I.Организационный момент Дети входят под музыку «Волшебный полет» Спейс. (Видеозапись) -
Учитель: Прозвенел звонок- Начинается урок. Встаньте прямо, подтянитесь. Мне все мило улыбнитесь. Повернитесь к гостям, подарите им улыбку. II. Мотивация познавательной деятельности. -
Беседа: -Какой сегодня праздник отмечается в нашей стране? (День космонавтики). Что это за праздник? (12 апреля 1961 года впервые в истории человечества в космос полетел человек-Юрий Алексеевич Гагарин) –Кто из вас хотел бы побывать в космосе? - Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы стать космонавтом? III Сообщение темы урока и постановка целей. -
-Хотите пройти испытание на звание «Юный космонавт»? Тогда давайте отправимся в интересное космическое путешествие. А где мы обычно путешествуем на уроках литературы? На этом уроке мы отправимся в увлекательный мир поэта. Посмотрите на его фотографию. Сформулируйте тему урока. Какие цели мы поставим перед собой? (цели вывешиваются на доску) У вас на партах лежит «БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ», в нем вы будете после каждого этапа полета оценивать ваши результаты. Учитель: Пора отправляться в путь. -К полету приготовиться ! Дети: -Есть приготовиться! Учитель: -Контакт! Дети: -Есть контакт! Учитель: -Мотор! Дети: -Есть мотор! Учитель: -3.2.1.Пуск! Наша ракета в пути. (На доску прикрепляется изображение ракеты) IV. Организация познавательной деятельности. Из Центра управления полетами передали пакет с заданими. Задание №1 Владеет миром тот, кто владеет информацией. Пополните свои знания о Борисе Заходере. 1. Сейчас наши агенты информационного отдела представят нам собранную информацию. (Учащиеся выступают с презентацией «Жизнь и творчеставо Б.Заходера» -Задайте вопрос своим одноклассникам по содержанию презентации. С первым заданием справились, ракета продолжает свой путь. 2. Сейчас мы телепортируемся и окажемся в конце прошлого века. С нами на связь выходит сам автор – Борис Заходер. Внимательно послушайте его речь и уловите главную мысль обращения к вам. (Звучит аудиозапись «Б.Заходер «Товарищам детям».) -Какой совет дал поэт вам , ребята? Откройте учебник, с.130.Прочитайте название стихотворения. Почему автор обращается к вам «товарищи»? Замените словом –синонимом. Проведем речевую разминку. -Чтение 1 части стихотворения -«жужжащим чтением» -шепотом -с радостью -с поучением (Проводится зарядка для глаз) В маршрутном листе оцените свою работу во время речевой разминки , поставьте оценку. Ракета продолжает полет. V Физминутка. Конечно же, космонавт должен иметь крепкое здоровье. Мы засиделись - пора размяться. Выходим в открытый космос. Повторяйте движения за мной. VI.Продолжение познавательной деятельности. Задание №2 Это послание инопланетян.Вы знаете марсианский язик? Попробуем перевести: «Земляне,наблюдая за вами из космоса,мы никак не можем определить ,что же в мире красивей всего? Помогите нам разобраться. 1.Прием «Корзина идей» Давайте отправим свой ответ на звездах. Ответьте на вопрос: что красивее всего? Запишите свой ответ одним словом на карточке – звезде и прикрепите на доску. Можете воспользоваться выпиской из словаря Ожигова, где дается значение слова «красота». (Дети вывешивают звезды с ответами на доску, учитель зачитывает их) Почему у всех получились разные ответы? - А Борис Заходер оказался однажды в очень похожей ситуации как мы сейчас с вами: он тоже задумался о красоте. Послушайте: Ребенок спросил Ни с того ни с сего: - А ну-ка скажи, Что красивей всего? Да, вот так вопрос: «Что красивей всего?» Ответить Я сам не сумел на него. - Как вы думаете о ЧЁМ дальше пойдет речь на уроке? (о красоте, о том, что красивее) 2.Работа по учебнику. - Откройте учебник на стр.131 - Назовите автора. - Прочитайте, пожалуйста, название стихотворения. (про себя) 1 человек вслух - Давайте начнем читать стихотворение. - Читай, пожалуйста________________________ Ребенок спросил Ни с того ни с сего: - А ну-ка скажи, Что красивей всего? - Читай, пожалуйста________________________ Да, вот так вопрос: «Что красивей всего?» Ответить Я сам не сумел на него. - Кто задал вопрос Борису Заходеру? - Что это был за вопрос? ( «Что красивей всего?») - Смог на него ответить писатель? (нет) 3. Чтение отрывка стихотворения (с.132), проверка первичного восприятия Приём «Чтение с остановками» - Давайте вместе дальше читать это стихотворение. - Читай, пожалуйста ….________________ И вот я решил Послушать ответы Других обитателей Нашей планеты. - К кому обратился автор за помощью? (к другим обитателям нашей планеты) - Давайте читать дальше и узнаем кто отвечал на вопрос писателя. - Читай, пожалуйста ….________________ Деревья и Травы Сказали в ответ: - Да что же прекрасней, Чем солнечный свет?! - Кого сначала он спросил? (деревья и травы) - Что они ответили? (солнечный свет) - Почему? (важно для их жизни) - Читай, пожалуйста ….________________ - Да что же прекрасней Ночной темноты?! - Откликнулись Совы, Сычи и Кроты... - Для кого, наоборот, ночная темнота самая красивая? (совы, кроты, сычи). - Как вы думаете почему? - Читай, пожалуйста …._______ дальше и мы узнаем, какие обитатели помогали Борису Заходеру? - Леса! - Отвечали мне Волк и Лиса. Орел свысока Процедил: - Небеса! - Кого из животных еще спрашивал Борис Заходер? (орёл. Волк и лиса) - Что хвалили лесные жители? (лес). Почему? - Что ответил орёл? (небеса) - Читай, пожалуйста, дальше ….________________ - По-моему, море! - Ответил Дельфин. - Мой хвост, без сомнения! - Крикнул Павлин. - Кто хвалил МОРЕ? - А для павлина, что красивее всего? - Читай, пожалуйста ….________________ Спрошу Мотылька - Отвечает: - Цветок! - Спрошу у Цветка - Говорит: - Мотылек! - А маленький мотылёк, что ответил? - А цветок? - Почему они красивы друг для друга? - О чем мы прочитали на этой странице ? (о том кого спрашивал автор и что они отвечали) - Встретился ли хотя бы один повторяющийся ответ обитателей? (нет) - Почему? - Обобщите всех тех, кого спрашивал автор. (растения и животных) - Что их всех объединяет? (они живые) - Животные и растения ответили на вопрос, а кого он не спросил, кто мог бы еще ему ответить? (человек, мы с вами). - Мы ответили на вопрос ? (нет) - Надо еще нам поработать. 4.Самостоятельная работа уч-ся по содержанию стихотворения. Задание № 3 Только действуя сообща, всей командой, можно добиться высокого результата. Проверьте, можете ли вы работать в команде. -
Работа в группах - Я уверена, что вы очень дружные ребята. Я права? - Какие правила работы в группах вы знаете? Работаем дружно Договариваемся - Давайте разобьемся в группы. 1 группа - надо внимательно прочитать стихотворение еще раз на с.132 найти в тексте тех, к кому Борис Заходер обращался с вопросом. Я вам дам слова – подсказки и ловушки. Выберите только нужные слова и поместите их на доску под своим вопросом. Когда слова разместите на доске- прочитайте еще раз стихотворение и проверьте себя. 2 группа - надо найти в тексте что ответили на его вопрос и выбрать из вариантов ответа- поместить на доску. У вас тоже слова ловушки и подсказки. 3 группа – Попробуйте определить кто может славить эти места? Кто славит поля, Кто - полярные льды, Кто - горы, кто - степь, Кто - мерцанье звезды.. Воспользуйтесь таблицами, энциклопедиями. - Подойдите к партам, где у вас будет центр группы и начните, пожалуйста, вашу работу. Представление итогов работы групп. - Посмотрите, пожалуйста, на таблицу. - Давайте проанализируем ее. Всё правильно получилось? Кто? | Что красивей? | Деревья и травы | Солнечный свет | Совы, кроты | Ночная темнота | Волк и лиса | Лес | Орёл | Небеса | Дельфин | море | Павлин | хвост | Мотылек | цветок | Цветок | мотылек | - Давайте еще раз прочитаем нашу таблицу КТО отвечал и ЧТО красивое для него? - Давайте вместе проверим. - Молодцы группы. Вы все внимательно читали и смогли выполнить задание. Оцените свою работу в группе, поставьте оценку в бортовой журнал. - Почему для каждого обитателя планеты красивое что-то своё? (важно для него, не может без этого существовать) - Где мы все живем? -Если бы Борис Заходер захотел нарисовать ответы земных обитателей, чтобы у него получилось? - Посмотрите, на экран. Что вы видите? ( мир, Землю) А знаете, что произнес Ю.Гагарин, когда увидел Землю в иллюминатор ракеты? (Облетев Землю, я увидел, как она прекрасна».) 5.Формулирование учащимися идеи произведения - О чём говорит Борис Заходер? ( все славят разное) - Почему славят настолько разные места? ( там живут) - Согласился писатель со всеми? (да) - Кто оказался прав? (все) - Прочитайте, пожалуйста, последние строчки стихотворения. И я не ответил, Увы, Ничего На трудный вопрос: «Что красивей всего?» - Как мы должны относится к тому, что мы считаем самым красивым на свете? (бережно, любить). Поставьте в бортовом журнале оценку за умение определять главную мысль стихотворения. 6.Работа над выразительным чтением текста. Задание № 5. Речь космонавта должна быть грамотной и выразительной. Подготовьтесь к Вселенскому конкурсу чтецов стихотворения Б.Заходера « Что красивей всего?» Чтение стихотворения по ролям . -Оцените свою работу. VII.Подведение итогов. Достигли ли мы поставленных целей? VIII.Рефлексия «Продолжите предложение» Я узнал … Меня удивило… Мне было трудно.. IX.Дом. задание. Какое домашнее задание вы бы себе задали? Для домашнего задания, я предлагаю вам на выбор: - найти стихотворения о Родине у других поэтов и прочитать их. - подготовить стихотворение для инсценирования. - нарисовать иллюстрацию к стихотворению. - Поднимите, пожалуйста, руку вверх, кому понравилось сегодня работать на уроке. - Поднимите вторую руку, у кого в конце урока хорошее настроение. - У кого 2 руки подняты вверх - вы можете себе похлопать, ведь для этого как раз нужны 2 ладошки. Спасибо за урок. Торжественное вручение удостоверение « Юный космонавт». Молодцы, команды Очень все старались! Все с большим стараньем Ученьем занимались! И я твердо верю: Если захотите, Все вы, без сомненья, В космос полетите! |