.

Метапредметные:

Умение работать с текстом учебника,

-составлять план по тексту,

-работать с тестами и иллюстрациями,

- планировать и оценивать свою деятельность, высказывать собственные суждения.

Личностные:

-умение работать в группе, ориентироваться  в нравственных нормах и правилах,

-выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Решаемые учебные проблемы:

-раскрыть огромное историческое значение победы русского войска под предводительством Александра Невского в сражениях на реке Неве и Чудском озере.


Ход урока

  1. Организационный момент.



Цель: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

- Прозвенел опять звонок,

Пригласил нас на урок.

И начинаем мы опять

По истории Отечества шагать.

Чтобы всё понятным стало,

Потрудиться нам надо немало.


  1. Актуализация знаний.

Цель: подготовить мышление учеников к самостоятельному построению нового знания и организовать фиксацию каждым учеником необходимости его построения.


На доске – карта Древней Руси.

Какое государство вы видите на карте? (Древнюю Русь)

Россия – родина моя.

За ясные зори, умытые росами,

За русое поле с колосьями, рослыми

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россия.

-Закончите фразу: «Годом начала Руси – Древнерусского государства считается ….? (882 год.)

С 882 года на Руси происходило много таких исторических событий, которые помнятся даже через многие десятки и сотни лет, поэтому их называют незабываемыми. Можете ли вы назвать такие незабываемые события? (Крещение Руси, монгольское нашествие).

-На прошлом уроке, мы говорили о монгольском нашествие. Сегодня мы с вами вспомним события, которые связаны с монгольскими завоевателями. Мы поиграем в лото, но не простое, а историческое. У вас на партах набор карточек. Найдите цветную карточку. Прочитайте на ней слово. К этому слову вам нужно подобрать подходящие слова из набора белых карточек (см. Приложение 1).

- Проверяем. Ответ по схеме на доске.

1. Основное слово…

2. Мы подобрали слова…


Цветные карточки

Белые карточки

1223год

Битва на реке Калке

Осадные оружия

Монголы-татары

1237 год

Хан Батый пошел на Русь

Пять дней

Рязань

250 лет

Монгольское иго

Сборщики дани

Серебро, меха, продукты земледелия


III. Микроитог.

- Кто напал на Русь в 13 веке? (Монголо-татары)

- Кто возглавил поход на Русь? (Батый)

- В каком году это произошло?

IV. Изучение нового материала.

Обеспечение усвоения новых знаний, проверка понимания

Работа с картой.

- Но не только монголо-татары нападали на Русскую землю.

У Руси было много врагов. Русь должна была от них защищаться.

-Давайте попробуем сформулировать тему урока.

-Предположите, кто мог еще напасть на Русь?

(Предполагают, что у Руси вокруг было много врагов, которые хотели завоевать Киевскую Русь, выходят и показывают, откуда могли напасть на Русь).

Учитель подводит итог по формулировке темы. Тема записывается на доске.

«Борьба с немецкими и шведскими захватчиками. А. Невский».

Как вы думаете, что нам предстоит сегодня узнать? Для того чтобы сформулировать цель урока рассмотрите зашифрованные слова:

ЗЕЛМЯ БОАГСТВАТ ВСЛАТЬ ВРЕА

- Что называют эти слова? (Это причины войн.)

- Со времён образования Киевской Руси русским воинам много раз приходилось

защищать свои земли, свой народ, богатство, веру.

Более независимой от монголо-татар была Новгородская земля. Центром этой земли был Новгород. Правил здесь молодой князь Александр Ярославич. Народ любил его за мудрость, силу и мужество.

Орда не дошла до Новгорода, но пришла беда с севера.

Шведы понимали, что князь Александр молод и неопытен, дружина его мала, Новгород беззащитен. И решили они захватить новгородские земли по реке Неве. В первых числах июля 1240 года шведские корабли бросили якорь в устье Невы.

Слайд 2.

Навстречу им выступил молодой и решительный новгородский князь Александр Ярославич с дружиной. Застигнутые врасплох, шве­ды были разбиты наголову 15 июля 1240 года. С тех пор прозвали князя Александром Невским.

- Ребята, откройте учебники на странице 39, как летописец описывает это сражение?

Слайд 3.

Рассмотрите репродукцию картины Павла Корина «Александр Невский».

- Что по картине мы можем сказать об Александре Невском? (У него суровое лицо, он мужественный, он опирается на меч, а, значит, готов защитить Русскую землю.)

Показ репродукции картины П. Корина «Александр Невский».


7. Микроитог.

- Что произошло в 1240 году? (Битва на реке Неве)

- Запишем в тетрадях: 1240г. – битва на реке Неве.

- С какой целью шведы напали на Русь? (С грабительской.)

Физкультминутка:

Раз – поднялись, потянулись.

Два – согнулись, разогнулись.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

После победы над шведами, в этом же году князь Александр Невский, рассорившись с новгородцами, покинул город. За время его отсутствия произошло немало бед.

Слайд 4.

На Русь напали немецкие рыцари-крестоносцы. Они пришли на Русь с целью уничтожить православие на Руси и утвердить свою религию, католическую. Эмблемой рыцарей был крест и меч, поэтому их и называли крестоносцами.

Слайды 5-7.

Немцы перешли в наступление, взяли Изборск, сожгли его и перебили всё население. Псковская рать, направленная против рыцарей, была разбита, вскоре пал и сам Псков. Огромная опасность нависла над новгородцами. Новгородцы, чувствуя смертельную опасность, сочли за благо просить Александра Ярославовича вернуться.

Ой ты, Новгород Великий,

Господин торговых дел!

От боёв с ордою дикой

Ты счастливо уцелел.

И стоит твой Кремль-Детинец

На высоком берегу,

Словно сахарный гостинец

В светлый праздник на торгу.

Ой ты, древний город вольный,

Не привык поклоны класть…

Новгородцы недовольны,

Уступая князю власть.

Ты единственный меж всеми

Управлялся без князей,

Только ныне ведь не время

Вольной гордости твоей.

Там, куда садится солнце,

Неспокойно в этот час —

Ведь задумали ливонцы

Наши земли взять у нас.

А ливонский хищный рыцарь —

Самый ближний твой сосед.

У тебя ж, как говорится,

Воля есть, а войска нет!

В Переяславль тебе за князем

Посылать гонцов пора,

Пусть с поклоном рухнут наземь –

Среди княжьего двора.

Александр! Ведь он от шведа

В Невской битве землю спас,

И тебя он от соседа

Защитит на этот раз.

Хоть с тобою Невский в ссоре

И на норов твой сердит,

Но родной отчизны горе

Тяжелей своих обид.


- Князь Александр согласился, сказав: «Не Новгород иду защищать, а землю русскую».

Полководец получил от отца в помощь владимирское войско во главе с младшим братом – князем Андреем Ярославовичем. Братья действовали стремительно, был возвращён Псков. Главное столкновение с немецкими рыцарями произошло 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера.

- Запомните эту дату: 1242 год – битва на Чудском озере, это и есть Ледовое побоище.

Слайд 8.

- Сравните боевое снаряжение русского воина и немецкого рыцаря. (У русского воина лёгкое снаряжение. У немецкого рыцаря – тяжёлое снаряжение: латы, шлемы в виде вёдер.)

– Как вы думаете, могло ли снаряжение воинов сыграть какую-то роль в ходе битвы?

- Поработаем с учебником. При чтении обратите внимание на следующие вопросы.

Слайд 9.

Вопросы к тексту:

1. Почему Александр Невский дал бой на льду озера? (Он хорошо понимал, что в

этом случае преимущество будет на его стороне. Закованные в тяжёлые латы, немецкие рыцари не были готовы биться с русскими воинами на льду.)

2. Что произошло с конными рыцарями в тяжёлых доспехах на весеннем подтаявшем льду?( Рыцари в тяжелых доспехах провалились под лед и утонули).

3. Какое значение имела победа русских? (Значение победы над немецкими и шведскими рыцарями было огромно. Русские воины спасли русских людей от порабощения, они остановили рыцарей.)

Слайды 10-11.

Это была ранняя весна. Все реки и озёра, а их в новгородских землях очень много, были покрыты подтаявшим льдом. Поэтому Александр Невский решил встретиться в бою с крестоносцами именно на льду Чудского озера. Он хорошо понимал, что в этом случае преимущество будет за его воинами.

У Александра было в основном пешее войско. Полк левой руки и полк правой руки, что по обе стороны от срединного, слабее. Это было известно военачальникам крестоносцев. И Александр решил, что срединный полк будет состоять из ополченцев — горожан и селян, вооруженных копьями, топорами, сапожными ножами; опытные же воины, закаленные, хорошо вооруженные, встанут на флангах, там же разместятся конные дружины. Позади срединного полка Александр распорядился поставить сани, на которых везли оружие, доспехи и продовольствие. За санями, за этой искусственной преградой, начинался берег, усеянный большими камнями.

- Как вы думаете, ребята, легко ли сражаться на лошадях, одетых в железные латы, между саней и камней? Зато ополченец, одетый в легкие доспехи, будет действовать среди преград ловко, он сразу получит преимущество перед медлительным рыцарем.

- Какое время года было? (Весна)

- Что происходит со льдом на озере весной? (Он подтаивает)

- Что произошло с конными рыцарями в тяжёлых доспехах на весеннем подтаявшем льду?

Видеофильм.

«И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замёрзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью». Весенний лёд проломился, и тяжёлые рыцари, доспехи которых весили до 50 кг, пошли на дно. Немецкие рыцари потерпели поражение и вынуждены были отказаться от захваченных ими новгородских и псковских земель. В память народную это сражение вошло как «Ледовое побоище».

Полки Александра под звуки труб и бубнов подходили к Пскову. Ликующие люди высыпали из города встречать победителей. Смотрели, как ведут крестоносцев подле их коней; рыцарь, идущий около коня с непокрытой головой, терял, по правилам ордена, рыцарское достоинство.

- Военные историки спустя столетия будут внимательно изучать Ледовое побоище

и с удивлением писать о военном искусстве Александра Невского: многое он

совершил впервые:

  • впервые в полной мере были использованы условия местности: высокий берег;

  • впервые было организовано преследование разбитого противника вне поля боя: раньше русские воеводы стояли «на костях» празднуя победу.

  • окружение всего немецкого войска, которое завершило разгром

врага, было единственным таким случаем для всего средневековья;

  • впервые тяжелая рыцарская конница была разбита в полевом сражении войском, в основном, состоящем из пехоты.

Летом в Новгород приехали послы из ордена и просили у Александра вечного

мира. Мир был заключен. Говорят, что тогда-то Александр произнес слова,

ставшие на Русской земле, пророческими: «Кто с мечом к нам придет, от меча и

погибнет!». Благодаря этой победе северо-западные границы Руси были защищены.




VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Формировать навыки использования изученного материала

Цель: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.

– Давайте проверим, как вы усвоили новый материал. Предлагаю выполнить тест. Успехов вам!

Слайды 13-14.

Тест № 1

1. В каком году произошла битва на Чудском озере?

А 1240 год

Б 1103 год

В 1242 год

2. Каковы цели немецких рыцарей?

А завоевание новых земель

Б обратить в свою веру

В захватить ценности, богатство

3. Как построил свои войска

Александр Невский на Чудском озере?

А полк правой руки, полк левой руки, пехота, засадный полк

Б «кабанья голова», пехота, тяжеловооружённая конница

В клин, засадный полк, пехота

4. В каком году произошла битва на берегу реки Невы?

А 1240 год

Б 1103 год

В 1242 год

5. Каковы цели шведов?

А завоевание новых земель

Б обратить в свою веру

В захватить ценности, богатство

6. Какие черты личности присущие Александру Невскому?

А мстительный, коварный, талантливый

Б мужественный, решительный, мудрый



V. Итог урока.

- Какое впечатление сложилось у вас об Александре Невском? (Мужественный, решительный, открытый, дальновидный, талантливый, опытный, мудрый.)

- После победы на Чудском озере Папа Римский решил не силой оружия, а убеждением заставить новгородские земли встать под власть Католической церкви. Папа прислал послов к Александру Невскому с предложением добровольно подчинить русскую церковь Риму. Но Александр Невский отказался.

- Как этот поступок характеризует Александра Невского? (Патриот своей Родины.)

- Давайте вспомним, с какой целью шли рыцари крестоносцы на Русь?

- Что защищал Александр Невский? (Русскую веру)

Слайд 15-17.

- В конце ХIII века князь Александр Ярославович Невский Русской Православной

церковью был причислен к лику святых. (показ иконы)

Слайд 18.

- Составление синквейна. (запись в тетрадь)

1. Александр Невский.

2. Смелый, мужественный.

3. Защищать, воевать, побеждать.

4. Спас Русскую землю от врагов.

5. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»

Слайд 19.

Рефлексия

Формировать личную ответственность за результаты своего труда.

2 мин.

Предлагает ответить на вопросы

Сегодня на уроке я…

– научился…

было интересно…

понравилось…

понял, что…

мне захотелось

Слайд 20.

VI. Домашнее задание.

1. Учебник, стр. 55-57, пересказ текста.

2. По выбору:

а) подготовить сообщение об Александре Невском;

б) нарисовать шведских рыцарей-крестоносцев и русских воинов-дружинников.

Слайд 21.



Источники:

  1. Н. Кончаловская. Наша древняя столица. М.: «Детская литература», 1972

  2. Плешаков, А. А. Методические рекомендации к учебнику “Мир вокруг нас. 4 класс А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2004.

  3. http://lib.podelise.ru/docs/3155/index-6053.html

  4. http://picture.crimea.ua/rerih/8263.html

  5. http://young.rzd.ru/blog/public/ru?STRUCTURE_ID=704&layer_id=3833&id=6364&page3833_3489=3

  6. http://hram-anevskogo.prihod.ru/news/guid/1144632

  7. http://ruscrimea.org/crimea/1534-aleksandr-nevskijj.-zhizneopisanie.html

  8. https://урок.рф/library/urok_44trudnie_vremena_na_russkoj_zemle_razde_055906.html














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!