4. Работа над текстом повести «А зори здесь тихие…». Комментированное чтение. * Характеристика образов главных героев. |
Назовите главных героев повести. | Федот Васков, Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич, Галя Четвертак |
Почему имена девушек неполные? | Они - молоденькие девчонки, «почти» не видевшие жизнь. |
Почему Федот Васков считал себя старше своего возраста? | Чтение текста от слов «Сроду Васков чувствовал себя старше, чем был…»до слов«... от естества, от сути его старшинской», сообщает, что герою всего-то было 32. |
Какое пополнение получил Васков? | «Федот Евграфыч... надел фуражку и вышел. И оторопел: перед домом стояли две шеренги сонных девчат. Старшина было решил, что спросонок ему померещилось, поморгал, но гимнастерки на бойцах по-прежнему бойко торчали в местах, солдатским уставом не предусмотренных, а из- под пилоток нахально лезли кудри всех цветов и фасонов». |
Как он чувствует себя рядом с девчатами? | «Целый день он стучал топором: строил нары в пожарном сарае, поскольку зенитчицы на постой к хозяйкам становиться не согласились. Девушки таскали доски, держали, где велел, и трещали как сороки. Старшина хмуро отмалчивался...» «Зенитчицы оказались девахами шумными и задиристыми, и старшина ежесекундно чувствовал, что попал в гости в собственный дом: боялся ляпнуть не то, сделать не так, а уж о том, чтобы войти куда без стука, не могло теперь быть и речи, и, если он забывал когда об этом, сигнальный визг немедленно отбрасывал его на прежние позиции. Пуще же всего Федот Евграфыч страшился намеков и шуточек насчет возможных ухаживаний и поэтому всегда ходил, уставясь в землю, словно потерял денежное довольствие за последний месяц». |
Какие отношения устанавливает старшина? | «Прежде всего, конечно, дисциплина... старшина был строг и придирчив... вскоре комендант начал на каждом углу хрипеть да кхекать, словно и вправду был стариком... Кричал и расстраивался: не так, не так надо! Разве горлом сознательности добьешься? До кондрашки добраться можно, а дела от этого не прибудет. Однако разговаривать стали больно. Щебетать. А щебет военному человеку - штык в печенку... ну их, этих девок, к ляду! Только свяжись: хихикать будут до осени...» |
Зачем Васков должен был уйти с бойцами с разъезда? | Рита Осянина навещала мать и сына. Возвращаясь, увидела в лесу двух немецких разведчиков. Васков с разрешения командования , взяв пятерых бойцов, решил захватить в плен немцев, не позволить им топтать родную землю… |
Кого из бойцов он взял с собой? Почему? | Осянину - серьезная, видела немцев, Гурвич - знает немецкий язык, Комелькову, Бричкину, Четвертак - назначила Кирьянова. |
Что привело этих девушек на фронт ? | У каждой из них личный счет с немцами: у Гурвич родители, евреи-интеллигенты, в оккупированном Минске, вероятнее всего, погибли, у Осяниной - на второй день войны убили мужа- пограничника, осиротили ее сына, у Комельковой - расстреляли всю семью, у мечтательной сироты-подкидыша, бесконечной выдумщицы Четвертак - отобрали мечту о сцене, славе, семье, у Бричкиной - лишили возможности стать любимой. |
Просмотр прошлой, довоенной жизни и мечтах девушек из кинофильма «А зори здесь тихие...» |
Почему описание довоенной жизни девушек дается перед описанием их гибели? | Чтобы читатель еще острее почувствовал, как война обрывает их жизнь, рушит мечты на создание семьи, на воспитание детей, на человеческое счастье, на саму жизнь. |
Соня Гурвич. Как погибла Соня Гурвич? | Романтичная девушка, гибкая, как тростинка, «худющая, как весенний грач», погибла от двух ударов ножом в грудь. Фашист ее не пожалел - напал со спины и рассчитанным на мужчину ударом убил девушку |
Галя Четвертак. Правы ли Рита и Женя, когда хотят поставить вопрос о поведении Гали в бою на комсомольском собрании? Как расценивает поведение Гали Васков? | Нет, девчонки, не правы. Они обвинили Галю в трусости, отказывая ей в простом человеческом чувстве самосохранения. Это хорошо понял Васков и объяснил девушкам: «Трусость, девчата, во втором бою только видно. А это растерянность просто. От неопытности». |
Почему он берет ее с собой в разведку? | «Конечно, шевельнулась мысль, что не надо бы с Четвертак на такое дело идти, не надо. Но командир - он ведь не просто военачальник, он еще и воспитателем подчиненных быть обязан. Так в уставе сказано. А устав старшина Васков уважал. Уважал, знал назубок и выполнял неукоснительно. И поэтому сказал Гале: «Вещмешок и шинельку здесь оставишь. За мной идти след в след и глядеть, что делаю. И, что б ни случилось, «молчать. Молчать и про слезы забыть». Слушая его, Четвертак кивала поспешно и испуганно...» Да и защитить ее хотел по-отцовски, зная, что никто лучше его это не сделает. |
Почему погибла Галя Четвертак? | «Выгнувшись, заломив руки за голову, метнулась через поляну наперерез диверсантам, уже ничего не видя и не соображая... Коротко ударил автомат. С десятка шагов ударил в тонкую, напряженную в беге спину, и Галя с разлету сунулась лицом в землю, так и не сняв с головы заломленных в ужасе рук. Последний крик ее затерялся в булькающем хрипе, а ноги еще бежали, еще бились» - она просто испугалась, не смогла совладать со своим страхом. |
Как меняется отношение Васкова к подчиненным? | «- Эх, девчонки вы мои, девчоночки! Съели-то хоть кусочек, спали-то хоть вполглазика? - Не хотелось, товарищ старшина... - Да какой я вам теперь старшина, сестренки? Я теперь вроде как брат». |
Женя Комелькова. Какие чувства у вас вызывает Женя Комелькова? Она для вас только художественный образ или что-то большее? | «Она всем очень нравится»; «Она очаровывает озорством, жизнелюбием»; «Она идеал женственности»; «Она воплощение красоты, уничтожить которую то же, что убить себя самого»; «Она обобщенный символ Женщины, у которой в руках должно быть не оружие. У нее на руках должен быть младенец, как у мадонны». |
Чем поражает читателей Женька? Опишите ее внешность | Рита ее «увидела и залюбовалась: высокая, рыжая, белокожая. А глаза детские: зеленые, круглые, как блюдца»; «Высокая, белотелая, гибкая... волосы, как грива, до пояса... Распустила - спины не видно. Стала гребенку вести - руки не хватает: перехватывать приходится. А Волос густой, мягкий, медью отливает. И руки у нее плавно так ходят, неторопливо, покойно... Ах, хороша она была сейчас, чудо как хороша! ... характер ее был весел и улыбчив... ох, хороша девка, не приведи бог влюбиться, хороша!» |
Какую деталь подчеркивает автор в ней? | Огненные волосы, отчаянные глаза - зеркало души: «с вызовом тряхнула рыжей шевелюрой... Опасные глазищи, как омуты... сквозь рыжее пламя зеленый глаз проглядывает. Неимоверной силы глаз, как стопятидесятидвухмиллиметровая пушка-гаубица... глянула - прямо в душу глянула. Прямо в душу...» |
Расскажите, почему старшина постоянно подбадривает бойцов. | Он очень переживает, что молоденькие неопытные девчушки испугаются, запаникуют, не справятся с поставленной боевой задачей. |
С каким количеством немцев придется воевать? | Их 16, взрослых сильных мужчин, хорошо подготовленных и проинструктированных. По следу одного из них Васков определил: «детина под два метра и весом пудов на шесть с гаком». |
Лиза Бричкина. За чем Лиза Бричкина ушла на разъезд? Почему погибла Лиза, ведь она была опытнее других? | За помощью. Задумавшись-замечтавшись о возможном будущем с Васковым, она проскочила слеги, а возвращаться не стала, чтобы не терять времени, а потом, не отдохнув, продолжила путь и, испугавшись неожиданно вздувшегося пузыря болотного газа, оступилась и утонула в болоте. |
Почему Васкову нужно было перехитрить немцев? | Потому что, ввяжись они в открытый бой, силы были бы не равны: и девушки с Васковым погибли бы, и немцев бы не остановили. |
Как они это сделали? | Решили обмануть фашистов, представившись бригадой лесорубов, где и женщин, и мужчин, способных оказать сопротивление, достаточно и, если не уничтожить, то рассекретить коварные замыслы противника и сорвать готовящуюся диверсию. |
Просмотр эпизода «Лесорубы» из кинофильма «А зори здесь тихие...» |
Зачем было устроено купание под прицелами автоматов? | Нужно было заставить немцев идти в обход, задержать их, выиграть время и дождаться помощи. |
В чем контраст этой сцены? | Мирный труд красив и гармоничен, человек в нем свободен, счастлив, красив, а война разрушает эту естественную гармонию, несет в себе угрозу самой жизни. Война безобразна и бесчеловечна. |
Рита Осянина. Права ли Рита, выстрелив себе в висок? Может, это проявление слабости? | Нет, не слабости. Мы помним, как цеплялся- боролся за свою жизнь летчик Мересьев (Б. Полевой. «Повесть о настоящем человеке») ... Рита очень хотела жить - ради маленького сына, ради старенькой больной матери, но понимала она и то, что рана ее тяжелая, смертельная, а товарищи ее не бросят. Значит, погибнут вместе с ней. Немцы уйдут, и тогда смерти подруг вообще будут бессмысленны. Не желая быть обузой, она неимоверным усилием воли подавляет инстинкт самосохранения и кончает жизнь самоубийством, тем самым «развязывая руки» Васкову.) |
Можно ли обо всех девушках сказать, что они ведут себя героически? | Да, все без исключения: Рита оставляет сына матери и уходит воевать; не желая подвергать опасности подруг, став для них обузой, кончает жизнь самоубийством, Женя - жертвует своей жизнью, уводя немцев подальше от раненой подруги, Лиза - бросается в болото, преодолевая страх и усталость, чтобы позвать поскорее помощь, Соня - потеряв родителей, не желает отсиживаться в библиотеках и пытается помогать чем может армии и своему народу. Даже Галя Четвертак не осталась в тылу, а пошла на фронт, хотя и была ужасной трусихой и очень хотела жить... |
Федот Васков получил ранение. Как раненому старшине удалось взять в плен немцев? | Он мстил за всех своих девчат, он не мог проиграть, и столько было в нем уверенности и силы, что фашистам и в голову не пришло, что их «голыми руками» берут на испуг, нахрапом, без оружия. |
Почему Васков плачет и смеется одновременно? Что он кричит немцам? | Он смеется, потому что немцы не прошли, не смогли выполнить своего задания, 16 здоровенным мужикам противостояли пять девчушек, и выстояли они, и победили, а плачет оттого, что слишком велика оказалась цена этой «маленькой» победы - пять человеческих жизней, пять девушек, каждая из которых еще могла подарить миру детей, значит пять ниточек жизней человеческих, помноженных многократно на жизни нерожденные, оборвались… |
Определение темы, идеи повести. Звучит песня на стихи Р. Гамзатова «Журавли». Демонстрируются кадры о гибели девушек из кинофильма «А зори здесь тихие...» (реж. Мао Вэйнин, Россия / Китай, 2006 г.) *Обсуждение песни.Что вы услышали в этой песне? (Печаль израненного сердца, горечь от того, что так много жизней не случилось). |
Какие строки из повести вы хотели бы выписать для себя? | «Жизнь, как лес, прореживать надо, чистить»; «врага да медведя с глазу спускать не годится»; «сомнение в удаче... равнялось почти предательству»; «Врага понимать надо... Война - это ведь не просто кто кого перестреляет. Война - это кто кого передумает»; «Человек в опасности либо совсем ничего не соображает, либо сразу за двоих»; «Бывает горе - что косматая медведица. Навалится, рвет, терзает - света невзвидишь... А отвалит - и ничего, вроде можно дышать, жить, действовать. Как не было. А бывает пустячок, оплошность. Мелочь, но за собой мелочь эта такое тянет, что не дай бог никому»; «Осуществленная мечта всегда лишена романтики»; «А зори-то здесь тихие-тихие»; «Я еще живой, меня еще повалить надо!..» |
Какова, на ваш взгляд, идея повести? | «Жизнь тогда чего-то стоит, когда прожита с пользой не только для себя. Мир - общее дело, и защитить его должно каждому неравнодушному»; «Погибнуть - еще не значит проиграть. Можно умереть физически, но победить морально. В этом и состоит оптимистический смысл трагедии». |
Объясните роль эпилога в данном произведении. | «Иногда мы забываем о тех, кто отстоял мир, кто отдал свою жизнь, чтобы жили мы. И захлестывает волна пронзительного стыда за свои равнодушие и забывчивость, и хочется остановиться, оглянуться по сторонам, и заметить внезапно то, что прежде казалось таким обыденным и привычным, и по-новому начать это ценить»; «Сейчас мирное время, а вокруг столько подлости и грязи! Неужели нам обязательно нужна очередная беда, чтобы «очиститься»?!»; «Девушки стали для меня нравственным ориентиром. Постараюсь жить, чтобы не было стыдно перед теми, кто жизни своей не пожалел ради того, чтобы жил я». |
В какое время года происходят события, описываемые в повести? Какой создается контраст? | Конец мая, когда природа особенно буйно цветет и благоухает, поражая нас разнотравьем, красками и пением птиц. А главные герои погибают. |
Как вы понимаете название повести, ведь речь в ней идет о войне? | Война - это не нормальное состояние человека, а противоестественное. Мир, тишину, красоту родной природы начинаешь замечать тогда, когда возникает реальная угроза все это утратить. |
Как вы считаете, в чем «популярность» повести? | «Эта книга на все времена, пока бьется человеческое сердце»; «В том, что еще раз убеждаешься, что победа никогда не дается легко, а лишь с потом, слезами, кровью»; «В том, что каждый может «примерить» роль девушек, представив себя на их месте». |
Согласны ли вы с формулировкой темы нашего сегодняшнего урока «Судьба женщины на войне...», ведь у нас равноправие? | «Да, согласны. Стоит только вспомнить, как чувствовала себя Женя Комелькова, когда, спасая Васкова, убила немца: «первая рукопашная всегда ломает человека, преступая через закон «не убий»». Тут привыкнуть надо, душой зачерстветь, и не такие бойцы, как Евгения, а здоровенные мужики мучительно страдали, пока на новый лад «перекраивалась» их совесть. А тут ведь женщина по живой голове прикладом била, баба, мать будущая, в которой самой природой ненависть к убийству заложена»; «Когда думаешь о войне, сразу предоставляешь парня в форме с оружием в руках, а не девушку - «хрупкое существо», представительницу слабого, нежного пола»; «Испокон веков так повелось: женщинам рожать-воспитывать детей и хранить домашний очаг, а мужчинам обеспечивать покой и достаток своей семьи и, в случае необходимости, защищать ее даже ценой собственной жизни. Это и есть его право сильного на большую ответственность». |
Обучающиеся читают собственные стихотворения, посвященные войне и изучаемому произведению. |
Просмотр «Послесловие» из кинофильма «А зори здесь тихие...» (реж. С. Ростоцкий, 1972г.). |
5. Домашнее задание. Написать сочинение- рассуждение. «Представьте себе, что в гимнастерке смертельно раненной Риты Осяниной Федот Васков нашел письмо к ее маленькому сыну, которое следует вскрыть, когда тому исполнится 18 лет. Каким, по-вашему, мог бы быть текст этого письма? Напишите его». |