СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Борис Екимов "Ночь исцеления"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок о творчестве Б.Екимова. Посвящен памяти о войне, о блокадном Ленинграде.

Просмотр содержимого документа
«Борис Екимов "Ночь исцеления"»

ЦЕЛИ УРОКА:

  • Продолжить знакомство с прозой Б. П. Екимова;

  • Содействовать развитию самостоятельного мышления учащихся, закрепить умение анализировать и оценивать героев рассказа;

  • Совершенствовать умение самостоятельной работы с художественным текстом;

  • Способствовать развитию устной и письменной речи;

  • Развивать нравственные качества обучающихся, чувство милосердия и сострадания;

  • Развивать тему памяти о страшных годах войны.

А говорили: все проходит

И позабудется в свой срок.

Но боль войны жива в народе

И бродит, как в березе сок.

А. Селезнев

(Запись: вой сирены, гул самолетов, взрывов).

Вступительное слово учителя.

Припомню – и в горле становится душно;

Припомню – и сердце в груди замирает:

Гудящим пожаром, тревогой воздушной

Так в памяти детство мое вырастает.

Все было, и нынешним годом в наследство

Мне память приносит, ничуть не меняя,

Все раны и боли военного детства.

Я раненым детством войну проклинаю.

Среди весны, когда радостно поют птицы, а земля, омытая талой водой, дымится зеленью молодого хлеба, наступает святой для нашей родины день, когда мы вспоминаем тех, кто победил фашизм и внес свой вклад в нашу Победу, вспоминаем живых и усопших. И среди уже немногочисленных фронтовиков, награжденных боевыми наградами, мы видим женщин, которые, на первый взгляд, никакого отношения к прошедшей войне не имеют. И в то же время, без них не было бы этой Победы. Это женщины войны, женщины тыла. И они, взвалив на себя тяжесть мужской работы, тоже приближали нашу Победу.

Сейчас выросли их дети, внуки; у многих ушли из жизни вернувшиеся с фронта мужья. И все чаще и чаще память возвращает их к войне, к испытаниям, через которые они прошли. Именно об этом и о многом другом небольшой рассказ Б. Екимова «Ночь исцеления».

Сегодня на уроке мы будем беседовать о людях, нуждающихся в нашем внимании и понимании. О людях, которые прошли большой жизненный путь, пережили вону и нередко чувствуют себя одинокими и забытыми. В рассказе»Ночь исцеления»о войне говорится не напрямую, а косвенно. В основе произведения – внутренняя драма героини, связанная с пережитым во время давно закончившейся войны.

- Но прежде, чем анализировать рассказ, послушаем небольшое сообщение о самом Екимове. (рассказывает подготовленный ученик)

Борис Екимов родился 19 ноября 1938 года, в далекой северной Игарке, Красноярского края, куда его родители приехали работать как специалисты по пушнине. Отец его вскоре заболел и умер в мае 1939 года, в Иркутске, на своей родине. Его мать, Антонина Алексеевна, недолго пожила в Иркутске, со свекровью, но скоро уехала в Казахстан, на станцию Или, неподалеку от Алма-Аты, куда была выслана с малолетним сыном ее родная сестра Анна Алексеевна –жена «врага народа». Решили сестры жить вместе. И прожили всю жизнь. Муж сестры, к счастью, вернулся живым и им разрешили выехать в Россию «на восстановление разрушенного хозяйства», правда, «без права проживания в областных центрах»

Так Борис оказался в поселке Калач-на-Дону, Волгоградской области, у донских казаков. Здесь он провел большую часть жизни и сейчас приезжает сюда в теплое время года. Путь его в литературу начался с книжного чтения. Читать он научился в 4 года. Учительницей была соседская девчонка-первоклассница. Взрослые об этом не знали до тех пор, пока однажды вечером я не начал читать им газету. Конечно, они удивились. Стали приносить мне книжки.

В Калаче-на –Дону, будучи еще в начальных классах, он прочитал все до одной книги детской районной библиотеки, и его перевели в библиотеку для взрослых, в порядке исключения. «Глотание» книг продолжалось. Он читал все подряд. К хорошей литературе он вернулся позднее, перечитывая по многу раз русскую классику.

Окончив среднюю школу, зачем-то оказался в Сталинградском механическом институте, хотя наклонности были, очевидно, филологические. Некому было подсказать. Институт он «не вымучил». Стал работать на заводе, потом – служба в армии, потом – снова завод и работа электромонтером.

Первые литературные опыты относятся к началу 60-х годов. Тогда это были записи в тетрадях, на клочках бумаги: зарисовки природы, характеров, ситуаций, какие-то мысли, цитаты – сумбурные и неизвестно для чего. Наверное, зрело в душе, прорывалось.

Служа в армии последний год, он попал в Подмосковье, ходил несколько раз на занятия литературного кружка в Химках. В основном слушал.

Один из первых рассказов был напечатан в журнале «Молодая гвардия» в 1965 году. Но до первых настоящих рассказов лежала еще долгая дорога в добрый десяток лет, когда он по-прежнему работал электромонтером, много читал, понемногу писал.

И только в 1973 и в 1974 годах появляются в «Звезде», «Нашем современнике» рассказы «Казенный человек», «Офицерша»; в московском издательстве «Современник» первая небольшая книжка «Девушка в красном пальто». Б. Екимов говорит, что он находит своих героев вокруг себя и в себе. Он считает, что писатель должен острее других видеть все, что его окружает, и стараться быть человеком мудрым, понимающим, что вся красота, которая вокруг него,- проходяща.

- Очень часто главным героем произведений Бориса Екимова становится школьник, подросток. Не случайно поэтому центральной проблемой в творчестве писателя является проблема самовоспитания, самоопределения человека в жизни . По убеждению писателя, важно с детства учить ребенка сострадательно, тепло относиться к беспомощной старости, разделить боль любого живого существа, будь это человек, птица или животное. Таким образом, мы будем говорить сегодня о милосердии и сострадании.

- Как вы понимаете эти слова – «милосердие», «сострадание»?

(Милосердие –готовность помочь или простить из сострадания, человеколюбия. Сострадание –жалость, сочувствие, вызываемые чьим –нибудь несчастьем, горем. – Из «Словаря русского языка» С. И. Ожегова.)

- Вопрос о самоопределении в жизни- центральный в творчестве Б. Екимова. По его мнению, взросление человека начинается с ответственности перед действительностью, с бескорыстной готовности утешить страдающего.

О чем рассказ «Ночь исцеления»?

Какие эпизоды запомнились, показались яркими?

Как вы объясните название?

(Гриша нашел способ исцелить бабушку от ужасных снов, из-за которых она очень страдала).

- Какие проблемы затронуты в рассказе Б. Екимова?

(Последствия войны для мирных людей, взаимоотношения двух поколений, гуманное отношение к страдающему человеку, выбор линии поведения человека в той или иной ситуации, нравственное взросление подростка.)

- Какое впечатление произвел на вас рассказ?

  • Впервые я задумался над тем, что, может быть, и моим близким нужна моя помощь.

  • Мне стало страшно, что война до сих пор так мучает людей.

  • Я подумал: а что бы я сделал на месте Гриши? Смог бы так, как он?

- Какие чувства вы испытали во время чтения? После чтения рассказа?

  • Тревогу.

  • Жалость к бабе Дуне.

  • Удивление поведением Гриши.

  • Облегчение.

  • Жалость к тем, у кого нет близких, и они остаются один на один со своей бедой.

- Кого бы вы назвали главным героем рассказа? Почему?

(Главный герой произведения – Гриша. Он изменяется в течении рассказа, он взрослеет, становится мудрее. Бабушка – ,несомненно, достойный персонаж, но именно от внука она получает помощь, которая так ей необходима.)

- Обратимся к тексту. Как чувствовала себя баба Дуня в дни приезда внука?

(«… разом оживев, резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала, доставала варенья да компоты и поглядывала в окошко, не бежти ли Гриша… и живым духом веяло в доме»).


-Можно предположить, что до приезда внука бабушка испытывала одиночество? Что значит одиночество для пожилого человека? Обратите внимание на слова «одна» - «одинокая» - «одиночество». Почему автор повторяет эти однокоренные слова?

(Бабушка испытывает одиночество - чувство покинутости, порой ненужности.

Одна - без других, в отдельности. Одинокая –не имеющая семьи, близких.

Одиночество –состояние одинокого человека. И состояние это не только физическое, но и душевное. Его можно испытывать, когда вокруг люди, но нет близкого по духу.

- Но ведь мы знаем, что у бабы Дуни есть семья. В городе живут родители Гриши. Почему же она не часто гостила у них?

(С некоторых пор баба Дуня стала во сне кричать, плакать. И когда она приезжала взрослые ночь напролет не спали.)

- Как они относились к ее болезни?

(«…все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь, какую баба Дуня прожила. С войной и голодом». Но одного понимания болезни бабы Дуни оказалось недостаточно для того, чтобы помочь ей. «Водили ее к врачам. Те прописывали лекарства. Ничего не помогало.» Следовательно, болезнь бабы Дуни нужно было лечить не лекарствами.)

- Как сама баба Дуня относилась к происходящему? Найдите в рассказе слова, которые передают отношение героини к своим недугам. Чувствовала ли себя виноватой баба Дуня?

(«…я шумлю, дура старая. Ничего поделать не могу…», «разбудила тебя. Прости, Христа ради…» Она говорила «совестясь , чувствовала себя…виноватой, горевала»)

- Что же произошло с бабой Дуней во время войны? Что спустя десятки лет заставляет ее так мучиться?

(Много бед принесла война людям, много пришлось пережить и бабе Дуне. Во время войны баба Дуня потеряла хлебные карточки. Их потеря грозила голодом.А дома трое маленьких детей: «Петяня, Шурик, Таечка…приду, они исть попросят…» Ничего не оставалось, как собирать желуди и этим спасать от голода детей и себя. Набрала в два мешка. А на пароме лесники стали отнимать, вроде как не положено. Надвигалась новая беда – суровая зима. Дети раздеты и разуты. «Чирики бы какие у вас пошить. Мне ничего не надо… детишки босые…»

Немало пришлось преодолеть бабе Дуне, чтобы во время войны добраться к мужу в госпиталь. Везде нужны были пропуск, документы. Кругом война, опасность, всюду могли возникнуть подозрения…)

- А вы знаете, что такое хлебная карточка? Почему ее потеря и через десятилетия становится причиной бабушкиной болезни?

(Карточка – бланк с отрезными талонами, дающий право на получение продуктов. Обычно их не восстанавливали в случае утери).

Потеря карточек во время войны смерти подобна. Надо ли говорить, какие мучения испытывает мать, не зная, чем накормить детей.

- Попробуем проследить, который о войне только понаслышке знает, приходит к мысли что именно он должен помочь бабушке.

- Какой была первая реакция Гриши на крики бабушки ночью?

(«…он ничего не понял, и страх обуял его». Гриша старается разбудить бабушку, просит ее лечь на другой бок. Поначалу то, что он слышал ночью, не очень занимало мысли Гриши. «Стало думаться об утре, о рыбалке…».)

- Как позже реагирует внук на крики бабушки во сне?

(Он начинает представлять, что пережила бабушка. Гриша разговаривает с бабушкой о том, что слышал от нее во сне. И он был уже поражен тем, что сны могли стать причиной настоящих слез)

- Можно утверждать, что прошлое бабушки постепенно становится собственной болью внука? Докажите это.

(Разговор по телефону с мамой:

- спать тебе баба Дуня дает? – И посоветовала: - Она лишь начнет с вечера говорить, а ты крикни: «Молчать!» она перестает. Мы пробовали.»)

- Воспользовался ли мальчик советом матери?

(«Как помочь ей? Как мать советовала? Говорит, помогает. Вполне может и быть. Это ведь психика. Приказать, крикнуть – и перестанет».

- Нет, нашел свой.

- Что происходило в душе мальчика после разговора с мамой?

(«…стало думаться о бабушке…она казалась ему такой слабой и одинокой… и с какой , верно, тягостью ждет она ночи… Но как ей помочь?

- Какое решение нашел Гриша?

( Ночью во время очередного крика бабушки внук не стал следовать совету мамы. «Сердце мальчика облилось жалость и болью. Забыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать, мягко, ласково: - Вот ваши карточки, бабаня…»

- Что чувствовал Гриша после первого исцеления бабушки?

(Его трясло, почему-то было холодно. Он плакал. «Сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще…»)

- Кого еще жалел мальчик?

(Того, кому война принесла боль, страдания, кого несправедливо обижали, унижали.)

- Какова роль пейзажа в рассказе?

(Пейзаж в рассказе – фон, который помогает ярче представить весь ужас снов бабы Дуни. Между зимой и войной можно провести параллель: зима – это мертвое время года. Война несет смерть. Ночь – темное и страшное время суток. Напоминания об ужасах военного времени приходят ночью. Поэтому и краски в рассказе контрастные: белая (зима) – черная (ночь). И вдруг желтый свет – свет луны как спасительный луч, освещающий путь из страшной зимней ночи. «За окном светила луна. Снег белел».)

- Обращаем внимание на слова повествователя «…воспоминание резануло ПО СЕРДЦУ»; «СЕРДЦЕ мальчика облилось жалостью и болью…»; «Слезы катились и катились. Они шли от СЕРДЦА, потому что СЕРДЦЕ болело и ныло…»

- Почему автор так часто использует слово «СЕРДЦЕ»?

(В душе героя происходят сильные перемены. Он изменился, стал чутким к чужому страданию, внимательным к душевной боли. В нем росло «большое сердце». В нем зародилось милосердие и сострадание)

- Почему автор описывает, как после первой ночи катается мальчик, как ему хорощо, а потом эти описания отсутствуют?

(Прошлое бабушки вначале воспринимается Гришей несколько отстраненно, затем приближается к мальчику и в конце концов становится его собственной болью. «Гриша подождал, послушал ровное бабушкино дыхание, поднялся… И он плакал, вытирая слезы кулаком».)

- Подумайте, почему в конце рассказа Гриша принимает решение не говорить бабе Дуне о том, как он ей помог.

(Он хочет, чтобы баба Дуня забыла о плохом, поверила, что все с ней происходившее закончилось хорошо. Конечно, за одну ночь этого нет добиться, но мальчика это не пугает. «Но вдруг обожгло его ясной мыслью… Нужно делать и молчать. И придет исцеление».)

- «Ночь исцеления» - так называется рассказ. Подберите к слову «ИСЦЕЛЕНИЕ» синонимы.

(«выздоровление», «возвращение к жизни»)

- О чьем исцелении рассказывает писатель?

(Бабушкином, она перестает кричать, ей все меньше снятся страшные сны. Произошло исцеление и внука, он повзрослел, сам нашел способ помочь бабе Дуне. Его чуткость, внимательность, милосердие, забота сделали то, чего не смогли сделать врачи и взрослые, Гриша исцелился от собственного равнодушия. Писатель рисует как бы две жизни, которые проживает Гриша. Днем – счастливое время школьных каникул: рыбалка, катание на лыжах. Ночью Гриша как будто переносится на несколько десятилетий назад, в военное время и участвует в тяжелых снах бабушки. И эта ночная жизнь сейчас для него стала важнее.)

- Каким теперь мы видим пейзаж?

(Природа словно бы радуется этому выздоровлению, исцелению героев. «Кособокая луна, опускаясь, глядела в окно. Белел снег, посверкивая живыми искрами». Теперь нет темных красок, страшное исчезло.)

Учитель

В наше быстротечное время, время компьютеров и немыслимых скоростей, когда мы не хотим остановиться, подумать, Екимов заставляет нас оглянуться и увидеть тех, кто рядом с нами, кому нужна наша помощь, понимание, поддержка, чтобы и мы исцелились благодаря нашей доброте и участию. Человек, который научился помогать нуждающимся, становится лучше, чище, добрее, сердечнее. Об этом и стихотворение А. Д. Дементьева.

Как важно вовремя успеть

Сказать кому-то слово доброе,

Чтоб от волненья сердце дрогнуло! –

Ведь все порушить может смерть.


Как важно вовремя успеть

Похлопотать или поздравить,

Плечо надежное подставить!

И знать, что будет так и впредь.


Но забываем мы подчас

Исполнить чью-то просьбу вовремя,

Не замечая, как обида кровная

Незримо отчуждает нас.


И запоздалая вина

Потом терзает души.

Всего-то надо научиться слушать

Того, чья жизнь обнажена.

- Может быть, под влиянием этого рассказа исцелится кто-нибудь

из нас – от черствости, равнодушия.

- Раздел, в котором помещен рассказ, называется «Эхо войны». Какая взаимосвязь между названием раздела и проблемой, поднятой в рассказе?

(В рассказе поднята проблема последствий войны(«эха войны»), которые не дают нашей героине спокойно жить спустя многие годы после ее окончания.)

- Вернемся к эпиграфу нашего урока. Раскрывает ли он содержание рассказа, беседы? Почему?

(«Боль войны жива в народе…» эта боль мучает и бабу Дуню, и Гришу, и многих других.)

- Ребята, как вы думаете: соотносится ли эпиграф с названием стенда «И ходит по Земле/Босая память – маленькая женщина»?

(Соотносится, потому что «боль войны…» - это память, которая тревожит людей.

- Я думаю, что «боль войны…» жива и бродит, как в березах сок».(Ведь, когда в березах появляется сок, они оживают от зимней спячки. Так и Память «ходит по Земле» и пытается «разбудить» людей.)

- послушай те отрывок из поэмы замечательного российского поэта Егора Исаева «Суд памяти»:

- И ходит по Земле

Босая Память – маленькая женщина.

Она идет.

Переступая рвы,-

Ей не нужны ни визы, ни прописки,

В глазах – то одиночество вдовы,

То глубина печали материнской.


Она идет,

Покинув свой уют.

Не о себе, о мире беспокоясь.

И памятники честь ей отдают,

И обелиски кланяются в пояс.

- Поэма Е. Исаева называется «Суд памяти». Кого, по-вашему, судит Память и за что?

- Людей, за то что они позабыли прошлое.

- Нас всех, потому что мы стали забывать, что пришлось пережить людям во время войны.

- Мне кажется, наше поколение надо «судить» за равнодушие, жестокость.

- Я думаю, что она не только судит, но и пытается пробудить в людях хорошие качества: благодарность. Доброту, милосердие, «Не о себе - о мире беспокоясь».

- А почему Память босая?

- Ей для себя ничего не надо – она о других беспокоится

- Мне кажется, автор показал ее нищей: как нищие просят что-то, так и Память просит людей опомниться, измениться.

-Она идет босиком, потому что хочет напомнить тихо, ненавязчиво о том, о чем люди забыли, как будто бы человек сам дошел до этого. Хочет разбудить совесть, достучаться до сердца.

Учитель

- Ребята, помните: не забыть – значит не дать повториться. Вот она наша с вами память. Вглядитесь в эти лица. (Обращаемся к стенду, где помещены репродукции картин, фотографии бабушек, женщин – тружениц тыла.) Война не только убивает, калечит физически, в большей степени калечит духовно. И кровоточат всю жизнь раны даже у тех, кто только прикоснулся к ней, почувствовал ее дыхание. Не пожалейте ласкового слова, теплого взгляда для этих людей. Они заслужили это. Может быть рядом с вами живут люди, которым необходима помощь. Они не просят о помощи – они ждут ее.

Домашнее задание.

Написать сочинение на материале рассказа Б Екимова и личных впечатлений на тему: «Как важно вовремя успеть…» (А. Дементьев)










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя