СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Брошюра "Копилка активных методов обучения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В брошюре описаны АМО, которые можно применять на всех этапах урока.

Просмотр содержимого документа
«Брошюра "Копилка активных методов обучения"»


























Приглашаем

к сотрудничеству!












МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 Г. ЮРГИ»











АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ это методы, побуждающие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.





Метод «Шкатулка успехов и достижений»

- У каждого из вас дома есть шкатулка. Как правило, в шкатулках люди хранят самые ценные, дорогие сердцу вещи.

-Давайте мы с вами поместим в нашу общую шкатулку те знания и умения, которые для вас являются важным приобретением на этом занятии.

Учащиеся пишут на листочке и складывают в шкатулку. Либо берут картинку изображенной драгоценности и устно проговаривая, отправляют картинку в шкатулку.






Источники.

  1. http://www.moi-universitet.ru/ образовательный портал «Мой универсисет»

  2. http://www.your-mind.ru/lasta/uprazhnenie-pismo-samomu-sebe/ проект «Твой взгляд»

  3. http://www.trepsy.net/razvit/stat.php?stat=392 Психологические упражнения для тренингов

  4. http//www.edu54.ru Вернер П.Г. Применение активных методов на уроках в начальной школе.

  5. http//www.openclass.ru Шевелева В.С. Активные методы обучения организации самостоятельной работы над темой.

  6. http//tatianakhromov.ucoz.ru Хромова Т.Н. Активные методы обучения












Примечание: Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.
В завершении учитель резюмирует итоги урока, при необходимости дает задание на дом и напоследок говорит хорошие слова ребятам.
Так незаметно, весело, но эффективно пройдет урок с использованием АМО, принеся удовлетворение и учителю и обучающимся.

Метод «Написание синквейна»

В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть       тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по - возможности, эмоциональной.

Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:

1. Объясняются правила написания синквейна

2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.

3. Задается тема синквейна.

4. Фиксируется время на данный вид работы.

5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников

другому.






Активные методы обучения обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:

  • Формировать положительную учебно – познавательную мотивацию;

  • Стимулировать самостоятельную деятельность учащихся

  • Развивать познавательные процессы - речь, память, мышление;

  • Развивать творческие способности и нестандартность мышления;

  • Развивать коммуникативно-эмоциональную сферу личности ребенка;

  • Раскрыть личностно-индивидуальные возможности каждого ученика;

  • Формировать регулятивные и коммуникативные УУД.

Методы

подведения итогов

Методы

релаксации



АМО строятся на:

  • деятельностном подходе к обучению,

  • использовании знаний и опыта обучающихся,

  • вовлечении в процесс всех органов чувств,

  • групповой форме организации работы,

  • разнообразных коммуникациях,

  • творческом характере обучения,

  • практической направленности,

  • диалоге и полилоге,

  • интерактивности,

  • игровом действе,

  • рефлексии, движении.







При этом нельзя ничего говорить, а можно показывать только мимикой, жестами или действиями.

Метод «Снежинки».

Вы попали в волшебный зимний лес. Чудесный морозный день. Вам приятно, вы чувствуете себя хорошо, дышите легко и свободно. Вообразите, что вы легкие, нежные снежинки. Ваши ручки легкие-легкие – это тонкие лучики снежинки. Ваше тело тоже легкое-легкое, как будто оно снежное. Подул легкий ветерок, и снежинки полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше поднимаетесь над волшебным лесом. Ласковый ветерок нежно гладит маленькие, легкие снежинки…. (Пауза). Вам хорошо, приятно. Но вот пришла пора возвращаться в эту комнату. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза, улыбнитесь ласковому ветерку и друг другу.


  1. АМ подведение итогов занятия.

Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как «Ромашка», «Мухомор», «Мудрый совет», «Итоговый круг». «Синквейн». «Ресторан», «Комплименты», «Письмо самому себе», «Чемодан наших успехов, достижений»

Метод «Ромашка».

Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне.

Метод «Ресторан»

Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.
Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки
Проведение: Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:
- Я съел бы еще этого…
- Больше всего мне понравилось…
- Я почти переварил…
- Я переел…
- Пожалуйста, добавьте…
Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя.

Эксперты по одному вопросу собираются в тематические группы для обсуждения того, как этот материал можно преподнести другим (конспект, план ответа, выводы) Работают 15 минут.

Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».

Контрольный опрос

Метод «Станьте любознательными». Материал: цветные ксерокопии нескольких книжных обложек. Разрезать каждую обложку на три или четыре части. Проведение: Ведущий дает каждому участнику какую-либо часть из разрезанных титульных листов книги. Затем каждый начинает искать других участников с недостающими кусками, чтобы при объединении получилась целая обложка. Так получается подгруппа. Теперь каждая подгруппа получает задание всем вместе изложить содержание этой предположительно незнакомой книги, которое включало бы все знания учеников по данной теме. На выполнение задания отводится 30 минут. Подгруппы представляют не общее обсуждение результаты своей работы.



  1. АМ релаксации

Упражнение «Четыре стихии».

- "Четыре стихии"- это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх, глубоко вдыхаете. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. Понятно? А сейчас потренируемся. Тот, кто ошибется, может исправить ошибку. Начали.

Упражнение «Постройся по росту».

Детям завязывают глаза и предлагают построиться по росту в шеренгу. После этого, как все участники займут свои места, повязки снимаются и проверяется результат.

Упражнение «Пантомима»

- Класс делится на 3 группы. У каждой группы есть задание, они должны изобразить предмет или какое-либо действие.

  1. АМ начала образовательного мероприятия

Такие методы, как «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Поздоровайся глазами», «Измерим друг друга» или «Летающие имена» эффективно и динамично помогут вам начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.

Метод «Поздоровайся локтями»

Проведение:
Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:
• Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;
• Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
• Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.
Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.
Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.
Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.

Метод «Любознательная Людмила»

Проведение:

Первый участник представляется, называя свое имя и какой-нибудь эпитет - прилагательное, начинающееся с той же буквы, что и имя (например: "Я - веселый Виктор").

Следующий называет себя («Я - привлекательный Павел).

Третий участник добавляет к ним свое, и так далее, по кругу.

Варианты:

Можно усложнить игру, добавив к произнесению имени с эпитетом какое-то характерное движение или жест, соответствующий данной ситуации.





Метод «Галерея портретов»

Проведение: Участники подписывают лист бумаги и рисуют на нем свои глаза. Затем они начинают перемещаться по кругу под музыку. 6При этом каждый участник дорисовывает по одной детали лица на портрете своего соседа. Таким образом, каждый рисует портрет каждого. По окончанию работы все портреты вывешиваются на стену. Каждый участник комментирует свой портрет (какую черту характера он отражает, что нравится/не нравится).

Метод «Познакомься с игрушкой»

Проведение:

Ведущий (В) говорит: « А у нас здесь не все, есть еще один участник и сейчас мы его увидим. Ну-ка покажись». Достается игрушка (И) и с ней ведется диалог.

В: Ты почему не в кругу?

И: Я боюсь.

В: Чего?

И: Вас тут много, вы все такие большие... и еще я никого не знаю.

В: Ты как раз вовремя, мы как раз сейчас будем знакомиться.

И: Вот здорово!

В: Вот и хорошо, а ты мне поможешь. Как тебя зовут?

И: Кока.

В (участникам): Сейчас Кока будет знакомиться с каждым из вас. Когда он окажется у вас, вы ему представляетесь и называете имя предыдущего участника, и его одно положительное качество характера.

Ведущий показывает, как это делается. Идет круг. Игрушка возвращается и ведущий при помощи игрушки снова по кругу называет всех участников.

Примечание: диалог с игрушкой может быть самый разнообразный



  1. АМ выяснения ожиданий и опасений

«Фруктовый сад», «Что у меня на сердце», Поляна снежинок», «Солнышко и туча», «Воздушные шарики», «Голуби»,«Дерево ожиданий», «Разноцветные листы», «Список покупок» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.

Метод «Фруктовый сад»

Цель – учителю результаты применения метода позволят лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы учитель




Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.
Проведение: Участники разбиваются на группы по числу вопросов
Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе в разных углах класса) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу.

В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу.

Метод «Инфо-карусель»

На разных столах раскладывается информационный материал, связанный с темой урока. Класс разбивается на малые группы по числу столов. Каждая группа за своим столом знакомится с информацией и выполняет поставленные задания. По истечению отведённого времени каждая группа заканчивает работу за своим столом и переходит к другому. Группы работают до тех пор, пока каждая из них не побывает за каждым информационным столом. На столах помимо информации лежат чистые листы, на которых малые группы записывают свои соображения.

Метод «Ажурная пила»

Все учащиеся делятся на группы

•​ Групп столько, сколько частей материала.

•​ Каждый участник получает одну из частей материала.

•​ Он становится экспертом по данному вопросу.

• Каждый член группы самостоятельно находит материал по своей части и изучает 10 минут.





является возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача.

чистые листы, на которых малые группы записывают свои соображения. Таким образом, группы работают совместно, хотя и не в контакте друг с другом.

Метод «Составление кластера»

  Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.

Кластер - это графическая организация материала, показывающая

смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Метод «Золотой ключик»

  Проведение: Учитель говорит, что информация на уроке будет ценной. Чтобы получить к ней доступ, надо найти ключ. Учитель загадывает детям загадку. Записывает на ватмане ассоциации детей, связанные с отгадкой. Отгадка – ключ к двери с важной информации. Учитель открывает 1-ю дверь, раскрывает первую часть темы, подчёркивая совпадения с ассоциациями, названными ребятами. По завершению 1-го раздела требуется найти ключ к комнате со следующей важной информацией и т.д


  1.  АМ организации самостоятельной работы над темой

При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Для представления материала самостоятельной работы обучающихся используются такие методы как «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка», «Ульи», «Ажурная пила», «Визитные карточки», «Экспертиза», «Карта группового сознания», «Парный выход», «На линии огня»



сможет использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся.
Подготовка: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов, фломастеры, плакат, скотч.
Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано “Яблоня”, второе – “Лимонное дерево”. Ученикам раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.
Учитель предлагает ребятам попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются.

Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.

Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и

систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.


Метод «Солнышко и туча»

7Необходимые материалы: карточки с изображением солнышка и тучи для каждого ученика.

Проведение: дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, не уверенные – тучу.

Оценка результата: по количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников; по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволять планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме.

Метод «Мишка (ожидает) боится, что…»

Необходимые материалы: Мишка или любая другая большая плюшевая игрушка , стулья.



Проведение: Участники сидят в кругу, а с ними на стуле как участник сидит мишка. Участники по очереди берут игрушку и высказывают свои ожидания или опасения, начиная, например, так: Я – Мишка и, хотя я очень большой, я тоже иногда боюсь. А чаще всего я боюсь, когда нужно встречаться и работать с незнакомыми людьми. Во-первых, я боюсь… Или «Я Мишка и сегодня я ожидаю от занятия….»

Метод «Что у меня на сердце»

Подготовка: ученикам раздаются вырезанные из бумаги сердечки.

- Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое. Давайте определим с вами, когда и почему на уроке может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце, сейчас тяжело, и причины, отчего у вас на сердце легко.

В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно на уроке.



  1. АМ презентации учебного материала

Такие методы, как «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм», «Ковер идей», «Инсерт», «Золотой ключик», позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.

Метод «Инфо-угадайка»

Материал: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры.
Проведение: Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения.





Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.
Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются.
В конце презентации учитель задает вопрос, действительно ли им были затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не упомянутых аспектов темы. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них.
Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию. "Белые пятна" стимулируют - многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы.

Метод «Мозговой штурм»

Метод продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения задач.

«Учебный мозговой штурм» обычно проводится в группах численностью 5-7 человек.

Первый этап - создание банка идей, возможных решений проблемы.

Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые  предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент – до 15 минут.

Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить.

Третий этап - выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке.

Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников. Общим требованием, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!