СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

БРЕЙН-РИНГ «ЗНАТОКИ ИСТОРИИ XIX-начала XX века». 9 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий игры в формате брейн-ринга для 9 классов. Возможно использовать во внеурочной деятельности и на итоговом уроке по изучению курса истории России в 9 классе.

Просмотр содержимого документа
«БРЕЙН-РИНГ «ЗНАТОКИ ИСТОРИИ XIX-начала XX века». 9 класс.»

БРЕЙН-РИНГ «ЗНАТОКИ ИСТОРИИ XIX-начала XX века». 9 класс.

XIX век — это целая эпоха в мировой истории. На уроках мы говорили о событиях, потрясавших мир, о войнах и революциях, создании новых государств. Мы анализировали деятельность 5 императоров в истории России. Перед нами предстали политические деятели и полководцы, знаменитые мыслители и учёные, изобретатели и деятели искусства, рабочие и крестьяне, ведь каждый человек оставляет свой след в истории.

Не следует думать, что всё, что происходило в XIX столетии - это «дела давно минувших дней», и нас они не касаются.

Многие идеи, открытия, законы пришли к нам из этой эпохи. 

Игра состоит из 3 раундов. В каждом раунде задание имеет свою бальную систему и поможет нам в этом наше Жюри...

Условия игры: 

Участвуют 3 команды по 8 человек, каждая команда имеет группу поддержки.

В первом раунде команда должна дать ответы вопросы в течении 1 минуты. За каждый правильный ответ она получит 1 балл.

Во 2 и 3 раундах вопросы командам задаются по порядку. Если она не дает ответ, то право предоставляется группе поддержки команды.

Если команда и ее группа поддержки затрудняется дать ответ на очередной вопрос, право дать ответ получает другая команда.

Команда поддержки может принести команде 1 балл за правильный ответ и до 4 баллов, выполнив задание

Победителем в конкурсе признается команда, набравшая больше баллов.

Задание для зрителей (зрители могут принести команде до 4 баллов):

Задание: перед вами карта неизвестного происхождения. Ваша задача назвать о каком событии идет речь, его хронологические рамки, исторические личности, связанные с этим событием и его итоги. Время выполнения задания 5 минут. Ответ запишите на карточке с заданием.



I раунд. Блиц-турнир. Музыка. Гонг

Дать ответы на максимальное количество вопросов за одну минуту.

Вопросы для 1 команды

1.Когда произошло восстание декабристов? 1825

2. Кто впервые на поле боя применил наркоз? Пирогов Н.И

3. Кто возглавлял оборону Севастополя? Корнилов В.А

4. Назовите имя императора, издавшего Указ о вольных хлебопашцах. Александр1

5. Когда началось строительство Транссибирской магистрали (1891 г.)

6. В каком городе произошло выступление Декабристов? Санкт-Петербург.

7. Какое название получила система местного всесословного самоуправления, созданная земской реформой 1864 г. земства

8. Кто занимался введением военных поселений? Аракчеев

9. Сколько гимназий было открыто к концу правления Николая 1? 77

10. Что объединяет понятия «Современник», «Отечественные записки», «Русский вестник»? журналы

11. Назовите военно-политический блок, сложившийся в Европе в начале XX века?

Антанта

12. О ком идет речь в стихотворении:

«Во глубине сибирских руд храните гордое терпение,

Не пропадёт ваш скорбный труд, и дум высокое стремление.

Оковы тяжкие падут, темницы рухнут

И свобода вас встретит радостно у входа…»

декабристах



Вопросы для 2 команды

1. О чем идет речь? Начальный этап периода индустриализации, скачок в развитии промышленности. Он заключается прежде всего в переходе от мануфактур с преимущественно ручным трудом к заводам и фабрикам с машинным производствам. (промышленный переворот)

2. Сколько жен декабристов последовало за своими мужьями в Сибирь? 11

3. Когда произошло Бородинское сражение. 26 августа 1812 г

4. В каком году в России отменили крепостное право? 1861

5. Кем был Карамзин? Историком

6. При каком императоре были учреждены министерства? Александр 1

7. Какое решение принял М. И. Кутузов в 1812 году Филях? Вывести войска из Москвы

8. Какой император подписал манифест об отмене крепостного права? Александр 2

9. Что такое «могучая кучка?» объединение композиторов

10. Согласно теории «официальной народности» что является надежной опорой власти? Православие, самодержавие, народность.

11. Что объединяет следующие события: гибель крейсера «Варяг» и канонерки «Кореец», сражение у Ляояна, сражение под Мукденом и в Цусимском проливе

Русско-японская война


12. Кто из министров внутренних дел предлагал в качестве мер по борьбе с угрозой революции смягчение цензуры, расширение прав земств, проект включения их представителей в Государственный Совет?

Святополк-Мирский


Вопросы для 3 команды

  1. Кто из императоров получил прозвище «Миротворец»?

«Крепостное состояние и рабство отменяется; Право собственности священно и неприкосновенно; земли помещиков остаются за ними.»

манифест об отмене крепостного права

  1. Какой армией в начале Отечественной войны командовал Пётр Иванович Багратион? Второй армией

  2. Первое тайное общество, возникшее в России в 1816 году. Союз спасения

  3. Как звали знаменитую бабушку Александра 1? Екатерина 2

  4. При каком императоре появились в 1858 г. первые женские курсы? Александр 2

  5. Кто с 1826 г. фактически возглавлял II Отделение С.Е.И.В. канцелярии, руководил кодификацией законов Российской империи. (Сперанский Михаил Михайлович)

  6. Назовите военно-политический блок, сложившийся в Европе во второй половине 19 века?

(Тройственный)

  1. Имя государственного деятеля, члена Негласного комитета, автора проекта Конституции России

(Н.Н.Новосильцев)

9. В правление какого императора Россию называли «жандармом

Европы»

(Николае I)

  1. При каком императоре к России были присоединены ханства Северного Азербайджана, Бессарабия, Финляндия и часть Польши

Александре I

  1. Кому принадлежат слова: «Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война»?

В.К. Плеве

12. Назовите героя Отечественной войны 1812 года, военного губернатора Санкт-Петербурга, смертельно раненного на Сенатской площади декабристом Каховским.
(Милорадович Михаил Андреевич.)



«Черный ящик»

Продукт, который в XIX стал причиной бунтов среди государственных крестьян. Что находится в черном ящике? И почему этот продукт так возмутил крестьян?

(картофель, Бунты были вызваны насильственным введением посадки картофеля по инициативе министра П. Д. Киселёва. Клубни картофеля имеют свойство зеленеть при хранении на свету, что является индикатором повышенного содержания соланина в них. Употребление в пищу одного позеленевшего клубня вместе с кожурой может привести к серьёзному отравлению. Вследствие невежества и отсутствия достоверной информации это приводило к гибели людей и общему протесту. Крестьяне также считали, что посадки картофеля, это еще одна барщина)



II раунд. Историческая личность. Музыка. Гонг.

Ваша задача назвать данных представителей этой времени.

1. О ком идет речь? Начал службу в войсках в 1785 в чине младшего лейтенанта артиллерии. В ноябре 1799 совершил государственный переворот, в результате которого стал первым консулом, фактически сосредоточившим в своих руках с течением времени всю полноту власти; в 1804 провозглашен императором. Провел ряд реформ (принятие гражданского кодекса, основание банка). Благодаря победоносным войнам значительно расширил территорию империи. (Наполеон)

2. О ком идет речь? Происходил из старинного дворянского рода, получил университетское образование, был послом в России. Это был человек бурного темперамента, обладавший неукротимым бойцовским характером. Он производил сильное впечатление на современников, которым казалось, что мощный, гвардейского роста юнкер, может во имя защиты своих взглядов скинуть сюртук и пойти на баррикады. «Сильный всегда прав» – его жизненный принцип. (Отто фон Бисмарк)

3. О ком идет речь? В 1860 г. стал 16 президентом США от республиканской армии. В годы Гражданской войны предпринял ряд решительных мер для победы в войне, среди которых самой главной была – отмена рабства. Был убит в театральной ложе сторонником рабства. (Авраам Линкольн) Ответ в 5 баллов.

4. О ком идет речь? Сын сельского священника, этот человек и сам готовился к духовной карьере. Он окончил петербургскую духовную академию и сам преподавал в ней некоторое время.

Его отличала уникальная широта взглядов и феноменальные способности. Наполеон шутя предлагал Александру 1 обменять этого человека на какое-нибудь королевство. Этот человек в 1809 году подготовил проект государственных преобразований, который не был осуществлён. Многие его не любили…В 1812 году он был арестован по ложному обвинению и сослан в Нижний Новгород. После смерти Александра 1 его вновь привлекли к государственным делам, где опять ярко проявились его уникальные способности. (Сперанский)

5. О ком идет речь? Декабрист. Участник Отечественной войны 1812 г., Заграничного похода 1813-1814 гг. Член “Союза спасения”, “Союза благоденствия”, организатор и лидер Южного общества, автор “Русской Правды (Пестель Павел Иванович)

6. О ком идет речь? Этот человек воспитывался в Царскосельском лицее. Русский дипломат, министр иностранных дел, государственный канцлер. Он добился отмены статей Парижского договора. За результативность своей политики был прозван «бархатным канцлером». (Александр Михайлович Горчаков)

7. О ком идет речь? Не раз жалел, что «родился великим князем».

Владел немецким, французским, английским и польским языками.

Реформатор. Пережил несколько покушений на свою жизнь.

Александр II


  1. О ком идет речь? Фельдмаршал, ученик и соратник Суворова. Воевал против турок, татар, поляков, французов. Был дважды, казалось, смертельно ранен. После второго исцеления его врач писал: «Провидение сохраняет этого человека для чего-нибудь необыкновенного, потому что он исцелился от двух ран, из коих каждая смертельна». Имел почти все русские награды. В годы Великой Отечественной войны в его честь был утверждён орден трёх степеней.

(Кутузов Михаил Илларионович)


  1. О ком идет речь? Учился блестяще. В 15 лет получил чин мичмана. Командовал эскадрой Черноморского флота. В 1854 – 1855 гг. – командир Севастопольского порта и военный губернатор. Блестяще выиграл Синопское сражение. Однажды чуть не погиб, спасая матроса. Легко раздавал деньги из своего жалования нуждающимся матросам.

Погиб в возрасте 53 лет. В 1944 году был учреждён орден его имени трёх степеней.

(Федор Федорович Ушаков)


  1. О ком идет речь? Учился в Москве, Петербурге, Германии. По словам А.С.Пушкина «историк, ритор, механик, химик, минеролог, художник, стихотворец…» Создал первую в России научно-исследовательскую лабораторию. Первым в историографии описал древнейшую историю славян. Написал «Российскую грамматику». Добился пожизненной лицензии на сбыт стеклянных украшений по всей России.

(Михаил Васильевич Ломоносов)

  1. О ком идет речь? Провел в России денежную реформу, по которой бумажные банкноты подлежали обмену на золото в неограниченных количествах. Золотая монета предыдущего периода новую оценку: империал стал равен 15 рублям. Проводил политику поддержки отечественной промышленности. Его реформы укрепили государственные финансы и стимулировали развитие экономики страны.

(Сергей Юльевич Витте)

  1. О ком идет речь? Он был назначен главой Верховной распорядительной комиссии по охранению государственного порядка и общественного спокойствия, которой были предоставлены чрезвычайные полномочия: отменить её решения мог только сам император. Он также стал временным главой Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, которое сам же и распустил, учредив Департамент полиции. Революционеров теперь искали не только на территории страны, но и за границей. Второй большой задачей «диктатора сердца» было влияние на общественное мнение. Для этого он регулярно собирал редакторов столичных журналов и газет. Главным его проектом стала «Конституция» — так условно называется созданный им документ, по которому в России должен был появиться законосовещательный орган, представляющий интересы разных сословий.

М. Т. Лорис-Меликов

Черный ящик.

История создания этого связана с героическим прошлым России. Долгое время оно использовалось как поминальное блюдо, которое стало символом всех погибших в 1812. Связано оно с именем настоятельницы монастыря расположенного к западу от Москвы –Марии (Маргариты Нарышкиной) и красивой легенды любви Маргариты Нарышкиной к мужу. Что лежит в черном ящике?

Ответ.

Бородинский хлеб 

Ученые из Института хлеба единодушны - корни бородинского хлебопечения надо искать на западе от Москвы, рядом с деревушкой Бородино, которую после знаменитого сражения запомнила вся Россия.....

      Хлеб стали печь в Спасо-Бородинском монастыре, основанным Маргаритой Тучковой. Генерал Александр Тучков погиб при Бородинском сражении. Вдова генерала поселилась рядом с местом гибели мужа, а через несколько лет, похоронив единственного сына, основала обитель. Первые годы сестры налаживали быт и были вынуждены покупать хлеб. Но в последствии организовали собственную пекарню, где и изобрели собственный рецепт ржаного хлеба, названый впоследствии «бородинским». Некоторые даже считают, что женщина кинула в печь хлеб, желая, чтобы он стал таким же чёрным, как её скорбь по умершим. Бородинский хлеб символ любви, верности, памяти и самоотверженности.

III раунд. Знатоки истории. Музыка. Гонг.

  1. В России середины XIX веке месяц проведенный солдатом в этом городе, засчитывался за год службы. Что это за город? (Севастополь, во время его обороны в крымской войне)

  2. Первый русский лауреат Нобелевской премии. (Иван Петрович Павлов – 1904г. «за работу по физиологии пищеварения»)

  3. Какая российская ж/д магистраль самая длинная в мире? (Транссибирская – Москва – Владивосток – 9438м)

  4. Что общего между этими датами?

1894, 1881, 1855, 1825, 1801

(даты начала правления императоров)


  1. Эта картина Левитана изображает тракт, по которому гнали в XIX в. заключённых в царской России до самой известной пересыльной тюрьмы. Как эта картина называется? Владимирка

  2. В одном источнике указано: «Бородинское сражение началось рано утром 26.08.1812». Французский историк Рамбо по этому поводу писал: «7.09.1812 г. бой завязался в 5 часов утра». Есть ли здесь ошибка?

Ошибки нет. В первом случае число указано по старому стилю (юлианскому; по нему Россия жила до 1918 года), а во втором – по-новому (григорианскому).

  1. Кому принадлежат слова: «Во всем свете у нас только два верных союзника — наша армия и флот. Все остальные, при первой возможности, сами ополчатся против нас».

(Александр III)


  1. Какому великому русскому поэту и дипломату принадлежат слова: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить:

У ней особенная стать — В Россию можно только верить.» (Федор Тютчев)

  1. Какой памятник, находящийся в Великом Новгороде, содержит 129 скульптурных изображений различных исторических персонажей? Кто его автор?

(памятник «Тысячелетие России» Микешин)

  1. В героической обороне какого города участвовал великий русский писатель Лев Николаевич Толстой?

Севастополь, Крымская война

  1. Какой титул получил Григорий Александрович Потёмкин после присоединения Крыма к России?

(Титул светлейшего князя Таврического.)

  1. При каком российском императоре в Москве появились первые железнодорожные вокзалы и был построен Большой Кремлёвский дворец?
    (Николай I.)

  2. По какой номинации знаменитое Синопское сражение 1853 года (когда русская эскадра вице-адмирала П.С. Нахимова уничтожила турецкую эскадру Осман-паши) считается последним?
    (Это последнее сражение эпохи парусного флота.)


  3. На каком горном перевале в 1877 году русско-болгарские войска отразили упорные атаки турецких войск Сулейман-паши, а потом пять месяцев удерживали его до перехода русской армии в наступление?
    (Перевал Шипка в Болгарии, в горах Стара-Планина, высота 1185 метров. Близ Шипки  памятник-музей русским и болгарским воинам, павшим в боях за освобождение Болгарии.)

  4. Какое название в русской истории получило 9 января 1905 года?

(«Кровавое воскресенье».)

Черный ящик.

Какой предмет, который есть в сумке каждого школьника, упоминается в легенде о строительстве Николаевской железной дороге?

(Линейка. По известной легенде путь от Питера до Москвы пролегал по прямой потому, что император, желая продемонстрировать, какой он видит будущую магистраль, прочертил по линейке линию меж двух городов.)

Подведение итогов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!